Урок русского языка 3 класс"Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Давыденко Резида Вазиховна

Знакомство с личными местоимениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Личные местоимения.»

Класс: 3-

Дата: 27.02.2025 год.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Вид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся.

УМК «Школа России».

Педагогические цели:

  • создать условия для определения местоимения как части речи;
  • развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .

Планируемые результаты:

предметные:

  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • определять лицо и число местоимений

метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • выделять группы слов по определённым признакам;
  • делать выводы из наблюдений;
  • обобщать сведения по изучаемой теме

личностные:

  • проявлять интерес к изучению русского языка
  • понимать,что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.  

Задачи по формированию УУД:

  • коммуникативные(умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в  микрогруппе, построение речевых высказываний ,согласованность действий с партнёрами ,планирование учебного сотрудничества);
  • личностные(знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);регулятивные(самоконтроль ,самооценка, целеполагание ,планирование ,прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);
  • познавательные(умение анализировать текст ,работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Организационный момент

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте порадуем  гостей хорошей работой.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

- Каждый урок русского языка – это открытие . Надеюсь,  нам удастся сегодня на уроке открыть ещё одну тайну.

Личностные УУД.

Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей

   Запись числа, классной работы

Минутка чистописания.

 

1- Разделите эти слова на две группы.

2- Что общего у всех этих слов?

-Какую роль выполняет буква «Я» в этих словах?

Яма, месяц, ягода, якорь, деревня,  январь, зяблик, Яна.

м. р. и ж. р.;

2 слога и 3 слога,

Одушев. инеодуш.

Собств. И  нариц.

и т. д.

имена существительные;стоят в ед. числе;во всех словах есть буква «Я».

Обозначает  два звука, указывает на мягкость предшествующего звука.

Актуализация опорных знаний

У.        —Ребята, давайте вспомним,какую большую тему мы начали изучать?

        

У.— Вот и начнём наш урок с повторения пройденного.

Слайд

У.—На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Распределите их на 3 группы.

Весна ,звонкий, я ,птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.

У.—Распределите слова по частям речи.

У.— Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Какая тема урока?

(Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Регулятивные УУД.

Д.—Мы начали изучать части речи.

Узнали, как изменяются части речи.

—знаем признаки разных частей речи.

Д.—Я, думаю, можно распределить слова по частям реч

Д.—Это местоимения.

Д.—Мы должны узнать что-то новое о местоимении.

—Что это за часть речи, что обозначает,—Как изменяется, как отличить её от других частей речи.

Когда в речи мы употребляем  местоимения - это тоже важно знать

Целеполагание.

У.—А теперь проверьте, правильно ли мы определили  наши задачи.

Изучение нового материала.

физминутка

\

Послушайте стихотворение

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Без них трудно обойтись в нашей речи—  будут  повторы

УДавайте прочитаем текст про первые весенние цветы .Что нужно сделать, чтобы не было повторов

Слайд

У. Делаем выводы

слайд

У. Многие слова имеют говорящие названия Местоимения – слова, которые занимают место имени существительного.слайд

Послушаем  диалог

У.—Удалось ли девочкам  построить диалог? Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора?

У.—Скажите, как назвала себя Вера, начиная разговор?

У.—Это 1 лицо, участвующее в разговоре .

А если бы Вера  назвала себя и Вику одним словом, какое бы местоимение она употребила?

У.—Как  Вера обратилась к  Вике,  ко 2-му участнику диалога?

У.— А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора?

У.—Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними.

У.—Сделайте вывод , о том , можно ли в разговорной  речи обойтись без местоимений?

слайд

Местоимения 1-го лица -я, мы указывают на того, кто говорит.

Местоимения 2-го лица -ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.

Местоимения 3-го лица -он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чем) говорят.

У КАЖДОГО МЕСТОИМЕНИЯ СВОЁ Лицо

слайд

Я, ты, он, она -вместе

 дружная семья.

Я и Мы, Ты и Вы,

Он, Она, Оно, Они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

все МЕСТОИМЕНИЯ

Услышав местоимения, дети хлопают в ладоши.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет доброты,

И не будет красоты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.

Работа по учебнику.

У.—Откройте учебник  на стр.92. 

Читаем правило

У.—Работаем дальше.

когда про себя рассказываете как вы говорите?Я

когда к другу обращаетесь?ты

когда расказываете про себя и друга?Мы ЧИСЛО КАКОЕ?

Когда обращаетесь к нескольким людям? ВЫ и вы.

Рассказываете о друге оН

Про подругу говорите-)оНА

Про друзей –они

Ямы  тыквы

так как не указан ни один предмет

Д.. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Д. Они разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Д – заменить  местоимением

(Выходят  две  девочки.В  руках  у  них  телефонные  трубки.)

Д.—Она назвала себя - я.

Д.—Вера назвала бы  себя и Вику -   мы.

Д.—Она сказала  ей – ты.

Д.—Если несколько человек, то нужно обратиться к ним – вы.

Д.—Девочки употребили местоимения  он, она.

(Работа в паре.)

Д.—Местоимения имеют лицо.

.

Закрепление пройденного.

 Закрепим наши знания, выполним Задание

У.—Прочитайте задание.

У доски Таня

У.—Как вы считаете, почему  данные слова являются лишними?

У.—Молодцы!

Что такое местоимение мы с вами разобрались .Как вы думаете, какую задачу мы ещё должны решить с вами?

Мы должны научиться правильно использовать местоимения в речи.

Предлагаю выполнить следующие задания.

Слайд №

Вам предстоит из 3 заданий выбрать то, которое сможете выполнить. Эти  упражнения разные по объёму и по уровню сложности.

Слайд №

У.—Перед вами образец выполненных заданий. Проверьте  работу те, кто выбрал задания 1-го и 2-го уровней, а я проверю 3-е задание.

У кого есть ошибки, исправьте их.

Д.—«На»- это предлог;

—«Но»- это союз;

—«Яна» - существительное;

—«Они»- местоимение мн. ч;

—«Я»- местоимение ед .ч.

Д.— Мы должны научиться правильноиспользовать местоимения в речи.

.(Дети работают.)

Продолжение работы по теме урока.

У.—Переходим к « весёлой» страничке. Местоимения в загадках.

Слайды №

У. 1)Первый слог-личное  местоимение, второй слог-звук, который издаёт лягушка. А целое - овощ.(ты-ква)

2)Какие два местоимения мешают движению, если стоят рядом.(я-мы)

3)Сколько личных местоимений в слове семья?(семь-я)

4)Какое личное местоимение составлено из двух предлогов? (о – на)

Итог урока.

Слайд №

—С какой частью речи познакомились?

—Почему местоимения так называются?

—Зачем мы используем местоимения в речи?

Рефлексия.

Слайд №

—Что интересного было на уроке?

—Чему научились?

—Что сегодняшний урок принёс вам?

Домашнее задание.

У.—Домашнее задание упр157 стр. 93

У кого будут вопросы?

У.—Урок закончен. Я вами довольна. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"

Русский язык. 4 класс.  УМК "Школа России" .Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"...

Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»

    Технологическая карта урока. Урок русского языка.    Тема  «Личные местоимения»   3 класс  УМК «Школа России»...

Конспект урока русского языка «Склонение личных местоимений 3-го лица» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся об изменении личных местоимений 3-го лица по падежам.Планируемые результатыПредметные: Знать: грамматические признаки личных местоимени...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по родам» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Тема урока «Изменение личных местоимений по родам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изменять местоимения по родам; развитие орфографической зор...

Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, формирование орфографической грамотности обучающихся.Задачи урокаДидактические...