Урок русского языка УМК «Школа России», 3 класс Тема: «Правописание слов с безударной гласной в корне: секреты и способы проверки»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Правописание слов с безударной гласной в корне: секреты и способы проверки»
Тип урока: Закрепление и систематизация знаний, увлекательное путешествие в мир родного языка.
Технологии обучения: Сотрудничество – ключ к знаниям.
Цель:
Развить остроту взгляда на слова с коварными безударными гласными, научиться подбирать волшебные проверочные слова, раскрывать тайны орфограмм и отмечать их особыми знаками.
Задачи:
v Прояснить все тонкости и нюансы в выборе проверочных слов, как настоящие лингвисты-детективы.
v Превратить поиск и проверку орфограмм в увлекательную игру.
v Расширить словарный запас новыми, сочными словами.
v Воспитать в себе чуткость к мнению товарищей, умение трудиться сообща и самостоятельно.
v Не забывать о чистоте и порядке – залог успешной работы!
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
Личностные:
1. Выражать свое отношение к услышанному, не стесняясь своих чувств и мыслей.
2. Оценивать поступки, как мудрые судьи, в каждой конкретной ситуации.
3. Пробуждение жажды знаний и стремления к новым открытиям.
Регулятивные:
1. Делать предположения, словно проницательные провидцы, опираясь на учебный материал.
2. Оценивать свои действия, как строгие, но справедливые контролеры, в соответствии с поставленной задачей.
3. Заглядывать в будущее, прогнозируя ход предстоящей работы.
4. Проводить личную рефлексию, как мудрые философы, анализируя свой опыт.
Коммуникативные:
1. Слушать и понимать собеседника, как внимательные друзья.
2. Четко и ясно выражать свои мысли, как талантливые ораторы.
3. Облачать свои мысли в устную форму, как искусные рассказчики.
4. Работать в парах, как слаженная команда.
Познавательные:
1. Анализировать объекты, выявляя их главные признаки, как опытные ученые.
2. Устанавливать причинно-следственные связи, как проницательные исследователи.
3. Действовать по аналогии, как умелые подражатели.
4. Делать выводы на основе анализа, как мудрые мыслители.
5. Представлять информацию в виде алгоритма, как талантливые систематизаторы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Видеть в слове орфограмму, требующую проверки, словно зоркий сокол, уметь подбирать проверочное слово, как волшебный ключ. Правильно и аккуратно оформлять свои записи.
Личностные:
Уметь давать себе справедливую самооценку, как честный судья.
Метапредметные:
Проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия; высказывать свои предположения.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка УМК «Школа России», 3 класс
Тема: «Правописание слов с безударной гласной в корне: секреты и способы проверки»
Тип урока: Закрепление и систематизация знаний, увлекательное путешествие в мир родного языка.
Технологии обучения: Сотрудничество – ключ к знаниям.
Цель:
Развить остроту взгляда на слова с коварными безударными гласными, научиться подбирать волшебные проверочные слова, раскрывать тайны орфограмм и отмечать их особыми знаками.
Задачи:
- Прояснить все тонкости и нюансы в выборе проверочных слов, как настоящие лингвисты-детективы.
- Превратить поиск и проверку орфограмм в увлекательную игру.
- Расширить словарный запас новыми, сочными словами.
- Воспитать в себе чуткость к мнению товарищей, умение трудиться сообща и самостоятельно.
- Не забывать о чистоте и порядке – залог успешной работы!
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
Личностные:
- Выражать свое отношение к услышанному, не стесняясь своих чувств и мыслей.
- Оценивать поступки, как мудрые судьи, в каждой конкретной ситуации.
- Пробуждение жажды знаний и стремления к новым открытиям.
Регулятивные:
- Делать предположения, словно проницательные провидцы, опираясь на учебный материал.
- Оценивать свои действия, как строгие, но справедливые контролеры, в соответствии с поставленной задачей.
- Заглядывать в будущее, прогнозируя ход предстоящей работы.
- Проводить личную рефлексию, как мудрые философы, анализируя свой опыт.
Коммуникативные:
- Слушать и понимать собеседника, как внимательные друзья.
- Четко и ясно выражать свои мысли, как талантливые ораторы.
- Облачать свои мысли в устную форму, как искусные рассказчики.
- Работать в парах, как слаженная команда.
Познавательные:
- Анализировать объекты, выявляя их главные признаки, как опытные ученые.
- Устанавливать причинно-следственные связи, как проницательные исследователи.
- Действовать по аналогии, как умелые подражатели.
- Делать выводы на основе анализа, как мудрые мыслители.
- Представлять информацию в виде алгоритма, как талантливые систематизаторы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Видеть в слове орфограмму, требующую проверки, словно зоркий сокол, уметь подбирать проверочное слово, как волшебный ключ. Правильно и аккуратно оформлять свои записи.
Личностные:
Уметь давать себе справедливую самооценку, как честный судья.
Метапредметные:
Проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия; высказывать свои предположения.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Проверка домашнего задания (2-3 мин.)
Вспомним, какое задание ждало вас дома. (Упр.196)
- У кого возникли трудности? (Учитель выясняет, у кого возникли трудности при выполнении домашнего задания).
- Какое правило помогло вам справиться с этим упражнением? (Правило проверки безударной гласной в корне слова).
- Оцените себя простым карандашом на полях тетради. (Ученики оценивают свою работу).
3. Рефлексия: что мы уже знаем? (1-2 мин.)
У каждого на столе – карта знаний. Отметьте галочкой то, что вам уже известно.
Карта знаний
№ п/п | Вопросы | Я знаю | Я узнал |
1. | Что такое корень? | ||
2. | Как правильно поставить в словах ударение? | ||
3. | Алгоритм проверки слов с безударной гласной в корне | ||
4. | Правило проверки слов с безударной гласной | ||
5. | Как найти в слове суффикс и приставку | ||
6. | Правописание падежных окончаний имён существительных |
(Ученики отмечают галочками известные им понятия: корень слова, ударение, алгоритм проверки безударной гласной, правило проверки, суффикс и приставка, падежные окончания существительных.)
Карточка самооценки
Варианты ответа | Чему бы я хотел сегодня научиться на уроке? | Чему научился? |
1.Работать старательно и активно | ||
2.Выполнять записи аккуратно и без ошибок | ||
3.Узнать что-то новое для себя | ||
4.Порадоваться за товарищей | ||
5.Получить похвалу учителя |
(Ученики отмечают, чему хотели бы научиться на уроке, и чему научились.)
4. Актуализация знаний (5-7 мин.)
На доске записаны слова:
П…тнистый, б…льшой, п…ля , п …рог, р …чушка, гр…бные, уж…н, р…кета, ул…тели, в…сток, тр…винка, …бед, л …сток.
- На сколько групп можно разделить эти слова? (Слова можно разделить на две группы.)
- Объясните свой выбор.
(Слова с проверяемой безударной гласной в корне и слова с непроверяемой безударной гласной в корне.)
- Запишите в тетрадь только слова с непроверяемой безударной гласной. Поставьте ударение. Подчеркните букву, которую вы дописали. (Взаимопроверка).
- Если у соседа нет ошибок – поставьте на полях знак «+».
- У кого есть ошибки? Будьте внимательнее в следующий раз!
На доске записаны правильные ответы на слова первой группы (слова с проверяемой безударной гласной в корне):
пятни́стый - пятно большо́й - бо́льше поля́ - по́ле речу́шка - ре́ки грибны́е - гриб улете́ли - лётный трави́нка - тра́вы листо́к - лист |
Запишите слова второй группы, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, выделите ту часть слова, в которой пропущена буква. (Проверка.)
На доске записаны правильные ответы на слова второй группы( слова с непроверяемой безударной гласной в корне):
пирóг ýжин ракéта востóк обéд |
- Прочитайте слова вслух. Докажите правильность написания каждого слова. (Взаимопроверка.)
- Поставьте на полях знак «+», если у соседа нет ошибок.
- Кто справился с заданием без ошибок?
- Кто допустил ошибки?
- Кто из вас, после проверки, смог бы выполнить это задание лучше?
5. Совместное «открытие» знаний (4 мин.)
- Как можно проверить написание слов первой группы? (Нужно подобрать проверочное слово
- Прочитайте слова второй группы. Как проверить написание этих слов? (Эти слова нужно запомнить или проверить по словарю.)
- Каких слов больше? Слов с проверяемой безударной гласной больше.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Слов с проверяемой безударной гласной больше. Тема урока: "Правописание слов с безударной гласной в корне").
(Составление алгоритма проверки слов с безударной гласной, работа в парах.)
- На каждой парте – карточка, в которой нужно расставить цифры в правильном порядке:
Алгоритм: ( Приложение 1)
- Прочитай слово.
- Выполни проверку.
- Поставь ударение.
- Вспомни правило, которое поможет тебе решить эту задачу.
- Определи часть слова, в которой есть орфографическая задача.
- Напиши слово.
- Прочитайте свой алгоритм (выслушать 3 учеников). Обсуждение.
(Вывешивается плакат)
Алгоритм проверки:
- Прочитай слово.
- Определи часть слова, в которой есть орфографическая задача.
- Поставь ударение.
- Вспомни правило, которое поможет тебе решить эту задачу.
- Выполни проверку.
- Напиши слово.
6. Физкультминутка (1-2 мин.)
7. Повторение и закрепление изученного материала (8-10 мин.)
Учитель предлагает карточки с заданиями разного уровня сложности ( Приложение 2):
Уровень 1:
Прочитайте предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите часть слова, в которой пропущена буква.
На ств…ле в…твистой с…сны р…бята увидели неб…льшого зв…рька.
Правильный ответ: На стволе ветвистой сосны ребята увидели небольшого зверька.
Уровень 2:
Составьте предложение из данных слов. Запишите его, вставляя пропущенные буквы. Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква.
С…сны, на, р…бята, в…твистой , ств…ле, неб…льшого, увидели, зв…рька
Правильный ответ: Ребята увидели небольшого зверька на ветвистой сосне. (Ребята увидели небольшого зверька на стволе сосны.)
(Взаимопроверка)
8. Рефлексия: что нового я узнал?
- Вернитесь к карточке, с которой работали в начале урока. Отметьте, что нового вы узнали сегодня.
- На карточке самооценки отметьте, чему вы научились.
(Ученики отмечают в карточке знаний и самооценки новые знания и умения.)
9. Подведение итогов работы.
Я работал | Отметь |
успешно | |
старался | |
Старался, но у меня не всё получилось |
Ученики оценивают свою работу на уроке.
Спасибо за хорошую работу на уроке!
Ключи/Оценивание
Критерии оценивания (взаимопроверка):
Используем балльную систему, 1 балл за каждое правильно вставленное слово и выделенную орфограмму.
Уровень 1: максимум (общее кол-во слов с пропущенными буквами) баллов.
Уровень 2: максимум (общее кол-во слов с пропущенными буквами) баллов + 1 балл за правильно составленное предложение (по смыслу и порядку слов).
Проверка домашнего задания:
Оценивается правильность выполнения упражнения (соответствие ответам в учебнике).
Критерии:
- "Отлично" – всё выполнено правильно.
- "Хорошо" – допущено 1-2 ошибки.
- "Удовлетворительно" – допущено 3-4 ошибки.
- "Неудовлетворительно" – допущено более 4 ошибок, задание выполнено не полностью или не выполнено.
Рефлексия (Карта знаний и самооценка):
Здесь оценивается не столько правильность, сколько осознанность ответов ученика. Учитель смотрит, насколько адекватно ученик оценивает свои знания и умения.
Актуализация знаний
На доске записаны правильные ответы на слова первой группы (слова с проверяемой безударной гласной в корне):
- пятни́стый - пятно
- большо́й - бо́льше
- поля́ - по́ле
- речу́шка - ре́ки
- грибны́е - гриб
- улете́ли - лётный
- трави́нка - тра́вы
- листо́к - лист
Если у соседа нет ошибок – поставьте на полях знак «+».
У кого есть ошибки? Будьте внимательнее в следующий раз!
На доске записаны правильные ответы на слова второй группы (слова с непроверяемой безударной гласной в корне):
пирóг
ýжин
ракéта
востóк
обéд
Поставьте на полях знак «+», если у соседа нет ошибок.
Кто справился с заданием без ошибок?
Кто допустил ошибки?
Кто из вас, после проверки, смог бы выполнить это задание лучше? (Учитель фиксирует результаты выполнения задания для дальнейшего анализа)
Повторение и закрепление изученного материала.
Учитель предлагает карточки с заданиями разного уровня сложности:
Уровень 1:
Прочитайте предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите часть слова, в которой пропущена буква.
На ств…ле в…твистой с…сны р…бята увидели неб…льшого зв…рька.
Правильный ответ: На стволе ветвистой сосны ребята увидели небольшого зверька.
Критерии оценивания (Уровень 1):
- 5 баллов – все слова вставлены правильно, орфограммы выделены.
- 4 балла – допущена 1 ошибка.
- 3 балла – допущены 2 ошибки.
- 0 баллов – допущено более 2 ошибок
Уровень 2:
Составьте предложение из данных слов. Запишите его, вставляя пропущенные буквы. Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква.
С…сны, на, р…бята, в…твистой , ств…ле, неб…льшого, увидели, зв…рька
Правильный ответ: Ребята увидели небольшого зверька на ветвистой сосне. (Ребята увидели небольшого зверька на стволе сосны.)
Критерии оценивания (Уровень 2):
- 6 баллов – все слова вставлены правильно, орфограммы выделены, предложение составлено верно.
- 5 баллов – допущена 1 ошибка в написании или выделении орфограммы, предложение составлено верно.
- 4 балла – допущены 2 ошибки в написании или выделении орфограммы, предложение составлено верно.
- 3 балла – есть ошибки в составлении предложения, но слова написаны верно.
- 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)
Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Разноуровневые задания по русскому языку для учащихся 3 класса по программе «Школа 2100» по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Материал представлен в виде индивидуальных раздаточных карточек, которые можно использовать в качестве самостоятельной работы при повторении темы «Правописание слов с безударными гласными в корн...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».
Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении зако...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».
Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении...
Конспект урока русского языка. Тема: " Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их проверки, умения проверять безударные гласны...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 «Б» классе Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 «Б» классеТема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»....
