Конспект и презентация к уроку по русскому языку. "Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами".
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Кушулинская Наталья Фёдоровна

 

Конспект урока по русскому языку
в 4 классе.

Тема: Закрепление. Правописание  личных местоимений с предлогами.

подготовила

учитель начальной школы

Кушулинская Наталья Фёдоровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_roditeli.rar2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 585

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по русскому языку
в 4 классе

Тема: Закрепление. Правописание  личных местоимений с предлогами.

подготовила

учитель начальной школы

Кушулинская Наталья Фёдоровна

Санкт-Петербург

2013

Тип урока: урок закрепления знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,  групповая, индивидуальная.

ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные:

  1. Развивать умение в правописание личных местоимений с предлогами (В устной и письменной речи);
  2. Обобщение и расширение сведений о местоимении как части речи;
  3. Отработка орфографической зоркости;
  4. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  5. Расширение и уточнение словарного запаса учеников;

2. Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство интереса к русскому языку;
  2. Активизация познавательной деятельности;
  3. Умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями   коммуникации;

3. Развивающие:

  1. Работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса;
  2. Тренировать память и внимание.

Оборудование:

  1. слайды презентации, экран, карточки с  заданиями  для индивидуальной работы, учебник Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой;

Ход урока

1. Организационный момент.

– Давайте улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.

- Ребята, закройте глазки.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите больше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.

2. Словарная работа.

Произнесите слово «Заяц»

1. Какая буква пропущена? (Я) (Слайд 2)

-Пропишите заглавную и строчную букву «Я,я»  (Слайд 3)

Сколько звуков в слове?(5зв.) Сколько букв?(4б.) В каких случаях слышим два звука при произношении буквы «Я»?

1. Поставь  в слове знак ударения. (Слайд 4)

 2.Раздели слово для переноса.

 3.Раздели слово на слоги.

 4.Запиши транскрипцию слова.

 5.Составь и запиши предложение с данным словом, разберите предложение по членам.

 -Посмотрите внимательно на таблицу со словами.  (Слайд 5)

-Какие это слова?  (Словарные)

-На листочках вставьте пропущенные буквы.

- Запоминаете их в течение минуты.

- Запишите 3-4, которые запомнили.

за.ц

к.рова

м.дведь

 п.тух

с.бака

с.рока

в.р.бей

в.рона

л.сица

- Сколько слов записали?

-Какие это слова? (Словарные)

-Проверьте правильность написания. (Самопроверка).

- Дайте общее название этой группе слов. (Животные)

3. Актуализация знаний.

- Ответьте на вопросы:  (Запись в тетрадь) (Слайд 6)

1). На какие 2 группы делятся животные по образу жизни?

2). Чем питаются животные?

3). В какое время года могут выводиться детёныши у животных?

- Прочитайте свои тексты.

- Какую речевую ошибку вы обнаружили? (Слайд 7)                                                                                                                

Животные бывают дикими и домашними. Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами. У животных могут выводиться детёныши в любое время года.

- Отредактируйте текст. (Слайд 8)

 Животные бывают дикими и домашними.

 Они     питаются зерном, сеном, молоком, овощами.

 У  них   могут выводиться детёныши в любое время года.                                

- Какую часть речи использовали? (Местоимение)

-Определите главные члены предложений во 2 предложении. Укажите лицо, число личных местоимений.

Они – мн.ч., 3-е лицо, И.п.

 У  них – н.ф. они, 3-е лицо, Р.п.  

- Что такое местоимение? (Место имени) (Слайд 9)

- Назовите личные местоимения единственного и множественного числа. (Слайд10)

-Одно из слов в каждой группе лишнее.

-Найдите его и объясните своё решение. (Слайд 11)

-Местоимения склоняются! (изменяются по падежам) (Слайд 12)

-Просклонять по падежам.  (Работа на листочках, в парах.)

- Внимание если появляется предлог. (Слайд 13)

-Что заметили? (Изменилось написание местоимения)

-Какой вывод можно сделать? (Когда появляется предлог, местоимение начинается на букву н) (Слайд 14,15)

4. Постановка целей и задач.

-Чем отличаются птицы от других животных. (У птиц есть перья). А где живут птицы? (В лесу)

-Прочитайте текст. (Слайд 16)

Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.

 Замените слово дятел словом птица.

-Замените слово дятел словами у него, он.

-Поставьте вопрос к каждому слову в паре. (Слайд 17)

-Вместо какой части речи мы употребили слова он, у него?

 -Что обозначает имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?). (Слайд 18)

-Что обозначают слова он, у него? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.)

Морфологический разбор: (Слайд 19)

У него – личное местоимение., н.ф. он, ед.ч., 3-е лицо, Р.п.

 5. Физминутка.

Ребята берегите зрение. (Слайд 20)

 6. Закрепление знаний.

-Чем отличаются звери от других животных? ( У зверей есть шерсть)

-Каких зверей вы знаете?

-Где живут зайцы?  (Заяц)

-Кто – то из вас видел зайца в лесу? (Ответы детей).

-Давайте  перенесёмся с вами в лес, читая текст упражнения №31 на стр. 42. 

-Прочитайте текст. (Слайд 21)

-Прочитайте задание. Прочитайте текст. Прочитайте задание. Выполните задание.

-Вставьте один из предлогов (К, над, перед, с). (Слайд 22)

-Объясните правописание пропущенных орфограмм.

-Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

-Укажите падеж  и лицо личных местоимений.

    Я в задумчивости шёл по лесу. Надо мною тихо шелестела листва. Вдруг передо мною появился заяц. Он осторожно приблизился ко мне. Я пожалел, что со мной не было фотоаппарата.

Исторически можно выделить корень "заj-" (в чистом виде он сохранился в форме "заюшка") и суффикс "-ац", но они "срослись" в одну морфему (это явление называется в русскоязычной лингвистике опрощением).
А вот чередования происходили уже после опрощения, т.к. при образовании слов "заячий" и "зайчатина" от "зайца" -ц- явно осознается как часть корня и участвует в корневом чередовании ц/ч.

-У слова фотоаппарат два корня без соединительной гласной.

Я- 1-е, ед.ч., И.п.

Надо мною- я, 1-е, ед.ч., Т.п.

Передо мною- я, 1-е, ед.ч., Т.п.

Он- 3-е, ед.ч., И.п.

Ко мне- я, 1-е, ед.ч, Д.п.

Со мной- я, 1-е, ед.ч., Т.п.

- Назови местоимение. Запишите в тетрадь. (Слайд 23)

1 лицо,  мн. ч., Р. п. (Нас) (Слайд 24)

2 лицо,  мн. ч.,  Д. п. (Вам)

3 лицо,  мн. ч.,  В. п. (Их)

3 лицо,  ед. ч.,  ж. р.  Т. п. (Ею)

-Проверка домашнего задания.

-У вас аналогичное задание  было дома, проверим правильность.  (Вам, ею, о тебе, к ним)

- Самостоятельная работа. ( На листочках)  (Слайд 25)     

                                     

Выписать местоимения, определить лицо и число.

Как, без, он, у, я,  от ,мы ,до, вы, про, они, под, ото, она.  

         

-Выпиши местоимения. Определи  лицо, число, падеж местоимений.

Вася и Петя  играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними. Они дали Маше мяч. Маше с ними весело.

К ним- они, 3-е, мн. ч., Д.п.    

У неё- она, 3-е, ед.ч., Р.п.

С ними- они, 3-е, мн.ч., Т.п.

Они- 3-е, мн.ч., И.п.

С ними- они, 3-е, мн.ч., Т.п.

Домашнее задание (Слайд 26)

Упражнение 34

Объясните правописание выделенных орфограмм. Запишите текст под диктовку. Выпишите личные местоимения с вопросами и укажите их лицо, число, падеж.

 7. Рефлексия.

-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

Что удалось …

Надо ещё поработать …

Своей работой на уроке я  …

Урок для меня показался  …

За урок я  …

Мое настроение  …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Закрепление знаний о местоимении."

Урок русского языка в 3 классе ("Школа 2100") по теме "Закрепление знаний о местоимении. На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....

Конспект урока по русскому языку « Закрепление навыка правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.» ("Школа 2100", 2 класс)

Урок-путешествие по русскому языку, на котором закрепляется навык написания гласных после шипящих.ЦЕЛИ: - закрепить навыки правописания гласных букв после шипящих...

Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1.     Образовательные:- повторить, что такое прямая ...

Конспект урока по русскому языку «Закрепление изученного материала».

Конспект урока по русскому языку «Закрепление изученного материала»....

конспект урока по русскому языку Закрепление знаний по теме «Имя существительное».

русский язык 2 класс урок обобщение знаний по теме "Имя существительное" с применением интнллект - карты...

Конспект урока по русскому языку "Закрепление по теме "Глагол""

Цели:Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Глагол” Задачи: Закрепить у учащихся представление о глаголе как части речи и его грамматических признаках...