Рыцарский турнир вежливости.
методическая разработка (4 класс) по теме

Внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rycarskiy_turnir.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР ВЕЖЛИВОСТИ

Цель: показать как правильно вести себя в обществе, применять правило эстетического поведения в обществе, приобщить и выработать у детей умение общаться.

Ход мероприятия.

"Ничего не обходится так дешево

и не ценится так дорого, как вежливость".

М.Сервантес

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Когда-то очень давно, в средние века, проводились турниры – военные состязания рыцарей. Вы их видели в фильмах. В тяжелых доспехах (меч, щит, латы), верхом на лошадях рыцари соревновались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя собственной славы и прекрасной дамы. Мы тоже сегодня проводим турнир, но не военный, а турнир вежливости, где слово «рыцарь» используется в переносном смысле, а в каком – вы скажете сами.

Учащийся:

Когда – то в средние века

Повсюду жили рыцари.

И жизнь была их не легка

В железной амуниции.

Гордились рыцари собой

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Но вот полтыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят –

Я не согласна с этим.

Ведущий: Я надеюсь, что среди вас тоже можно встретить рыцарей: воспитанных, любезных, культурных, великодушных. Сегодня вам предоставляется возможность продемонстрировать это. Главное, не забудьте, что Игра – это развлечение, проверка сил, дружеское  соревнование, а не поединок, в результате которого побежденный умирает, но не от ран, а от злости. Желаю вам удачи!

Турнир объявляется открытым!

Учащиеся:

ПЕРВЫЙ: "Добрый день, дорогие ребята!"

ВТОРОЙ: "Здравствуйте!"

ТРЕТИЙ: "Мы рады вас видеть в этом зале!"

ПЕРВЫЙ: Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - рыцарский турнир вежливости.

ВТОРОЙ: В нем примут участие ваши сверстники, знатоки правил вежливости и хорошего тона.

ТРЕТИЙ: Мы желаем им успехов в состязании! Пусть победит сильнейший!

ПЕРВЫЙ: Прошу команды подняться на сцену.

Второй: Команды, вам слово. Представьтесь, ваше приветствие и эмблема.

Выступление команд.

Третий: 1 тур – исторический «Что вы знаете о рыцарях?» После окончания  жюри прошу подвести итоги приветствия команд и первого тура.

Вопрос: Кого в прошлом называли рыцарями? Кого сейчас называют рыцарями?

Ответ: Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи ( латы, кольчуги, шлемы ), были вооружены копьем и мечом. Для того чтобы стать рыцарем, нужно пройти специальную подготовку. В возрасте 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Мальчиков воспитывали так, чтобы они умели держать данное слово, были предупредительными и вежливыми, выручали друг друга в беде, заступались за слабого, обиженного, благородно и возвышенно относились к женщине. Вопрос: Какого человека мы называем рыцарем в наши дни? Ответ: Рыцарем в наши дни называют человека, готового на подвиг и самопожертвование ради спасения другого человека. Рыцарь тот, кто умеет держать данное слово, кто вежлив, правдив, кто заступается за младших, слабых и готов бесстрашно броситься на помощь человеку, попавшему в беду, кто не струсит перед натиском хулигана. Рыцарем в наши дни называют того кто не боится будничной, тяжелой работы, кто внимателен к своим близким, кроме того, у кого в груди бьется благородное сердце.

ПЕРВЫЙ: Чему учили рыцарей?

Ответ: До 7 лет они воспитывались в семье. До 14-15 лет были пажами при дворе сеньора. До 21 года были оруженосцами сеньора.

Пока жюри подводит итоги, мы проведем разминку с болельщиками и выясним знание "волшебных слов"

ВТОРОЙ: ПОЭТИЧЕСКАЯ ИГРА "СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ" 1.Растет даже ледяная глыба От слова теплого....("спасибо") 2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит....("Добрый день") 3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь...("Здравствуйте") 4. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... ("Спасибо") 5. Когда нас бранят за шалости, Говорим... (прости, пожалуйста) 6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут...("До свидания")

ВТОРОЙ: Просим уважаемое жюри подвести итоги конкурсов приветствий и разминки.

ТРЕТИЙ: 2 тур - "Рыцарские манеры". Задание первое - "Волшебные слова". В обиходе рыцаря (вежливого, воспитанного человека ) есть слова, которые мы называем " волшебными". С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Каждый из вас сейчас должен будет назвать по одному такому " вежливому" слову. За каждое названное слово команда получает по одному очку. (До свидания, спасибо, извините....)

ПЕРВЫЙ: Задание второе - "Волшебные поступки " Итак, вы на пороге дома. Вопрос: Откуда пришел к нам обычай снимать головной убор, входя в дом? Ответ: Этот обычай возник во времена рыцарей, которые странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря хозяину: " Я не боюсь тебя". Прошли времена средневековья, но обычай снимать головной убор, входя в помещение , остался.

ВТОРОЙ: Откуда пришел к нам обычай снимать перчатки здороваясь? Вопрос: С тех же рыцарских времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки! Сняв перчатку, человек показывал, что в руке нет оружия, как бы демонстрируя, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас снимают перчатку из уважения и внимания к человеку.

ТРЕТИЙ: Продолжим наш конкурс. "Ты идешь в гости". Вопрос: Какие советы ты можешь дать человеку, идущему в гости? Ответ: Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Если в комнате много гостей, не стремись поздороваться с каждым в отдельности - ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным только слегка поклониться и сказать "Здравствуйте".

ПЕРВЫЙ: Следующее задание - "Мы идем в театр". Вопрос: За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр? Ответ: Минут за 30, успеть раздеться, пройти в зрительный зал.

ВТОРОЙ: Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а звонок уже позвал тебя в зрительный зал? Ответ: Выбросить и немедленно отправляться в зал.

ТРЕТИЙ: Просим жюри подвести итоги конкурса " Рыцарские манеры".

ПЕРВЫЙ: 3тур – творческий, конкурс чтецов. Участники читают стихи А. Барто "Рыцари", С. Маршак "Урок вежливости".

Барто Агния Львовна

        Рыцари.


    В коридоре, в классе ли --

     Всюду стены красили,

     Терли краску, терли мел,

     Каждый делал, что умел.

     Труд делили поровну

     Мальчики и девочки:

     Шкаф тащили в сторону

     Девочки, девочки.

     Шкаф тяжелый с книгами,

     С книгами

     Три девчонки двигали,

     Двигали.

     А два парня-крепыша

     Стул тащили не спеша.

     Отдыхали девочки,

     Отдыхали мальчики:

     Девочки -- на лавочке,

     Парни -- на диванчике.

Урок вежливости

                           Медведя лет пяти-шести

                           Учили, как себя вести:

                            - В гостях, медведь,

                           Нельзя реветь,

                           Нельзя грубить и чваниться.

                           Знакомым надо кланяться,

                           Снимать пред ними шляпу,

                           Не наступать на лапу,

                           И не ловить зубами блох,

                           И не ходить на четырех.

                           Не надо чавкать и зевать,

                           А кто зевает всласть,

                           Тот должен лапой прикрывать

                           Разинутую пасть.

                           Послушен будь, и вежлив будь,

                           И уступай прохожим путь,

                           А старых уважай

                           И бабушку-медведицу

                           В туман и гололедицу

                           До дома провожай!

                           Так Мишку лет пяти-шести

                           Учили, как себя вести...

                           Хоть с виду стал он вежливым,

                           Остался он медвежливым.

                           Он кланялся соседям -

                           Лисицам и медведям,

                           Знакомым место уступал,

                           Снимал пред ними шляпу,

                           А незнакомым наступал

                           Всей пяткою на лапу.

                           Совал куда не надо нос,

                           Топтал траву и мял овес.

                           Наваливался брюхом

                           На публику в метро

                           И старикам, старухам

                           Грозил сломать ребро.

                           Медведя лет пяти-шести

                           Учили, как себя вести.

                           Но, видно, воспитатели

                           Напрасно время тратили!

ВТОРОЙ: Просим жюри подвести итоги конкурса чтецов.

ТРЕТИЙ: 4 тур – экзамен на вежливость.

Каждая команда будет разыгрывать различные жизненные ситуации и показывать, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Ситуации даны на карточках. Команды, подойдите и возьмите по 3 карточки. А пока команды готовятся посмотрите концертный номер.

  1. Ты звонишь по телефону своему другу. Трубку берет его мама…
  2. Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть, или она тебе не нужна, или не нравится. Что ты скажешь тому, кто сделал подарок?
  3. Ты говоришь приятелю, что ваш класс едет на лыжах в лес, и просишь у него лыжи, поскольку у тебя одна сломалась. Что скажет друг, если он тоже собрался покататься с родителями на выходных на лыжах?
  4. Одни и те же ребята встречаются друг с другом в разное время дня: утром, днем, вечером. Как они будут приветствовать друг друга?
  5.  На перемене учитель разговаривает с кем-то из взрослых, тебе надо обратиться к учителю. Как ты поступишь, что скажешь?
  6. Учительница поручила ученику взять книги в библиотеке. Мальчик вошел в библиотеку и сказал…

Пока команды готовятся, проведем конкурс с зрителями.

1) вам подарили подарок, ваши действия.

Ответ: Во-первых, за подарок надо поблагодарить, развернуть его при вашем госте. И даже, если у вас эта вещь уже есть, не стоит об этом говорить - можно обидеть человека. Если вам подарили сладкий подарок - конфеты - предложите гостям.

2) Подскажите девочке, как себя следует вести: "Однажды я выходила из гастронома. В одной руке у меня была сумка, а в другой руке портфель. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее, пока я не прошла. Мне захотелось ему сказать спасибо, но я не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек в дверях".

Ответ: Надо было обязательно поблагодарить

3) Вот еще одна проблемная ситуация. "К старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вдруг вспомнил и говорю: "Посмотрите, какая у меня в зубе здоровая дырка". И показал. Сестра меня потом чуть не съела, маме жаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал?"

Ответ: За столом не прилично показывать раны, болячки и говорить об этом. Можно испортить аппетит, да и вообще не к месту.

4) необходимо ответить на вопрос, как правильно дарить цветы.

Ответ: В подарочном букете должно быть нечетное количество цветов (1, 3, 5...) Букет должен быть завернут в праздничную бумагу, но в момент дарения, бумагу необходимо либо убрать совсем, либо открыть букет наполовину. И, конечно, протягивая цветы, необходимо произнести поздравительные слова.

5) разберитесь в следующей ситуации. Одного мальчика друг привел в шахматный клуб и говорит: "Знакомься". Он стал каждому руку подавать и себя называть по имени. А они смеются. А как же тогда знакомиться?

Ответ: Надо было товарищу, который привел тебя в шахматный клуб представить тебя и назвать имена ребят.

6) "Один раз на вечере меня один мальчик пригласил танцевать,  я ответила, что не буду. Он говорит: "Почему?" Я не знаю, должна ли я ему объяснять?"

Ответ: По этикету ты можешь отказаться от приглашения на танец, объясняя причины. Но будет не вежливо, если ты откажешь одному мальчику и пойдешь танцевать с другим.

Итак, предоставим слово нашим командам.

Ведущий: Наш турнир подходит к концу, просим жюри подвести окончательные итоги. А для уважаемых гостей турнира и для наших рыцарей прозвучит песня.

Жюри оглашают итоги конкурса, идет награждение.

 Команды произносят клятву рыцарей:

Клянемся рыцарями быть! Всегда "спасибо" говорить, "Добрый день", "до свиданья"! Нет в мире выше званья! Клянемся рыцарями быть! А значить доброте служить, За слабых заступаться. И просто так не драться.

Ведущий:  Дорогие ребята, турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, благородные люди, способные прийти на помощь слабому. Никогда не исчезнут настоящие рыцари!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Рыцарский турнир вежливости

На данном занятии дети с особыми образовательными потребностями знакомятся с правилами этикета....

Рыцарский турнир вежливости

Для учеников 4 класса соревнование по вежливости...

Рыцарский турнир вежливости.

С первых дней в школе каждый педагог должен воспитывать у детей вежливость и культуру поведения. На внеклассных мероприятиях мы этому уделяем особое внимание: проводим различные викторины, турниры, бе...

Рыцарский турнир вежливости.Внеклассное мероприятие. Работа с родителями.

         Работа с родителями — один из труд­нейших участков деятельности учителя. Эффективность воспитательной ра­боты во многом зависит от его уме­ния находить о...

Рыцарский турнир вежливости

Сценарий праздника "Рыцарский турнир вежливости" в начальной школе....

Рыцарский турнир вежливости

Внеклассное мероприятие...