"Разделительной мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

смотр: Тема: «Разделительный мягкий знак» во 2 классе Классный руководитель: Тюлюш Азияна Борисовна Предметные цели: Формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком. Учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости. Формирование УУД. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); Выявлять и корректировать причины собственного затруднения; Коммуникативные: Осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; Работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение; Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; Регулятивные: Планировать решение учебной задачи; Уметь контролировать процесс и результат своей деятельности; Находить и исправлять собственные ошибки; Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям; Применять правила делового сотрудничества; Планируемые результаты: Правильное написание слов с разделительным мягким знаком. Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости. Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях. Уметь составлять предложения из слов. Ход урока I.Мотивационный этап У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними. Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!» Чистописание. Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании? Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать Как согласную читать. Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала) Запишите по образцу… Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища. II. Актуализация знаний Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы ( она не обозначает звука) Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак? Указывает на мягкость предшествующего согласного Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука. Словарная работа Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их. К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь. Что это за слова?(словарные) Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная) Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища. -Какую работу выполняет ь знак в этих словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного Значит, где пишется ь -показатель мягкости?) -Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие? -Хотите узнать? -Тогда за работу! III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. Давайте сейчас поиграем в игру «Назови предмет» -с его помощью мы покупаем новые вещи…………………….деньги -с ним легко бежать, кататься на льду……………………коньки -мать, отец и дети……………………………семья -это то, что остается после сруба деревьев……………..пеньки -близкие товарищи…………………………….друзья Скажите, чем можно объединить эти слова? (во всех словах есть мягкий знак) Между какими буквами они стоят? (между согласными и гласными, и между двумя согласными) - разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы? Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова. Так, что же случилось, когда мы убрали ь? (варианты ответов: слились с согласными, смягчились, разделились согласные от гласных) В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите. (Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости) А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите! 2) Постановка проблемного вопроса. Значит в чём затруднение? (не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь) Сформулируйте проблему ? (не знаем правило правописания слов с разд.ь.) Тема: Разделительный ь знак. ΙV. Открытие новых знаний. Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, узнать для чего он необходим. А теперь, все открыли книги, страница 31. Послушайте очень внимательно и читайте про себя правило вместе с диктором. Словарная работа. Полю (полоть)-улдурертир, чымчадыр Полью (поливать, лью, лить)- суггарар Солю (Соль)- дузаар Солью (сливать, лить)-кудар V.Физминутка. Вперед четыре шага Назад четыре шага Кружится, кружится наш хоровод Ручками похлопаем Ножками потопаем Плечики подвигаем А потом попрыгаем Я предлагаю вам провести исследовательскую работу. Попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах. Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с заданиями. Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень. а) прочитай слова, обведи ь кружочками; б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией; в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями; г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак? Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________) 4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске. Итак, что получилось? - Что дала проверка? - Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак. После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я. Проверим наше открытие, быстренько сделав тестирование. VI. Первичное закрепление Тестирование Раздать детям карточки с тестовым заданием Поменяйтесь тетрадями, и проверьте соседа. Игра «Приумножь слово» (резерв) с мячом Соловей- соловьи Воробей- воробьи Дерево- деревья Брат- братья Стул- стулья Перо- перья Друг- друзья VII.Рефлексия - Какое открытие мы с вами сделали на уроке? - Что узнали нового о Ь знаке? Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и, если при произношении слышится звук й после согласного Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь -Что было легко? Что было трудно? - Какое задание было самым интересным? - Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Выразите цветом на конвертах свою работу на уроке. -Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – конверт красного цвета. - Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – конвертом синего цвета. - Если не разобрались в теме, было не очень интересно – конверт желтого цвета. -Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути. Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу. VIII. Домашнее задание 1. Сложный уровень - Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разд.мягкого знака. 2. Средний уровень - Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разделительным мягким знаком 3. Базисный уровень - Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.56. - Ребята, домашнее задание вы выбираете сами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс

Тема. Разделительные твердый и мягкий знаки

Цели:

Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.

Развивающие. Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.

Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием схем; сравнивать, строить рассуждения.

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками; оценка действий партнера;

Регулятивные – постановка учебной задачи; контроль, коррекция; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные -  нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить  знаний о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.

Метапредметные:  

Регулятивные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать , проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация, сигнальные карточки у каждого ученика,  таблички-образцы каллиграфического письма, таблица, карточки для индивидуальной работы, разноуровневые задания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

           а) Открыли тетради . Записали число. Классная работа

Фронтальная работа (слайд 2)

     б) Объясни орфограммы:

Ука…ка –

Чес…ный –

Друз…я -

Ле…кий –

Звёз…ный –

           Индивидуальная работа

в)  Словарная работа.(за доской)

г…р..зонт

б..гаж

ш…фёр

к…мбайн

б…бл….тека

ж..лез..

к…л…ндарь

х…зя…н

к…стюм

к…никулы

(Проверка сигнальными карточками)

г)     Индивидуальная работа по карточкам

Восстанови деформированное предложение:

Готовились, гуси, отлёту, к, страны, лебеди, дальние, и, утки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни грамматическую основу.

 Выпиши однородные члены предложения. Составь схему.

________________________________________________________

 (отложите карточки на край парты. Мы проверим их позже)

  1. Самоопределение к деятельности

Переходим к минутке чистописания. Какие буквы будем писать узнаем, когда загадки отгадаем

Загадки:    1.Что за буква, кто узнает?

        Звука не обозначает.

        Перед   и, е, ё, ю, я

        Я в корнях стою , друзья?

                              2. Было сели  - стало съели,

                                          догадаться вы сумели?

                                          Почему случилось так?

                                           Кто виновник?    ( Слайд 3)

Это буквы Ъ и Ь знаки  ( образцы на доску)

Итак, минутка чистописания

ььь ъъъ ььь ъъъ ььь ъъъ

объя съе мья бьи льё вью

Запишите красиво. Внимание на осанку!

-- Ребята, кто догадался , какая тема нашего урока? (слайд 3)

Тема урока Разделительные ъ и ь знаки  ( слайд 4)

-- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?( слайд 5)

Цели:    -повторить правила употребления ъ и ь знаков;

               - научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.

  1. Работа по теме.

Работа с учебником

Первая цель- повторить правила употребления Ъ и Ь знаков. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах? (в учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых)

Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 64, найдите нужную информацию, покажите указочками

Рассмотрите таблицу  (с.64)

Работа в парах

  1. Задание. Внимательно прочитайте правила, когда пишется разделительныйЪ знак, когда разделительный Ь. Проанализируйте их, выделите в каких частях слова каждый знак ставится, сравните и составьте, нарисуйте 2схемы  - написание ъ и ь знаков. По схеме должно быть четко видно в какой части слова и при каких условиях пишется ъ или ь  

Свою схему изобразите на листочках. Подберите примеры слов на каждую схему. ( обсуждение ведем тихонько)

  1. Наиболее удачную вывесить на доску. Авторы расскажут по ней правило употребления знаков.
  2.  А теперь, посмотрите  на мою схему. Проверьте свою работу.

. Молодцы!  (слайд 6)

Задание   Используя  знания докажите какой знак нужно поставить, и какую работу выполняют знаки в каждом слове! (слайд 7)

Хорошо поработали. Надо отдохнуть.

  1. Гимнастика для глаз. Внимание на экран. Следим глазками. (слайд 8  -11  )

6.Закрепление

Отдохнули! А теперь возвращаемся к нашей теме. К изученному правилу.

Сейчас мы закрепим полученные знания в самостоятельной работе по карточкам.(слайд 12)

Работать мы будем  по разноуровневым карточкам:

Карточки синего цвета. (слайд 13)

Задание       

Запишите слова в тетрадь в 2 столбика. В один—слова с ь знаком, в другой – с ъ.

Варен…е, об…ясни, от…езд, л…ёт, ноч…ю, с…ел, вороб…и, об…явление, под…ехал

ь

ъ

Карточки зеленого цвета (слайд 14)

Задание.

Составьте словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь  через запятую. Вставленные буквы подчеркнуть.

Вкусное

с..едобный

под…ёмный

вз…ерошенный

дружная

варен…е

воробей

сем..я

гриб

кран

Проверка

Синие карточки - Самопроверка по экрану.  (слайд._). Самооценка  +   (слайд 15)

Зеленые карточки  проверяем устно   + - проверка –прочитать- обьяснить

 Поднимите руку у кого все правильно. +   Молодцы!

  1. Физминутка (слайд 16)

  1. Продолжение работы по теме

А теперь я хочу у вас уточнить  ---

 всегда ли между приставкой и корнем пишется ъ знак? (ответы детей)

Внимание на экран! Поиграем!!! Игра «Найди лишнюю тучку»

(слайд 17)

  1. Переходим к работе над предложением. (слайд 18)

Послушайте предложение. Запишите. (работа у доски)

Легкий ветерок потрепал золотые листья, сорвал их с деревьев и закружил в танце.

Резкий ветер срывает золотые листья  с деревьев, кружит их и бросает на голую землю.

- О каком времени года говорится в предложении?

Назовите признаки осени.

Придумайте свои предложения об осени.

Дети, которые работали по карточке над восстановлением деформированного предложения. Прочитайте.

10.Итог    Над какой темой работали?  Какие цели ставили?  Достигли ли их?

             «Микрофон» - какие задания выполняли? Какое было самым сложным? Какое было самым интересным? (слайд 19)

11  Дом. задание  - повторить правило, с.64; подобрать пословицы, поговорки с ъ или ь знаками (по желанию)(слайд 20)

  1. Рефлексия         Оцените свою работу на уроке!( слайд 21)
  2. Молодцы!  Всем спасибо за работу! (слайд 22)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...