«Части речи. Повторение»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мукасеева Алина Викторовна

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель: совершенствование умений в определении частей речи.

Задачи:

  • Учить устанавливать слово как часть речи;
  • Формировать умение правильно распознавать части речи;
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi._povtorenie.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Части речи. Повторение»

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель: совершенствование умений в определении частей речи.

Задачи:

  • Учить устанавливать слово как часть речи;
  • Формировать умение правильно распознавать части речи;
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределяться при выборе задания в группе сверстников.
  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выбирать для себя посильное задание.
  • Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Коммуникативные: задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Литература: Русский язык  3 класс  Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России.

Оборудование: электронный носитель с презентацией, учебник, раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщения темы и задач урока.

3. Актуализация опорных знаний.

4.Закрепление изученного материала.

5. Итог урока.

6. Сообщение домашнего задания.

План оформления доски

1

2

  1. Дата.
  2. Классная работа.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Здравствуйте! Меня зовут Алина Викторовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

-Проверьте всё ли у вас готово к уроку?

-Приветствуют учителя.

-Проверяют готовность.

2.Сообщение темы и задач урока.

- У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. 
Представление гостей. 
а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. 
Как зовут нашего гостя? (слайд № 1) 
– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного, и на какие вопросы отвечают эти предметы. 
(Что? солнце, тучка, дерево.

 Кто? кот, собака) 
- Итак: Что обозначает существительное? 
На какие вопросы оно отвечает? 
б) Встречайте второго гостя 
Художницу нашу знает весь свет 
Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: 
Какой? Какая? Какое? Какие. 
Оно с существительным живёт на редкость дружно, 
Изменит окончание, когда ему нужно. 
Оно его не бросит в воде и на земле: 
Стоит в одном с ним роде и числе. 
– Как зовут нашего второго гостя?
(слайд) 
А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? 
▪ Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая. 
▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое. 
▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый. 
 Что обозначает имя прилагательное? 
На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 
в) Встречайте третьего гостя 
Я, страшное дело, какой деловой, 
В любые дела ухожу с головой. 
Задачи решаю, на скрипке играю, 
Сынишку соседки в коляске катаю, 
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, 
И на стадионе голы забиваю, 
Укроп поливаю, кусты подстригаю, 
И чисто – пречисто весь двор подметаю. 
Дорожки в саду я песком посыпаю, 
А после работы в тени отдыхаю. 
- Как зовут нашего третьего гостя?
(слайд ) 
Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. 
Так какие действия выполняет глагол? 
(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.) 

- Что обозначает глагол? 
На какие вопросы отвечает глагол? 

г) И ещё один гость

Применяем все мы это

Вместо имени предмета.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.
- Как зовут нашего гостя?

- Что мы знаем про местоимение?

- Какое общее название можно дать всем этим гостям?
Значит, что мы будем сегодня повторять?

- Давайте проверим в учебнике, открываем станицу 53. (Таблица)








- Имя существительной

- Обозначает предмет.

- Вопросы: кто? что?












-
Имя прилагательное

- Признак предмета

- Какой? Какая? Какие?














-
Глагол









- Действие предмета
- Что делать? Что сделать?

- Местоимение

- Указывает на предмет, но не называет его

- Части речи
- Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, местоимение.

3. Актуализация опорных знаний

-Открывайте тетради, записывайте число-25 сентября, классная работа.

-Не забываем про правильную осанку, положение тетради и ручки в руке.

- Итак, а сейчас у нас будет словарная работа. Один человек выполняет за доской.

Словарные слова: Балкон, чёрный, трамвай, лаять, весенний, болото, рисовать, крокодил.

Задание: поставить ударение, над каждым словом написать часть речи.

Балкон(сущ), чёрный(прил), трамвай(сущ), лаять(гл), весенний(прил), болото(сущ), рисовать(гл), крокодил(сущ).

4.Закрепление изученного материала

- Ребята, следующие задания выполним устно. (на слайде)

Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Выполним упражнение 91 на стр. 54
Укажите над каждым членом второго предложения, какой часть речи он выражен.

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Заяц, морковка, сладкий, ягода. 2)Горький, быстрый, бежит, вкусный. 
3)Играет, гнездо, бежит, берёт.

- Выполним следующее задание письменно:

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
боль - … , … .

Физкультминутка:

Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой.

Слова: природа,  оживает, птицы, готовить, день, длинный, светлый, деревья, распускаются.

-  А сейчас выполним задание под навазванием «Расставь по своим местам». В 4 колонки (ученик за доской)

Слова: Тетрадь, школьный, я, она учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, он, карандаш, трудный, пишут, ты.

- Следующее задание:

«Дополни словечко» 
Посмотри как связаны между собой первые два слова и догадайся, какое слово должно стоять вместо вопроса. Докажи. Определи части речи слов. 
небо – птица, река – ? белый – чёрный, утренний – ? 
человек – нос, слон – ? пчела – мёд, корова –  ?

- День – сущ ., Хорошая – прил., друг – сущ., думает – гл., смелый – прил.

Что за утро! Серебряный(прил.) иней(сущ.) на(пред.) зелени(сущ.) луга(сущ.) лежит(гл.).

- сладкий

- бежит

- гнездо

- весёлый, веселится

- шумный, шумит

- больной, болит

- Сущ.: тетрадь, ученик, пенал, карандаш.

Прил.: школьный, классная, умные, трудный.

Гл.: учиться, думать, решать, пишут.

Мест.: я, она, ты, он.

- река – рыбы, утренний – вечерний,
- слон – хобот, корова – молоко.

5.Итог урока

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Итак, подводя итоги давайте выполним небольшой тест.

1. Что обозначает имя существительное? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
2. Что обозначает имя прилагательное? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
3. Что обозначает глагол? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
4. Из данных слов выбери имена существительные. 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 
5. Из данных слов выбери прилагательные. 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 
6. Из данных слов выбери глаголы 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

- Оцените свою работу на уроке: Если вы были активны на уроке и все поняли, то покажите большой пальчик вверх. А если вы считаете, что не достаточно активно работали, то опустите пальчик вниз.

- Повторяли части речи.

- 1 – а 4 – в 
2 – б 5 – а 
3 – в 6 – б

6. Домашнее задание

- Ребята, открываем дневники, записываем д/з: с. 54 упр. 90

- с. 54 упр. 90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка « Глагол как часть речи" ( повторение)

Тема : Глагол как часть речи.( повторение)Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к родному языку;Через воспитание любви к Р...

Урок русского языка в 3 классе по теме: Части речи (повторение)

Тема: Части речи (повторение), 3 классЦели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи. 2.Способствовать развитию творческого мышле...

Урок русского языка по теме :" Части речи. Повторение." 3 класс.

Урок - повторение изученного материала ....

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Урок русского языка "Части речи. Повторение и обобщение."

В материале представлен конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части речи. Повторение и обобщение."...