Экологическая карусель
методическая разработка (4 класс) по теме

Коробейникова Наталья Александровна

Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели, для учащихся 4-5 классов. Ситуация складывается так, что варварское отношение к окружающему нас миру, мы наблюдаем часто, поэтому в нашей школе ведется большая работа по экологическому воспитанию. Данное мероприятие, не только имеет воспитательные цели, но и развивающие.Также оно содержит много познавательного из жизни животных. Для наглядности используется презентация, её использование указано в конспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_karusel.doc676.5 КБ
Файл ekologicheskaya_karusel.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

       

                                                 Выполнила учитель начальных классов

                                                 Коробейникова Наталья Александровна

                   Новичихинский район

                              МОУ «Солоновская средняя

                                                         общеобразовательная школа»

        Цель:

1.        Дополнить и расширить знания  учащихся о животных, учить беречь
        природу и бережно к ней относиться.

       Задачи: Развивать интеллектуальные способности детей, память, внимание, речь,     сплочённость.

        Воспитывать   любознательность,   ответственное   отношение   за   судьбу четвероногого друга, эстетическое чувство, нравственные качества.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, необходимые предметы для конкурсов. Мягкие игрушки для оформления зала.

Презентация «Экологическая карусель»

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живём?

Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области   спорта, техники, медицины, искусства, образования.(Слайд №2-5). Человек покорил океан, воздух, землю.

Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы.(Слайд №6-10). К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии. - Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле.

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов зверей и птиц, причём более половины - только за последние 50 лет, за малым исключением по вине человека. В Красной книге, которую ведёт Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), насчитывается сейчас около 100 видов зверей и птиц. В бедственном их положении тоже, как правило, повинен человек, Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету

Я предлагаю начать это делать прямо и поучаствовать в конкурсной игре «Экологическая карусель». (Слайд №11).

-Ребята! Сейчас мне нужно две команды. Каждая команда выберет себе название и девиз.(по желанию, могут предложить своё название и девиз).

Название команд «Берендеи», «Зелёный патруль». Девизы: «Землю мы преображаем,

К доброте всех призываем.

Мы уверены, друзья,

Жить без этого нельзя».

   «Почётна и завидна наша роль

   Природу охраняй - вот наш пароль.

   Когда мы рядом, то светлей вокруг

   Смелей, друзья - земле так нужен друг».

   Итак, выберем капитанов команды.

Правила игры следующие:

Вы должны собрать вот такую картинку (ребятам раздаётся рисунок животного в виде мозаики), а чтобы её собрать вы должны победить в пяти конкурсах, т.к ваша мозаика состоит из пяти частей. Та команда, которая первой соберёт фигуру своего животного и будет победителем сегодняшней игры, а ещё она внесёт свою частичку в спасение животных

Итак, начинаем, но для начала команды должны представить себя. В течение двух минут вы должны подготовить представление своей команды. Команда, которая будет готова, поднимает руку. А чтобы вы почувствовали себя увереннее, я даю вам вот такие талисманы (мягкие игрушки - дикие звери).

Пока наши команды готовятся, я предлагаю вам, уважаемые болельщики, тоже поучаствовать в «Хвостатой викторине». Я буду задавать вам вопросы, а вы попытайтесь отгадать о ком идеи речь. За правильный ответ вы получаете жетон. Болельщик, набравший большее количество жетонов получает медаль знатока природы.

«Хвостатая викторина»

  1. Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)
  2. На хвосте этого представителя кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.(Лев)
  3. Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (Бобр)

Предоставляется слово командам.

- Молодцы! Вы замечательно справились со своим заданием.

 (Слайд №12).Начинаем первый конкурс, который называется

1.«Выбери правильный ответ».

Командам раздаются карточки с вопросами, и даётся время на обсуждение.

        1. У кого больше зубов?

а)        у курицы; 

б)        у слона; 

в)        у садовой улитки. 

(На её языке 135 рядов, по 105 зубов в каждом, ш. е. 14175 зубов.) 2.отчего дрожит мышка?

 -оттого, что боится кошку

-        чтобы согреться
-чтобы проветрить шкурку. 

(Мышки дрожат не только от холода,  но и для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж и много, но биохимические реакции выделения тепла заметно ускоряются. Подрожит мышка,  постучит зубами и запустит на полную мощность свою отопительную систему.)

3.Какая змея самая ядовитая?

-гадюка

-кобра

-гремучая змея.

4.        Какой недостаток у льва?

-        мало шерсти на теле;

- много спит;

- не участвует в воспитании детей.        

(Лев может спать до 20 часов подряд).

Пока наши команды готовятся, давайте уважаемые болельщики проверим, умеете ли вы отгадывать загадки. Я буду загадывать загадки медленно,

 а вы постарайтесь отгадать после 1-2 строчки, но будьте внимательны.

Загадки:

1)        Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге?

(Медведь.)

2)        Какая коняшка,
Ходит в тельняшке?

 (Зебра.)

3)        Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной.

(Ёж.)

4)        С длинной шеею своей,
Стал он выше всех зверей.

(Жираф.)

Проверка задания(Слайд №13)команды называют ответ, (если затрудняются, ведущий называет ответ и рассказывает дополнительную информацию).

Молодцы! Вы показывали очень хорошие знания о животных. А теперь перейдём ко второму конкурсу. Вы видите,

сколько животных у нас с вами на нашем «Экологическом ассорти», но одна гостья просит вашей помощи это (Слайд №14) белочка. Поэтому следующий конкурс называется

2«Соберёмся на зимовку»

Команды выстраиваются друг за другом на линии

старта. Все участники команд получают еловые

шишки, а первые игроки ещё и пластмассовую

клюшку, с помощью которой они будут загонять

шишку в ведро, после чего передают клюшку следующему игроку. (команда первая собравшая шишки получает жетон.)

Молодцы! Я думаю, с такими запасами нашей белочке никакая зима не страшна.

А теперь, ребята, вы должны разгадать кроссворд, который называется 3«В мире животных».

Очень многих животных, ребята, человек истребляет, не задумываясь о последствиях.  Отгадав ключевое слово в кроссворде, мы получим девиз нашей игры. И я надеюсь, что он будет вашим спутником в дальнейшей вашей жизни.

   1. Задание. Это животное очень похоже на обыкновенную лисицу, но заметно мельче её. А уши крупнее чем, у лисы. В результате истребления его ради меха он относится к редким и исчезающим животным Курганской области. (Корсак).

  2.Важный пушной зверь лесостепных районов области, дающий красивую, носкую и тёплую шкурку. Окраска меха светло-палевая, лапки тёмного цвета и «тёмная» маска на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов. (Хорёк).

  3.Единственный хищный представитель семейства

кошачьих в Курганской области. Чаще встречается в пределах северных и центральных, наиболее лесистых районов. (Рысь).

    4. Внешний облик этого животного известен вам с детских лет. Этот хищник пытается грызунами и сусликами. Истребляют его  ради ценной и красивой шкурки. (Лиса).

    5.Этого представителя отряда грызунов иногда называют земляным зайцем. Зверёк имеет крупную голову с притуплённой мордочкой и длинными «усами», у него большие круглые глаза и длинные уши. Хвост длиннее тела. Заканчивается кисточкой длинных волос, напоминающих опахало птичьего пера. Способен развивать скорость до 40-50 километров в час. (Тушканчик)

  6.Это животное стройного телосложения, похоже на оленя.

Для него характерны длинные и тонкие ноги,   маленькая

м изящная головка на длинной шеи. Очень красивое и изящное

 животное. Наблюдение за ним доставляет человеку большое

 эстетическое наслаждение. (Косуля)

    7.(Й- написана сразу)(Болельщики в это время называют пословицы и поговорки о природе и животных).Проверка (Слайд №15).

Девиз:  «ОХРАНЯЙ» Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы внимательны к окружающим вас животным. Конкурс называется

4«Дед Мазай и зайцы».

Вам нужно спасти зайчиков из болота, а для того чтобы вы не промочили ноги, я предлагаю вам «чудо калоши»(пластиковые бутылки с вырезанным овалом, для ноги).

Участвуют по три человека от команды, какая команда быстрее принесёт трёх зайчиков на берег, та и получает жетон.(часть мозаики). Вижу, что животных вы, любите, заботитесь о них . А теперь давайте проверим какие песни вы знаете о животных. Наш следующий конкурс называется

5 «Споёмте, друзья».

Команды поочередно поют несколько строк о животных. Конкурс заканчивается тогда, когда одна из команд не сможет предоставить варианта песни. Молодцы, ребята, а сейчас мы проведём конкурс, который называется 6 «Эколото».

 Перед вами два конверта, в которых находятся пословицы и поговорки но они растерялись. Ваша задача собрать их.

1 .Враг природы тот, кто лес не бережёт.

2.Лес и вода - родные брат и сестра.

3.Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

4. Без хозяина земля - круглая сирота.

5.Одно дерево погубил - посади сорок.

6.Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.

Пока команды работают, проводится игра со зрителями «Замысловатые вопросы»

 Вопросы: 1. Что предпочитает мышь из предложенных ей продуктов?    а)книжку;

б)        зерно;

в)        сало.

2.        Зачем хвост лисе:

- для укрытия носа в стужу;

-        или для заметания следов;

- для красоты.

  1. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)
  2. Почему утка плавает? (По воде.)
  3. Отчего кошка бегает? (Не умеет летать.)
  4. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, петух не умеет говорить.)
  5. Какая птица из сорока букв "а"? (Сорока.)

Если после проведения этих конкурсов ни одна команда не собрала фигуру животного, то проводится дополнительный конкурс, командам задаются вопросы, та команда, которая первой ответит, получает жетон.

-        Куда зайцу бежать удобнее, с горы или на гору? (У зайца передние ноги
короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катится кубарем).

-Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

-Загадать три загадки про животных.

Подведение итогов. Команде победителей вручается грамота, за первое место проигравшая команда получает благодарность за активное участие.

-Молодцы, ребята! Мне понравилось с вами общаться, а в заключении хочется вам прочесть стихотворение Шеффера (Слайд №16.) и сказать

« Земля - наш дом, но не одни мы в нём живём». Давайте, беречь нашу Землю!

 Список литературы:

В гармонии с природой/Ред. -сост. Л.И.Жук-Мн.: изд. ООО «Красико-ринт»,2002.                  Приложение к газете «Педсовет» №10 2007г. урок –игра по «Окружающему миру»

Педсовет №11 ноябрь 2005г. «В мире животных»

Приложение к газете «Педсовет» №1 2008г «Лесная викторина»

Педсовет №11 ноябрь 2004г. Страницы орнитолога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Э к о л о г и ч е с к ая карусель Выполнила: учитель начальных классов Коробейникова Наталья Александровна «МОУ Солоновская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 6

Но !

Слайд 11

Защитим нашу Землю!

Слайд 15

т 1 . к р о с а 2. х к о р ё 3. р к ы с 7. й ь а и с 4. л а н к ш у ч и 6. к о с у л я к 5. т

Слайд 16

Ты, человек, люби природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей! Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна… Шеффер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника к 8 марта "Весенняя карусель"

Очень хороший рабочий сценарий...

ГРИБНАЯ КАРУСЕЛЬ

Конкурсно-познавательная программа "ГРИБНАЯ КАРУСЕЛЬ"...

Коррекционное занятие "Весёлая карусель"

Развитие зрительно-моторной координации и внимания. Учить анализировать и составлять фигуру, ориентируясь на образец. Закрепить умение составлять предложения из слов....

"Карусель" Обучающая игра на уроках русского языка и риторики.

"Мы играем не потому, что бываем детьми,но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть." К.Гросс. Я считаю, что  игра всегда была и будет одним из самым эффективных приёмов обу...

Открытие экологического марафона «Зелёная карусель природы»

Действующие лица:Глашатаи (3)Царица наукАкадемики (2)1 глашатай: Ой ты, гой еси, весь честной народ!Собирайтесь ,добры молодцы, да красны девицы,В школьных кельях учением перезамученные!2 глашатай: Со...

Экологическая игра "Карусель отходов"

Цель – формирование у учащихся экологической культуры и ответственного отношения к раздельному сбору мусора....

«Экологический карусель» -игра по станциям.

Цель: развитие интеллектуальной и познавательной сферы учащихся.Задачи: Формировать правильное отношение к природе и окружающему нас миру.Развивать у учащихся смекалку, наблюдательность, внимани...