Открытый урок Русского родного языка в 1 классе "Как и на чём писали в старину?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.
Задачи урока:
- обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
- развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;
- воспитывать интерес к истории письменности.
2. Планируемые результаты:
Предметные: формировать умения определять тему и цель урока.
систематизировать умение составлять алгоритм действий при работе с предложением.
Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.
Метапредметные:
К - формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
Р- определять и формулировать цель на уроке;
- уметь высказывать свое мнение;
П- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Родной русский язык.
Тема: «Как и на чём писали в старину»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.
Задачи урока:
- обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам родного русского языка.
- воспитывать интерес к истории письменности.
Технологии: технология системно-деятельностного подхода, технология личностноориентированного обучения, ИКТ-технологии, здоровьесбьерегающие технологии
Ход урока
- Мотивация к деятельности (1 мин)
Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей.
- А кто такие исследователи? Да. Это люди, которые стремятся узнать что- то новое. А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете отгадав загадку.
- Актуализация опорных знаний
Загадка
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(Книга)
- Какие виды речи вы знаете? (устная и письменная)
-Книга – это устная речь или письменная? Почему письменная? (потому что там написаны буквы, а потом мы эту речь читаем)
мы будем на протяжении всего урока отгадывать загадки. И вот первая загадка:
Я огромный голый камень,
Не поднять меня руками.
Не спилить меня рукой,
Называюсь я ….(скалой)
- Посмотрите, ребята, как выглядит скала. (иллюстр скалы!)
- Как вы думаете, как скала связана с письменностью? ( На ней можно писать)
- А знаете ли вы как писали в древности? Значит сегодня нам нужно узнать как и на чём писали в старину!
- Действительно, в древности, когда люди ещё не умели говорить, а общались только с помощью знаков, они придумали рисунки на скалах.
- А что же они там рисовали?
- У вас на партах лежат иллюстрации. Достаньте их. Подумайте и найдите, на каких иллюстрациях изображены рисунки на скалах.
- Молодцы! Правильно.
- Время шло, человечество развивалось. И вот люди, наблюдая за кошками заметили, когда кошка царапает лапками. Она оставляет на глине росчерки. И тогда люди решили делать маленькие глиняные дощечки и на них писать свои письмена. Такой вид письма стал называться – клинопись.
- Найдите среди иллюстраций клинопись.
- А писали на глиняных дощечках специальными заострёнными палочками. Палочки были заострены как клинышки, отсюда и пошло название письма – клинопись, от слова клин.
- Найдите, на каких иллюстрациях изображена клинопись. Молодцы!!!
Иногда для письма использовали деревянные дощечки – церы, которые покрывали воском. Буквы процарапывали тонкой острой палочкой - писалом. Церы использовали как тетрадки для письма в школах.
- Сейчас мы с вами попробуем писать на пластилиновых дощечках. Возьмите свои клинышки и попробуйте написать слово КЛИН. Посмотрим, получится ли у вас написать слова? А что делать , если буква не получилась? Нужно плоской стороной клинышка стереть и снова написать – так поступали древние люди.
-Как вы думаете, легко ли было в древности людям писать на дощечках? Удобно ли это было? (Нет) Одно слово писали долго, а если писать письмо?
- Итак, мы познакомились с ещё одним видом письменности. А чтобы узнать о следующем виде письменности Отгадайте ещё 1 загадку:
Эта белая кора
Пригодится для письма
И для быстрого костра
Людям служит …(береста)
- Что такое береста? ( Это верхний слой коры берёзы)
Найдите у себя иллюстрацию бересты. Что вы видите на них? Это ребята письмена. Учёные нашли такие записи и назвали берестяными грамотами. Буквы на ней процарапывали тонкой острой палочкой – писалом. Люди писали на бересте, потом скрепляли эти листы и получалась целая книга. Такие книги могли храниться в земле несколько сотен лет.
Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова.
ФИЗМИНУТКА
#1056;абота с учебником.
Рассказ учителя о пергаменте из учебника с. 63. Люди натягивали шкуры животных и писали на них гусиными или утиными перьями. (Слайды) - Подумайте и найдите, на каких иллюстрациях изображен пергамент
Со временем люди научились изготавливать бумагу и на ней тоже сначала писали гусиными перьями, а потом металлическими перьями. Сейчас мы с вами попробуем писать перьями. Возьмите бумагу, перья и с лёгким нажимом напишите слово ПИСЬМО.
- Вам понравилось писать пером? А удобно было вам писать? Так вот первые книги переписывались от руки, поэтому и называли их рукописные с. 67. Это был тяжёлый труд. За один день можно было написать только 1-2 страницы. А первую букву, с которой начинался текст, писали особенной: красивой, крупной, украшали рисунками и узорами. Называлась такая буква – буквица. Откройте стр 69. Рассмотрите древнерусские буквицы. Как выдумаете, почему в книгах они всегда так украшались? (Это свидетельство уважения к книге). Слайд )
Рассмотрите, как красиво писали буквицы в старинных книгах. Что вы заметили интересного в буквицах? Часто буквицу писали красными чернилами. А ещё «красным» раньше называли всё красивое. Отсюда и возникло выражение «писать с красной строки».
- На столе у вас лежат буквы – первая буква вашего имени. Вам нужно при помощи кисти и красок украсить свою букву, чтобы получилась буквица. Попробуйте нарисовать такую витиеватую буквицу.
- В древних книгах слова записывались близко друг к другу, без пробелов. Как вы считаете, легко ли было читать такой текст?
- Посмотрите на запись. Попробуйте её прочитать. Удобно было вам читать
Яоченьлюблючитатьвчерамамакупиламненовуюкнигу.
В одном старинном русском букваре каждая буква была изображена в виде фигурки человека или нескольких фигурок. Рассмотри рисунки. Расскажи, какие буквы «спрятались» в этих рисунках. (Слайд)
- Встань и попробуй положением своих рук изобразить букву Ф, Ж, М.
- Молодцы!
- Буквы, которые ты сейчас читаешь и пишешь, придумали братья-монахи Кирилл и Мефодий. Произошло это давно, 1200 лет назад. Древняя славянская азбука называлась кириллица. В ней было на 10 букв больше, чем в современной азбуке. Количество букв кириллицы и их написание со временем сильно изменилось. Но до сих пор азбукой, которую изобрели Кирилл и Мефодий, пользуются многие славянские народы.
- Рассмотрите буквы кириллицы. Какие буквы исчезли, а какие сохранились в современном алфавите? Обведите их!!!
Каждая буква в кириллице имела своё название, которое отличается от современного названия букв. Например, первая буква (А) называлась «аз», вторая буква (Б) называлась «Буки»
Вы знаете, чем отличается азбука от алфавита? (Слайд 2) (Учащиеся высказывают предположения)
Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:
А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
5. Итог урока. Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Мне было интересно...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по родному языку 3кл
"Кышкы аргаже" аян-чорук кичээл...

Открытый урок по родному языку
Разработка открытого урока по родному языку: "К " - деп ужук-биле таныжылга....

Открытый урок по родному языку "Ужуглел"
Урок тувинского языка "Ужуглел"в 1 классе на тему "Т деп ун болгаш Т, т деп ужуктер". Тип урока: открытие новых знаний. Данный урок разработан в соответствии с требованиями Ф...

Открытый урок по родному языку на тему: "Демдек адынга катаптаашкын"
Открытый урок по родному языку на тему: "Демдек адынга катаптаашкын"...
Открытый урок по родному языку "Давылда"
Открытый урок по родному языку (татарский язык, татарская подгруппа) в 4 классе....


