Конспект урока по русскому языку « Закрепление навыка правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.» ("Школа 2100", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок-путешествие по русскому языку, на котором закрепляется навык написания гласных после шипящих.

ЦЕЛИ: - закрепить навыки правописания гласных букв после шипящих;

           -развивать орфографическую зоркость учащихся;

          - развивать умение работать в команде;

          - развивать творческие способности ребят

.Ребята путешествуют с помощью карты, побывают на Поляне Загадок, переправятся через Озеро Орфограмм, отдохнут в Роще Мудрости, поднимутся на Гору Однокоренных слов, пустятся в трудное плавание по Морю Внимательности, побывают в селе грамотеев и Городе Знатоков.В ходе путешествия учащиеся выполняют разные виды заданий, связанных с написанием буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_urok_zhi-shi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Школа 2100

 ТЕМА: Закрепление навыка правописания буквосочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

ЦЕЛИ: - закрепить навыки правописания гласных букв после шипящих;

           -развивать орфографическую зоркость учащихся;

          - развивать умение работать в команде;

          - развивать творческие способности ребят.

I Организационный момент.

         Прозвенел звонок для нас

         Все зашли спокойно в класс

         Встали все у парт красиво,

         Поздоровались учтиво.

         Тихо сели, спинки прямо

         Вижу, класс наш хоть куда

         Мы начнем урок, друзья.

II Введение в тему.

   Сегодня суббота, выходной, а мы с вами работаем, отправляемся в путешествие. Обычно в субботу вы путешествуете по городу, по музеям, ходите в гости. А мы отправимся путешествовать вместе со старыми знакомыми – буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Путь наш далекий, поэтому я пригласила эти слоги к нам в гости, чтобы они рассказали, как нужно их писать, чтобы пятерки получать.

Выходят слоги (учащиеся с шапочками – сочетаниями на головах):

Жи и ши

Жи и ши такие слоги,

Что всегда к ребятам строги

Жи и ши, ши и жи

Только с  И всегда пиши!


Ча и ща

Сочетанья ща и ча

В слове пища и свеча,

Чаща, дача и печать,

Нужно с буквой  А писать!

Чу и щу

В наши слоги чу и щу

Всегда вставляйте букву У !

-  Отправляемся в путь. Карта путешествий.(на доске)

   Проверим готовность:

   Упражнения для пальчиков.

III Чистописание.

 - Назови шипящие звуки?

 - Какими буквами обозначаются?

Для каждой шипящей согласной буквы придумаем элемент чистописания. Укрась гостей элементами:

IV Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  1. Перед нами поляна загадок. Будем отгадывать загадки. Слова-отгадки запишем в тетрадь, подчеркнем орфограмму.

Ученики  работают на доске и в тетрадях.

Загадки

Два березовых коня                                 На четыре ноги

По снегам несут меня                              Надевали сапоги.

Кони эти рыжи                                          Перед  тем, как надевать            

А зовут их …….(лыжи).                            Стали обувь надувать. (шины.)  

Ночь. Но если я захочу,                            Стоит Антошка

Щелкну раз - и день включу.                    На деревянной ножке,

(выключатель.)                                          Руки из палки,

                                                                    В руках мочалки. (чучело.)

Из горячего колодца                                Мухи белые летели,    

Через нос водица льётся.                       На дворы, на крыши сели

(чайник.)                                                   Не сочтёте белых мух,

                                                                  Что летают словно пух.

                                                                    (снежинки.)      

На плите стоит, пыхтит,                           Маленькие зверки,

А из носа пар валит.                                Серенькие шубки,

(чайник.)                                                    Черненькие глазки,

                                                                   Остренькие зубки.

                                                                       (мыши.)

  Стой плотва и караси!

  И пощады не проси:

  Я хозяйка здесь в пруду,

  На охоту я иду.    

    (щука.)

- Здесь нам подарили букву  З.  

2)За поляной загадок простирается озеро Орфограмм. Здесь, кстати, и появилась орфограмма буква И в сочетании ЖИ-ШИ. Давайте расскажем, как это произошло. (Инсценировка сказки ребятами)

Был жаркий день. Буквы Ж и Ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда не возьмись, набежала туча. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли буквы Ж и Ш с головой. Испугались, бедные, кричат: «Помогите! Тонем!»

А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет буквы Ж и Ш с головой. НО, к счастью, их крик услышала буква И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только с И. Помните об этом, ребята!

-А с нами дальше захотела пойти буква И.

  1.  Двигаемся дальше. Озеро Орфограмм проточное, через него протекает река, а вот мостик через неё рассыпался. Сложи слова из слогов и тогда мы сможем перебраться на другой берег. Работать будете по командам, каждый запишет по одному слову по цепочке.

Каждая команда получит карточки, на которых дана схема. По этой схеме вам нужно составить как можно больше слов с тем сочетанием, которое дано в центре. Это сочетание может стоять как в начале слова, так и в конце.

Задание для 1 команды:

             пы                                на

ер                                                          мы

У                            ШИ                            кры

              ло                                  шала    

Задание для 2 команды:

             три                                      вот

в                                                                        тель

раф                       ЖИ                                           лу

          лы                                                мор

Проверка проходит по цепочке.

-Мосты наведены, можно перебираться на другой берег.

С нами отправляется буква Д.

4) Физминутка.

-Вот мы и оказались около рощи Мудрости. Из неё прибежал ёжик, принёс нам пословицы. Будет играть музыка, вы будете передавать ёжика друг другу. Но как только остановится, я произнесу пословицу. А тот, у кого в руках окажется ёжик, назовёт слово, в котором есть сочетание ЖИ или ШИ.

1. Кто поработал – едой себя тешит,

    Кто не работал – затылок чешет.

2. Только трудом держится дом.

3. Поработай с душой – станут любоваться,

    Поработай без души -  станут насмехаться.

4. У лентяя подол горит, а он греется, лежит.

5. Покажи себя в работе – будешь в почёте.

6.У доброго джигита всякое дело в руках горит.

7. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Ёжик нами доволен и дарит букву А.

5) Впереди гора однокоренных слов. Надо спуститься с неё, подобрав однокоренные слова.

ЧАС                                        ЩУКА

.   .  .  .                                      .  .  .  .  .

.   .  .  .  .                                   .  .  .  .  .

.  .  .  .  .  .                                 .  .  .  .  .  .  .

(час, часы, часик, часовой)   (щука, щучка, щучий, щурёнок)

-И с нами дальше отправляется буква П.

-С высокой горы было видно, как плещется море Внимательности. Сначала проверим, работают ли наши маяки.

Работа с сигнальными блокнотами. (Находят и поднимают вверх нужную букву).

Бежит, чашка, молчу, чудище, ночной, шишка, щавель, щука, шапка, жилище.

-Теперь можно и в плавание пускаться. Но проплыть можно только мимо тех маяков, которые зажигают наши буквосочетания.

Выборочный диктант.

Жили наши мыши

За трубой на крыше.

Там чудесное местечко,

Потому что рядом печка.

Сушит печка сухари,

Мыши ищут крошки.

Знают даже малыши –

Ищут мышек кошки.

-Получаем в награду букву Р.

6) Дальше наша карта ведёт нас в село Грамотеев. Здесь каждый может зайти в дом и выполнить самостоятельно задание.

Задание на карточке.

Спиши предложения, дописав слова с сочетаниями ЖИ или ШИ. Орфограмму подчеркни.

Дети пошли в……… Нина собирала душистые ………Дядя Ваня поймал…….

-Когда закончите, встретимся у колодца и найдём главные члены предложения.

Проверка. В подарок буква К.

7) И наконец мы добрались до города Знатоков.

Но нас туда пропустят, если мы запишем слова в порядке их значения.

Слова: щука, часовой, чабан, чаща, чудовище, чудак, чужбина, щавель.

Значения:

  1. хищная рыба;
  2.  солдат, который стоит на часах;
  3. густой, дремучий лес;
  4. пастух, который пасёт овец в горах;
  5. сказочное существо;
  6. странный человек;
  7. чужая страна;
  8. растение с кислыми съедобными листьями.

V Рефлексия

  Буква Н ведёт нас в город. Но почему-то здесь все куда-то торопятся. Не случилось ли чего? Нет, все радостные, весёлые. Вот и ёжик – наш старый знакомый. Он подсказывает, что секрет в буквах, которые мы собирали по дороге. Давайте соберём из них слово:

 ПРАЗДНИК

-И у нас с вами сегодня школьный праздник, ведь сегодня у нас в гостях самые наши пюбимые – мамы и папы, бабушки и дедушки. А завтра светлый праздник всех верующих христиан. Какой? Правильно, Пасха или Воскресение Господне. И от жителей города Знатоков вам подарок для украшения своего дома к празднику(рисунок пасхального яичка с узорами для раскрашивания)

-Встретимся после праздника!

Урок по русскому языку 2 класс

Школа 2100

Тема: « Закрепление навыка правописания буквосочетаний

жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

Урок - путешествие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3кл. Тема: "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова" (УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев.)

Урок был представлен, как итоговая работа на дистанционных курсах по ЭОР....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний чу-щу"

Предмет: Русский языкКласс: 1 «Б»Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний и способов действий.УМК:  «Перспектива»Дата проведения: 14.09.2013 г....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу."

Конспект урока составлен в полном соответствии ФГОС, развивает речь, мышление, память, обогащает словарный запас, а также формирует орфографическую зоркость и умение правильно выбрать нужное буквосоче...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Правописание безударных гласных в корне слова.Обобщение и закрепление изученного"

Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии использу...

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание глаголов с суффиксом –ся (-сь) (Закрепление).

Конспект урока по русскому языку по программе Занкова. Учебник Полякова...

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".

Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока  по расскому языку....