Рабочая программа по русскому языку 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx68.55 КБ

Предварительный просмотр:

     

Администрация  муниципального образования «Кижингинский  район»  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кижингинская СОШ им. Х. Намсараева»

Кижингинского района Республики  Бурятия

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

от «21 » августа 2023 г.

протокол №1

Руководитель:

Бадмацыбикова Б.Л.

 

СОГЛАСОВАНА

на заседании МС

от «25» августа 2023 г.

протокол №2

Руководитель:

Гомбоева Ц.Б.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора  

МБОУ «Кижингинская СОШ  им.Х.Намсараева»                  

приказ №72

от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   русскому языку

(указать учебный предмет, курс)

уровень образования     начальное общее

(начальное общее,    основное общее образование, среднее общее  образование)

срок реализации 2023-2024 гг

                                                                                           Разработчик (и) рабочей программы  

Цыдыпова С.Б.

Гуруева С.К.

Будожапова С.В.

Чимитдоржиева Э.В.

                                                                       

                                                                      Кижинга

2023

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[3]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

— Тематическое планирование по обучению грамоте:

к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);

к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).

— Тематическое планирование по русскому языку к учебникам:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 1.

3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 2.

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1.

5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2.

6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 1.

7. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 2.

Календарно-тематическое планирование

                                                                                                                    Русский язык. 3 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

            Всего

Контрольные работы

Практические

работы

1

[[Русский язык как государственный язык Российской Федерации]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8]]

2

[[Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84228ae]]

3

[[Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422d40]]

4

[[Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422d40]]

5

[[Определение типов текстов:повествование, описание, рассуждение]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038]]

6

[[Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение)]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038]]

7

[[Определение типов текстов: обобщение]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038]]

8

[[Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84239ca]]

9

[[Предложение]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423682]]

10

[[Виды предложений по цели высказывания и интонации. Коллективное составление рассказа по картине К. Е. Маковского "Дети, бегущие от грозы"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423826]]

11

[[Обобщение знаний о видах предложений. Предложения с обращениями (общее представление)]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428268]]

12

[[Связь слов в предложении]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423682]]

13

[[Главные члены предложения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423d3a]]

14

[[Подлежащее]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84248ca]]

15

[[Сказуемое]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8424a96]]

16

[[Подлежащее и сказуемое]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8424d3e]]

17

[[Второстепенные члены предложения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84252c0]]

18

[[Предложения распространённые и нераспространённые]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426be8]]

19

[[Однородные члены предложения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426dd2]]

20

[[Однородные члены предложения с союзами и, а, но]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426f80]]

21

[[Однородные члены предложения без союзов]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426f80]]

22

[[Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы.Предложение и словосочетание (общее представление). Коллективное составление рассказа по картине В. Д. Поленова "Золотая осень"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422ac0]]

23

[[Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы. Простое и сложное предложение (общее представление). Запятая между частями сложного предложения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844436e, https://m.edsoo.ru/f8444bfc]]

24

[[Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f168]]

25

[[Работаем с толковыми словарями]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f938]]

26

[[Прямое и переносное значение слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f50a]]

27

[[Наблюдаем за значениями слов в тексте]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f35c]]

28

[[Устаревшие слова. Омонимы. Фразеологизмы]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f708]]

29

[[Ключевые слова в тексте. Подробное изложение с языковым анализом текста]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843157a]]

30

[[Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя числительное]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844369e, https://m.edsoo.ru/f84437ca]]

31

[[Составление плана текста. Составление предложений. Сочинение по картине (по коллективно составленному плану) И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

32

[[Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421468]]

33

[[Характеристика звуков русского языка]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841fb4a, https://m.edsoo.ru/f841fe24]]

34

[[Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842009a]]

35

[[Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423f9c]]

36

[[Соотношение звукового и буквенного состава слов]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84202ac, https://m.edsoo.ru/f8420644, https://m.edsoo.ru/f8420842, https://m.edsoo.ru/f84209d2]]

37

[[План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423272, https://m.edsoo.ru/f84234ca ]]

38

[[Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421800, https://m.edsoo.ru/f8421238]]

39

[[Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание слов с двумя корнями]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426080]]

40

[[Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: наблюдение за соединительными гласными о, е]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

41

[[Окончание как изменяемая часть слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c110]]

42

[[Нулевое окончание]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842163e]]

43

[[Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842163e]]

44

[[Корень, приставка, суффикс — значимые части слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84219d6]]

45

[[Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84222d2]]

46

[[Создание собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84300e4]]

47

[[Состав слова: обобщение]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84220ca]]

48

[[Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426238]]

49

[[Резерный урок по разделу состав слова: проектное задание "Семья слов"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421e54]]

50

[[Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

51

[[Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428c7c]]

52

[[Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

53

[[Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

54

[[Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

55

[[Непроизносимые согласные в корне слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842da88]]

56

[[Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842dcb8]]

57

[[Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842df92]]

58

[[Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

59

[[Правописание слов с удвоенными согласными]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a6b2]]

60

[[Отработка правописания слов с удвоенными согласными. Проверочный диктант]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a6b2]]

61

[[Написание текста по заданному плану. Сочинение по картине В. М. Васнецова "Снегурочка"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

62

[[Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание слов с орфограммами в корне"]]

1

1

введите значение

введите дату

[[]]

63

[[Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др.]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421c24]]

64

[[Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание суффиксов]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842b42c, https://m.edsoo.ru/f842b648]]

65

[[Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание приставок группа приставок с "о" и группа приставок с "а"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

66

[[Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание приставок]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

67

[[Закрепляем правописание суффиксов и приставок]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

68

[[Продолжаем учиться писать приставки: пишем приставки. Диктант с грамматическим заданием]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

69

[[Разделительный твёрдый знак]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423f9c, https://m.edsoo.ru/f8424190]]

70

[[Знакомство с жанром объявления]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904]]

71

[[Объясняющий диктант: повторение правил правописания]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

72

[[Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84276d8]]

73

[[Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8427d36]]

74

[[Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842730e]]

75

[[Продолжаем учиться составлять план текста. Составление и запись текста по рисунку на одну из данных тем]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8424f28]]

76

[[Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422494]]

77

[[Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

78

[[Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

79

[[Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84228ae]]

80

[[Ознакомительное чтение: когда оно нужно]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

81

[[Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Части речи]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428aec]]

82

[[Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c750]]

83

[[Изложение текста с опорой на коллективно составленный план ]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

84

[[Число имён существительных]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84296c2]]

85

[[Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные, имеющие форму одного числа]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429ec4]]

86

[[Изменение имён существительных по числам]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

87

[[Имена существительные мужского, женского и среднего рода]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84291f4]]

88

[[Род имён существительных]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

89

[[Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429906]]

90

[[Закрепляем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429cd0]]

91

[[Отрабатываем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных». Объяснительный диктант]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8429adc]]

92

[[Изложение текста с опорой на коллективно составленный план ]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842900a]]

93

[[Падеж имён существительных]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a086]]

94

[[Создание собственных текстов-повествований. Составление рассказа покартине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

95

[[Падеж имён существительных: именительный падеж]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a23e]]

96

[[Падеж имён существительных: родительный падеж]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842b152]]

97

[[Падеж имён существительных: дательный падеж]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842b878]]

98

[[Пишем поздравительную  открытку к празднику 8 Марта]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904]]

99

[[Падеж имён существительных: винительный падеж]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

100

[[Падеж имён существительных: творительный падеж]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842ba62]]

101

[[Падеж имён существительных: предложный падеж]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842bd28]]

102

[[Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Сочинение по картине]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

103

[[Имена существительные 1, 2, 3-го склонения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842bf44]]

104

[[Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

105

[[Обобщение знаний об имени существительном. Коллективное составление текста по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень" (по опорным словам)]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428e2a]]

106

[[Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 1-го склонения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c32c]]

107

[[Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c53e]]

108

[[Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 2-го склонения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c958]]

109

[[Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842cb2e]]

110

[[Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 3-го склонения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d240]]

111

[[Корректирование текстов с нарушенным порядком  абзацев]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

112

[[Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d47a]]

113

[[Правописание окончаний имён существительных во множественном числе]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e38e]]

114

[[Правописание безударных окончаний имён существительных: систематизация знаний]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d682]]

115

[[Объяснительный диктант (безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных)]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e56e]]

116

[[Правописание безударных окончаний имён существительных: обобщение]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842d894]]

117

[[Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"]]

1

1

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e974]]

118

[[Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e758]]

119

[[Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами-описаниями в научном и художественном стилях. Изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Работа с картиной М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

120

[[Изменение имён прилагательных по родам]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842eb5e]]

121

[[Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f036]]

122

[[Изменение имён прилагательных по числам]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842edb6]]

123

[[Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f3a6]]

124

[[Склонение имён прилагательных]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fbda]]

125

[[Значения имён прилагательных]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

126

[[Наблюдение за значениями имён прилагательных]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

127

[[Значения имён прилагательных: обобщение. Составление сочинения-отзыва по картине В. А. Серова "Девочка с персиками"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

128

[[Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных в единственном числе]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f6f8]]

129

[[Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных во множественном числе]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fa4a]]

130

[[Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Диктант с грамматическим заданием]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fea0]]

131

[[Обобщение знаний о написании окончаний имён прилагательных]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430332]]

132

[[Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"]]

1

1

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430ff8]]

133

[[Обобщение знаний о написании окончаний имён существительных и имён прилагательных]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84311d8]]

134

[[Местоимение (общее представление)]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84313a4]]

135

[[Личные местоимения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431746]]

136

[[Как изменяются личные местоимения]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843191c]]

137

[[Резерный урок по разделу морфология: отработка темы "Изменение личных местоимений"]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431d40]]

138

[[Употребление личных местоимений в речи]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431b06]]

139

[[Правописание местоимений с предлогами]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843233a]]

140

[[Правописание местоимений]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

141

[[Знакомство с жанром письма]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84324ac]]

142

[[Учимся писать письма]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843260a]]

143

[[Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84321b4]]

144

[[Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431fd4]]

145

[[Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432768]]

146

[[Значение и употребление глаголов в речи.Составление текста по сюжетным рисункам]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

147

[[Неопределённая форма глагола]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432a1a]]

148

[[Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432d80]]

149

[[Настоящее время глаголов]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843303c]]

150

[[Будущее время глаголов]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433500]]

151

[[Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a]]

152

[[Наблюдение за связью предложений в тексте. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433e88]]

153

[[Род глаголов в прошедшем времени]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434072]]

154

[[Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

155

[[Резерный урок по разделу морфология: отработка темы]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843422a]]

156

[[Частица не, её значение]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84343e2]]

157

[[Правописание частицы не с глаголами]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434784]]

158

[[Создание собственных текстов-рассуждений.Составление совета-рассуждения с использованием побудительных предложений и глаголов с частицей НЕ]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433cda]]

159

[[Правописание глаголов]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433924]]

160

[[Резерный урок по разделу морфология: отработка темы. Диктант]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433af0]]

161

[[Части речи: систематизация изученного в 3 классе]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434c84]]

162

[[Части речи: обобщение. Подробное изложение повествовательного текста]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

163

[[Резерный урок по разделу морфология: проверочная работа]]

1

1

введите значение

введите дату

[[]]

164

[[Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но. Корректирование текста с нарушенным порядком  абзацев]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423b6e]]

165

[[Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

166

[[Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[]]

167

[[Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8425cca]]

168

[[Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8425ea0]]

169

[[Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа "Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе"]]

1

1

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434dd8]]

170

[[Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным]]

1

введите значение

введите значение

введите дату

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ef10]]

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

                                                                        170 ч.

5

0


[1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).

[2] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

[3] Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...