«Правописание личных местоимений. Написание личных местоимений с предлогами»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Мне искренне хочется делиться своими профессиональными находками — конспектами уроков и педагогическими задумками. За время работы собралась целая коллекция материалов, где каждая строчка — это не только труд, но и размышления о том, как по-настоящему увлечь учеников. Я уверена: когда мы делимся опытом, мы создаём пространство для взаимного роста. Возможно, мои идеи станут для коллег полезной подсказкой, а их взгляд, в свою очередь, поможет мне увидеть новые грани в привычном.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 4 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 62-67)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 27.02.2025
Время: 9:00 – 9.40
Место: МАОУ «Привольненская СОШ»
Класс: 4
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Правописание личных местоимений. Написание личных местоимений с предлогами»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о написании личных местоимений с предлогами, а также умение склонять личное местоимения, определять лицо, число и падеж местоимений.
Задачи:
Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений правописания личных местоимений с предлогами
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи; умения применять ранее полученные знания, умения решать грамматические задачи: распознавать местоимения среди других частей речи, находить местоимения в тексте, применять их в речи, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы; развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к познанию, учебной деятельности, готовность обучающихся к саморазвитию, интерес к русскому языку; формировать ценностные установки и социально-значимые качества личности: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, готовность к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, активное участие в учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление интереса к русскому языку, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
1) базовые логические действия: находить закономерности, используя ранее приобретенные знания; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; строить логическую цепочку рассуждений : объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, владеть общими приемами решения грамматических задач.
2)базовые исследовательские действия: проводить по предложенному плану несложное исследование языкового материала по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; составлять вопросы для одноклассников как исследовательский инструмент познания;
3) работа с информацией: выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить и анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
2) совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные: решают (выполняют) грамматические задачи: распознают личные местоимения среди других частей речи, умеют склонять личное местоимение, определяют лицо, число и падеж местоимений, применяют местоимения в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи;
2) понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
3) осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека
4) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь; понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого текста; передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы;
говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба); соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;
чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать содержание.
письмо: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) письменного общения; списывать текст с представленного образца, списывать или выписывать выборочно по заданию, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, В.П. Канакина, раздаточный материал (карточки для работы в парах и группе)
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нарине Гайковна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - Начнем наш урок с пословицы. Один раз не сумеешь, во второй -научишься.
У: - Как вы понимаете данную пословицу?
О: - Пословица означает, что, если с первого раза что-то не получилось, не нужно расстраиваться, нужно постараться и все получиться.
У: - Все верно, нужно стараться, ничего страшного, если с первого раза не получилось, главное не отчаиваться.
II. Актуализация умений и знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа.
У: - Ребята, давайте выполним небольшое упражнение. Откройте страницу 69 упражнение 2 в своих тренажерах.
У: - Прочитайте задание. Что нужно сделать?
О: - Ответы обучающихся.
3.Минутка чистописания
У: - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Записываем правильно. Двадцать первое февраля. Классная работа (произношу чётко и медленно).
У: - Начнем с минутки чистописания. Запишите себе в тетрадь строчные буквы по, внимательно посмотрите на соединения. Тетради под наклоном, спина прямая.
О: - Записывают в тетрадь.
У: - Запишите предложение себе в тетрадь, разбери по членам предложения и запишите словосочетания.
Гибкие веточки берёз покрылись смолистыми почками. Напомните, что не является словосочетанием?
О: - Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
У: Верно. Разбираем предложение
У: Кто разберет предложение у доски и запишет словосочетания?
О: - Обучающийся выходит и записывает словосочетания у доски.
У: - Исправляю если допущены ошибки.
У: - У кого также поднимите руку? (Если кто-то не поднял, то спрашиваю, где ошибся).
О: - Поднимают руки.
У: - Хорошо, молодцы.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
(Критерии! В таблице на доске)
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - Ребята, вместо какой части речи употребляются личные местоимения?
О: - Имя существительное.
У: - Как изменяются имена существительные?
О: - По падежам.
У: - Как вы думаете, изменяются ли по падежам личные местоимения?
О: - Личные местоимения изменяются по падежам.
У: - Давайте вспомним вопросы падежей:
О: - Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? чём?
Работа в парах
У: - У вас на партах лежат карточки.
У вас на партах лежат карточки с заданием, которые я раздала вам перед уроком. Положите перед собой карточку под номером 1. Карточка одна на двоих. Это будет парная работа. Прочитайте задание про себя. Что вам нужно сделать?
О: - Ответы обучающихся.
У: - Верно, всем понятно?
О: - Да
У: - Молодцы! Вы правильно выполнили задание.
У: - Итак, какой же вывод мы можем сделать?
О: - Местоимения изменяются по падежам (склоняются).
№1 Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кто? | я | мы | ты |
Кого? | меня | нас | тебя |
Кому? | мне | нам | тебе |
Кого? | меня | нас | тебя |
Кем? | мной | нами | тобой |
О ком? | обо мне | о нас | о тебе |
У: - В каком падеже местоимения записаны не так, как в остальных падежах?
О: - В предложном падеже местоимения с предлогами.
У: - Сформулируйте тему сегодняшнего урока русского языка?
О: - Правописание местоимений с предлогами.
У: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на доске: узнаем, будем учиться.
IV. Открытие новых умений, знаний (прописать этапы формирования грамматического понятия: восприятие, осмысление, воспроизведение, применение)
Восприятие (узнавание):
У: - Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой?
О: - Узнаем, как пишутся местоимения с предлогами,
- Будем учится писать местоимения с предлогами.
У: - Молодцы! Давайте выполнять поставленные задачи.
У: - Поставьте перед собой карточку под номером 2. Вам необходимо выполнить задание. Прочитайте, что нужно сделать.
О: - Обучающиеся читают.
№2 Найди местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый. Выпиши, определи число и лицо. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
У: - Прочитайте, что у вас получилось.
О: - Обучающиеся читают ответы.
У: - Хорошо, правильно!
У: - На доске вы видите критерии, поставьте себе баллы в тетради на полях за выполнение задания.
У: - Возьмите в руки карточку под номером 3. Прочитайте задание.
У: - Всем понятно, как выполнять задание?
У: - Поднимите руки, кто не понял.
№3 Раскрой скобки и дополни предложения по смыслу. Запиши. У (я) в характере есть хорошие и плохие к__________а. Я живу далеко от (он) и еду к (он) на а___________е. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
У: - Давайте проверим как вам удалось выполнить это задание.
О: - Обучающийся выходит к доске и читает полученные предложения.
У: - Всё правильно! Теперь также поставьте себе баллы в тетради на полях по критериям, которые на доске за выполнение задания.
У: - Давайте откроем учебник на странице 64, найдите упражнение 136. Прочитайте задание про себя.
О: - Обучающиеся читают задание.
У: - Как вы поняли задание?
О: - Ответы обучающихся
У: - Верно! Каждый выполняет задание самостоятельно, в тишине. Первые два человека, которые быстрее выполнят задание, тихо встают и несут тетрадь мне на отметку.
О: - Обучающиеся выполняют задание.
У: - Давайте обсудим как вы выполнили задание (после того, как проверила выполненное задание в тетрадях у двух обучающихся). Прочитайте местоимения и назовите падеж.
О: - Обучающиеся зачитывают ответы.
У: - Верно, вы отлично справились с заданием!
У: - Также поставьте себе баллы в тетради на полях.
Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку
- Откройте учебник на странице 64, упражнение 136.
- Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
- Как вы поняли задание?
- Выполните задание устно.
- Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
- Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
- Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.
У: - Мы хорошо поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.
V. Физминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
У.: Хорошо, садитесь.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
У: - Возьмите карточку под номером 4.
№4 Вставьте подходящие предлоги. Определите падежи местоимений. 1) Егор сидел рядом ______ мной. 2) Ты всегда был строг ______ мне. 3) Сердце ______ мне сжалось. 4) Вникните _______ всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать ______ мною. 6) Вспомните _______ мне. 7) Мелькнуло _______ мною моё детство. 8) Он славился _______ всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся _______ что-то. |
У: - Прочитайте задание про себя.
О: - Обучающиеся читают.
У: - Если нет затруднений, приступайте к выполнению задания.
О: - Обучающиеся выполняют задание.
У: - Проверка выполненного задания.
У: - Снова поставьте себе баллы на полях по критериям на доске, сложите их и подсчитайте общее количество.
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: - Наш урок подходит к концу.
У: - Какая была тема урока?
О: - Написание личных местоимений с предлогами.
У: - Какие задачи мы с вами ставили?
О: - Узнаем, как пишутся личные местоимения с предлогами,
- Будем учится писать личные местоимения с предлогами.
У: - Мы достигли поставленных задач?
О: - Да.
У: - Перед вами предложения, вам нужно их продолжить. Например, мне было интересно выполнять задание в паре.
1. Я сегодня учился......
2. Мне было интересно….
3. У меня вызвало затруднение….
4. Теперь я могу....
5. Мне захотелось....
У: - Молодцы!
У: - Итак, вы сложили баллы, если у вас получилось 15 – 14 баллов – это отметка «5». 13 – 11 баллов – отметка «4», 10 – 8 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях.
Баллы | Критерии |
5б. | Ни одной ошибки. |
4б. | 1-2 ошибки. |
3б. | 3-4 ошибки. |
Старайся! | Более 4 ошибок. |
Общее количество баллов | Отметка |
15 – 14 | «5» |
13 – 11 | «4» |
10 – 8 | «3» |
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
У.: Откройте дневники, запишите домашнее задание. Страница 64 упражнение 135.
У: - Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку по русскому языку. "Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами".
Конспект урока по русскому языкув 4 классе.Тема: Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами.подготовилаучитель начальной школыКушулинская Наталья Фёдоровна...

Тема «Раздельное написание личных местоимений с предлогами»
Цель: обеспечить усвоения учащимися правила написания личных местоимений 1, 2 лица с предлогамиЗадачи: 1) познакомить с изменением по падежам личных местоимений 1,2 лица единственного и множественного...

«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»
Конспект урока русского языка УМК "Школа России" учебник Канакина В.П....
Конспект урока "Правописание личных местоимений"
Конспект урока по русскому языку "Правописание личных местоимений" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»
Урок "открытия" нового знания...

Конспект урока русского языка по теме «Личные местоимения. Написание предлогов с личными местоимениями» в 4 классе.
Данный конспект урока поможет учителям начальных классов при подготовке и проведении урока по теме "Личные местоимения. Написание предлогов с личными местоимениями"....
