«Правописание личных местоимений. Написание личных местоимений с предлогами»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Акопян Нарине Гайковна

Мне искренне хочется делиться своими профессиональными находками — конспектами уроков и педагогическими задумками. За время работы собралась целая коллекция материалов, где каждая строчка — это не только труд, но и размышления о том, как по-настоящему увлечь учеников. Я уверена: когда мы делимся опытом, мы создаём пространство для взаимного роста. Возможно, мои идеи станут для коллег полезной подсказкой, а их взгляд, в свою очередь, поможет мне увидеть новые грани в привычном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России», 4 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 62-67)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 27.02.2025

Время: 9:00 – 9.40 

Место: МАОУ «Привольненская СОШ»

Класс: 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописание личных местоимений. Написание личных местоимений с предлогами»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о написании личных местоимений с предлогами, а также умение склонять личное местоимения, определять лицо, число и падеж местоимений.

Задачи:

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений правописания личных местоимений с предлогами

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи; умения применять ранее полученные знания, умения решать грамматические задачи: распознавать местоимения среди других частей речи, находить местоимения в тексте, применять их в речи, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы; развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к познанию, учебной деятельности, готовность обучающихся к саморазвитию, интерес к русскому языку; формировать ценностные установки и социально-значимые качества личности: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, готовность к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению,  развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, активное участие в учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

1) базовые логические действия: находить закономерности, используя ранее приобретенные знания; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; строить логическую цепочку рассуждений : объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, владеть общими приемами решения грамматических задач.

2)базовые исследовательские действия: проводить по предложенному плану несложное исследование языкового материала по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; составлять вопросы для одноклассников как исследовательский инструмент познания;

3) работа с информацией: выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить и анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;

   Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: 

1)  общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

2) совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат;

     Формирование регулятивных универсальных учебных действий: 

1)  самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные: решают (выполняют) грамматические задачи: распознают личные местоимения среди других частей речи, умеют склонять личное местоимение, определяют лицо, число и падеж местоимений, применяют местоимения в речи, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения;  используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи;

2) понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
3) осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека

4) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь; понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого текста; передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы;
говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба); соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;
чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать содержание.
письмо: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) письменного общения; списывать текст с представленного образца, списывать или выписывать выборочно по заданию, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, В.П. Канакина, раздаточный материал (карточки для работы в парах и группе)


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нарине Гайковна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - Начнем наш урок с пословицы. Один раз не сумеешь, во второй -научишься.

У: - Как вы понимаете данную пословицу?

О: - Пословица означает, что, если с первого раза что-то не получилось, не нужно расстраиваться, нужно постараться и все получиться.

У: - Все верно, нужно стараться, ничего страшного, если с первого раза не получилось, главное не отчаиваться.

II. Актуализация умений и знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа.

У: - Ребята, давайте выполним небольшое упражнение. Откройте страницу 69 упражнение 2 в своих тренажерах.

У: - Прочитайте задание. Что нужно сделать?

О: - Ответы обучающихся. 

3.Минутка чистописания        

У: - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Записываем правильно. Двадцать первое февраля. Классная работа (произношу чётко и медленно).

У: - Начнем с минутки чистописания. Запишите себе в тетрадь строчные буквы по, внимательно посмотрите на соединения. Тетради под наклоном, спина прямая.

О: - Записывают в тетрадь.

У: - Запишите предложение себе в тетрадь, разбери по членам предложения и запишите словосочетания.

Гибкие веточки берёз покрылись смолистыми почками. Напомните, что не является словосочетанием?

О: - Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

У: Верно. Разбираем предложение

У: Кто разберет предложение у доски и запишет словосочетания?

О: - Обучающийся выходит и записывает словосочетания у доски. 

У: - Исправляю если допущены ошибки.

У: - У кого также поднимите руку? (Если кто-то не поднял, то спрашиваю, где ошибся).

О: - Поднимают руки.

У: - Хорошо, молодцы.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

(Критерии! В таблице на доске)

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - Ребята, вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

О: - Имя существительное. 
У: - Как изменяются имена существительные?

О: - По падежам.
У: - Как вы думаете, изменяются ли по падежам личные местоимения?

О: - Личные местоимения изменяются по падежам.

У: - Давайте вспомним вопросы падежей:

О: - Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком?  чём?

Работа в парах

У: - У вас на партах лежат карточки.  

У вас на партах лежат карточки с заданием, которые я раздала вам перед уроком. Положите перед собой карточку под номером 1. Карточка одна на двоих. Это будет парная работа. Прочитайте задание про себя. Что вам нужно сделать?

О: - Ответы обучающихся.

У: - Верно, всем понятно?

О: - Да

У: - Молодцы! Вы правильно выполнили задание.

У: - Итак, какой же вывод мы можем сделать?

О: - Местоимения изменяются по падежам (склоняются).

№1

Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу.

И.п.

Кто?

я

Кто?

ты

Кто?

мы

Р.п.

Кого?

 

Кого?

 

Кого?

 

Д.п.

Кому?

 

Кому?

 

Кому?

 

В.п.

Кого?

 

Кого?

 

Кого?

 

Т.п.

Кем?

 

Кем?

 

Кем?

 

П.п.

О ком?

 

О ком?

 

О ком?

 

Кто?

я

мы

ты

Кого?

меня

нас

тебя

Кому?

мне

нам

тебе

Кого?

меня

нас

тебя

Кем?

мной

нами

тобой

О ком?

обо мне

о нас

о тебе

У: - В каком падеже местоимения записаны не так, как в остальных падежах?

О: - В предложном падеже местоимения с предлогами.

У: -  Сформулируйте тему сегодняшнего урока русского языка?

О: - Правописание местоимений с предлогами.

У: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на доске: узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний (прописать этапы формирования грамматического понятия: восприятие, осмысление, воспроизведение, применение)

Восприятие (узнавание):

У: - Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой?

О: - Узнаем, как пишутся местоимения с предлогами,

- Будем учится писать местоимения с предлогами.

У: - Молодцы! Давайте выполнять поставленные задачи.

У: - Поставьте перед собой карточку под номером 2.  Вам необходимо выполнить задание. Прочитайте, что нужно сделать.

О: - Обучающиеся читают. 

 

№2

Найди местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый. Выпиши, определи число и лицо.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У: - Прочитайте, что у вас получилось.

О: - Обучающиеся читают ответы.

У: - Хорошо, правильно!

У: - На доске вы видите критерии, поставьте себе баллы в тетради на полях за выполнение задания.

У: - Возьмите в руки карточку под номером 3. Прочитайте задание.

У: - Всем понятно, как выполнять задание?

У: - Поднимите руки, кто не понял.

№3

Раскрой скобки и дополни предложения по смыслу. Запиши.

У (я) в характере есть хорошие и плохие к__________а.

Я живу далеко от (он) и еду к (он) на а___________е.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У: - Давайте проверим как вам удалось выполнить это задание.

О: - Обучающийся выходит к доске и читает полученные предложения. 

У: - Всё правильно! Теперь также поставьте себе баллы в тетради на полях по критериям, которые на доске за выполнение задания.

У: - Давайте откроем учебник на странице 64, найдите упражнение 136. Прочитайте задание про себя.

О: - Обучающиеся читают задание.

У: - Как вы поняли задание?

О: - Ответы обучающихся

У: - Верно! Каждый выполняет задание самостоятельно, в тишине. Первые два человека, которые быстрее выполнят задание, тихо встают и несут тетрадь мне на отметку.

О: - Обучающиеся выполняют задание.

У: - Давайте обсудим как вы выполнили задание (после того, как проверила выполненное задание в тетрадях у двух обучающихся). Прочитайте местоимения и назовите падеж.

О: - Обучающиеся зачитывают ответы.

У: - Верно, вы отлично справились с заданием!

У: - Также поставьте себе баллы в тетради на полях.

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 64, упражнение 136.
  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
  3. Как вы поняли задание?
  4. Выполните задание устно.
  5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

У: - Мы хорошо поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.

V. Физминутка.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

У.: Хорошо, садитесь.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

У: - Возьмите карточку под номером 4.

№4

Вставьте подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом ______ мной. 2) Ты всегда был строг ______ мне. 3) Сердце ______ мне сжалось. 4) Вникните _______ всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать ______ мною. 6) Вспомните _______ мне. 7) Мелькнуло _______ мною моё детство. 8) Он славился _______ всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся _______ что-то.

У: - Прочитайте задание про себя.

О: - Обучающиеся читают.

У: - Если нет затруднений, приступайте к выполнению задания.  

О: - Обучающиеся выполняют задание.

У: - Проверка выполненного задания.

У: - Снова поставьте себе баллы на полях по критериям на доске, сложите их и подсчитайте общее количество.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: - Наш урок подходит к концу.

У: - Какая была тема урока?

О: - Написание личных местоимений с предлогами.

У: - Какие задачи мы с вами ставили?

О: - Узнаем, как пишутся личные местоимения с предлогами,

- Будем учится писать личные местоимения с предлогами.

У: - Мы достигли поставленных задач?

О: - Да.

У: - Перед вами предложения, вам нужно их продолжить. Например, мне было интересно выполнять задание в паре.

1. Я сегодня учился......

2. Мне было интересно….

3. У меня вызвало затруднение….

4. Теперь я могу....

5. Мне захотелось....

У: - Молодцы!

У: - Итак, вы сложили баллы, если у вас получилось 15 – 14 баллов – это отметка «5». 13 – 11 баллов – отметка «4», 10 – 8 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях.

    Баллы

Критерии

5б.

Ни одной ошибки.

4б.

1-2 ошибки.

3б.

3-4 ошибки.

Старайся!

Более 4 ошибок.

Общее количество баллов

Отметка

15 – 14

«5»

13 – 11

«4»

10 – 8

«3»

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания

У.: Откройте дневники, запишите домашнее задание. Страница 64 упражнение 135.

У: - Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку по русскому языку. "Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами".

Конспект урока по русскому языкув 4 классе.Тема: Закрепление. Правописание  личных местоимений с предлогами.подготовилаучитель начальной школыКушулинская Наталья Фёдоровна...

Тема «Раздельное написание личных местоимений с предлогами»

Цель: обеспечить усвоения учащимися правила написания личных местоимений 1, 2 лица с предлогамиЗадачи: 1) познакомить с изменением по падежам личных местоимений 1,2 лица единственного и множественного...

«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»

Конспект урока русского языка УМК  "Школа России" учебник Канакина В.П....

Конспект урока "Правописание личных местоимений"

Конспект урока по русскому языку "Правописание личных местоимений" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа»...

Конспект урока русского языка по теме «Личные местоимения. Написание предлогов с личными местоимениями» в 4 классе.

Данный конспект урока поможет учителям начальных классов при подготовке и проведении урока по теме "Личные местоимения. Написание предлогов с личными местоимениями"....