Курсовая работа на тему "Особенности работы над предложением на уроках русского языка в начальной школе"
учебно-методический материал по русскому языку
Курсовая работа с разработанным методическим комплексом для учителей начальных классов для тренировки разбора предложений и выполнения по ним упражнений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Губернский педагогический колледж»
(ГБПОУ ВО «ГПК»)
Курсовая работа
по специальности Преподавание в начальных классах
Особенности работы над предложением на уроках русского языка в начальной школе
Выполнила студентка группы 33Н ___________ О.А. Попова
(подпись) (расшифровка подписи)
Руководитель работы ___________ ___________ И.Н. Калинина
(отметка) (подпись) (расшифровка подписи)
Отметка на защите ___________ ___________ С.В. Кочегарова
(отметка) (подпись) (расшифровка подписи
руководителя ЦМК)
Допущена к защите «___»________2025г.
Заместитель директора ___________ М.Ю. Желтов
(подпись) (ФИО)
Воронеж, 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
Лингвистические основы изучения предложения в начальной школе 5
Психолого-педагогические особенности изучения предложения в начальной школе 7
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ 14
Методические особенности работы над предложением в начальной школе 14
Комплекс заданий и упражнений по работе с предложением для младших школьников 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение
Современное состояние науки о языке характеризуется глубоким вниманием к содержательной стороне языка. Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос о работе над предложением в начальных классах.
В настоящее время исследований по методике изучения предложения в начальной школе немного. И в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.
Современная программа начальной школы основной целью обучения русскому языку ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения.
Цель работы: изучение особенностей работы над предложением на уроках русского языка и систематизация знаний в области изучения предложения в начальной школе.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме исследования;
2) выделить лингвистические основы изучения предложения в начальной школе;
3) изучить психолого-педагогические особенности для работы с предложением в начальной школе;
4) изучить методические особенности работы над предложением;
5) составить комплекс заданий и упражнений для работы с предложением в начальной школе.
Объект исследования: процесс изучения предложения на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: особенности работы над предложениями на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовался такой метод, как анализ психологической, лингвистической, дидактической и методической литературы. К числу ученых, занимавшихся этой проблемой, можно отнести таких личностей, как Л.А. Бархударова – его работы сосредоточены на функциональной грамматике и синтаксисе русского языка; Н.М. Шанского – исследовал методику преподавания русского языка в школе, включая синтаксические конструкции; А.А. Залевскую – сделала значительный вклад в изучение синтаксиса и его место в речевой практике; Н.Е. Верещагина и В.Г. Комиссарова — работали над вопросами коммуникации и языковой деятельности, что также относится к изучению предложений.
Данная курсовая работа состоит из 2 глав и 4 пунктов.
Глава I. Теоретические основы работы над предложениями в начальной школе
- Лингвистические основы изучения предложения в начальной школе
Предложение — это грамматически оформленная по законам языка целостная (т. е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. Правила употребления слов в функции предложений и правила соединения слов и словосочетаний в предложении — ядро синтаксиса того или иного языка. На основе этих правил устанавливаются разные виды или типы предложений, свойственные данному конкретному языку [3, с. 45].
По цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные;
- побудительные;
- вопросительные.
По интонации:
- восклицательные;
- невосклицательные.
По грамматическому строению:
- распространенные;
- нераспространенные.
По синтаксической структуре:
- простые;
- сложные [10, с. 123; 11, с. 56].
В свою очередь каждая группа делится на более мелкие синтаксические структуры. Каждая из структур рассматривается отдельно и более подробно в классах среднего и старшего звена. В начальной школе структурирование предложений изучается по вышеизложенным критериям.
По выражению французского синтаксиста Люсьена Теньера, предложение представляет собой «маленькую драму», которая включает в себя действие (обозначаемую сказуемым ситуацию), действующих лиц (подлежащее) и обстоятельства (второстепенные члены) [12, с. 67].
Основными способами выражения синтаксической структуры предложения являются: зависимость грамматических форм слов друг от друга (согласование и управление) и выражение синтаксических отношений с помощью одного лишь порядка слов (примыкание).
- При согласовании значение той или иной грамматической категории некоторого слова должно совпадать со значением аналогичной грамматической категории другого, синтаксически связанного с данным слова; например, в русском языке выраженное прилагательным определение согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже.
- При управлении грамматическая форма (обычно – падеж) зависимого слова диктуется морфологическими свойствами главного слова.
- Примыкание означает синтаксическую связь, которая выражается порядком слов (расположением зависимого слова «не слишком далеко» от главного, ср. Они вместе заявили о невозможности работать и Они заявили о невозможности работать вместе, где обстоятельство вместе примыкает к сказуемому заявили или к сказуемому работать соответственно) [9, с. 112].
Синтаксис – это своего рода коррекция той или иной коммуникативной задачи. Авторы программы «Коммуникативный синтаксис русского языка» справедливо отмечают, что синтаксис конструктивен (организуется конструкциями, единицами, устроенными определенным образом), функционален (единицы его наделены определенными функциями), семантичен (функционируя, его единицы выражают определенное внеязыковое содержание), коммуникативен (служит процессу коммуникации).
Коммуникативные значения, передаваемые в предложении, образуют область актуального членения предложения (у этого круга явлений имеются и другие названия – тематико-рематическое членение, коммуникативная организация смысла, коммуникативная структура предложения, коммуникативный синтаксис и др.) Эти значения связаны со способом изложения, с «упаковкой» передаваемой информации. Выражая коммуникативные значения, говорящий стремится сделать свое сообщение максимально удобным для восприятия адресата [6, с. 89; 14].
Тема представляет собой исходный пункт сообщения, то, «о чем» говорится в предложении.
Тема включает основное содержание сообщения, то, «что» в нем говорится.
Например, предложения Отец поехал на работу и На работу поехал отец при произнесении их с нейтральной интонацией используются в речи в разных целях – первое для сообщения информации об отце, а второе – например, для ответа на вопрос Кто поехал на работу? Тема обычно соответствует данному, т.е. некоторому знанию, активизированному в сознании говорящего и слушающего в момент произнесения высказывания, а рема – новому, т. е. некоторому знанию, не известному слушающему или такому, о котором он в данный момент не думает.
Таким образом, выше были рассмотрены лингвистические основы предложения в начальной школе, а конкретнее, понятие предложения, виды предложений, синтаксис и синтаксические структуры, а также приведены примеры для понимания содержания и определений.
Психолого-педагогические особенности изучения предложения в начальной школе
Для того, чтобы полностью понять лингвистические структуры предложения, их определения и содержание, нужно выделить психолого-педагогические особенности изучения предложения в начальной школе. Прежде всего, необходимо выявить умения и знания по русскому языку детей, начинающих школьное обучение: умение слышать в слове отдельные звуки и последовательно вычленять их из слов, составлять предложения, выделять из них отдельные слова, знание букв, способы чтения. Выявленные сведения о готовности каждого ребенка к школьному обучению по русскому языку фиксируются учителем и хранятся в личном деле ученика. В рамках новых ФГОС подготовка к обучению грамоте предусматривает:
– совершенствование чувственного опыта учащихся в области русского языка;
– развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;
– уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
– развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;
– формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развитие умений наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условно-знаковую систему;
– воспитание культуры учебного труда: умения ориентироваться и применять систему правил, необходимых для плодотворной учебной работы;
– формирование доброжелательных отношений с одноклассниками [1, с. 23].
Основными темами подготовительного периода обучения являются темы практического ознакомления со звуками речи и с предложением. В содержание обучения входят также правильная посадка при письме, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление пальцев и кистей рук, формирование элементарных графических навыков. Кроме того, в этот период обучения ученики начинают знакомиться с детской художественной литературой [4, с. 56].
Эффективность обучения младших школьников зависит, прежде всего, от спокойного, доброжелательного психологического климата на уроке. Он способствует появлению у ребенка желания учиться. Следует находить любой повод, чтобы похвалить ученика, отметить его хотя бы маленькие достижения. Похвала воспринимается ребенком как выражение положительного к себе отношения учителя, стимулирует его активность. Он стремится многократно заслужить одобрение учителя, что переходит иногда в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес.
К успехам отстающего школьника целесообразно привлекать внимание одноклассников, чтобы создать почву для налаживания благоприятных отношений между ними. Успех формирует у ребенка веру в себя, желание учиться, радостный, жизнеутверждающий тонус, рождает энергию для преодоления трудностей.
Доброе, сердечное отношение к ученику, умение вовремя и обоснованно похвалить его необходимо сочетать с достаточно высокой требовательностью. С первых же дней и в течение всей последующей работы школьнику должно быть ясно, какие конкретные действия, поступки, дела вызывают одобрение, что у него не получается, чему он должен научиться. Тактичная помощь в преодолении трудностей вселяет в него уверенность в своих познавательных способностях.
Успешному усвоению учебных знаний, поддержанию и развитию желания учиться способствует появление у ученика интереса к изучаемому. Интересы формируются в процессе целенаправленной активной деятельности ребенка. При этом необходимо создавать у него положительное отношение к самой деятельности. Активизации познавательной деятельности, формированию положительного отношения к учению, развитию умения наблюдать, доказывать, объяснять, рассуждать содействуют вопросы учителя. Они направляют активность ребенка, его мысль и деятельность на решение таких задач, которые без сотрудничества со взрослым не могли бы стать предметом его внимания и осознания. На уроках родного языка постоянно должны звучать такие задания, как "докажи", "объясни", "как ты узнал?" и т. д. Необходимо приучать детей к тому, что об одном и том же явлении можно спросить по-разному. На стереотипный вопрос учащиеся, не вслушиваясь, дают привычный стереотипный ответ. Всякая новая формулировка вопроса затрудняет их настолько, что, имея соответствующие знания, они часто оказываются не в состоянии ими воспользоваться [13, с. 92].
В обучении младших школьников значительную роль играет форма, в которой преподносятся учебные знания. Эффективным является применение на уроках, наряду с другими, игровых приемов. Однако необходимо, чтобы и в игре использовались только строго научные сведения, а деятельность учащихся была бы направлена непосредственно на решение учебной задачи, в частности, в рассматриваемой теме – на выработку умения вслушиваться в звучание слова, выделять из него отдельные звуки.
У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия необходимо проводить в спокойной доброжелательной обстановке, способствующей тому, чтобы дети занимались с удовлетворением и прилагали необходимые усилия. Важно, чтобы учитель во всеуслышание отмечал любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, обретают уверенность в результативности своей деятельности. А, как известно, успех пробуждает дальнейшее желание учиться [5, с. 34].
Подготовительная работа к изучению родного языка имеет следующие направления:
- обогащение сенсорного (чувственного) опыта учащихся;
- уточнение, расширение их словарного запаса;
- развитие умения строить предложения, употреблять их в связной речи.
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы дети получали знания о языке, опираясь на свой личный слуховой и произносительный опыт, а также овладевали необходимой терминологией.
Недостаточность у учащихся основных мыслительных операций и памяти, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость сообщения нового материала предельно развернуто, небольшими дозами.
Все свои практические действия учащиеся сопровождают речью, в которую постепенно вводятся термины "звук", "гласный звук", "согласный звук" и т. д. Четкая последовательность, поэтапность действий и рассуждений школьников постепенно сходят на «нет». Однако в случае затруднений ученику предлагают опять вернуться к развернутым действиям и словесному сопровождению. В этом состоит одно из проявлений дифференцированного подхода к обучению детей.
Одной из причин возникновения трудностей у детей в освоении школьного курса русского языка является их неразвитый сенсорный опыт в области родного языка.
Поэтому необходимо активизировать овладение ими звуковой и произносительной сторонами речи. В речи нет ничего, что не могло бы быть воспринято слухом, произношением, зрением, что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения. В связи с этим ученики должны постоянно слышать образцы правильной речи, подражать им, упражняться в правильном произношении звуков, слов, предложений. Важно, чтобы характеристика основных групп звуков родного языка усваивалась учащимся не столько на основе описания, даваемого учителем, сколько опиралась на личный слуховой и произносительный опыт каждого ребенка, на обобщения, являющиеся результатом этого опыта. Знания, опирающиеся на сенсорный опыт ученика, усваиваются легче и более прочно. Кроме того, овладение звуковой и произносительной сторонами речи способствует внятности и выразительности речи в целом [7, с. 15].
Принципиальное значение для оптимизации усвоения знаний школьниками, испытывающими трудности в обучении, имеет использование условно-графических схем, условных знаков. Работа со схемами помогает школьникам осмысленно усваивать учебный материал, вычленять главные признаки изучаемого, отметая все несущественные.
Существенное значение в обучении имеет практическая деятельность ребенка. Работа ученика со схемами, таблицами, разрезной азбукой, повышая его интерес к учебному материалу, является одним из основных учебных средств, с помощью которых возможно пробуждение познавательной активности и формирование полноценной учебной деятельности. Знания, полученные в результате деятельности самого ребенка, усваиваются им легче и более прочно [8, с. 67].
В неразрывной связи с изучением грамматического материала ведется работа по развитию речи учащихся. Исправление, уточнение, упорядочение устной речи школьников предшествует и сопутствует изучению всех основных разделов русского языка. Уточняется и расширяется лексический запас учащихся. Обогащение словаря происходит за счет слов, обозначающих явления природы и общественной жизни, родовые и видовые понятия. Эта работа непосредственно связана с расширением и уточнением впечатлений и представлений детей об окружающем мире. Кроме того, формируются и совершенствуются целенаправленность и логическая последовательность высказываний, точность и разнообразие употребления слов, обогащается грамматический строй речи.
В языке теснейшим образом переплелись умственные и эмоционально-оценочные начала. Открытие этих сторон слова позволяет детям не только по-новому воспринять язык, но и овладеть им как средством выражения собственного отношения к людям, событиям и явлениям окружающего мира, к самому себе. Подбор точных определений, эпитетов, сравнений для оценки поступков литературных героев играет значительную роль и в усвоении нравственных норм поведения.
Итак, изучение и понимание лингвистических структур предложения в начальной школе – это многогранный процесс, требующий учета психолого-педагогических особенностей детей. Необходима практическая деятельность ребенка, работа по развитию речи учащихся. Анализ (сравнение речевого материала, выделение его различий и сходства, вычленение существенных фонетических признаков) и синтез (обобщение и классификация грамматических явлений, установление зависимости между ними) ведут к общему развитию детей. Успешное освоение этих знаний становится фундаментом для дальнейшего лингвистического развития школьников.
Глава II. Методические основы работы над предложением
- Методические особенности работы над предложением в начальной школе
Изучив лингвистические основы работы над предложением в начальной школе, нужно отметить, что без методических приемов и упражнений полное понимание и усвоение теоретических основ учащимися будет неполноценным для обучения работы с предложением. Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей — одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением — значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.
Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.
Лексикой родного языка учащиеся овладевают также на базе предложения. Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда однозначно (вне предложения, как известно, слово может иметь несколько значений).
В методической литературе советского периода вопросы изучения предложения в начальных классах рассматриваются М. Л. Закожурниковой, Н. А. Щербаковой, И. В. Прокопович и др. В последнее десятилетие большой вклад в разработку данного вопроса вносит Г. А. Фомичева.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:
1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы).
2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).
3. Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.
4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.
5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
Все пять указанных направлений работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения. Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении у учащихся их фактических знаний. Ученик познает что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом. Он ищет наиболее удобную форму для выражения своих мыслей. Так из потребности общения возникает необходимость более совершенного владения предложением.
Тема «Предложение» является сквозной. Она изучается в течение всех четырех лет. Постоянно углубляются знания о признаках предложения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.
Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов.
Осознать учащимся предложение как целостную единицу речи невозможно, если они не в состоянии выделить главные члены. Именно подлежащее и сказуемое составляют структурную и смысловую основу предложения. Вот почему уже в букварный период, как показывают специальные исследования, целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов).
Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. Для учащихся сам по себе ответ на вопрос: «Почему определенную группу слов можно назвать предложением?» — теснейшим образом связан с распознаванием главных членов, поскольку именно они составляют структурную основу предложения.
По мере изучения предложения уточняется представление о его составных частях, и, в частности, о словосочетании. Одновременно углубляется знание учащихся о каждом члене предложения. Что представляют собой подлежащее и сказуемое? В каком отношении они находятся? Какова роль второстепенных членов?
В начальных классах учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя в целом объем синтаксического материала, изучаемого в 1-4 классах, мал [15].
В первом классе, согласно программе, учащиеся учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении и что о них говорится. Фактически это означает начало работы над грамматической основой предложения и представляет собой пропедевтику изучения главных членов.
Второй класс — это качественно новый этап работы над предложением. С эмпирического уровня владения предложением учащиеся поднимаются на уровень понятийный. Происходит это вследствие того, что учащиеся овладевают существенными признаками предложения, вводится определение главных членов, входят в практику термины подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения. Начинается знакомство и изучение схем предложений и синтаксического разбора. (см. приложение 1) Большое внимание во втором классе уделяется связи слов в предложении. В предложении второклассники выделяют основу предложения (подлежащее и сказуемое) и слова (два слова), из которых одно – зависимое, а другое – главное, т. е. – словосочетания. Узнают второклассники и о том, чем выражается грамматическая связь слов: окончанием и предлогом.
В 3-4 классах дальнейшим развитием знаний о членах предложения является понятие об однородных членах. Вместе с этим, в 3-4 классах осуществляются разборы предложений по следующим пунктам:
1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.
5. По структуре: простое, сложное.
6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками. (см. приложение 2)
Итак, ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Во-первых, младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах второстепенные члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Для раскрытия сущности второстепенных членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения.
Например, учащимися записано предложение: Ласточки улетают. Для того чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложение слова, отвечающие на вопросы куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, какой член предложения распространяется, становится более точным.
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания:
1. Словосочетание — это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически.
2. В словосочетании одно слово главное, а второе — зависимое. Главное — это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое — то, которое отвечает на вопрос. Например: (Какой?).
Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы.
Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки.
Таким образом, выделено 5 направлений в работе над предложением в начальной школе, которые взаимодействуют между собой; также рассмотрены и выделены методические особенности работы исходя их возрастных особенностей школьников с первого по четвертый класс. Работа над предложением в начальной школе – это многогранный и непрерывный процесс, пронизывающий все этапы обучения.
Комплекс заданий и упражнений по работе с предложением для младших школьников
Выделив методические особенности работы над предложением, можно сказать, что формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, оформлять мысль, соединяя в предложения. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место.
При прохождении практики на базе МБОУ «Лицей «МОК№2»» с помощью наставника и моего руководителя были подобраны упражнения по работе над предложением, которые войдут в методический комплекс для учителей по работе с предложением в начальной школе.
1. Творческие упражнения (1-4 классы).
Предполагают отсутствие каких-либо образцов, школьник составляет предложение совершенно свободно.
- Учитель дает тему для составляемого предложения.
- Дает задание составить предложения по данной картинке.
- Дает «опорные» слова, которые должны быть употреблены в составляемом предложении.
- Дает словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особенной выразительностью, которые должны быть использованы в предложении.
- Учитель просит составить рассказ по его началу или дописать стихотворение.
2. Редактирование – восстановление правильных границ предложения (2 класс).
Условием дидактической эффективности этого упражнения является наблюдение над интонацией, ее сопоставление при различном членении предложений. Учитель предлагает детям текст с оборванными фразами, поставив задачу завершить эти фразы. Пример текста для редактирования: Мы пошли в лес было очень тихо. Вдруг зашуршали листья это оказался ёжик он нес на спине яблоко. Мы засмеялись такой смешной зверёк.
3. Вычленение предложений из потока речи (2 класс).
- Учитель использует графический диктант, при котором ученики, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику.
- Отрабатывает это и на письменных текстах, в которых не обозначены границы между предложениями. В эти упражнения закладывает орфографические ошибки. Поэтому идет всесторонняя работа над текстом, которая продолжается во 2-х, 3-х, 4-х классах. Эти упражнения подойдут детям вышеуказанных классов, исходя из уровня подготовки и пройденного материала.
4. Деление сплошного текста на предложения (2 класс).
Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания. Пример: дано (сплошной текст без знаков препинания и заглавных букв):
«солнце светило ярко птицы пели в траве стрекотали кузнечики дети бегали по полю было очень весело» Задание:
- Прочитай текст и найди места, где заканчивается одно предложение и начинается другое.
- Раздели текст на предложения, поставив точки и заглавные буквы.
- Подчеркни грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) в каждом предложении. Правильный вариант:
«Солнце светило ярко. Птицы пели. В траве стрекотали кузнечики. Дети бегали по полю.» Грамматические основы: Солнце светило. Птицы пели. Кузнечики стрекотали. Дети бегали.
5. Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам (2 класс).
Например: Где? Что делают? Кто? Пример: «В лесу рычит медведь.»
6. Распространение заданных предложений с помощью дополнительных вопросов (2-3 классы).
Эти упражнения могут иметь и более выраженную грамматическую направленность. Учитель предлагает составить предложения по заданной схеме. Упражняясь в построении той или иной конструкции, учащиеся приучаются задумываться над смыслом, и учатся поиску адекватных языковых средств. Для этого учитель дает упражнения типа: из слов, стоящих в скобках, выбрать более точное. Например: Дано: «Дождь шёл.» Задание: Замени глагол «шёл» на более выразительный (лился, барабанил, моросил). Распространи предложение, создав определённое настроение (грустное, радостное, таинственное). Примеры: Грустное: «Холодный дождь медленно лился из серых туч, словно оплакивая ушедшее лето.» Радостное: «Звонкий дождь барабанил по крыше, приглашая детей прыгать по лужам.»
7. Восстановление деформированного предложения (2-3 класс).
Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.
— О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.)
— С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют где? на чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.
8. Конструирование предложений из отдельных слов (3-4 классы).
Выполняя это упражнение, учащиеся должны по данным разрозненным словам и наименованию темы восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. Обучающий эффект можно повысить, если деформированное предложение давать не изолированно, а в составе контекста. Например:
Тема: «Прогулка в парке»;
Слова: дети, весело, играть, качели, на, кататься, с;
Возможный ответ: «Дети весело играли: катались на качелях и с горки».
9. Распространение предложения (3-4 классы).
Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространить. Например, для анализа дано предложение Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)
10. Анализ предложения и составление его схемы (3-4 классы).
При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания. Дано: «Весеннее солнце ярко освещало молодую траву.» Задание:
- Выдели грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
- Найди второстепенные члены и определи, какие слова они поясняют.
- Составь схему предложения.
- Разбор:
- Грамматическая основа: солнце (подлежащее), освещало (сказуемое).
Второстепенные члены:
- Весеннее (какое солнце?) → поясняет подлежащее «солнце».
- ярко (как освещало?) → поясняет сказуемое «освещало».
- молодую траву (освещало что?) → поясняет сказуемое «освещало».
11. Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры (3-4 классы).
Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.
Пример рассказа анализа структуры предложений:
«Солнце уже садилось за деревьями.» (с подлежащим)
«Зашуршала сухая листва под ногами.» (со сказуемым)
«Вдруг из кустов выскочил заяц.» (с обстоятельством)
«Испуганно замер мальчик.» (с обстоятельством)
«Потом раздался смех — это был его друг.» (с обстоятельством)
Задание:
Выпишите из своего рассказа предложения в три колонки:
Начинается с подлежащего
Начинается со сказуемого
Начинается с второстепенного члена
Объясните, зачем нужен такой порядок слов.
Систематическая работа над предложением способствует развитию умственной деятельности учащихся. К. Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития».
В этом пункте были предложены различные упражнения для работы с предложением в начальной школе. Развитие – вот та основная цель, которую я ставлю перед собой, подбирая задания и упражнения к каждому уроку.
Заключение
В настоящее время главная задача синтаксиса русского языка в области изучения предложения до некоторой степени предопределена историей развития нашей отечественной грамматики. Эта задача состоит в том, чтобы изучить все конкретно-языковые формы или структурные особенности основных разновидностей двусоставных (или двучленных) и односоставных (или одночленных) предложений в современном русском языке и выяснить последовательность, пути и закономерности их исторического развития.
В настоящее время существуют и успешно внедряются альтернативными экспериментальные программы. Все программы, как новые, так и уже давно используемые, имеют свои плюсы и минусы, свои недостатки и достоинства. Поэтому они продолжают изменяться и совершенствоваться. Появляются новые варианты и новые программы других авторов. Каждая методика требует конкретного пересмотра и совершенствования, внедрения новых приёмов работы.
Вслед за развитием и изменениями в лингвистической науке и языке происходят изменения в методике. В школьной практике применяются новые научные теории, но делать это необходимо аккуратно, не перегружая школьную программу. И лучше, если будут применены уже проверенные и наиболее общепринятые точки зрения. В игровом материале и некоторых приёмах работы по изучению нового материала, закреплению, автоматизации навыков можно и нужно использовать новаторские разработки. Теоретический материал разумнее применять общепринятый, чтобы не вводить путаницу в систему понятий школьников. С интересующимися или сильными учениками при достатке времени следует рассмотреть различные взгляды, существующие в лингвистике.
Подводя итоги данной курсовой работы, на основе изучения и анализа литературы по данной проблеме исследования, были решены следующие задачи:
- рассмотрены лингвистические основы предложения в начальной школе, понятие предложения, виды предложений, синтаксис и синтаксические структуры;
- изучены психолого-педагогические особенности для работы с предложением в начальной школе;
- рассмотрены и выделены методические особенности работы;
- предложены различные упражнения для работы с предложением в начальной школе.
Они помогли нам достичь цели: изучение особенностей работы над предложением и систематизация знаний в области изучений предложения в начальной школе. Следовательно, были изучены следующие особенности:
- ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения;
- 1 класс – начало работы над грамматической основой предложения и пропедевтика изучения главных членов;
- 2 класс – новый этап работы над предложением, знакомство и изучение схем предложений и синтаксического разбора;
- 3-4 классы – развитие знаний о членах предложения и подробное понятие об однородных членах.
По итогам проделанной курсовой работы на основе выделенных особенностей была подобрана система упражнений и создан продукт – методический комплекс для учителей с упражнениями для младших школьников «Подборка упражнений для работы с предложениями» (см. Приложение 3).
Таким образом, научное обоснование содержания школьного курса синтаксиса в начальных классах, в частности содержание работы над предложением на современном этапе, открывает перспективы дальнейшего развития методики синтаксиса в разных её аспектах, усовершенствования программы и учебников по синтаксису русского языка для начальных классов.
Важную роль в этом процессе играет учитель, от объема его научных знаний зависит уровень преподавания синтаксиса русского языка в начальной школе, наличие (отсутствие) у учеников интереса к родному языку.
Список использованных источников и литературы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от № 273-ФЗ. – Москва : Законы и Кодексы, 2017. – 160 с. – Режим доступа:
- Бабайцева, В. В. Современный русский язык. Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. — Москва : Просвещение, 1987. — 256 с.
- Виноградов, В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. — Москва : Высшая школа, 1972. — 614 с.
- Виноградова, Н. Ф. Обучение грамоте в начальной школе : методическое пособие / Н. Ф. Виноградова. – Москва : Просвещение, 2020. – 192 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва : ИНТОР, 2020. – 352 с.
- Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. — Москва : Наука, 1982. — 368 с.
- Методические рекомендации по обучению грамоте в начальной школе / под ред. Л. Е. Журовой. – Москва : Вентана-Граф, 2022. – 96 с.
- Кубасова, О. В. Психолого-педагогические основы обучения русскому языку в начальной школе : сб. науч. ст. / О. В. Кубасова. – Москва : Флинта, 2021. – 208 с.
- Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — Москва : Айрис-пресс, 2002. — 448 с.
- Русская грамматика : в 2 т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. — Москва : Наука, 1980. — Т. 2: Синтаксис. — 709 с.
- Русский язык. 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.]. — Москва : Просвещение, 2022. — 303 с.
- Теньер, Л. Основы структурного синтаксиса / Л. Теньер ; пер. с франц. — Москва : Прогресс, 1988. — 654 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 2021. – 280 с.
- Коммуникативный синтаксис русского языка : программа исследования / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; рук. проекта Г. А. Золотова. — Москва, 1998. — 42 с. — URL: (дата обращения: )
- Фомичева, Г. А. Современные подходы к изучению предложения в начальной школе // Журнал «Начальная школа». – 2020. – № 5. – С. 12–18. – URL: (дата обращения: )
Приложение 1
Синтаксический разбор предложения (схемы)
Обозначения в схемах:
- Подлежащее (кто? что?) — прямая линия ____
- Сказуемое (что делает? каков?) — две линии ====
- Определение (какой? чей?) — волнистая линия ~~~~
- Дополнение (кого? чего? кому?) — пунктирная линия -----
- Обстоятельство (где? когда? как?) — точка-тире •–•–•
Примеры схем:
1. Простое предложение:
"Птицы поют."
____ ====.
2. С распространёнными членами:
"Весенние птицы громко поют в саду."
~~~~~ ____ •–•–• ==== •–•–•.
(где?)
3. С однородными членами:
"Дети играли, смеялись и радовались."
____ ====, ==== и ====.
4. Сложное предложение:
"Небо потемнело, и начался дождь."
[ ____ ==== ], и [ ==== ____ ].
Приложение 2
Образец разбора:
гл. прил. сущ.
Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.
﹋﹋﹋﹋﹋
Второстепенные члены предложения:
- дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем? и др) --------
- определение (какой? какая? какое? какие?) ﹏﹏﹏﹏
- обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎.﹎.﹎.﹎
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»
Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...
Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе
В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения....

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...
Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.
Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с овз....
