Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: «Изменение формы слова с помощью окончания»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Учитель: Кубаева Ю.И.
Дата: 10.11.2025
Тема урока: «Изменение формы слова с помощью окончания»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель урока: применение алгоритма нахождения окончания в словах.
Задачи:
- Закрепить алгоритм нахождения окончания в слове.
- Наблюдать за изменением формы слова.
- Наблюдать за изменением окончания при изменении формы слова.
- Находить и выделять окончания, в том числе нулевые.
- Продолжить учиться работать с таблицей-подсказкой «Правильно изменяй форму слова».
- Учиться составлять предложения, изменяя форму слов.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающийся научится:
- Правильно изменять форму слова с помощью окончания в устной и письменной речи.
- Находить и правильно выделять окончания в словах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Объяснять роль окончаний в предложении.
Виды деятельности по формированию УУД
Познавательные УУД
- Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).
- Применять заданный алгоритм при выполнении заданий.
- Продолжить учиться пользоваться внешними опорами.
- Анализировать текстовую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
Регулятивные УУД
- Самостоятельно задавать и сохранять на протяжении урока цель и учебную задачу.
- Следовать намеченному плану.
- Оценивать результаты своей работы и вносить коррективы самостоятельно и совместно с учителем.
- Оценивать свои достижения, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.
Коммуникативные УУД
- Грамотно излагать свои мысли в устной форме.
- Принимать участие в диалоге и общей беседе.
- Работать в парах, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные УУД:
- Проявлять познавательный интерес к учебному содержанию.
- Развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
- Развивать способность к самооценке.
- Анализировать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Ресурсы урока:
- Мультимедийная презентация.
- Карточки с дидактическим материалом.
- Опорные плакаты.
- Рабочая тетрадь.
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный этап | Приветствует учащихся, предлагает занять места за партами. Две минуты проводит дыхательную гимнастику. | Приветствуют учителя |
Актуализация изученного ранее материала | Создание условий для фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, подведение к формулированию темы, цели и постановке задач урока. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой профессией – корректор (синоним редактор). Как вы думаете, кто такой корректор? Чем он занимается? - Сегодня на уроке вы все попробуете себя в роли корректора. Готовы? - Герои из Цветочного города прислали вам задания, которые нужно будет выполнить. | Ответы детей. - Корректор – это человек, который исправляет ошибки. - Готовы!
|
Этап целеполагания | - Если вы внимательно прочитаете письмо от Незнайки, то сможете определить ТЕМУ и ЦЕЛЬ нашего урока. - Ребята, как вы думаете, какая у нас тема урока? Какая цель? При необходимости учитель задаёт наводящие вопросы. ТЕМА и ЦЕЛИ появляются на демонстрационном экране, ещё раз проговариваются. - Вспомним, что такое окончание, для чего оно надо. - Как найти в слове окончание? На доску вывешивается алгоритм нахождения окончания. | Ребёнок читает вслух письмо. Хотел я музыкантом стать, А потом – поэты. Но трудно дело изучать, Дайте мне советом! Поиск ошибок, постановка темы и цели урока. Совет Незнайке. - Тема нашего урока – окончания в словах. Наша цель – закрепить умения изменять форму слов и выделять окончания. Ребёнок читает цели урока: 1. Применять алгоритм нахождения окончания в словах. 2.Оценить свою работу на уроке. - Окончание – это изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении. Бывают нулевые окончания. - Чтобы найти в слове окончание, надо изменить форму слова. |
| - Молодцы! У вас будет три задания: Первое задание от музыканта Гусли (жёлтая карточка). Второе задание от доктора Пилюлькина (зелёная карточка). Третье задание от астронома Стекляшкина (голубая карточка). Задания вывешиваются на доску. - Открываем тетради. Анализ домашней работы учеников. - Записываем число и слова «классная работа». - Минутка чистописания (буква З). Минутка отдыха. Учитель проводит кинезиологические игры и упражнения. - Первое задание от музыканта Гусли. Прочитаем, что написано на карточке. Каким одним словом можно назвать эти предметы? - Вам надо выбрать и записать в тетрадь только те слова, которые обозначают музыкальные инструменты. Во всех словах выделить окончания. (Гитара, молоток, орган, рояль, отвёртка.) | Открывают тетради, рассказывают, на какую тему было домашнее задание. Записывают число. Диктуют вслух. Анализ буквы и звуков, которые буква обозначает. Дети выполняют упражнения. Ребёнок вслух читает. - Это инструменты, бывают музыкальные и рабочие. Инструменты - многозначное слово. Работают в тетрадях и у доски. Выбирают из списка музыкальные инструменты. Изменяют слова по алгоритму, находят окончания. Взаимопроверка. Зажигают «огонек» в тетради. |
| Проводит физкультминутку (йога-гимнастика для глаз, массаж лица). | Переключаются на отдых, выполняют упражнения. |
| - Внимание, работа в парах! Следующее задание от доктора Пилюлькина. Он прислал вам инструкцию для аптечки. Вам надо прочитать её и дописать окончания в словах. Работайте! (Таблетк хранить в недоступном для детей месте. Пользуйтесь бинт при порезах.) Проверка. Вывешивание правильных окончаний на доске. | Дети работают в парах, дописывают правильные окончания. При проверке дети называют букву/слог, которые подставили. Обращают внимание, что если в слово «таблетка» подставить разные окончания, то слово будет стоять в ед. или мн. числе). Зажигают «огонек» в тетради. |
| Организует отработку полученного знания. На доске написаны словосочетания. - Внимание, задание на выбор. Вам надо прочитать и правильно записать в тетрадь только одно словосочетание. Выделить окончание в слове, которое обозначает предмет. (Сказочный город. Сказочного города. Сказочному городу.) Устно продолжить ряд словосочетаний. - Проверяем задание. | Ребёнок вслух читает словосочетания. Дети изменяют словосочетания по вопросам и вспомогательным словам, записывают любое словосочетание в тетрадь, ищут и выделяют окончание. Проверка по эталону (дети выходят к доске и выделяют окончания в словах). Зажигают «огонек» в тетради. |
| Проводит физкультминутку (логоритмические упражнения без музыкального сопровождения). | Выполняют движения, вслух наизусть читают стхотворения. |
| Организует отработку полученного знания. Самостоятельная работа с разноуровневым заданием. - Последнее задание от астронома Стекляшкина. На карточке напечатаны три предложения с разным уровнем сложности. Первое предложение – простой уровень, второе предложение – средний уровень, третье предложение – сложный уровень. - Вы выбираете одно любое предложение, исправляете ошибку, списываете предложение правильно в тетрадь. № 1 (простое) Луна – это спутнику Земли. № 2 (среднее) Первый космонавтом – это юрий гагарин. № 3 (сложное) Магнитное, поле, защищать, Земля, от, излучение. - Зажигаем светофорчик на полях. | Дети вслух читают предложения. Самостоятельная работа. Выбирают любое предложение, исправляют слова, списывают в тетрадь. Проверка по эталону на демонстративном экране. Зажигают огонёк в тетради (красный, жёлтый, зелёный или синий). |
Рефлексия учебной деятельности | - Ребята, вы сегодня познакомились с новой профессией и попробовали в ней свои силы, стали ещё грамотнее. Как называется профессия? - Давайте подведем итоги. - Какая была ТЕМА урока? - Что такое окончание? Для чего нужны окончания? - Какие ЦЕЛИ ставили в начале урока? - Поднимите руки, кто достиг этой цели? - Спасибо всем за хорошую работу, вы молодцы! У меня для вас есть подарки. - Урок окончен, до свидания! (Если останется время, изменяем с детьми слова по алгоритму в игровой форме, используем мяч.) | - Мы познакомились с профессией, которая называется корректор. Возвращаются к ТЕМЕ и ЦЕЛЯМ (на демонстрационном экране). - Тема нашего урока – окончания в словах. - Окончание – это изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении. На слайде ребёнок читает цели урока: 1. Применять алгоритм нахождения окончания в словах. (поднимают руки те, кто достиг этой цели) 2.Оценить свою работу на уроке. Ученики анализируют свою работу на уроке: понравился ли урок, какие возникли трудности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока: - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...


