Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кубаева Юлия Ивановна

Тема урока: «Изменение формы слова с помощью окончания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Учитель: Кубаева Ю.И.

Дата: 10.11.2025

Тема урока: «Изменение формы слова с помощью окончания»

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель урока: применение алгоритма нахождения окончания в словах.

Задачи:

  • Закрепить алгоритм нахождения окончания в слове.
  • Наблюдать за изменением формы слова.
  • Наблюдать за изменением окончания при изменении формы слова.
  • Находить и выделять окончания, в том числе нулевые.
  • Продолжить учиться работать с таблицей-подсказкой «Правильно изменяй форму слова».
  • Учиться составлять предложения, изменяя форму слов.

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся научится:

  • Правильно изменять форму слова с помощью окончания в устной и письменной речи.
  • Находить и правильно выделять окончания в словах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Объяснять роль окончаний в предложении.

Виды деятельности по формированию УУД

Познавательные УУД

  • Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).
  • Применять заданный алгоритм при выполнении заданий.
  • Продолжить учиться пользоваться внешними опорами.
  • Анализировать текстовую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно задавать и сохранять на протяжении урока цель и учебную задачу.
  • Следовать намеченному плану.
  • Оценивать результаты своей работы и вносить коррективы самостоятельно и совместно с учителем.
  • Оценивать свои достижения, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

Коммуникативные УУД

  • Грамотно излагать свои мысли в устной форме.
  • Принимать участие в диалоге и общей беседе.
  • Работать в парах, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД:

  • Проявлять познавательный интерес к учебному содержанию.
  • Развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
  • Развивать способность к самооценке.
  • Анализировать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Ресурсы урока:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Карточки с дидактическим материалом.
  3. Опорные плакаты.
  4. Рабочая тетрадь.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный этап

Приветствует учащихся, предлагает занять места за партами. Две минуты проводит дыхательную гимнастику.

Приветствуют учителя
и присутствующих. Выполняют упражнения.

Актуализация изученного ранее материала

Создание условий для фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, подведение к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой профессией – корректор (синоним редактор). Как вы думаете, кто такой корректор? Чем он занимается?

- Сегодня на уроке вы все попробуете себя в роли корректора. Готовы?

- Герои из Цветочного города прислали вам задания, которые нужно будет выполнить.

Ответы детей.

- Корректор – это человек, который исправляет ошибки.

- Готовы!

 

Этап целеполагания

- Если вы внимательно прочитаете письмо от Незнайки, то сможете определить ТЕМУ и ЦЕЛЬ нашего урока.

- Ребята, как вы думаете, какая у нас тема урока? Какая цель?

При необходимости учитель задаёт наводящие вопросы.

ТЕМА и ЦЕЛИ появляются на демонстрационном экране, ещё раз проговариваются.

- Вспомним, что такое окончание, для чего оно надо.

- Как найти в слове окончание?

На доску вывешивается алгоритм нахождения окончания.

Ребёнок читает вслух письмо.

Хотел я музыкантом стать,

А потом  – поэты.

Но трудно дело изучать,

Дайте мне советом!

Поиск ошибок, постановка темы и цели урока. Совет Незнайке.

- Тема нашего урока – окончания в словах. Наша цель – закрепить умения изменять форму слов и выделять окончания.

Ребёнок читает цели урока:

1. Применять алгоритм нахождения окончания в словах.

2.Оценить свою работу на уроке.

- Окончание – это изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении. Бывают нулевые окончания.

- Чтобы найти в слове окончание, надо изменить форму слова.

  1. Организация познавательной деятельности по теме урока. Отработка учебного материала

- Молодцы! У вас будет три задания:

Первое задание от музыканта Гусли (жёлтая карточка).

Второе задание от доктора Пилюлькина (зелёная карточка).

Третье задание от астронома Стекляшкина (голубая карточка).

Задания вывешиваются на доску.

- Открываем тетради.

Анализ домашней работы учеников.

- Записываем число и слова «классная работа».

- Минутка чистописания (буква З).

Минутка отдыха. Учитель проводит кинезиологические игры и упражнения.

- Первое задание от музыканта Гусли. Прочитаем, что написано на карточке. Каким одним словом можно назвать эти предметы?

- Вам надо выбрать и записать в тетрадь только те слова, которые обозначают музыкальные инструменты. Во всех словах выделить окончания.

(Гитара, молоток, орган, рояль, отвёртка.)

Открывают тетради, рассказывают, на какую тему было домашнее задание.

Записывают число. Диктуют вслух. Анализ буквы и звуков, которые буква обозначает.

Дети выполняют упражнения.

Ребёнок вслух читает.

- Это инструменты, бывают музыкальные и рабочие. Инструменты - многозначное слово.

Работают в тетрадях и у доски. Выбирают из списка музыкальные инструменты. Изменяют слова по алгоритму, находят окончания.

Взаимопроверка. Зажигают «огонек» в тетради.

  1. Физкультминутка

Проводит физкультминутку (йога-гимнастика для глаз, массаж лица).

Переключаются на отдых, выполняют упражнения.

  1. Организация познавательной деятельности по теме урока. Отработка учебного материала

- Внимание, работа в парах! Следующее задание от доктора Пилюлькина. Он прислал вам инструкцию для аптечки. Вам надо прочитать её и дописать окончания в словах. Работайте!

(Таблетк      хранить в недоступном для детей месте.

Пользуйтесь бинт     при порезах.)

Проверка. Вывешивание правильных окончаний на доске.

Дети работают в парах, дописывают правильные окончания.

При проверке дети называют букву/слог, которые подставили. Обращают внимание, что если в слово «таблетка» подставить разные окончания, то слово будет стоять в ед. или мн. числе).

Зажигают «огонек» в тетради.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует отработку полученного знания.

На доске написаны словосочетания.

- Внимание, задание на выбор. Вам надо прочитать и правильно записать в тетрадь только одно словосочетание. Выделить окончание в слове, которое обозначает предмет.

(Сказочный город.

Сказочного города.

Сказочному городу.) Устно продолжить ряд словосочетаний.

- Проверяем задание.

Ребёнок вслух читает словосочетания. Дети изменяют словосочетания по вопросам и вспомогательным словам, записывают любое словосочетание в тетрадь, ищут и выделяют окончание.

Проверка по эталону (дети выходят к доске и выделяют окончания в словах).

Зажигают «огонек» в тетради.

  1. Физкультминутка

Проводит физкультминутку (логоритмические упражнения без музыкального сопровождения).

Выполняют движения, вслух наизусть читают стхотворения.

  1. Закрепление материала

Организует отработку полученного знания.  Самостоятельная работа с разноуровневым заданием.

- Последнее задание от астронома Стекляшкина. На карточке напечатаны три предложения с разным уровнем сложности.  Первое предложение – простой уровень, второе предложение – средний уровень, третье предложение – сложный уровень.

- Вы выбираете одно любое предложение, исправляете ошибку, списываете предложение правильно в тетрадь.

№ 1 (простое)  Луна – это спутнику Земли.

№ 2 (среднее)  Первый космонавтом – это юрий гагарин.

№ 3 (сложное)  Магнитное, поле, защищать, Земля, от, излучение.

- Зажигаем светофорчик на полях.

Дети вслух читают предложения.

Самостоятельная работа. Выбирают любое предложение, исправляют слова, списывают в тетрадь.

Проверка по эталону на демонстративном экране.

Зажигают огонёк в тетради (красный, жёлтый, зелёный или синий).

Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, вы сегодня познакомились с новой профессией и попробовали в ней свои силы, стали ещё грамотнее. Как называется профессия?

- Давайте подведем итоги.

- Какая была ТЕМА урока?

- Что такое окончание? Для чего нужны окончания?

- Какие ЦЕЛИ ставили в начале урока?

- Поднимите руки, кто достиг этой цели?

- Спасибо всем за хорошую работу, вы молодцы! У меня для вас есть подарки.

- Урок окончен, до свидания!

(Если останется время, изменяем с детьми слова по алгоритму в игровой форме, используем мяч.)

- Мы познакомились с профессией, которая называется корректор.

Возвращаются к ТЕМЕ и ЦЕЛЯМ (на демонстрационном экране).

- Тема нашего урока – окончания в словах.

- Окончание – это изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении.  

На слайде ребёнок читает цели урока:

1. Применять алгоритм нахождения окончания в словах.

 (поднимают руки те, кто достиг этой цели)

2.Оценить свою работу на уроке.

Ученики анализируют свою работу на уроке: понравился ли урок, какие возникли трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...