КИМ по русскому языку 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительный материал по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 класс
Диктанты
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умений производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Оценки:
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове;
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строе, а другая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания:
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
«4» - ставится, если ученик правильно выполнил не менее ¾ заданий.
«3» - ставится, если учение правильно выполнил не менее ½ заданий.
«2» - ставится, если учение не справился с большинством грамматических заданий.
Русский язык 4 класс.
Входная контрольная работа № 1 Диктант
Защитники леса
Ранним утром школьники входят в березовую рощу. Стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днем жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского
жука. Она живет в земле и объедает корни деревьев. Защитите лес от вредителей!(64 слова)
Слова для справок: не поймаешь, цепенеет, личинка; обратить внимание на правописание безударных окончаний.
Грамматические задания:
- Разберите слова по составу:
Походка, моряки, маленький, мост.
- Вспомнить, на какое правило записаны эти слова. Записать слова, разделяя на два столбика:
Мыш…, луч…, ноч…, малыш…, полноч…, помощ…, плащ…, мяч….
- Выпишите 1-е предложение:
Ранним утром школьники входят в березовую рощу.
Подчеркнуть главные члены предложения; у имен существительных обозначьте падеж, число, род.
Диктант № 2 по теме «Предложение»
Зайчик.
Зайчик родился летом, у него сразу были открыты глаза. Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. Зайчиха приказала зайчонку лежать тихо и никуда не бегать, а сама ушла за кормом. Малыша кормила родная мать и другие зайчихи. Скоро зайчик окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу. Он познакомился с птицами и лесными зверьками. В густой траве и кустах зайчик прятался с птицами и лесными зверьками. Так зайчишка жил и не тужил, а затем наступила осень. (по Г. Скребицкому) (78 слов)
Грамматические задания:
- Найдите сложное предложение и разберите его по частям речи и членам предложения.
- Выпишите из предложения три слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.
- Выполните фонетический разбор слова мать.
Диктант № 3 по теме «Части речи» (за 1 четверть)
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов)
(По И. Соколову – Микитову)
Слово для справки: краснеет, объятые.
Грамматическое задание
- Выписать предложение: вариант 1 – с однородными членами, вариант 2 – сложное.
- Разобрать слова по составу: вариант 1 – ранняя, подберёзовики, грустно, вариант 2 – холодная, подосиновики, медленно.
- Сделать звуко – буквенный разбор слова: вариант 1 – дуб, вариант 2 – гриб.
Диктант № 4 по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных».
Яшка.
На старой пихте рядом с избушкой живёт коршун Яшка.
Для Яшки я ловлю мелкую рыбу. Наловлю целую банку и высыпаю в траву. Коршун слетает с верхушки пихты, радостно и пронзительно кричит.
Однажды я один остался в избушке. Сидел на поваленной берёзе и рисовал. Рядом стояло ведро с хариусом для ухи. Яшка вдруг слетел с дерева, уселся на край ведра и стал клевать хариуса.
(По Ю. Ковалю) (63 слова)
Грамматические задания:
- Выпишите из текста два словосочетания с именем существительным, поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите падеж имени существительного.
- Разберите как часть речи слова:
1 вариант - по тропинке, 2 вариант – в тетради.
- Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
Диктант № 5 за первое полугодие
Лес.
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары. (69слов)
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.
Грамматическое задание
- Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
- Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа. Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
- Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – вредителей,
вариант 2 – гусениц.
- уровень.
Диктант № 6 по теме «Имя прилагательное».
Дятел.
Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у него большие, когти цепкие.
Наступила холодная и голодная зима. Нашёл дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку, выбирает из неё семечки. Некоторые семечки он роняет на землю. Пройдут годы, около зимней столовой вырастут молодые деревья.
Берегите, ребята, лесных птиц! (По Д. Горлову) (65 слов)
- уровень.
Новая школа.
Таня с Алёнкой пошли в новую школу. Светлое поле лежало по сторонам деревенской дороги. В поле было уже пусто. Хлеб убран, жёлтая стерня слабо блестела на солнце. А за полем стоял нарядный сентябрьский лес.
Дорога спустилась в зелёный овражек. А когда поднялась на горку, стало видно новую просторную школу. Вот она стоит на зелёной луговине и блестит на солнце большими и чистыми окнами.
(По Л. Воронковой) (63 слова)
Грамматические задания:
- Найдите в тексте одно предложение с однородными членами и разберите по членам предложения.
- В предложении укажите род и падеж имён прилагательных и имён существительных.
- Словосочетания поставьте в родительный, дательный и предложный падеж единственного числа.
Диктант № 7 по темам «Местоимение»
- Прослушайте текст, а затем его озаглавьте.
Январским утром в город приехал новый житель и поселился на окраине. Это был сухонький, маленький старичок. Его никто не знал. Он не занимался ремеслом. Рассказать о его жизни было нечего.
Весной незнакомец разбил перед домиком клумбы, посадил редкие сорта цветов. Очень хорошо было у него летом! К нему начали ходить ребята. Он рассказывал им интересные истории, показывал старинные монеты. Их он собирал давно. Скоро дети и старик стали неразлучными друзьями. (70 слов)
Грамматические задания:
- Выпишите три словосочетания с личными местоимениями. Укажите падеж и начальную форму.
- Разберите по членам предложения. 1 вариант.
Хорошо было у него летом! Он рассказывал им интересные истории, показывал старинные монеты.
2 вариант.
Январским утром в город приехал новый житель и поселился на окраине. К нему начали ходить ребята.
-Выпишите три словосочетания с именами прилагательными, укажите, в каких падежах они стоят.
Диктант № 8 по теме «Глагол». (за 3 четверть)
1 уровень.
Лесные жители.
Не всякого лесного жителя ты сможешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.
И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.
Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье. (90 слов)
2 уровень.
Полярный день.
С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.
Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.
Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке. (82 слова)
Грамматические задания:
1.Выпишите 3 глагола из текста, рядом запишите в неопределенной форме. 2.Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
- *Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Диктант № 9 по теме «Правописание личных окончаний глаголов».
- уровень.
Волга – кормилица.
Близка река Волга всем россиянам. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. Под Сталинградом разбили фашистов.
Называют Волгу рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?
На Волге я Ярославле и Тольятти машины выпускают. Вниз по реке плывут пароходы, проносятся суда на подводных крыльях.
На самоходных баржах везут вниз по Волге легковые и грузовые машины, пшеницу, нефть, сборные дома, станки и рыбу.
Перегородили Волгу большие плотины. Волга даёт электрический ток нашей стране. (77 слов)
- уровень.
Вечер в лесу.
(По С.Баруздину)
За вершинами леса скрылось солнце. Дышит и оживает земля. Пахнет весенними почками. Показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. Заливаются звонкой трелью соловьи в густых деревьях. На вершине старого дуба воркует голубь. Глухо турлычат в прозрачных весенних лужах лягушки. Пролетают над лесом дикие утки.
Страшно ухнул и захохотал филин. Ниже спускается весенняя прохладная ночь. (54 слова)
(По Е. Серовой)
Грамматические задания:
- Выпишите из текста пять глаголов, разберите их по составу, рядом запишите их в неопределённой форме.
- Проведите морфологический разбор глаголов дышит, пахнет.
- Последнее предложение текста диктанта разберите по частям речи, членам предложения, выпишите словосочетания с вопросами.
- уровень.
Итоговый контрольный диктант № 10
Мальчик.
В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его голова была откинута назад. Лицо было покрыто царапинами, синяками. От яркого света фонарика мальчик проснулся, вскочил. Его глаза дико блеснули. Он выхватил из-под себя гвоздь. Егоров перехватил горячую руку мальчика и закрыл ладонью ему рот. Мальчик заметил, что рядом с ним русские. Радостная улыбка вспыхнула на лице, и он сказал только одно слово – «наши» - и потерял сознание. (81 слово)
Слова для справок: фонарик, из-под. (В последнем предложении объяснить постановку знаков: тире и кавычек).
- уровень.
Чёрное золото.
Ты знаешь, что такое золото? Это драгоценный металл жёлтого цвета. А слыхал ты про чёрное золото? Чёрным золотом называют нефть.
Без нефти остановились бы на дорогах автомобили, в полях – тракторы, не плавали бы красивые корабли, не ездили бы тепловозы, не летали бы быстрокрылые самолёты. Машины, корабли и тепловозы движутся, работают благодаря нефти. Много полезных вещей даёт людям нефть.
Нам нужны целые моря нефти. Пройдут годы, и мы будем добывать чёрного золота во много раз больше, чем сейчас. А учёные смогут из неё изобрести много нужных и полезных предметов.(88 слов)
Грамматические задания:
- Найдите в тексте предложение с однородными членами предложения и разберите его по частям речи и членам предложения.
- Выпишите 2-3 словосочетания имени существительного с прилагательным, определите падеж, склонение имён существительных.
- Выполните фонетический или морфологический разбор слова (по выбору ученика).
- Выпишите 3-4 слова и разберите по составу.
Словарные диктанты
Оценки:
«5» - безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена одна ошибка или 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» - за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
Словарный диктант №1. (Входной)
Впереди, правительство, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, коллекция, пассажир, жёлтый, костёр, хозяйство, народ, автомобиль.
Словарный диктант №2. (за 1 четверть)
Вчера, потом, комбайн, командир, шоссе, самолет, жилище, агроном, везде, гореть, революция, около, календарь, горизонт, богатство.
Словарный диктант №3. (за 2 четверть)
Берег, издалека, шестнадцать, интересный, адрес, вокзал, инженер, директор, восемь, килограмм, электричество, медленно, электровоз, семена, хлебороб, аккуратно.
Словарный диктант №4. (за 3 четверть)
Электростанция, Россия, расстояние, километр, металл, двенадцать, шофёр, вагон, свобода, победа, экскурсия, корабль, желать, оборона, одиннадцать, назад.
Словарный диктант №5. (за год)
Газета, налево, направо, чёрный, путешествие, космонавт, слева, справа, аккуратно, сверху, снизу, портрет, салют, сверкать, до свидания, дорога, интересный, богатство.
Контрольное списывание
Контрольное списывание, как и диктант – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценки:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» - за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
Контрольное списывание (входной)
Цель:проверить умение учащихся внимательно списывать текст, сверять написанное с образцом.
Белка и лиса.
Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила старую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мертвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Тогда белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Но охота не удалась. Белочка чуть не очутилась в зубах хитрой лисицы.
(64 сл.)
Контрольное списывание №1 (за 1 четверть)
Цель: проверить навыки списывания.
Неудачная охота.
Охотник шёл на лыжах по следам кабанов. Следы вели с поля в лес. И как только охотник подошёл к опушке, его заметила с дерева сорока. Она громко застрекотала. В лесной чаще сорочий крик быстро подхватили другие птицы. И такой треск пошёл по лесу, что охотник издали его услышал. Со злости он повернул лыжи - и домой. Теперь тут не место охоте! С таким криком разве можно подойти близко к зверю и к птице?
(74 сл.)
Контрольное списывание №2
(за 2 четверть)
Цель:формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.
Гнездо ласточки.
Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда. Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился. Но что это? Вдруг примчалась целая стая птиц. У каждой птицы в клюве был кусочек земли. Они быстро стали закрывать отверстия в гнезде. Пленник поднял крик. Мы принесли лестницу и открыли отверстие. Воробей вылетел стрелой. А ласточка вернулась в свой дом и звонко запела.
(75 сл.)
Контрольное списывание №3
(за 3 четверть)
Цель: проверить навыки списывание.
Весна идет.
Светает. Луч весеннего солнца пробежал по верхушкам деревьев и скрылся в лапах старой ели. Снег потемнел. На лесной опушке показались рыжие проталины. Это апрельские веснушки. С каждым днём их становится всё больше и больше.
Оживает лес. Вылезают из зимних норок зверьки. Лапка за лапкой вьются их следы на снегу. Стали слышны радостные голоса птиц. Вот пролетели клесты, снегири, зяблики. Маленькая птичка скачет от ветки к ветке. Не боится теперь она холодов. На сосне заработал дятел. Он оповещает лесных жителей о приходе весны.
(82 сл.)
Контрольное списывание №4
(за год)
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написание орфограмм в словах.
Скворцы.
Весна выдалась дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых – скворцов, милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути!
Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места.
Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона.
(96 сл.)
Контрольные тексты (вариант 7.1) Тексты контрольных списывании.
Контрольное списывание (Входной)
За грибами.
Были тёплые, но дождливые дни. Боря и Юра пошли в рощу за грибами. После дождей всегда много грибов. В лесу тепло и сыро. Под ногами ковёр из листьев. Вот и первые грибы! Из травы выглянули рыжики. У корней ели нашли мальчики белый гриб и много сыроежек.
(46сл.)
Контрольное списывание № 1 (1 четверть) Поздняя осень.
Конец октября. Кончилась золотая осень. Деревья сбросили свой яркий наряд. В лесу стало пусто и светло. Потемнела опавшая листва. Засохли, побурели листья цветов и трав. Черника сбросила листву, торчат только зелёные прутики. Не узнать ландыш. Его листья стали прозрачными. А на тонких стебельках, где весною белели душистые цветы, теперь краснеют горошинки плодов.
(52 сл.)
Контрольное списывание № 2 (2 четверть) Ель.
Еловый лес сумрачный. В таком лесу стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные ёлочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идёт от ёлки. Как украшают такие ёлочки любимый детский праздник.
Ель - очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.
(59 сл.)
Контрольное списывание № 3 (3 четверть)
Утро.
Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело. Щёчки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждёт его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки, он не даётся, шалит, болтает ногами.
Наконец удалось ей поднять его на ноги. Она умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери.
(58 сл.)
Контрольное списывание № 4 (за год) Цветы леса.
Я очень люблю простые лесные цветы. Ранней весной мы ходим в лес, любуемся первыми цветами. На радостную улыбку весны похожи простые и милые подснежники. Болотным мхом и глухим лесом пахнет скромная кислица.
Как хороши её цветы! У самой тропинки золотыми пуховками цветёт ивовый куст. Подойдёшь ближе и заметишь свежую золотую пыльцу.Жужжат над цветущими кустами пчёлы и шмели. У лесного оврага цветут ландыши. Лесные цветы напоминают мне далёкое детство.
(69 сл.)
Тексты для диктантов (вариант 7.1) Входной диктант № 1
Поздняя осень.
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
(53 сл.)
Слова для справок:кочаны, усыпано.
Грамматическое задание:
- Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
- Выписать из текста слово с безударной гласной в корне, подобрать проверочное слово.
Диктант № 2 по теме «Предложение».
Ночь.
Мы подъехали к озеру порыбачить. Местность нам хорошо знакома. Мы готовились коротать ночь у костра. Набрали сухих сучьев, кореньев. Костер жарко пылал. Много звуков в ночном лесу. Вот легкими прыжками пробежала в темноту зверушка. Это ласка. Подала голос утка. Шмыгнула под валежник мышь. Я долго не мог уснуть. Наступило туманное утро. Пора за дело, удочки уже готовы.
(58 слов)
Слова для справок:коротать.
Предупредить учащихся о постановке запятой в последнем предложении.
Грамматическое задание:
- Разбери по составу слова (используя памятки): ЗВУКОВ, УДОЧКИ, ТУМАННОЕ
- Подбери однокоренные слова:
УТРО, НОЧЬ
В 5 предложении выдели главные члены предложения.
Диктант № 3 по теме «Части речи» (за 1 четверть)
Урожай.
Наступила осень. Стоит ненастье. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди снимают с полей и огородов.
Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, петрушку. Остается на полях капуста.
В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена.
(60 слов)
Слова для справок:снимают, очередь, петрушка, отобранные.
Грамматическое задание:
- Заполни пропуски:
ТРАВИНКА –...слогов, ...гласн., ...согл.
- Разбери по составу, используя памятки: ХОЛОДНЫЕ, КОПАЮТ, ОГУРЦЫ
- Определи падеж существительного: ВЫДЕРНУЛИ МОРКОВКУ
УВЕЗЛИ С ПОЛЕЙ
В 4 предложении выдели основу и подпиши части речи.
Диктант № 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Солнце.
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
(69 слов)
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной.
- Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.
Диктант № 5 по теме «Имя существительное» (за 2 четверть)
Лесная красавица.
Еловый лес сумрачный. Под тенью высоких елей всегда темно. Колючие лапы елей сильно царапают лицо и руки. Вдоль лесной опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый детский праздник.
Ель –очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей.
(63 слова)
Слова для справок:древесина, вдоль, рояле, укрываются.
Грамматическое задание:
- Укажи склонение, падеж и существительных: ОТ ЕЛКИ, В ЕЛЬНИКЕ
- В последнем предложении укажи части речи; подчеркни главные члены предложения.
- Назови и запиши одним словом:
ЕЛЬ, СОСНА –............. . СКРИПКА, РОЯЛЬ – ……… .
Диктант № 6 по теме «Имя прилагательное».
Колючая красавица.
Пожелтела листва на березе. Опадают пожелтевшие листочки осин. Только
елочка не роняет иголок. Елка меняет наряд постепенно. Для этого елке нужно около девяти лет. До поздней осени не спит колючая пушистая красавица. В зимнюю пору елочка засыпает. Тяжелые снежные комья не ломают у елки гибких ветвей. В белой шапочке и белом шарфике выглядит она нарядной. Зимой в ельнике тепло. В нем ночуют птицы. Почувствует елочка приход длинного, весеннего дня и оживет.
(72 слова)
Грамматическое задание:
- Подбери к данным словам противоположные по значению:
ПОЗДНЯЯ –................., БЕЛЫЙ –...................ВЕСЕННИЙ ,
ТЯЖЕЛЫЙ –.....................
- В последнем предложении найди главные члены предложения и подчеркни их. Выпиши из предложения прилагательные с существительными, с которыми они связаны.
Диктант № 7 по теме «Местоимение»
Где же приятель?
Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся.
Куда девался его новый приятель?
(72 слова)
Грамматическое задание:
- Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
- Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.
Диктант № 8 по теме «Глагол» (за 3 четверть)
Цветёт черёмуха.
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю.
Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.
(66 слов)
Слова для справок:аромат, замер, боятся.
Грамматическое задание:
- Указать время глаголов.
- Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
- Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.
Диктант № 9 по теме «Правописание личных окончаний глаголов»
Вспомним лето.
В зимние дни я часто вспоминаю лето. Летом мы отдыхали на берегу Черного моря у бабушки Наташи.
Утро. Встает солнце. Его лучи скользят по поверхности воды. Мы шли к морю. Я подбежал к лодке и оттолкнул её от берега. Мы поплыли к большим камням. Вода была чистая, прозрачная. Лодку оставили около пристани.
Вечером по извилистой тропинке мы возвращались домой радостные и довольные. На белой скатерти стола нас ждал ужин.
(70 слов)
Слова для справок: часто, отдыхали, оттолкнул, довольные
Грамматическое задание:
- Восьмое предложение разобрать по членам, указать части речи.
- Разобрать слова по составу: у бабушки, вечером, зимние, побежал
- У имен существительных в седьмом предложении определить падеж.
- Выполнить фонетический разбор слова: лодку (л о т к у)
Итоговый контрольный диктант № 10
Весной.
Хорошо весной в лесу. На солнце березы распускают клейкие листья.
Среди берез темнеют ели. Воздух чистый и легкий. Пахнет листом и прелой землей. Белые пушистые цветы издают аромат. Расцвела черемуха. В прудах и озерах раскрываются крупные желтые цветы. На полях зеленеют всходы. По берегам рек и болот поднялась осока. На воде появились жуки. Полетели голубые стрекозы. Приятно отправиться на рыбную ловлю. Подойдешь к реке с удочками, сядешь на берегу, закинешь удочку и ждешь. Но рыба съела приманку и уплыла.
(80 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Второе предложение разбери по членам предложения и укажи части речи.
- Укажи род, число, падеж у существительного, разбери по составу глагол. ПАХНЕТ ЗЕМЛЕЙ
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребѐнка. Оценка «1», «2» не ставится в журнал.
Наиболее распространенным методом оценки знаний по всем учебным дисциплинам является тестирование. При подборе тестовых заданий педагогу следует включать в работу задания базового уровня, исключая задания повышенного уровня. Оценивать выполнение тестовых работ следует по таким критериям :
«5» - не менее 90% (от всей работы)
«4» - 75 – 89%
«3» - 45 – 74%
Оценка «2» не ставится
При оценке письменных работ по предмету русский язык и развитие речи следует руководствоваться следующими нормами:
3-4 классы - оценка «5» ставится за работу без ошибок;
- оценка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;
- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - семью ошибками;
- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребѐнка.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-3 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-3) фактические и речевые неточности, 1-3 орфографические ошибки, 1-3 исправления.
«З» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-4 предложений, беден словарь, 3-7 орфографических ошибки и 1-3 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, более 8 орфографических ошибок, 3-6 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-3 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-3) фактические и речевые неточности, 1-3 орфографические ошибки, 1-3 исправления.
«З» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-4 предложений, беден словарь, 3-7 орфографических ошибки и 1-3 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, более 8 орфографических ошибок, 3-6 исправлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....
