Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 3-ем классе "Состав слова. Корень"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 689.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 3-ем классе
Дата проведения: 13.11.2025 г.
Тема урока: "Состав слова. Корень"
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;
Задачи:
Развивающие:
1. развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
2. развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
Образовательные:
1. научить находить корень в однокоренных словах;
Воспитательные:
1. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
2. воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки, компьютер, иллюстрации, таблица – плакат в клетку для кроссворда, таблица-пословицы, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
- Организационный момент. (СЛАЙД 1)
В стране РОДНОГО ЯЗЫКА
Не всё известно вам пока,
Мы путешествовать начнём
И сами до всего дойдём!
-Начинаем наш урок.
-Работаем старательно, слушаем внимательно.
-Ведь с малой удачи начинается большой успех!
2. Мотивация.
- Прочитайте предложения (НА ТАБЛИЧКЕ):
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
- Как можно назвать эти предложения, одним словом? ПОСЛОВИЦЫ
- Какую пословицу выберем ДЕВИЗОМ УРОКА? Объясните смысл пословиц.
(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)
1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;
2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.
3.Каллиграфическая минутка.
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование.
- Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос?
(в Толковом словаре).
- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями». (СЛАЙД 2)
- Весь ход исследования мы будем записывать в рабочую ТЕТРАДЬ НАБЛЮДЕНИЙ.
Исследование 1.
-Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на Минутке чистописания.
Она встречается в каждой строчке данного поля. (СЛАЙД 3)
к | н | о | р | ы | ч | м | и | ю |
й | ц | в | к | а | п | р | д | б |
г | щ | у | ы | ч | т | к | э | я |
з | х | ф | ъ | о | д | ж | к | е |
- Верно, сегодня повторим написание буквы К.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Назовите, из каких элементов состоит буква. (анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).
4. Сообщение темы урока
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов.
Исследование 2.
-Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте знак ударения подчеркните орфограммы.
5.Словарная работа
(1 ученик на доске на плакате, остальные в тетрадях)
- Без счёту одёжек и все без застёжек.
- Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
- Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
- Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе.
- Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
- Последний осенний месяц.
-Какое слово получилось в вертикальном столбике? КОРЕНЬ
-Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования? (Формулировка темы)
-Перед вами части дерева, части растения, облака, в которые собираются множества водяных капелек, дом, который состоит из фундамента, стен, крыши, окон, дверей.
(СЛАЙД 4)
-Вспомните, а из чего состоит слово?
6. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
-Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?
-Слово корень - многозначное:
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
- Как вы думаете, какое значение имеет корень для растения, для зуба?
- Правильно, корень – это главная значимая часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
Обозначим проблемные вопросы:
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова.
-А сейчас я хочу рассказать вам одну СКАЗКУ. (СЛАЙТ 5)
(На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)
«Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, но очень ёмкое слово «САД». Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”. Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. От него как от корня дерева образуются новые слова - родственники. Корень как сердце в слове. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть.
Исследование 3.
-Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (садовник, высадка, садок, рассада, садовый).
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- Запишите слова в тетрадь. Выделите в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову «сад».
Слово с деревом похоже,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.
- Закрепление изученного.
Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.
Исследование 4.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам!
- Задания по рядам.
Спишите слова, выделите корень:
1 ВАРИАНТ:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
2 ВАРИАНТ:
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
(Взаимопроверка тетрадей)
-Еще нужно обратить внимание на то, что согласные в корнях родственных слов могут меняться, чередоваться: подруга, дружба, друзья.
8.Физминутка
Исследование 5.
-Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.
Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, водный – водитель, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.
9. Закрепление изученного материала.
-Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?
1. Иметь общую часть (корень)
2. Иметь общее лексическое значение.
10. Закрепление изученного материала
1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
Упр. 159 с.101
- Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)
Исследование 6. (СЛАЙД 6)
-Послушайте текст (УЧЕНИК читает) и ответьте на вопрос. Кто же оказался ЧУЖАКОМ среди своих?
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. ВОДИТЕЛЬ на гармошке играет. Водомерка с водорослями разыгралась. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, чужака приметила. Приказала ему прочь идти в свою семью. Пригорюнился чужак. Где ему родственников искать? Почему гости сразу не приметили чужака?
-Какой вывод можно сделать?
-При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, ведь иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными.
- Работа по карточкам.
Исследование 6.
К- 1
-Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.
Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?
К- 2
-Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.
К- 3
-Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит.
11. Итог урока
- Вернёмся к ИССЛЕДОВАНИЮ проблемных вопросов, которые мы ставили вначале урока, и вспомним:
- Что же такое корень? (Общая часть родственных слов)
- Роль корня в слове. (Образовывает новые – родственные слова)
- Как выделить корень в слове? (Подобрать однокоренные слова)
- Какие слова называются однокоренными? (Те, у которых есть одна общая часть – корень).
12. Домашнее задание.
Правило с.102 упр. 161
Исследование завершено!
13. Рефлексия.
-На доске плакат со словами, дети подходят и приклеивают СМАЙЛИК у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока.
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"
У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"
как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Конспект урока по русскому языку на тему «Тематические группы слов. «Вежливые» слова»
Конспект урока по русскому языку на тему «Тематические группы слов. «Вежливые» слова»...






























