Интеллектуальная игра «Всё обо всём».
методическая разработка (3 класс) по теме

Третьякова Ирина Ивановна

В игре участвуют команды из 2, 3, 4 классов. Игра будет состоять из путешествия по станциям. Каждая команда отправляется по маршрутному листу на свою станцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Третьякова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

МБОШИ «Гимназия-интернат №34»

города Нижнекамска

 Республики Татарстан

     Интеллектуальная игра – путешествие «Всё обо всём».

    Цели занятия:

    - развивать мышление и сообразительность;

    - воспитывать любовь к родной природе;

    - формировать умение наблюдать и помогать животным и растениям.

    Оборудование: выставка рисунков на экологическую тему, поделок из природного материала; конверты с записями и картой путешествия; цветные жетоны; бумага, ручки, почетные грамоты; ноутбук; компьютерная презентация

     Учитель:

           - Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

                                    ( М.Карим)

    Сегодня мы собрались в этом зале на игру-путешествие в удивительный мир природы. В ней участвуют команды из 2, 3, 4 классов. Игра будет состоять из путешествия по станциям. Каждая команда отправляется по маршрутному листу на свою станцию.

    1-я станция «Угадайкино»

Задание: Составьте из предложенных набора букв названия (животных/ насекомых/ космических тел), а потом скажите, какое слово здесь лишнее и почему.

  2 класс                                      3 класс                                           4 класс

зока - коза                        баобчак - бабочка                        пиюрте - Юпитер

соль - лось                       вайруем - муравей                       отемерти - метеорит

калбе - белка                   корма - комар                               лцесон - Солнце

ацяз - заяц                        шаугкял – лягушка                      уаргда – радуга

банка – кабан                   палеч – пчела                               здавез – звезда  

    2-я станция «Ботаническая» (компьютерная презентация)

Задание: Посмотрите на картинки из мира растений и назовите их. За каждый правильный ответ – 2 балла.

    2 класс

    Мох, ель, рябина, клен, сосна, малина, клевер, незабудки, подорожник, орешник, дуб, земляника.

    3 класс

    Черемуха, подснежник, кувшинка, шиповник, черника, василек, медуница, ежевика, брусника, мышиный горошек, нарцисс, рогоз.

    4 класс

    Клюква, пижма, иван-да-марья, кубышка, иван-чай, вороний глаз, костяника, зверобой, тысячелистник, калина, арахис, овес, чертополох.

3-я станция «В мире  животных» (компьютерная презентация)

Задание: Посмотрите на изображения животных и назовите их. За каждый правильный ответ – 2 балла.

    2 класс

    Большая панда, фламинго, акула, пингвин, рысь, лось, осьминог, коала, дикобраз, павлин, скорпион, жук-олень.

   3 класс

   Фламинго, кобра, енот, лемур, осьминог, броненосец, коала, скат, скорпион, жук-олень, леопард, бурундук.

    4 класс

    Игуана, муравьед, жук-олень, енот, лемур, осьминог, поползень, броненосец, тукан, коала, скат, бурундук, песец, дикобраз, хамелеон.

4-я станция «Обобщалкино» (компьютерная презентация)

Задание: Назовите каждую группу одним обобщающим словом. За каждый правильный ответ – 2 балла.

                                           2 класс

Комар                                               Июль

Стрекоза                                           Апрель        

Муравей                                           Октябрь

Бабочка                                            Декабрь

Жук

Подберёзовик                                  Трясогузка

Сыроежка                                         Пингвин

Лисичка                                            Соловей

Опенок                                              Кукушка

Рысь                                                  Щука          

Лось                                                  Окунь

Кабан                                                Карась

Волк                                                  Сом

Мышь                                               Судак

                                 3 класс

Комар                                               Балтийское

Стрекоза                                          Охотское

Муравей                                           Азовское

Бабочка                                            Баренцево

Жук

Ока                                                   Поползень

Днепр                                               Сойка

Лена                                                  Свиристель

Амур                                                 Зяблик

Енисей

Смородина                                        Щука

Акация                                               Окунь

Сирень                                               Карась

Крыжовник                                       Карп

                             4 класс

Японское                                           Ящерицы

Охотское                                            Черепахи

Карское                                              Крокодилы

Баренцево                                          Змеи

Берингово

Африка                                                Газ

Антарктида                                         Железная руда

Австралия                                           Торф

Евразия                                                Уголь          

Южная Америка

Пустыня                                              Озеро

Степь                                                   Море

Тундра                                                 Океан          

Лес                                                       Пруд

Тайга                                                    Болото

    5-я станция «Что такое? Кто такой?»

    Задание: Необходимо узнать животное или растение по описанию и показать карточку с его изображением (карточки размещены на доске). За каждый правильный ответ – 2 балла.

    2 класс

    1. Все называют его «лесным» доктором за то, что он «лечит» деревья, вытаскивая из-под коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел.)

    2. Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: «Не тронь меня, я несъедобный». И птицы его не трогают. (Божья коровка.)

    3. Красный гриб, яркий и привлекательный, но есть его нельзя! Для некоторых животных он – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека – смертельный яд. (Мухомор.)

    4. Это небольшой зверек с  большим пушистым хвостом. Он строит себе гнездо в развилках веток или дуплах, питается орехами, грибами, а на зиму надевает серу шубку и готовит себе припасы. (Белка.)

    5. Дотронься летом до ствола этого дерева – и почувствуешь, он прохладный даже на солнцепёке. Это – единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза.)

    6. Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых просто куча хвоинок  и мелких веточек, зато внутри – настоящий многоэтажный город с улицами и переулками. (Муравей.)

    7. Эти птицы прилетают к нам зимой, когда выпадает снег. На белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки. (Снегири.)

    8. Это насекомое поёт крыльями, а «слушает» ногами. (Кузнечик.)

    9. Ягоды эти похожи на малину. Только чёрного цвета. А колючки, как у ежа. (Ежевика.)

    10. Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. И, тем не менее, она очень полезна: уничтожает вредных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. (Кукушка.)

    6-я станция  «Растительная»

    Задание: На этой станции командам предстоит за определенное время ответить на вопросы и получить за каждый правильный ответ – 2 балла.

    1. Какое дерево считается символом нашей Родины? (Берёза.)

    2. Трава, к которой лучше не притрагиваться. (Крапива.)

    3. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (Смородина.)

    4. Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик.)

    5. Настойка из этого растения действует на человека как успокаивающее средство, а на кошек – как возбуждающее. Какое это растение? (Валериана.)

    6. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один? (Мак – сырье для опиума.)

    7. Целебная ягода болота. (Клюква.)

    8. Из какого растения ткут полотно? (Лён, хлопок.)

    9. Растение, плавающее на поверхности воды. (Ряска.)

    10. Дерево, листья которого дрожат от малейшего дуновения ветра. (Осина).

    7-я станция «Эти забавные животные»

    Задание: Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ – 2 балла.

    1. Кто полезнее:

    а) жук-олень    

    б) майский жук

    в) жужелица (поедает вредных гусениц)

    2. Назовите месяц, когда у бурой медведицы рождаются детки:

    а) январь

    б) февраль (+)

    в) апрель

    3. Самая большая птица на Земле:

    а) орёл

    б) страус (+)

    в) журавль

    4. Кто из зверей рождается зрячим:

    а) лисята

    б) зайчата(+)

    в) волчата

    Блиц-вопросы:

    - Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Она погибает.)

    - Какие грибы ест ёж? (Ёж грибы не ест.)

    - Кто носом дубы сажает? (Сойка.)

    - Что птицам зимой страшнее – холод или голод? (Голод.)

    - Какой зверь висит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

    - Какие птицы устраивают спальни в снегу? (Куропатки, рябчики, тетерева.)

    - сколько ног у паука? (8.)

   8-я станция «Отгадывание ребусов»

    9-я станция «Мой край»

    Задание: На этой станции вы должны показать, как хорошо знаете край, в котором вы живёте. За каждый правильный ответ – 2 балла.

    1. В каких природных зонах расположена Республика Татарстан? ( Леса, лесостепи, степи.)

    2. Слияние каких четырёх крупных рек находится на территории Татарстана? (Волга, Кама, Вятка, Белая.)

    3. Какое самое главное природное богатство Республики Татарстан? (Нефть.)

    4. Какой заповедник расположен на территории Татарстана? (Волжско-Камский.)

    5. Какое дерево изображено на гербе нашего города Нижнекамска? (Сосна.)

    6. Какая птица изображена на гербе нашего города Нижнекамска? (Чайка.)

    7. Герой татарских сказок, обитающий в лесах и охраняющий покой леса. (Шурале.)

    Учитель:

        - Чтоб радость завтрашнего дня

       Сумел ты ощутить,

       Должна быть чистою земля

       И небо чистым быть.

       Спасти поля, леса, луга

       И чистую гладь рек –

       Всю Землю –

       Можешь только ты,

       Разумный человек!

    Подведение итогов игры. Награждение участников.

    - Дорогие ребята, сегодня среди нас нет проигравших. Вы все много знаете о природе и понимаете, как важно бережно относиться к ней.