Конспект урока по русскому языку 3 класс "Суффикс"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Приезжева Лидия Ивановна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Суффикс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку (3-й класс)

Тема: «Суффикс»
УМК: «Школа России» (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)
Тип урока: урок открытия нового знания


Цели урока

  • Образовательная: сформировать представление о суффиксе как значимой части слова; научить находить суффикс в слове и образовывать новые слова с помощью суффиксов.
  • Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; формировать навыки работы в паре/группе.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к изучению языка, аккуратность при записи.

Планируемые результаты

  • Предметные: знают, что такое суффикс; умеют находить суффикс в слове, образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов.
  • Метапредметные:
  • регулятивные — ставят учебную задачу, контролируют свои действия;
  • познавательные — анализируют, обобщают, делают выводы;
  • коммуникативные — сотрудничают в паре/группе, слушают собеседника.
  • Личностные: проявляют интерес к новому материалу, осознают важность изучения языка.

Оборудование

  • Учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (3 класс, ч. 1).
  • Раздаточные карточки с заданиями.
  • Презентация (слайды с примерами слов, схемами, играми).
  • Оценочные листы (для самоконтроля).

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Мотивация: «Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Слов. Нас ждёт открытие — узнаем, какая часть слова помогает создавать новые слова!»

2. Актуализация знаний (5 мин)

  • Беседа:
  • Какие части слова вы уже знаете? (приставка, корень, окончание).
  • Что такое корень? (общая часть однокоренных слов, несёт основное значение).
  • Упражнение: подобрать однокоренные слова к слову «лес» (лесной, лесник, лесок). Выделить корень.

3. Постановка учебной задачи (3 мин)

  • Проблема: почему слова «лес» и «лесник» разные по значению? Какая часть слова изменила смысл?
  • Формулировка темы: «Суффикс» (запись на доске).
  • Цель урока: узнать, что такое суффикс, где он стоит в слове и для чего нужен.

4. Открытие нового знания (10 мин)

  • Наблюдение:
  • Записать пары слов: вода — водичка, снег — снежок, учитель — учительница.
  • Выделить корень, найти часть слова после корня.
  • Вывод: суффикс — это часть слова после корня, которая помогает образовывать новые слова.
  • Правило (по учебнику, с. 89):

Суффикс — значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

  • Обозначение суффикса: уголком () или подчёркиванием.

5. Первичное закрепление (7 мин)

  • Работа с учебником (упр. 164):
  • Прочитать слова, выделить корень и суффикс.
  • Объяснить, как изменилось значение слова (например, «ёж» → «ежиха» — самка ежа).
  • Игра «Найди суффикс»: на слайде слова (зайчик, домик, снежинка). Ученики по очереди выходят к доске, выделяют суффикс.

6. Практическая работа (8 мин)

  • Задание 1 (в парах): подобрать к словам суффиксы -ок-ик (гриб → грибок, ключ → ключик).
  • Задание 2 (групповая работа):
  • Группа 1: образовать прилагательные с суффиксами -ск (север → северный).
  • Группа 2: найти суффиксы в словах храбростьмудрость (-ость).
  • Группа 3: образовать названия профессий (учить → учитель).
  • Проверка: представители групп озвучивают ответы, класс обсуждает.

7. Физминутка (2 мин)

Руки вверх, потом вбок —
Найдём суффикс в слове «клок»!
Наклонились, потянулись —
В слове «листик» посмотрели!

8. Самостоятельная работа (5 мин)

  • Карточки с заданиями:
  1. Отметить верное утверждение:
  • Суффикс стоит перед корнем.
  • Суффикс служит для связи слов в предложении.
  • Суффикс образует новые слова. (Правильный ответ: 3)
  1. Выделить суффиксы в словах: кошечкастульчикгородской.
  2. Образовать новые слова: кот + -ик = котикшкола + -ник = школьник.

9. Подведение итогов (3 мин)

  • Рефлексия:
  • Что узнали о суффиксе?
  • Где он стоит в слове?
  • Для чего нужен?
  • Оценка работы: заполнение оценочных листов («Я понял, что такое суффикс»«Я научился находить суффикс»).

10. Домашнее задание (1 мин)

  • Выучить правило (с. 89).
  • Выполнить упр. 165 (выписать слова с суффиксами, выделить их).
  • Творческое задание (по желанию): придумать 3 слова с новыми суффиксами, нарисовать к ним картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....