Сценарий праздника "Экологический суд"
классный час (4 класс) по теме

Голондарева Ирина Владимировна

Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об   ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы природы и понимать необходимость этого, как для человека, так и для природы; воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство единства с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sud.zip2.8 МБ

Предварительный просмотр:

            МОУ «СОШ №2 Г.КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

                ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

                                              «РОСИНКА»

                                                 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУД

                                                               Разработали и провели:

                                                                Антоненко Л. В. –учитель высшей категории

                                                                  Голондарёва И. В.- учитель высшей категории

                                                                Нестерова Г. В. - учитель высшей категории

                                                  Калининск  2010                                                                              

Цели:  дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об   ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы природы и понимать необходимость этого, как для человека, так и для природы; воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство единства с окружающим миром.

Оборудование:  компьютер, мультимедийная установка, презентация Microsoft Office Power Point 2007, плакаты, детские рисунки.

                                                               Р о л и:

Судья: учитель

Обвинители: учащиеся

Защитники: ученики

Чтецы

                                                                  Ход   мероприятия:

Учитель.   Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня?

- В каком веке мы живём, какое тысячелетие?

Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

– Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.

– Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке, задумаемся, сделаем выводы.

Учитель:  - Здравствуй, природа!

Дети:           - Поля, леса, реки, озёра и моря!

Учитель:   - Здравствуйте, птицы!

Дети:          -  Соловьи, воробьи, жаворонки!

Учитель:   - Здравствуйте, звери!

Дети:           - Волки, зайцы, лисицы, медведи!

Учитель:    - Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т. к. люди уничтожили их.

Чтец:    Есть просто храм.

 Есть храм науки.

 А есть ещё природы храм –

 С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время года,

 Открыт для нас в жару и стынь,

 Входи сюда,

 Будь сердцем чуток,

 Не оскверняй её святынь!

Учитель:    - Есть у Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Постарайтесь ответить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя.

(Высказывания детей.)

                                                                            1.

– И химик нашёл бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства.

– И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе, лес! Твоё дерево, которое гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки.

– А что бы ответил врач, ребята? (Высказывание детей.)

– А лесничий закончил бы стихами:

    Чтец:            Что мы сажаем,

Сажая леса?

Чащу, где бродят

Барсук и лиса.

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную,

И влагу, и тень –

Вот что сажаем

В сегодняшний день.

– Ребята, а что страшнее всего для леса?

(Высказывание детей: пожар, мусор, рубка.)

– Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность – вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего-чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал – сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет.

– Но будет ли?

Чтец:  Мы порою безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё сгубим,

А гордимся природой

И отечество любим.

( На стене  плакаты в защиту природы.)

– Своими плакатами вы говорите: «Нет – разбою, нет – беспечности. Мы за природу, мы – дети природы!».

– Иногда слышишь: «Человек – царь природы».

– Согласны ли вы с этим утверждением?

(Высказывания детей.)

Исполнение песни «Музыка леса»

  1. Звон ручья, листочков шелест

До, Ре, Ми – поют капели.

Ленточкой тропинка вьётся

В лес нас манит прогуляться.

Пенье птиц, зверьков веселье

Поднимают настроенье.

                                                                         2.

Так давайте же стараться

Не кричать и не ругаться.

Припев:   Пусть из леса льётся музыка

                 До, Ре, Ми,   Фа, Соль, Ля.

                 Города шум и грохот автострад

                 Птичкам и зверушкам навредят.

  1.  В лес, когда зайдёшь с друзьями,

 Подружись и со зверьками.  

          Тихо по лесу ходи,

          Не шуми и не греми.

          Там в лесу таком огромном

          Будь внимательным к природе:

          Ветки елям не ломай,

          Птичьих гнёзд не разрушай!

Припев:

     Учитель:  – Да, вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы? Всё это щедро дарит людям мать-природа и не просит взамен никакой платы, только от нас ждёт бережного отношения к себе.

– К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать.

Давайте пофантазируем и проведём суд над людьми.

(Назначаются судья, обвинители, защитники.)

Судья:  Обвиняются люди в нарушении многих законов природы!  

               В чём причина образования озоновых дыр?

               Слово предоставляется обвинителю по статье «Воздух».

Выступление обвинителя «Воздух».

– За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой. Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

Кислород: -  Его становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта?

Судья: Какие меры необходимо предпринимать, чтобы воздух стал чище?

(Высказывания детей.)

– Очистительные сооружения; посадка зелени; предприятия замкнутого производства; двигатели на газе, на солнечных батарейках; электростанции, использующие источники энергии – солнечную энергию, ветер, приливно-отливные волны и т. д.

Судья:  - Принято.

             - Ребята, почему медики все чаще запрещают нам купаться в речках,      отчего погибают рыба и другие животные в морях и океанах?

(Высказывания детей.)

                 -  Слово предоставляется обвинителю по статье «Вода».

                                                                                   3.

Выступления обвинителя «Вода».

– Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться.

Судья: - Предлагаю решить экологическую задачу.

Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает 8 л – целое ведро. А сколько чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 10 минут?

(Задачу решают участники мероприятия.)

Судья:   - Прошу сделать вывод.

(Высказывания детей.)

Судья: -   Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода. Чтобы получить 1 т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий, к сожалению, мало.

     Судья: (Демонстрация Красной книги)   – Вам знакома эта книга?

           -  Как вы думаете, почему она такого цвета?     (Высказывания детей.)

           – Почему же исчезают растения? В чем причина?

- Давайте представим, что в лес пришли горе-туристы. Что произойдёт? Что останется после них?

(Ответы детей: вытаптывают травы, рвут цветы, жгут костры, оставляют мусор, ломают или рубят деревья и т. д.) 

Судья:   слово предоставляется обвинителю по статье « Растения. Почва»  

Выступление обвинителя «Растения. Почва».

       - Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы.

У нас в стране произрастает 18 тыс. видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, тюльпаны, ландыш, зверобой, пион. Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма – в 2 раза.

А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.

Заключение   судьи: -  Итак, выслушав обвинителей, мы установили, что 2500 видов высших растений планеты на грани уничтожения.

В состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся Москва, Санкт-Петербург, Среднее Поволжье, промышленная зона Урала.

Загрязнены Чёрное море, Азовское море, вода в бассейне Волги и Каспийское море. На озере Байкал кризисная ситуация.

Люди виновны в нарушении многих статей Конституции. Конечно, мы не можем всех людей взять под стражу и наложить на них штрафы. Человечество само себя наказывает.

Поэтому выносим решение – пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями.

                                                                            4.

Учитель: - В детской организации «Росинка» все дети ведут работу по экологическому направлению. Отряды в течение года выполняли задания.  Командирам сдать задания.

Исполнение песни «Нам природа дом родной» (на мелодию «Вместе весело шагать»)         

            1.   Нам природа – дом родной, пойте звонче,

            Пойте звонче, пойте звонче.

            Будем счастливо мы жить все под небом,

            Синим небом и под солнцем.

Припев:

  Вот ручей звенит и солнце улыбается,

  А зелёный лес нам эхом отзывается,

  Птицы звонкие поют и звёзды падают,

  Это всё – мой край родной, он сердце радует.

          2.    И куда бы ни пошёл я по краю,

       По родному, я по краю,

       Я люблю тебя, Земля, и в дороге

       Всё я знаю, замечаю.

Припев.

   Вот ручей звенит и солнце улыбается,

  А зелёный лес нам эхом отзывается,

  Птицы звонкие поют и звёзды падают,

  Это всё – мой край родной, он сердце радует.

  Чтец:                  Смотрю на глобус –                                                      

шар земной

И вдруг вздохнул он,

как живой

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас,

береги».

В тревоге рощи и леса

Роса на травах,

как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас,

береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас,

береги».

Остановил олень

свой бег:

                                5.

«Будь Человеком,

человек.

В тебя мы верим –

не солги,

Ты береги нас,

береги».

Смотрю на глобус –

шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы:

«Не солгу,

Я сберегу вас,

сберегу…»

                                          6.

                  Список использованных источников.

1.Персидская И. В., Фонова Г. А. Классные часы в 1-4 классах. Издательство – Волгоград: «Учитель», 2007.- 204 с.

2.Яровая Л. Н., Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия. Издательство – М.: ВАКО, 2004.-184 с.

3.Компакт-диск. Внеклассная работа в школе. Издательство – Волгоград: «Учитель», 2010.

                                                                                  7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)

Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...

Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна

(сценарий  выступления  агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...

Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»

Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1  класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»

Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...