Урок русского языка УМК «Школа России», 3 класс Тема: «Правописание слов с безударной гласной в корне: секреты и способы проверки»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бударагина Вера Васильевна

Тема: «Правописание слов с безударной гласной в корне: секреты и способы проверки»

Тип урока: Закрепление и систематизация знаний, увлекательное путешествие в мир родного языка.

Технологии обучения: Сотрудничество – ключ к знаниям.

Цель:

Развить остроту взгляда на слова с коварными безударными гласными, научиться подбирать волшебные проверочные слова, раскрывать тайны орфограмм и отмечать их особыми знаками.

Задачи:

v Прояснить все тонкости и нюансы в выборе проверочных слов, как настоящие лингвисты-детективы.

v Превратить поиск и проверку орфограмм в увлекательную игру.

v Расширить словарный запас новыми, сочными словами.

v Воспитать в себе чуткость к мнению товарищей, умение трудиться сообща и самостоятельно.

v Не забывать о чистоте и порядке – залог успешной работы!

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Личностные:

1.     Выражать свое отношение к услышанному, не стесняясь своих чувств и мыслей.

2.     Оценивать поступки, как мудрые судьи, в каждой конкретной ситуации.

3.     Пробуждение жажды знаний и стремления к новым открытиям.

Регулятивные:

1.     Делать предположения, словно проницательные провидцы, опираясь на учебный материал.

2.     Оценивать свои действия, как строгие, но справедливые контролеры, в соответствии с поставленной задачей.

3.     Заглядывать в будущее, прогнозируя ход предстоящей работы.

4.     Проводить личную рефлексию, как мудрые философы, анализируя свой опыт.

Коммуникативные:

1.     Слушать и понимать собеседника, как внимательные друзья.

2.     Четко и ясно выражать свои мысли, как талантливые ораторы.

3.     Облачать свои мысли в устную форму, как искусные рассказчики.

4.     Работать в парах, как слаженная команда.

Познавательные:

1.     Анализировать объекты, выявляя их главные признаки, как опытные ученые.

2.     Устанавливать причинно-следственные связи, как проницательные исследователи.

3.     Действовать по аналогии, как умелые подражатели.

4.     Делать выводы на основе анализа, как мудрые мыслители.

5.     Представлять информацию в виде алгоритма, как талантливые систематизаторы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Видеть в слове орфограмму, требующую проверки, словно зоркий сокол, уметь подбирать проверочное слово, как волшебный ключ. Правильно и аккуратно оформлять свои записи.

Личностные:

Уметь давать себе справедливую самооценку, как честный судья.

Метапредметные:

Проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия; высказывать свои предположения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _3_klass_urok_russkogo_yazyka.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка УМК «Школа России», 3 класс

Тема: «Правописание слов с безударной гласной в корне: секреты и способы проверки»

Тип урока: Закрепление и систематизация знаний, увлекательное путешествие в мир родного языка.

Технологии обучения: Сотрудничество – ключ к знаниям.

Цель:

Развить остроту взгляда на слова с коварными безударными гласными, научиться подбирать волшебные проверочные слова, раскрывать тайны орфограмм и отмечать их особыми знаками.

Задачи:

  • Прояснить все тонкости и нюансы в выборе проверочных слов, как настоящие лингвисты-детективы.
  • Превратить поиск и проверку орфограмм в увлекательную игру.
  • Расширить словарный запас новыми, сочными словами.
  • Воспитать в себе чуткость к мнению товарищей, умение трудиться сообща и самостоятельно.
  • Не забывать о чистоте и порядке – залог успешной работы!

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Личностные:

  1. Выражать свое отношение к услышанному, не стесняясь своих чувств и мыслей.
  2. Оценивать поступки, как мудрые судьи, в каждой конкретной ситуации.
  3. Пробуждение жажды знаний и стремления к новым открытиям.

Регулятивные:

  1. Делать предположения, словно проницательные провидцы, опираясь на учебный материал.
  2. Оценивать свои действия, как строгие, но справедливые контролеры, в соответствии с поставленной задачей.
  3. Заглядывать в будущее, прогнозируя ход предстоящей работы.
  4. Проводить личную рефлексию, как мудрые философы, анализируя свой опыт.

Коммуникативные:

  1. Слушать и понимать собеседника, как внимательные друзья.
  2. Четко и ясно выражать свои мысли, как талантливые ораторы.
  3. Облачать свои мысли в устную форму, как искусные рассказчики.
  4. Работать в парах, как слаженная команда.

Познавательные:

  1. Анализировать объекты, выявляя их главные признаки, как опытные ученые.
  2. Устанавливать причинно-следственные связи, как проницательные исследователи.
  3. Действовать по аналогии, как умелые подражатели.
  4. Делать выводы на основе анализа, как мудрые мыслители.
  5. Представлять информацию в виде алгоритма, как талантливые систематизаторы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Видеть в слове орфограмму, требующую проверки, словно зоркий сокол, уметь подбирать проверочное слово, как волшебный ключ. Правильно и аккуратно оформлять свои записи.

Личностные:

Уметь давать себе справедливую самооценку, как честный судья.

Метапредметные:

Проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия; высказывать свои предположения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Проверка домашнего задания (2-3 мин.)

Вспомним, какое задание ждало вас дома. (Упр.196)

- У кого возникли трудности? (Учитель выясняет, у кого возникли трудности при выполнении домашнего задания).

- Какое правило помогло вам справиться с этим упражнением? (Правило проверки безударной гласной в корне слова).

- Оцените себя простым карандашом на полях тетради. (Ученики оценивают свою работу).

3. Рефлексия: что мы уже знаем? (1-2 мин.)

У каждого на столе – карта знаний. Отметьте галочкой то, что вам уже известно.

Карта знаний

№ п/п

Вопросы

Я знаю

Я узнал

1.

Что такое корень?

2.

Как правильно поставить в словах ударение?

3.

Алгоритм проверки слов с безударной гласной в корне

4.

Правило проверки слов с безударной гласной

5.

Как найти в слове суффикс и приставку

6.

Правописание падежных окончаний имён существительных

(Ученики отмечают галочками известные им понятия: корень слова, ударение, алгоритм проверки безударной гласной, правило проверки, суффикс и приставка, падежные окончания существительных.)

Карточка самооценки

Варианты ответа

Чему бы я хотел сегодня научиться на уроке?

Чему научился?

1.Работать старательно и активно

2.Выполнять записи аккуратно и без ошибок

3.Узнать что-то новое для себя

4.Порадоваться за товарищей

5.Получить похвалу учителя

(Ученики отмечают, чему хотели бы научиться на уроке, и чему научились.)

4. Актуализация знаний (5-7 мин.)

На доске записаны слова:

П…тнистый, б…льшой, п…ля , п …рог, р …чушка, гр…бные, уж…н, р…кета, ул…тели, в…сток, тр…винка, …бед, л …сток.

- На сколько групп можно разделить эти слова? (Слова можно разделить на две группы.)

- Объясните свой выбор.

(Слова с проверяемой безударной гласной в корне и слова с непроверяемой безударной гласной в корне.)

- Запишите в тетрадь только слова с непроверяемой безударной гласной. Поставьте ударение. Подчеркните букву, которую вы дописали. (Взаимопроверка).

- Если у соседа нет ошибок – поставьте на полях знак «+».

- У кого есть ошибки? Будьте внимательнее в следующий раз!

На доске записаны правильные ответы на слова первой группы (слова с проверяемой безударной гласной в корне):

пятни́стый - пятно

большо́й - бо́льше

поля́ - по́ле

речу́шка - ре́ки

грибны́е - гриб

улете́ли - лётный

трави́нка - тра́вы

листо́к - лист

Запишите слова второй группы, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, выделите ту часть слова, в которой пропущена буква. (Проверка.)

На доске записаны правильные ответы на слова второй группы( слова с непроверяемой безударной гласной в корне):

пирóг

ýжин

ракéта

востóк

        обéд

- Прочитайте слова вслух. Докажите правильность написания каждого слова. (Взаимопроверка.)

- Поставьте на полях знак «+», если у соседа нет ошибок.

- Кто справился с заданием без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

- Кто из вас, после проверки, смог бы выполнить это задание лучше?

5. Совместное «открытие» знаний (4 мин.)

- Как можно проверить написание слов первой группы? (Нужно подобрать проверочное слово

- Прочитайте слова второй группы. Как проверить написание этих слов? (Эти слова нужно запомнить или проверить по словарю.)

- Каких слов больше? Слов с проверяемой безударной гласной больше.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Слов с проверяемой безударной гласной больше. Тема урока: "Правописание слов с безударной гласной в корне").

(Составление алгоритма проверки слов с безударной гласной, работа в парах.)

- На каждой парте – карточка, в которой нужно расставить цифры в правильном порядке:

Алгоритм: ( Приложение 1)

  • Прочитай слово.
  • Выполни проверку.
  • Поставь ударение.
  • Вспомни правило, которое поможет тебе решить эту задачу.
  • Определи часть слова, в которой есть орфографическая задача.
  • Напиши слово.

- Прочитайте свой алгоритм (выслушать 3 учеников). Обсуждение.

(Вывешивается плакат)

 Алгоритм проверки:

  1. Прочитай слово.
  2. Определи часть слова, в которой есть орфографическая задача.
  3. Поставь ударение.
  4. Вспомни правило, которое поможет тебе решить эту задачу.
  5. Выполни проверку.
  6. Напиши слово.

6. Физкультминутка (1-2 мин.)

7. Повторение и закрепление изученного материала (8-10 мин.)

Учитель предлагает карточки с  заданиями разного уровня сложности ( Приложение 2):

Уровень 1:

Прочитайте предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите часть слова, в которой пропущена буква.

На ств…ле в…твистой с…сны р…бята увидели неб…льшого зв…рька.

Правильный ответ: На стволе ветвистой сосны ребята увидели небольшого зверька.

Уровень 2:

Составьте предложение из данных слов. Запишите его, вставляя пропущенные буквы. Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква.

С…сны, на, р…бята, в…твистой , ств…ле, неб…льшого, увидели, зв…рька

Правильный ответ: Ребята увидели небольшого зверька на ветвистой сосне. (Ребята увидели небольшого зверька на стволе сосны.)

(Взаимопроверка)

8. Рефлексия: что нового я узнал?

- Вернитесь к карточке, с которой работали в начале урока. Отметьте, что нового вы узнали сегодня.

- На карточке самооценки отметьте, чему вы научились.

(Ученики отмечают в карточке знаний и самооценки новые знания и умения.)

9. Подведение итогов работы.

Я работал

Отметь

успешно

старался

Старался, но у меня не всё получилось

Ученики оценивают свою работу на уроке.

Спасибо за хорошую работу на уроке!

Ключи/Оценивание

Критерии оценивания (взаимопроверка):

Используем балльную систему, 1 балл за каждое правильно вставленное слово и выделенную орфограмму.

Уровень 1: максимум (общее кол-во слов с пропущенными буквами) баллов.

Уровень 2: максимум (общее кол-во слов с пропущенными буквами) баллов + 1 балл за правильно составленное предложение (по смыслу и порядку слов).

Проверка домашнего задания:

Оценивается правильность выполнения упражнения (соответствие ответам в учебнике).

Критерии:

  • "Отлично" – всё выполнено правильно.
  • "Хорошо" – допущено 1-2 ошибки.
  • "Удовлетворительно" – допущено 3-4 ошибки.
  • "Неудовлетворительно" – допущено более 4 ошибок, задание выполнено не полностью или не выполнено.

Рефлексия (Карта знаний и самооценка): 

Здесь оценивается не столько правильность, сколько осознанность ответов ученика. Учитель смотрит, насколько адекватно ученик оценивает свои знания и умения.

 Актуализация знаний

На доске записаны правильные ответы на слова первой группы (слова с проверяемой безударной гласной в корне):

  • пятни́стый - пятно
  • большо́й - бо́льше
  • поля́ - по́ле
  • речу́шка - ре́ки
  • грибны́е - гриб
  • улете́ли - лётный
  • трави́нка - тра́вы
  • листо́к - лист

Если у соседа нет ошибок – поставьте на полях знак «+».

У кого есть ошибки? Будьте внимательнее в следующий раз!

На доске записаны правильные ответы на слова второй группы (слова с непроверяемой безударной гласной в корне):

пирóг

ýжин

ракéта

востóк

        обéд

Поставьте на полях знак «+», если у соседа нет ошибок.

Кто справился с заданием без ошибок?

Кто допустил ошибки?

Кто из вас, после проверки, смог бы выполнить это задание лучше? (Учитель фиксирует результаты выполнения задания для дальнейшего анализа)

Повторение и закрепление изученного материала.

Учитель предлагает карточки с заданиями разного уровня сложности:

Уровень 1:

Прочитайте предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите часть слова, в которой пропущена буква.

На ств…ле в…твистой с…сны р…бята увидели неб…льшого зв…рька.

Правильный ответ: На стволе ветвистой сосны ребята увидели небольшого зверька.

Критерии оценивания (Уровень 1):

  • 5 баллов – все слова вставлены правильно, орфограммы выделены.
  • 4 балла – допущена 1 ошибка.
  • 3 балла – допущены 2 ошибки.
  • 0 баллов – допущено более 2 ошибок

Уровень 2:

Составьте предложение из данных слов. Запишите его, вставляя пропущенные буквы. Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква.

С…сны, на, р…бята, в…твистой , ств…ле, неб…льшого, увидели, зв…рька

Правильный ответ: Ребята увидели небольшого зверька на ветвистой сосне. (Ребята увидели небольшого зверька на стволе сосны.)

Критерии оценивания (Уровень 2):

  • 6 баллов – все слова вставлены правильно, орфограммы выделены, предложение составлено верно.
  • 5 баллов – допущена 1 ошибка в написании или выделении орфограммы, предложение составлено верно.
  • 4 балла – допущены 2 ошибки в написании или выделении орфограммы, предложение составлено верно.
  • 3 балла – есть ошибки в составлении предложения, но слова написаны верно.
  • 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Разноуровневые задания по русскому языку для учащихся 3 класса по программе «Школа 2100» по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Материал представлен в виде индивидуальных раздаточных карточек, которые можно использовать в качестве самостоятельной работы при повторении темы «Правописание слов с безударными гласными в корн...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

                   Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении зако...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении...

Конспект урока русского языка. Тема: " Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их проверки, умения проверять безударные гласны...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 «Б» классе Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».

Технологическая карта урока по русскому  языку в 3 «Б» классеТема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»....