Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Урок направлен на формирование умения опрееделять падеж имени существительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx42.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Склонение имен существительных

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;

- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;

- применять правило проверки пропущенной орфограммы в словах;

- закрепить умение склонять имена существительные по вопросам и опорным словам;

-  закрепить умение определять род имен существительных.

1. Орг. момент 

 Включение в деловой ритм.

- Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни побольше удач,

В экспедицию отправимся смело

В мир решения учебных задач.

-Определим деловой ритм нашей работы.

Думать-

- коллективно

Работать-

оперативно

Отвечать-

доказательно

Писать -

-старательно

- Хочу напомнить наш девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

- Запишем дату, классная работа.

        

-У вас на партах есть маршрутный лист,  который нам поможет в течение всего урока оценивать свои знания и указывает план работы на уроке .

2.  1.Орфографическая минутка

-(Записываем слова в тетради с комментированием  орфограмм)        (1- коммент-Лера, , я-на доске)

Б..рёзка,  солнышк...,  рука-руч.ка,   дру…

       Берёзка - безударная гласная е (словарное слово), парная согласная (проверочное слово - береза);

 солнышко - безударная гласная о;

друг – парная согласная в конце слова (проверочное слово - подруга).

- Пусть с вами рядом окажется ваш друг. Запишите его имя.

Если все слова написали без ошибок , то в маршрутном листе поставьте 2 балла.

-Что общего у этих слов? (Часть речи, ед. ч.)

Докажите.

-Что мы уже знаем об имени существительном?

Тест:

1.Имя существительное – это

А) это часть речи                         б) часть слова         в) часть предложения

2.Имя существительное отвечает на вопросы:

А) какая? Какие?           б) что делает? Что сделает?      в) кто? Что?

3. Имена существительные :

А) изменяются по числам     б) не изменяются по числам

4.имена существительные бывают:

А).собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевлённые.

Б) нарицательные, одушевлённые.

В) неодушевлённые, собственные.

Поменялись с соседом по парте и проверьте тест по ключу.

Верно-2 балл, внесите результат в оценочный лист.

-Зачитайте правило по тесту.

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы продолжим знакомство с  именами существительными и  выступим в роли исследователей. 

- Прочитайте девиз исследователя (читают дети):

Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень привлекательный.

Ты березке улыбнись,

Солнышку обрадуйся,

Руку другу протяни -

Вот и замечательно!

- Во втором четверостишие найдите имена существительные и сравните их с существительными, которые вы записали. Что заметили?

березка солнышко друг Миша

березке солнышку другу Мише  

-Какая часть слова изменилась? (изменилось окончание, форма слова )

4.Определение темы урока

- Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.

Вопросы:

  1. Главный член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)
  2. Гласная буква в сочетаниях «ча-ща» (А)
  3. Четвёртая  буква алфавита? (Д)
  4. В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)
  5. Какую букву парного согласного звука надо писать в словах гараж, багаж, морж, массаж, нет лыж (Ж)
  6. Гласная буква, которая пишется в слове «цирк». (И)

(ПАДЕЖИ)

Оценка: Получилось слово-1балл, нет – 0 б.

- Какова же будет тема нашего урока? 

 (ПАДЕЖИ   ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)

- Какова цель нашего урока?

- Что нам нужно, чтобы достичь цели урока?

4. Первичное закрепление

Определение падежей по слову  труд

Определить падеж имени существительного  труд 

  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • По труду о человеке судят.
  • Человек воспевает труд.            (подлеж.)
  • Человек трудом красен.
  •  Есть много пословиц о труде.

 -Получилась таблица падежей им. Сущ.

-Изменение имен  сущ.  по падежам называется склонение. Записать слово в тетрадь.

2. Учебник –с. 71 падеж вспомогат. слово,  вопрос.

Старинная шутка-запоминалка.

(Иван рубит дрова, Варвара топит печку.

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.)

Вопрос ставим от слова-командира  к слову-помощнику.

5. Запоминание падежей

-Сказка Мережинской «Откуда пошли названия падежей»(выступление ребят) (на слайде вопросы).

6. Физминутка «Свинья»

7. Работа в группе

1) Собрать кластер о правилах работы в группе

(проверка) –оценка  1 балл

2) выполнить задания карточки

Проверка: Кто закончит, проверка по кодификатору.

Оценка: 2 б.

3) вывести алгоритм определения падежей в словосочениии, в предложении

4) Группы у доски показывают свой  алгоритм и отчитываются : у одних схема, у других слова.

Оценка-3 б

9. Работа в паре по определению падежей (карточка)

Проверка по слайду

Оценка- 3 балла

10. Тест - итог

Проверка по кодификатору. 3 балла

11. Сценка о падежах

12.Подведение итогов

-Сколько падежей в русском языке? (6)

-Как называется И. п. (нач. форма слова)

-Каким членом предложения является И.п.? (подлежащее)

-Как называются остальные падежи? (косвенные)

13. Рефлексия

-Какую цель ставили на урок?

Итог урока:

Выполнили ли цель?  Справились с задачами урока?

14.Итог

Вот такие падежи …

А ты с ними подружись.

Будешь грамотно писать

И пятерки получать.

-Молодцы, ребята. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"

Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"...

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...