Открытый урок по русскому языку в 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи-ши, чу-щу, ча –ща.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гурьянова Татьяна Михайловна

Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний  жи-ши, чу-щу, ча –ща.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx54.67 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 1 класс.

Тема урока: Правописание сочетаний жи-ши, чу-щу, ча –ща.

Цель: создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний  жи-ши, чу-щу, ча –ща.

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать повторению и закреплению навыка правописания буквосочетаний  жи-ши, чу-щу, ча –ща.

Метапредметные:

Регулятивные- принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; формулирование учащимися темы урока и целей; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; развитие организационных умений, самоорганизация и организация рабочего места, мотивация к деятельности; умение выражать свои мысли.

Познавательные-умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные- действие смыслообразования, содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровьесберегающем поведении.

Тип урока: систематизация и обобщение.

Структура урока: комбинированный.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: презентация к уроку

Структура урока

  1. Организационный момент.

Звучит музыка: минусовка «Жил отважный капитан»

- Я стою на корабле

Далеко всё видно мне

Я стою, но не молчу

Успехов пожелать хочу!

Давайте улыбнёмся друг другу! Я  рада приветствовать вас.

Я отважный капитан

Я объездил много стран

В плаванье отправлюсь я

Помогите мне, друзья

Знания для нас важны

В помощь юнги мне нужны.

Вы, согласны помогать?

-кто такой юнга? (мальчик на судне, готовящийся в матросы).

Надо значки надевать.

Ребята, у вас на партах лежат морские значки я предлагаю вам надеть их.

Учитель: - Надеть значок!

Дети: -  Есть надеть значок!

- Отправляемся в путешествие по океану Знаний. Мы посетим острова и во время плавания вспомним некоторые законы правописания.

-  А что такое остров? (небольшой участок суши, который со всех сторон окружен водой)

Учитель: - Полный вперёд!

Дети: -  Есть полный вперёд!

- Что необычного заметили в океане?(плавают буквы)

II. Минутка чистописания.

-Назовите эти буквы (ж,ш,ч,щ, а, и, у,). На какие группы можем разделить буквы?(гласные зв, согласные зв.). Расскажите всё что вы знаете про буквы согласных звуков.

 ([ж], [ш] – всегда твёрдые звуки, дружат с гласной и; [ч], [щ] – всегда мягкие звуки, дружат с гласными и, у.)

- Так как мы с вами на корабле, то ваши тетради - это бортовые журналы нашего корабля. В него записываются сведения о произведенных плаваниях. Сделаем первую запись в них красиво, чисто, аккуратно.

Запись числа. Классной работы. Букв ж,щ, ч,щ по два раза. И слогов жи,ши, ча, ща, чу,щу.

III. Формулирование темы урока.

- Что связывает эти буквы между собой? Определим тему нашего путешествия.

- Тема путешествия: Правописание сочетаний жи-ши,чу-щу, ча-ща в словах.

-Чему будем учиться?(правильно писать слова с этими сочетаниями).

- А что нам в этом поможет?

IV. Работа по теме урока.

-Наш корабль взял курс на остров. А что это за остров?

  1. «Найди лишнее».

- Подплывая к первому острову, наш корабль терпит крушение. А чтобы его спасти, нужно выполнить задание. СЛАЙД 1: чижи, мыши, чудо, весна, чайка, щука, площадь. Найди лишнее и объясни почему?

-Вот и случилось чудо. Наш корабль цел и мы отправляемся дальше. .

2.остров «Жишино». 

- И наше путешествие продолжается. Перед нами остров, на котором живут весёлые животные. А кто на этом острове живет вы узнаете, отгадав загадки:

Сами крошки,

Боятся кошки.

Под полом живут,

Туда всё несут. (мыши) СЛАЙД 2.1

-А кто такие мыши? (Небольшой грызун из семейства мышиных, с острой мордочкой, черными глазами, усиками и длинным, почти голым хвостом)

Вот живой подъемный кран, обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных рвет и листья и банан.(жираф) СЛАЙД 2.2

- Кто такой  жираф? (Удивительное животное обитает в жаркой Африке. Его ни с кем невозможно перепутать. Это жираф – самый высокий обитатель на Земле. Он обладатель изящной длинной-длинной шеи, пятнистой шкуры и стройных ног. Слово «зерафе» с арабского переводится «милый».)

Не нужны другие страны:
Там, где джунгли, где лианы,
Где кокосы и бананы,
Дом родной для ...(Обезьяны
) СЛАЙД 2.3

 -  А как называется человекообразная обезьяна По земле передвигаются, опираясь на тыльную сторону пальцев кистей. Обитают в лесах  Африки. (Шимпанзе)

-Кто догадался, что объединяет эти слова? (Орфограмма ЖИ-ШИ.) 

- Как пишутся слова с сочетаниями жи-ши? (Сочетания жи-ши, только с и всегда пиши!)

- Запишите увиденных животных под диктовку в ваши бортовые журналы, подчеркните орфограмму.

- Работу выполнили хорошо. Каким правилом пользовались? Предлагаю отправиться в путь дальше.

4 остров «Предложений»(работа в паре)

- Следующий остров, который встречается нам на пути, населен обезьянами. Обезьяны нашли конверт с важным сообщение, но все слова в нем перепутали. Возьмите конверты и постарайтесь составить предложения.

   Саша поймал леща.              Чайки кружат над водой.

- Какие орфограммы в предложениях?

- Запишите любое понравившееся вам предложение и подчеркните главные члены предложения.

3остров «Самостоятельный остров»

- Куда же нам двигаться дальше? Возьму–ка,  я свою книгу путешествий. Вот это да! СЛАЙД 3

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

Из слов буквы откусили

К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

- Помогите мне мои юные друзья. Прочитайте слова. На ваших столах лежат цветные страницы из моей книжки, вставьте пропущенные буквы.

(Ищу, учу, кручу, щука, грущу – пропущена буква у)

Взаимопроверка.  Слайд 3

- Поменяйтесь карточками. Проверьте у своего товарища выполненное задание. Вам поможет подсказка на экране.

-Каким правилом пользовались?

- Отметьте запись своего товарища: круг - всё верно,

                                                          Треугольник - есть ошибки.

- Посмотрите свою работу. Поднимите руку у кого зеленый круг. Молодцы. Какие дадим советы ребятам, которые допустили ошибки? (быть внимательными на уроке, повторить правила с изученными орфограммами).

VI. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Юнги, вы, молодцы! Вы не только знаете и применяете правила, но и умеете сочинять стихи.  Давайте попробуем с вами договорить правило!

Сочетания ЖИ-ШИ

Только с буквой и пиши

Сочетания ЧУ-ЩУ

Только с буквой У пишу

Чаща, дача и печать-

Нужно с  буквой а писать

VII. Рефлексия.

A description...A description...

A description...A description...

A description...A description...

Саша поймал леща.              Чайки кружат над водой.

Саша поймал леща.              Чайки кружат над водой.

Самостоятельный остров.

 Вставьте пропущенные буквы.

Ищ…, уч…, круч…, щ…ка, грущ… .

Самостоятельный остров.

 Вставьте пропущенные буквы.

Ищ…, уч…, круч…, щ…ка, грущ… .

Самостоятельный остров.

 Вставьте пропущенные буквы.

Ищ…, уч…, круч…, щ…ка, грущ… .

Самостоятельный остров.

 Вставьте пропущенные буквы.

Ищ…, уч…, круч…, щ…ка, грущ… .

Самостоятельный остров.

 Вставьте пропущенные буквы.

Ищ…, уч…, круч…, щ…ка, грущ… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ

Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ    Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...

Урок по русскому языку 2 класс Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»

Урок по русскому языку    2 классТема урока:  Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»Цель: 1. Повторить постоянные и непостоянные мор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....

Урок по русскому языку 4 класс Тема: «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Разработка включает в себя урок русского языка для 4 класса, для закрепления правил написания мягкого знака в словах....

Конспект урока по русскому языку, 4 класс Тема урока: « Имя прилагательное»

Урок направлен на усовершенствование знаний об имени прилагательном, развитии умения точно употреблять в речи.При помощи алгоритма....

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов. Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Конспект урока по русскому языку  4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов.  Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»

Урок русского языка по теме:«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».Цели:Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова...