конспект урока по русскому языку Закрепление знаний по теме «Имя существительное».
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Никитина Наталия Николаевна

русский язык 2 класс урок обобщение знаний по теме "Имя существительное" с применением интнллект - карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Закрепление знаний по теме «Имя существительное». 

Цели: проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные или нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам, развивать орфографическую зоркость.

 Планируемые результаты

-учащиеся научаться распознавать существительные;

-самостоятельно подбирать имена существительные;

- классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные;

-составлять устный рассказ-повествование на определенную тему;

-определять грамматический признак имен существительных – число:

-использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов;

-изменять имена существительные по числам.

Ход урока

Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.

 А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. А теперь подарите солнечных зайчиков нашим гостям. Я рада видеть ваши улыбки! Садитесь.

Актуализация знаний.

 Откройте тетради запишите число. Шестое апреля. Классная работа.

А знаете ли вы, что апрель - это слово латинское от глагола «апрелис» - открывать. По-славянски цветень – месяц, в который все зацветает. 

  1. Чистописание.

СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (Заглавные и строчные)

- Какая буква лишняя? (ь)

- Почему? (Нет заглавной пары, не обозначает звука)

- Запишите каллиграфически правильно строчные буквы.

ПРАВИЛА ПОСАДКИ

- Какое слово получилось? (существительное)

- Как вы думаете, почему мы написали именно это слово? (изучаем эту часть речи)

- Правильно, тема нашего урока «Имя существительное». Какие задачи на уроке мы поставим?

- Повторить что мы знаем об имени существительном.

- Вспомнить что такое имя существительное.

- Я хочу добавить еще одну задачу. Составление интеллект-карты, которую сегодня мы будем составлять все вместе.

Имя существительное является самой представительной, самой существенной частью речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Что такое имя существительное?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Молодцы. Разместим правило на нашей интеллект карте.

/поставить/

А кроме предметов, что ещё обозначает имя существительное? (явления природы, события, чувства, качества людей, вещи, людей, животных, название профессий)

 

Работа в группах. Образуйте группы. Из данных слов каждая группа должна выбрать слова со «своим» значением.

Гроза, костюм, праздник, Витя, снегопад, жажда, грусть, книга, страус, концерт, зависть, дождь, телевизор, внучка, поездка, скромность, смелость, жадность.

 1 группа – явления природы.

 2 группа – события.

 3 группа – чувства людей.

 4 группа – качества людей.

5 группа – вещи и предметы.

6 группа – люди и животные.

Давайте проверим.

Ответы:

1 гр. – гроза, снегопад, дождь(явления)

  1. гр. – праздник, концерт, поездка (события)

3 гр. – жажда, грусть, зависть (чувства)

4гр. – скромность, смелость, жадность (качества людей)

5 гр. – костюм, книга, телевизор (вещи)

6 гр. – Витя, страус, внучка (люди и животные)


Оцените себя. Если написали без ошибок, поставьте в оценочных листах зеленый кружок, если 1 ошибка – синий, а если больше – красный. Мысленно себя похвалите.

Сейчас работа в паре.

Положите перед собой карточку, внимательно изучите. В каждой строке спрятались слова найдите их и обведите. О готовности пары сообщите поднятием рук.

Шифрограмма.

На каждом столе карточка:

ТЭМРУЧЬИТРЬБГВОРОБЬИКДЫТНП

ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ

БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ

Проверка:

-Какие слова нашли в первой строчке? (ручьи воробьи)

- Какие орфограммы? (разделительный «ь»)

- Во второй строчке? (сугроб, рыбка) (орфограммы: парный согласный на конце –сугробы, в середине слова- рыба)

- В третьей строчке? исички, трава) (безударные гласные-лисы, травы, ЧК без ь знака)

- На какие две группы можно разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые)

А что мы знаем про одушевленные и неодушевлённые имена существительные?

Правильно. Поместим следующее правило в интеллект карту.

1вариант. запишет в столбик одушевлённые существительные.

2вариант. запишет в столбик неодушевлённые существительные.

Подчеркните орфограммы.

- Какие слова вы отнесли к одушевлённым существительным, какие к неодушевлённым?

- Никаких вопросов не возникло? (лисички- одуш. и неодуш.)

-Как можно доказать? (составить предложение)

                                      /Правило/

Что мы знаем про одушевленные и неодушевленные имена существительные?

Внесем это правило в интеллект карту.

Не забудьте оценить свою работу в оценочных листах. Если справились, то зеленого цвета кружочек, если испытывали затруднения – синий, было трудно, то красный кружок.

Весенний цветок медуницы четырежды меняет свой цвет: когда он распускается, то становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим. И этот цветок растет у нас в Башкортостане.

Работаем в парах.

Продолжим работу. Пред вами деформированный текст. Давайте его восстановим.

Весна.

Около дома зажурчали звонкие ручейки.

Они сажают деревья.

Пришел апрель.

Гена и Коля Щукины в школьном саду.

На бульваре Юра играет с Барбосом.

Весна.

Пришел апрель. Около дома зажурчали звонкие ручейки. На бульваре Юра играет с Барбосом. Гена и Коля Щукины в школьном саду. Они сажают деревья.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

                                     /Правило/

Молодцы. Давайте поместим это правило.

Выпишите из текста собственные имена существительные.

Какие слова вы выписали?

Не забудьте оцените свою работу.

Взаимопроверка.

Ребята, апрель называют «Апрель – березень». - В апреле березы наполняются соком.

С 11 апреля «слушали березу», собирали березовый сок и отпаивали им больных – очищали кровь.

Следующее задание: запишите имена существительные во множественном числе.

Самопроверка. Помощь на доске.

Какое правило помогло вам это сделать?

Внесем это правило в интеллект карту.

Оцените свою работу.

Посмотрите внимательно на интеллект карту, все ли правила мы отметили на ней?

Давайте проверим поможет ли нам карта рассказать всё что мы знаем об имени существительном. Кто хочет попробовать?

 

Молодец! Садись на своё место.

Наша интеллект карта поможет нам на уроках русского языка при разборе имени существительного, а в 3 классе мы пополним её новыми знаниями.

Давайте оценим свою работу на уроке.

Кто справился со всеми заданиями, кому было легко, у кого все зеленые кружочки- поставьте себе 5 за урок.

Кто испытывал небольшие затруднения, у кого есть и зеленые и синие кружочки – ваша оценка 4.

А если у вас появились красные кружочки – вам предстоит еще поработать над этой темой.

В связи с этим я предлагаю вам домашнее задание в соответствии с полученными результатами.

Большое спасибо за урок.



 

Приложение

Весна.

Около дома зажурчали звонкие ручейки.

Они сажают деревья.

Пришел апрель.

Гена и Коля Щукины в школьном саду.

На бульваре Юра играет с Барбосом.

ТЭМРУЧЬИТРЬБГВОРОБЬИКДЫТНП

ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ

БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ

Гроза, костюм, праздник, Витя, снегопад, жажда, грусть, книга, страус, концерт, зависть, дождь, телевизор, внучка, поездка, скромность, смелость, жадность.

Качества людей

-----------------------------------------------------------------------------------

Гроза, костюм, праздник, Витя, снегопад, жажда, грусть, книга, страус, концерт, зависть, дождь, телевизор, внучка, поездка, скромность, смелость, жадность.

Вещи

----------------------------------------------------------------------------------

Гроза, костюм, праздник, Витя, снегопад, жажда, грусть, книга, страус, концерт, зависть, дождь, телевизор, внучка, поездка, скромность, смелость, жадность.

Люди и животные

  • Спиши текст. Подчеркни имена существительные.
  • Определи число имен существительных

Весна

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

  • Спиши текст.
  • Определи число выделенных имен существительных

Весна

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

  • Спиши текст. Вставляя имена существительные.
  • Определи число вставленных имен существительных

Весна

Наступает______. Всё жарче пригревает яркое _______. Весело звенит ________. ______ выходят из берегов. В полях тает _______. Бегут _______.

  • Спиши текст. Подчеркни имена существительные.
  • Определи число имен существительных

Весна

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

  • Спиши текст.
  • Определи число выделенных имен существительных

Весна

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

  • Спиши текст. Вставляя имена существительные.
  • Определи число вставленных имен существительных

Весна

Наступает______. Всё жарче пригревает яркое _______. Весело звенит ________. ______ выходят из берегов. В полях тает _______. Бегут _______.

  • Спиши текст. Подчеркни имена существительные.
  • Определи число имен существительных

Весна

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

  • Спиши текст.
  • Определи число выделенных имен существительных

Весна

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

  • Спиши текст. Вставляя имена существительные.
  • Определи число вставленных имен существительных

Весна

Наступает______. Всё жарче пригревает яркое _______. Весело звенит ________. ______ выходят из берегов. В полях тает _______. Бегут _______.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока:   Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...

Урок по русскому языку 2 класс Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»

Урок по русскому языку    2 классТема урока:  Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»Цель: 1. Повторить постоянные и непостоянные мор...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...

конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема:Имя существительное

Урок – играпо русскому языку в 3 классе. Тема. Имя существительное. Цель Обобщить и систематизировать знания детей по теме, продолжать работу по совершенствованию орфографической зорко...

Конспект урока по русскому языку 2 класс тема:"Имя существительное"

Тема урока: Имя существительное.Цель урока: Формирование общего понятия об имени существительном как части речи....