УРОК «ПОИГРАЕМ с ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»
план-конспект урока по русскому языку

Жунусова Наталья Александровна

Учащиеся научатся находить имена прилагательные в тексте; понимать их роль в речи, опознавать имена прилагательные по их значению по признаку; подбирать имена прилагательные слова, близкие и противоположные по смыслу; работать над закреплением словарных слов и значением непонятных слов, оценивать себя и других, работать фронтально и в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_priznaki_prilagatelnogo.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК «ПОИГРАЕМ с ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»

Цель: проверить знания об имени прилагательном, его роли в речи

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся научатся находить имена прилагательные в тексте; понимать их роль в речи, опознавать имена прилагательные по их значению по признаку; подбирать имена прилагательные слова, близкие и противоположные по смыслу; работать над закреплением словарных слов и значением непонятных слов, оценивать себя и других, работать фронтально и в парах.

1.Организационный момент:

Я желаю вам с утра

Много света и добра.

Мы до света дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Поздоровались  ладошкой

Помахали ей немножко.

А теперь вперёд за парту,

И придвинем себе карту.

2.Актуализация знаний.

Ребята, перед вами маршрутная карта, по которой нам необходимо пройти весь урок. Как обычно, начнём со словарного диктанта.

Перед вами «сыр да бор»

Буквы все наперекор

Как назло,  в словечки встали –

Вы, надеюсь их узнали?

ГАДОРО – дорога

РЕДЕВНЯ – деревня

ССЕШО – шоссе

РОСТБЫ – быстро

ШИНАМА – машина

ОМЕТР – метро

Ну, это всякий может. А вот это слово вы угадаете?

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (ОБЛАКО)

Найдите, какое слово здесь лишнее и почему? Какое одно слово обьединяет все слова? (странствие, поездка, путешествие)

Поэтому сегодня мы будем путешествовать  в огромную страну – страну ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и повторим всё, что мы о нём знаем. А раз мы будем путешествовать , то что выберем для путешествия?

Эй,ямщик, запряги нам карету

И запрыгивай на облучок,

Помоги нам скорей в теме этой –

Чтоб прошел интересней урок.(хоровое чтение)

3.Самоопределение к деятельности.

Итак, мы проезжаем через просторы нашего времени и видим огромный камень: на котором написано: на первый вопрос ответишь –придётся на второй отвечать, на второй вопрос ответишь – третьего не миновать. На все три вопроса ответишь – так и быть, покажем дорогу в страну ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

  1. На какие  вопросы отвечают имена прилагательные?
  2. Что обозначают имена прилагательные?
  3. Какие различные признаки могут обозначать прилагательные?

Молодцы! С этими заданиями мы справились. И вот на камне другое задание: посчитай и запомни все прилагательные в маршруте. Готовы? Будьте внимательны!

 Дорога будет долгая и длинная. Сначала мимо зеленого соснового бора, потом – мимо глубокого голубого озера. Потом – широкий луг. На нем будут пестреть золотые одуванчики. А как проедете через деревянный мост – там и будет царство прилагательных. Сколько прилагательных вы встретили в тексте? (9 прилагательных)

Итак, мы вьехали в страну Прилагательных. Перед нами главные ворота в город. Но здесь часовой стоит. Ему очень скучно. Ведь уже целый год никто не вьезжал и не выезжал из города. А давайте его развеселим и он, я надеюсь, нас пропустит.

4.Физминутка.

А вы знаете, что под

А вы знаете, что мо

А вы знаете, что рем

Что под морем-океаном

Часовой стоит с ружьём.

Не с дубинкой,

Не с метлою,

А с заряженным ружьём.

НЕТ!НЕТ!НЕТ!НЕТ!

ВРЁШЬ! ВРЁШЬ! ВРЁШЬ! ВРЁШЬ!

Ну, с дубинкой, ну, с метлою,

Ну ещё туда-сюда,

А с заряженным ружьём

Это просто ерунда!

  1. Обобщение пройденного.Работа со сравнением предметов с помощью прилагательных.

Конечно, мы проезжаем и видим прекрасный дом.. Сравните его по смыслу с помощью прилагательного и другого существительного по образцу     Небо чистое, как озеро.

Сад ………, как …..

Цветы …….,как

Трава ….., как …

Бабочки…..,как

5.Обобщение пройденного. Работа с загадками – выбор подходящих по смыслу прилагательных.

Сидит у окна женщина,  плачет и говорит: «Рада бы я вас встретить, гости дорогие. Да только горе охватило наше  семейство. Появилась в нашем доме девочка, такая маленькая, как семечко, и вот надо же !

 Унесла её жаба в болото своё,

 Уж и осень прошла, стаял снег,

Коль сумеете вы отыскать мне её –

То оставим вас в царстве навек!

Ребята, вам это ничто не напоминает? Как звали Девочку? В какую бы книгу вы поместили это литературное произведение?

Поможем несчастной женщине? Обратимся в бюро находок, найдём свидетелей кражи. И для этого нам не обойтись без прилагательных, ведь речь пойдёт об описании предметов.

Вставьте в загадки подходящие по смыслу прилагательные так, чтобы в бюро находок быстро свидетелей кражи Дюймовочки. Для каждого варианта будут разные загадки. Итак, время не ждёт.

У Мышонка есть сестра

Прозорлива и  быстра

Шуба серая на ней

Хвост и толще и длинней.

Это кто под нашей крышей

Маленький слепил домишко

Из окошка уже слышен

Чей-то звонкий голосишко

Белые подкрылки,

Бархатная спинка.

В мае начинает лёт

И жужжит, как самолёт.

Я живу под землёй в темной норке

Шубка серая, маленький рост,

Мои чёрные глазки так остры

И верёвочкой тоненький хвост.

Кто с рожденья под землёй

Неуклюжий и слепой

Роет он подземный ход.

Тот зверёк зовется крот.

Итак, свидетелей кражи мы нашли! К кому пойдем первыми? Конечно, к майскому жуку. Он интересуется, а знаете ли вы, что такое синонимы. Подберите в своем маршрутном листе к каждому прилагательному синонимы.

Проверка. Оценивание себя сигнальными карточками.

Майский жук одобряет нашу работу и называет следующего свидетеля преступления. Кто это? Верно, полевая мышь. Она тоже хочет вас проверить: а знаете ли вы, что такое антонимы. Подберите к каждому прилагательному антонимы.

Проверка. Оценивание себя сигнальными карточками.

Следующий герой нашего расследования – крот. Крот – очень умное животное, математически подкован, хорошо ориентируется в накоплении денег, очень расчётен. Когда Дюймовочка пропала, он решил поинтересоваться, почему у неё было такое странное имя.

Прочитайте текст. Много ли в нём прилагательных? Это текст описание? Это текст-повествование? А что же это? Верно, это научно-познавательный  текст. В нём очень много фактов. Какой факт вас больше всего заинтересовал? А вам хотелось бы побывать таким маленьким? Почему?

Вот  крот и говорит: «Дюймовочка всю зиму ухаживала за ….Как только наступила…, улетела она вместе с ней, а куда не знаю.

Мы отправляемся к ласточке. Ласточка предлагает нам следующее задание- поработать с пословицами.

Ребята, а чем заканчивается сказка.  Давайте откроем упражнение в  у чебнике и прочитаем отрывок из сказки. Найдите все прилагательные в тексте. Зачеркните их простым карандашом. Попробуем прочитать текст без пилагательных. Что же у нас получилось. Интересным ли стал текст? Давайте же сделаем вывод: для чего необходимы прилагательные в речи?

Итог урока

Делают текст более интересным, красочным….

Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. И сказка закончилась очень хорошо: Дюймовочка нашла прекрасного эльфа и создала с ним счастливую семью. Ребята, а как вы думаете: это важно, чтобы у каждого человека была семья?

У каждого из нас есть семья – наша защитница и оборона. Так как мы её не вышли из страны прилагательных, опишите свою семью. А кто может описать свою маму или папу?

Творческая работа по составлению рассказов об одном из членов своей семьи.

Оценивание себя с помощью сигнальных карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода

Тема урока: Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Цели:развивать умение распознавать падежи  имён прилагательных, формировать навык правописания окончаний прилагательных ...

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1)       Образовательная – систематизировать знания у...

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

Новикова Н.Н.,учитель начальных классов,МБОУ Гимназия № 5 г.Белгорода Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Конспект урока "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ЯЗЫКЕ. ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ И КАК ОБРАЗУЮТСЯ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ? " Школа России 4 класс

Тип урокаОбобщение и систематизация знанийПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами образования имен прилагательных; учить образовывать однокоренные имена прилагательные от им...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...

Конспект урока русского языка «Прилагательные – синонимы и прилагательные - антонимы» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений правильно употреблять имена прилагательные в речи;  формирование представления о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах...