Конспект урока "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ЯЗЫКЕ. ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ И КАК ОБРАЗУЮТСЯ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ? " Школа России 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления со способами образования имен прилагательных; учить образовывать однокоренные имена прилагательные от имен существительных; совершенствовать умение находить в тексте имена прилагательные; способствовать повторению изученного о роли имен прилагательных в речи (выделительной, описательной, оценочной), о грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся со способами образования имен прилагательных; научатся образовывать однокоренные имена прила-гательные от имен существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имен прилагательных в речи (выделительную, описательную, оценочную); указывать грамматическое значение имен прилагательных; называть морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ЯЗЫКЕ.
ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ И КАК ОБРАЗУЮТСЯ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления со способами образования имен прилагательных; учить образовывать однокоренные имена прилагательные от имен существительных; совершенствовать умение находить в тексте имена прилагательные; способствовать повторению изученного о роли имен прилагательных в речи (выделительной, описательной, оценочной), о грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся со способами образования имен прилагательных; научатся образовывать однокоренные имена прила-гательные от имен существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имен прилагательных в речи (выделительную, описательную, оценочную); указывать грамматическое значение имен прилагательных; называть морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; |
Окончание табл.
Образовательные ресурсы | 1. Байкова, Т. А. Словарь ударений. Как правильно произносить слова? 1–4 классы [Текст] / Т. А. Байкова. – М. : АСТ-Пресс, 2011. 2. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gramota.ru 3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008. 4. Пособие по орфографии русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://yamal.org/ook 5. Руднева, А. В. Словарь-справочник школьника. Русский язык. 1–4 классы [Текст] / А. В. Руднева. – М. : Эксмо, 2010. 6. Русская грамматика [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://rusgram.narod.ru 7. Русская фонетика [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fonetica.philol.msu.ru 8. Таблицы по русскому языку в электронном виде [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.it-n.ru 9. Узорова, О. В. Таблицы по русскому языку для начальной школы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2012. 10. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов [Текст] / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Дрофа, 2004. 11. Электронные плакаты, презентации (электронный учебник) по русскому языку. 1–4 классы [Электронный ре- 12. Этимологический словарь Фасмера [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vasmer.narod.ru |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала | Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Ребята, прочитайте девиз нашего урока. – Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке | Сообщают о готовности к уроку. Определяют И вновь урок мы начинаем, Все знанья сами открываем, К вершине знаний держим путь, Поэтому активным будь. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным | Слушать в со-ответствии |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (учебник, | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу – Проверьте по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли произносят данные слова ваши знакомые. – Под правильностью речи понимают соответствие ее языковой структуры принятым в данное | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Для существительных – названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание -ов (апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т. д.). | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в со-ответствии |
Минутка | Проводит минутку чистописания. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. | Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки несколько раз. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
А потом они в тетрадке Будут элемент писать. – Прочитайте буквы, записанные на доске. Расположите их в алфавитном порядке. – Какая буква встречалась чаще других? – На минутке чистописания мы будем упражняться в письме буквы «с», вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами. – Прочитайте слова. – Как называются такие слова? | Читают буквы. С Р О П Ж С А Я М К У С – Буква «с». Выполняют чистописание. сСс сад садовый садовник – Однокоренные. | Дополнять, уточнять | |
Работа над словами с непро- | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадки. Это что за зверь такой Пробежал по мостовой? На ногах его резина, А питается бензином. Он рычит, клубится пыль. Что за зверь? (Автомобиль.) | Записывают словарные слова в индивидуальный словарик. | |
Высоких деревьев длинней, Травиночки маленькой ниже. С ней дали становятся ближе И мир открывается с ней. (Дорога.) Неживая – а идет, неподвижна – а ведет. (Дорога.) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. Ресурсный материал (РМ), Приложение.) | |||
III. Сообщение темы урока. Определение | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Отгадайте загадку: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! – Какая часть речи может о себе так сказать? – Какую роль выполняет имя прилагательное – Почему имя прилагательное имеет такое название? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять…** | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, – В загадке говорится об имени прилагательном. – Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает. – Имя прилагательное присоединяется, «прилагается» к имени существительному и обозначает его признак. Определяют задачи урока: уточнить роль имен | Принимать и сохранять учебную цель Анализировать, находить общее и различия, делать Осознанно |
IV. Объяснение нового | Организует работу по теме урока. Объясняет | Выводят языковые закономерности, лежащие | Осуществлять анализ объектов. Договари- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Наблюдение над языковым материалом. | – Сегодня мы не только повторим все известные нам сведения о прилагательных, но и, анализируя тексты, определим роль имен прилагательных – Говоря о каком-либо предмете, мы всегда стараемся описать его, определить и назвать его качества. Сделать это нам помогают имена прилага- – Составьте из следующих словосочетаний определение имени прилагательного. а) отвечает на вопросы «какой?», «чей?»; б) обозначает признак предмета; в) самостоятельная часть речи. – Дайте определение имени прилагательного. – Прочитайте слова на слайде. По какому признаку разделены слова на две группы? новенький соловьи праздничное настроение голосистые костюм душистая смородина | в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. – Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». – Данные слова разделены на группы по принадлежности к частям речи: имена прилагательные, имена существительные. | ваться и приходить к общему мнению при |
– Образуйте из этих слов словосочетания и запишите их в тетрадь. – Почему вы соединили слова именно так? Что заметили, выполняя это задание? | Записывают словосочетания. Новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи. – Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Дополните именами прилагательными предложение «Вечером на небе светит луна». – Сравните оба предложения. Изменился ли смысл? | Дополняют предложение именами прилагатель-ными. Осенним вечером на небе светит яркая луна. – Смысл предложения изменился, стало понятно, в какое время года происходит то, о чем говорится. Предложение стало красивее, ярче. Имена прилагательные уточнили смысл предложения. | Аргументировать свою | |
Работа по учебнику (упражнение 1) | Организует работу по учебнику. – Прочитайте стихотворение А. Фета. Картину какого времени года рисует поэт? Как он называет эту картину? Подберите синоним к слову «чудная». – Будьте внимательны. Важно различать слова «чудный» (удивительный по своей прелести, красоте) и «чудно́й» (странный, удивляющий необыкновенностью). | – А. Фет рисует зимний пейзаж. Эту картину поэт называет чу́дной. Чу́дная – красивая, удивительная, волшебная, необыкновенная. | |
– Назовите слова, которые помогли автору ярко | – Эти имена прилагательные: «белая», «полная», «высоких», «блестящий». | ||
– Спишите, подчеркните волнистой линией имена прилагательные. – К какой части речи относится выделенное в стихотворении слово? – Некоторые имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах. Имя прилагательное в краткой форме в предложении играет роль сказуемого | Списывают и подчеркивают имена прилагательные. картина, Как ты мне (какова?) родна (прил.): равнина, луна, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Свет небес Иснег, И саней бег. | |||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 2) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – Прочитайте. О какой птице говорится в тексте? – Слова какой части речи помогли вам узнать, – Подчеркните имена прилагательные. Какие | Применяют знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают, подчеркивают имена прилагательные. Вставляют пропущенное слово – «сорока». У сороки по бокам перышки совсем Голова, крылья, хвост как у вороны. Очень у птицы хвост. Он будто стрела. Перья на хвосте Выполняют разбор слова по составу. Выполняют морфологический разбор слова. (На) хвосте – сущ., на чем? нач. ф. – хвост, | Осознанно |
VI. Закрепление и обобще-ние приобре- | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. | Обобщают способы действия по правилу, приме-няют на практике алгоритмические предписания, инструкции. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
тенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражнение 3). | – Прочитайте. Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из суффиксов. Запишите слова парами. Выделите суффиксы в именах прилага-тельных. – Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным. | Образуют имена прилагательные. Выделяют суффиксы. Кость – автомобиль – январь – тень – Русь – счастье – шум – правда – лень – длина – сон – луч – обида – привет – конь – | Понимать |
Работа в тетради (задание 1). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте строчки произведения А. С. Пуш- – Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является. – Подчеркните главные члены предложения. – Выпишите словосочетание с именем прилагательным. | Выполняют задание в рабочей тетради. В окно (сущ.) увидела (гл.) Татьяна (сущ.) Деревья (сущ.) в (предл.) зимнем (прил.) серебре В серебре (каком?) зимнем. | |
Работа в тетради (задание 2) | – Прочитайте. Догадайтесь, о каком звере идет речь. – Впишите название зверя, описание которого вы прочитали. Подчеркните слова, которые помогли вам его узнать. Укажите над ними часть речи | Подчеркивают имена прилагательные. Лиса ростом с небольшую (прил.) собаку. Вся рыжая (прил.), только хвост с белым (прил.) кончиком да лапки черные (прил.). Шерсть у лисы летом короткая (прил.) и гладкая (прил.), один только хвост пушистый (прил.). А придет зима – |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. – Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. – Что особенно заинтересовало вас во время – Что нового узнали на уроке? – Как же богата и разнообразна наша русская речь! Как художник не может обойтись без красок, так – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных заданий. Повторяют алгоритм действия Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке. – Имена прилагательные делают нашу речь живописной. Продолжают высказывания: • Сегодня я узнал… • Было интересно… • Было трудно… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, – Выполнить задание 3 в рабочей тетради | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
Технологическая карта по изобразительному искусству 2 класс "Образ здания" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание образа здания без расчетов и чертежей; формировать умение передавать настроение и эмоциональное отношение через художественный образ.Планируемые результаты:Ли...
Конспект урока по русскому языку "Части речи. Повторение" (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ), 4 класс, Школа России
Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»Цели:Образовательная: Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по ...
Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству, "Всё имеет строение.Образ птички", УМК "Школа России", 1 класс
Цель урока: формирование у обучающихся умения выполнять аппликацию образа птички; ознакомление с приемами работы с бумагойЗадачи урокаДидактические:1. Формировать у обучающихся...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Все имеет строение. Образ рыбки" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель деятельности учителя: формирование первичных умений видеть конструкцию предмета; объяснение того, что любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геометрических фигур.Зада...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Природа и настроение.Образ дерева" УМК "Школа России" 2 класс
Планируемые результаты Дидактические: 1. Учить изображать зимние деревья,используя различные средства выразительности; 2. Познакомить с красотой природы через произведения художников. Предметные: науч...