проект «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
проект по русскому языку (3 класс)

Дашеева Жанна Владимировна

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»

2. Руководитель проекта: Дашеева Жанна Владимировна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: литературное чтениеизобразительное искусство

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет

6. Состав проектной группы: весь 3 «б»класс, ребята работают индивидуально, парами.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.

8. Проблемные вопросы:

Что мы знаем о слове?

9. Цель проекта:

  • подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
  • составить словарную статью о слове;
  • участвовать в презентации своей страницы.

10. Задачи проекта:

  • формировать умения подбирать информацию;
  • выделять из большого количества информации главное;
  • представлять свой проект.

11. Вопросы учебной темы

Каково лексическое значение слова?

Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?

Как найти синонимы, антонимы, фразеологизмы к слову?

12. Аннотация проекта:

Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Учащиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством учителя   учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhv_proekt_rasskaz_o_slove_.docx216.98 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гурульбинская СОШ»

Иволгинский район

Проект «Рассказ о слове»

                                                        3 класс

Подготовила: учитель начальных классов

Дашеева Ж.В.

ноябрь, 2025 год.

                           ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»

2. Руководитель проекта: Дашеева Жанна Владимировна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: литературное чтениеизобразительное искусство

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет

6. Состав проектной группы: весь 3 «б»класс, ребята работают индивидуально, парами.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.

8. Проблемные вопросы:

Что мы знаем о слове?

9. Цель проекта:

  • подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
  • составить словарную статью о слове;
  • участвовать в презентации своей страницы.

10. Задачи проекта:

  • формировать умения подбирать информацию;
  • выделять из большого количества информации главное;
  • представлять свой проект.

11. Вопросы учебной темы

Каково лексическое значение слова?

Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?

Как найти синонимы, антонимы, фразеологизмы к слову?

12. Аннотация проекта:

Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Учащиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством учителя   учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания.

13.Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные результаты-

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
  • сформированность  мотивации  к  познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;
  • сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты –

В ходе работы над проектом учащиеся научатся:

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;
  • находить полезную информацию в словарях;
  • совершенствовать умения находить однокоренные слова;
  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
  • оформлять страницу книги;
  • презентовать проект;
  • оценивать результаты работы;
  • пользоваться результатами собственной деятельности.

Основополагающий вопрос проекта

Какие слова окружают каждое слово?

14. Продукт проекта: странички книги.

                                        План работы над проектом

1этап. Подготовительный.

1Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.

Полученную информацию оформить на листах формата А - 4.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

1. Обсуждение названия проекта.

2. Планирование.

- Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.

3. Сбор материала.

4. Оформление работы.

5. Защита.

3 этап. Практический

Выполнение запланированной работы; внесение изменений.

4 этап. Презентационный

Представление и защита работ.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Санжиев Даши.                             Собака

Произносим - с[а]бака, записываем- собака.

1. Лексическое значение слова.

- Домашнее животное семейства псовых.

- Названия хищных млекопитающих семейства псовых.

2. Однокоренные слова: собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство.

3. Фразеологизмы: Собаку съесть (человек многое повидал и испытал ). Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое). Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).

Синонимы: пес

Сочетаемость слова: служебная, охотничья, сторожевая... (собака)

4.Пословицы и поговорки:

Глупая собака и на небо лает. Доброе слово и собаке приятно.

5. Загадки:

Белый хвост, чёрный нос 
Наши тапочки унёс 
В уголок под кровать 
И не хочет отдавать. 

6. Предложения с этим словом.
Собаку держать - это вовсе не шутка. Построить собачью ей надобно будку.  Собачка приветливо машет хвостом - Значит ты друг, проходить можешь в дом!
Службу собаки несут на границе. Их, как огня нарушитель боится.

Picture background

Головин Арсений,   Аюшеев Дандар                   Дружба

Произносим [дружба], записываем- дружба.

1. Лексическое значение слова

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: дружба, друг, дружить, дружелюбный, подружка, дружественный. 

3. Синоним: приятельство

Антоним: вражда

Фразеологизмы: Не в службу, а в дружбу.

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая (дружба), водить дружбу, в знак дружбы. 

5. Пословицы:

 Дружба – великая сила.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Загадки:

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ……

6. Предложения со словом:

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг (из песни).

Ты дружбу не купишь за деньги,

Ее не найдешь просто так.

Мальчик с девочкой дружил, мальчик дружбой дорожил. (С.Михалков)

Picture background

Цыденова Арюун                                         Ягода

Произносим - яг[а]да, записываем- ягода.

1. Лексическое значение слова. Небольшой сочный плод кустарников, полукустарников, кустарничков и травянистых растений.

2. Однокоренные слова: ягода, ягодка, ягодный, ягодник.

3. Синонимы: малина, арбуз, земляника, черника.

Антонимы: отсутствуют.

Фразеологизмы: Чудо-ягода, не нашего поля ягода, охотник до ягод, пойти по ягоды.

4. Сочетаемость слова: вкусная, сладкая, яркая...(ягода)

5. Пословица. Это еще цветочки, а ягодки впереди.
При красном солнышке и ягодка краснеет. 

Загадка: Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с...

6. Предложение с этим словом.
Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится. (В.Катаев "Дудочка и кувшинчик").

Picture background

Янсанова Сарюна,  Ангархаева Айлана                  Солнце

Произносим {сонцэ}                пишем солнце

1. Лексическое значение слова: Солнце- это небесное светило нашей планетной системы, представляющее собою гигантский раскалённый шар, излучающий свет и тепло. Земля вращается вокруг солнца.

2.Однокоренные слова: солнце, солнышко, солнечный, солнцестояние, солнцепек.

3.Синонимы: светило, свет, тепло, звезда.

Антонимы: мрак, тьма.

Фразеологизмы:

Как солнышко ясное. Так говорят о красивом, добром или любимом человеке.

До солнца до жара. Означает встать очень рано утром, до рассвета или до начала жары.

Встать с солнцем. Означает очень рано встать, в момент восхода солнца.

4.Сочетаемость слова:  смотреть на солнце, лучи солнца, солнце садилось

5. Пословицы: Солнце не закроешь, а правду не скроешь.

 «Солнце встаёт, так и день настаёт».

«Солнце не померкнет, народ не сломится».

«Красное солнышко на белом свете чёрную землю греет».

«Зимой солнце словно мачеха: светит, да не греет».

«Мир освещается солнцем, а человек знанием»

Загадки:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (солнце). 
 

Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (солнце). 

6. Предложение с этим словом. Солнце согревает весь наш мир. Солнце вращается вокруг своей оси.
Picture background

Вампилова Сойжина, Зайцева Ульяна                             Дорога

Произносим - д[а]рога, записываем- дорога.

1. Лексическое значение слова. Место, по которому надо пройти или проехать, путь сообщения.

2. Однокоренные слова: дорожный, дорожка, подорожник.

3. Синонимы: путь, тропинка, шоссе.

Антонимы: бездорожье.

Фразеологизмы: скатертью дорога, найти свою дорогу в жизни.

4. Сочетаемость слова: железная, долгая, асфальтированная, лесная

5. Пословица. Пословицу сказал- дорогу указал.

Вода себе дорогу найдёт.

Загадка: Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

6. Предложение с этим словом.

С задорной песней
дорога интересней!

Picture background

Намсараев Булат и Панов Юрий                       Ветер

Произносим - вет[и]р, записываем  - ветер.

1.Лексическое значение слова:

Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

2.Однокоренные слова:

Ветерок, ветрило, ветряк, ветрище, ветровое (стекло), ветряная (мельница), ветреный, безветренный,

3. Синонимы: дуновение, вихрь (сильный ветер), ураган, ветр, зефир.

4.Антонимы: штиль, безветрие.

5.Сочетаемость слова:

Ветер – бешеный, буйный, веселый, вольный, воющий, встречный, горячий, жалобный, злой, знойный, зябкий, игривый, ласковый, лёгкий, ледяной, лютый, могучий, морской, нежный, неугомонный, нещадный, озорной, освежающий, попутный, порывистый, прибрежный, прохладный, резкий, свежий, свирепый, свободный, сердитый, слабый, соленый, студеный, сырой, теплый, ураганный, хлёсткий, холодный, шаловливый, шальной, шквалистый, яростный.

6. Фразеологизмы:

Бросать слова на ветер – говорить не подумав.

Бросать деньги на ветер – безрассудно тратить.

Ветер в голове – о пустом легкомысленном человеке.

7.Пословицы и поговорки:

Ветер снег съедает.

Листву путает ветер, человека - слово.

Плох тот ветер, который добра не приносит.

Ветер и без крыльев летает.

За ветром в поле не угнаться.

8.Загадки:

1. Непоседа-невидимка

Над полями гонит дымку,

Низко вьется над травой,

Носит запах луговой.

2.Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

3.Сорвал с бабушки косынку,

Покачал в коляске Димку,

Поиграл листвой на ветках...

Ну, конечно, это - ...     (ветер)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.

ВЫВОД:

В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рассказ о слове"

Важным в начальной школе научить ребёнка работать со словом: подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой продукт....

Проект "Рассказ о слове"

Проект по русскому языку в 3 классе "Рассказ о слове" раскрывает лексическое значение слова "Собака". В проект включены загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, стихотворения....

проект "Рассказ о слове"

проект "Рассказ о  слове"...

Проект рассказа о слове

Проект «Рассказ о слове»  с применением УУД в 3 классе    Учитель: Яшкина Т.В....

Творческий проект "Рассказ о слове"

Работы выполнены учащимися 3 класса, в результате исследования все участники рассказали об особенностях каждого слова....

проект "Рассказ о слове"

Данный проект должны выполнять ученики 3 класса по программе "Школа России". Здесь раскрывается лексическое значение слов,подобраны однокоренные слова, слова-синонимы,фразеологизмы и загадки...

Презентация проектов «Рассказ о слове», «Семья слов». «Составляем орфографический словарик».

активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;отрабатывать умение...