проект «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
проект по русскому языку (3 класс)
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
2. Руководитель проекта: Дашеева Жанна Владимировна
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: литературное чтение, изобразительное искусство
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет
6. Состав проектной группы: весь 3 «б»класс, ребята работают индивидуально, парами.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.
8. Проблемные вопросы:
Что мы знаем о слове?
9. Цель проекта:
- подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
- составить словарную статью о слове;
- участвовать в презентации своей страницы.
10. Задачи проекта:
- формировать умения подбирать информацию;
- выделять из большого количества информации главное;
- представлять свой проект.
11. Вопросы учебной темы
Каково лексическое значение слова?
Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?
Как найти синонимы, антонимы, фразеологизмы к слову?
12. Аннотация проекта:
Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Учащиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством учителя учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 216.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гурульбинская СОШ»
Иволгинский район
Проект «Рассказ о слове»
3 класс
Подготовила: учитель начальных классов
Дашеева Ж.В.
ноябрь, 2025 год.
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
2. Руководитель проекта: Дашеева Жанна Владимировна
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: литературное чтение, изобразительное искусство
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет
6. Состав проектной группы: весь 3 «б»класс, ребята работают индивидуально, парами.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.
8. Проблемные вопросы:
Что мы знаем о слове?
9. Цель проекта:
- подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
- составить словарную статью о слове;
- участвовать в презентации своей страницы.
10. Задачи проекта:
- формировать умения подбирать информацию;
- выделять из большого количества информации главное;
- представлять свой проект.
11. Вопросы учебной темы
Каково лексическое значение слова?
Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?
Как найти синонимы, антонимы, фразеологизмы к слову?
12. Аннотация проекта:
Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Учащиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством учителя учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания.
13.Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные результаты-
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;
- сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты –
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
- находить пути решения поднимаемой проблемы;
- находить полезную информацию в словарях;
- совершенствовать умения находить однокоренные слова;
- сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- оформлять страницу книги;
- презентовать проект;
- оценивать результаты работы;
- пользоваться результатами собственной деятельности.
Основополагающий вопрос проекта
Какие слова окружают каждое слово?
14. Продукт проекта: странички книги.
План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
1Сообщение цели и задач проекта.
Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.
Полученную информацию оформить на листах формата А - 4.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
1. Обсуждение названия проекта.
2. Планирование.
- Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.
3. Сбор материала.
4. Оформление работы.
5. Защита.
3 этап. Практический
Выполнение запланированной работы; внесение изменений.
4 этап. Презентационный
Представление и защита работ.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Санжиев Даши. Собака
Произносим - с[а]бака, записываем- собака.
1. Лексическое значение слова.
- Домашнее животное семейства псовых.
- Названия хищных млекопитающих семейства псовых.
2. Однокоренные слова: собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство.
3. Фразеологизмы: Собаку съесть (человек многое повидал и испытал ). Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое). Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).
Синонимы: пес
Сочетаемость слова: служебная, охотничья, сторожевая... (собака)
4.Пословицы и поговорки:
Глупая собака и на небо лает. Доброе слово и собаке приятно.
5. Загадки:
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
6. Предложения с этим словом.
Собаку держать - это вовсе не шутка. Построить собачью ей надобно будку. Собачка приветливо машет хвостом - Значит ты друг, проходить можешь в дом!
Службу собаки несут на границе. Их, как огня нарушитель боится.
Головин Арсений, Аюшеев Дандар Дружба
Произносим [дружба], записываем- дружба.
1. Лексическое значение слова:
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2. Однокоренные слова: дружба, друг, дружить, дружелюбный, подружка, дружественный.
3. Синоним: приятельство
Антоним: вражда
Фразеологизмы: Не в службу, а в дружбу.
4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая (дружба), водить дружбу, в знак дружбы.
5. Пословицы:
Дружба – великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Загадки:
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ……
6. Предложения со словом:
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг (из песни).
Ты дружбу не купишь за деньги,
Ее не найдешь просто так.
Мальчик с девочкой дружил, мальчик дружбой дорожил. (С.Михалков)
Цыденова Арюун Ягода
Произносим - яг[а]да, записываем- ягода.
1. Лексическое значение слова. Небольшой сочный плод кустарников, полукустарников, кустарничков и травянистых растений.
2. Однокоренные слова: ягода, ягодка, ягодный, ягодник.
3. Синонимы: малина, арбуз, земляника, черника.
Антонимы: отсутствуют.
Фразеологизмы: Чудо-ягода, не нашего поля ягода, охотник до ягод, пойти по ягоды.
4. Сочетаемость слова: вкусная, сладкая, яркая...(ягода)
5. Пословица. Это еще цветочки, а ягодки впереди.
При красном солнышке и ягодка краснеет.
Загадка: Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с...
6. Предложение с этим словом.
Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится. (В.Катаев "Дудочка и кувшинчик").
Янсанова Сарюна, Ангархаева Айлана Солнце
Произносим {сонцэ} пишем солнце
1. Лексическое значение слова: Солнце- это небесное светило нашей планетной системы, представляющее собою гигантский раскалённый шар, излучающий свет и тепло. Земля вращается вокруг солнца.
2.Однокоренные слова: солнце, солнышко, солнечный, солнцестояние, солнцепек.
3.Синонимы: светило, свет, тепло, звезда.
Антонимы: мрак, тьма.
Фразеологизмы:
Как солнышко ясное. Так говорят о красивом, добром или любимом человеке.
До солнца до жара. Означает встать очень рано утром, до рассвета или до начала жары.
Встать с солнцем. Означает очень рано встать, в момент восхода солнца.
4.Сочетаемость слова: смотреть на солнце, лучи солнца, солнце садилось
5. Пословицы: Солнце не закроешь, а правду не скроешь.
«Солнце встаёт, так и день настаёт».
«Солнце не померкнет, народ не сломится».
«Красное солнышко на белом свете чёрную землю греет».
«Зимой солнце словно мачеха: светит, да не греет».
«Мир освещается солнцем, а человек знанием»
Загадки:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (солнце).
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (солнце).
6. Предложение с этим словом. Солнце согревает весь наш мир. Солнце вращается вокруг своей оси.
Вампилова Сойжина, Зайцева Ульяна Дорога
Произносим - д[а]рога, записываем- дорога.
1. Лексическое значение слова. Место, по которому надо пройти или проехать, путь сообщения.
2. Однокоренные слова: дорожный, дорожка, подорожник.
3. Синонимы: путь, тропинка, шоссе.
Антонимы: бездорожье.
Фразеологизмы: скатертью дорога, найти свою дорогу в жизни.
4. Сочетаемость слова: железная, долгая, асфальтированная, лесная
5. Пословица. Пословицу сказал- дорогу указал.
Вода себе дорогу найдёт.
Загадка: Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
6. Предложение с этим словом.
С задорной песней
дорога интересней!
Намсараев Булат и Панов Юрий Ветер
Произносим - вет[и]р, записываем - ветер.
1.Лексическое значение слова:
Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.
2.Однокоренные слова:
Ветерок, ветрило, ветряк, ветрище, ветровое (стекло), ветряная (мельница), ветреный, безветренный,
3. Синонимы: дуновение, вихрь (сильный ветер), ураган, ветр, зефир.
4.Антонимы: штиль, безветрие.
5.Сочетаемость слова:
Ветер – бешеный, буйный, веселый, вольный, воющий, встречный, горячий, жалобный, злой, знойный, зябкий, игривый, ласковый, лёгкий, ледяной, лютый, могучий, морской, нежный, неугомонный, нещадный, озорной, освежающий, попутный, порывистый, прибрежный, прохладный, резкий, свежий, свирепый, свободный, сердитый, слабый, соленый, студеный, сырой, теплый, ураганный, хлёсткий, холодный, шаловливый, шальной, шквалистый, яростный.
6. Фразеологизмы:
Бросать слова на ветер – говорить не подумав.
Бросать деньги на ветер – безрассудно тратить.
Ветер в голове – о пустом легкомысленном человеке.
7.Пословицы и поговорки:
Ветер снег съедает.
Листву путает ветер, человека - слово.
Плох тот ветер, который добра не приносит.
Ветер и без крыльев летает.
За ветром в поле не угнаться.
8.Загадки:
1. Непоседа-невидимка
Над полями гонит дымку,
Низко вьется над травой,
Носит запах луговой.
2.Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
3.Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой на ветках...
Ну, конечно, это - ... (ветер)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.
ВЫВОД:
В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рассказ о слове"
Важным в начальной школе научить ребёнка работать со словом: подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой продукт....
Проект "Рассказ о слове"
Проект по русскому языку в 3 классе "Рассказ о слове" раскрывает лексическое значение слова "Собака". В проект включены загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, стихотворения....
проект "Рассказ о слове"
проект "Рассказ о слове"...

Проект рассказа о слове
Проект «Рассказ о слове» с применением УУД в 3 классе Учитель: Яшкина Т.В....
Творческий проект "Рассказ о слове"
Работы выполнены учащимися 3 класса, в результате исследования все участники рассказали об особенностях каждого слова....

проект "Рассказ о слове"
Данный проект должны выполнять ученики 3 класса по программе "Школа России". Здесь раскрывается лексическое значение слов,подобраны однокоренные слова, слова-синонимы,фразеологизмы и загадки...

Презентация проектов «Рассказ о слове», «Семья слов». «Составляем орфографический словарик».
активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;отрабатывать умение...





