Рыцарский турнир вежливости.
методическая разработка (4 класс) по теме

С первых дней в школе каждый педагог должен воспитывать у детей вежливость и культуру поведения. На внеклассных мероприятиях мы этому уделяем особое внимание: проводим различные викторины, турниры, беседы,предлагаем ребятам  инсценированные ситуации, в ходе которых обучающиеся находят правильное решение. Мы надеемся, что наши выпускники начальной школы будут самые добрые и самые вежливые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rycarskiy_turnir_vezhlivost1.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Рыцарский турнир вежливости для учеников-занковцев

(возраст 10 лет)

Цели: раскрыть личностные интересы учащихся (показать всех вместе и каждого в отдельности); организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения личности, определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.  

Подготовительные объявления

О, достопочтимые рыцари, юные повелители душ, знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир рыцарей ждет Вас! Доспехи Ваши – вежливость и любознательность, внимание и доброжелательность. Пусть победит сильнейший! Турнир состоится… (указываются сроки).

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (М. Сервантес)

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям». (Ж.-Ж. Руссо)

                                        Ход праздника

Сообщение о рыцарском турнире – гонцы-герольды, глашатаи сообщают:

Ученики.  О, достопочтенные рыцари, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Турнир рыцарей ждет вас!

                Доспехи ваши – вежливость и любознательность, внимание и доброжелательность. Будьте трижды достойны рыцарского звания!

(Звучат музыка и слова за кадром.)

Ученица. Когда-то очень давно, в средние века, жили на свете рыцари. Они отличались от всех благородством, смелостью, верностью, долгом и многими другими качествами.

        Раз в году при дворе короля проводились турниры – военные состязания рыцарей. В тяжелых доспехах, верхом на лошадях они состязались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя собственной славы и прекрасных дам.

        Учитель. Добрый день, дорогие гости! Здравствуйте!

Мы рады приветствовать вас в этом зале! Сегодня здесь проводится не совсем обычное соревнование – турнир рыцарей вежливости. В нем примут участие ученики-занковцы,  знатоки правил вежливости и хорошего тона. Я желаю им успехов в состязании. Да победит сильнейший!

(Звучит музыкальная заставка. Появляется волшебница.)

        

Волшебница.  Я выросла в замке красивом большом,

                              Часто встречались рыцари в нем.  

                              Плащ развевался, и латы блестели –

                              С рыцарем все подружиться хотели!

        1-я девочка. Дорогая волшебница! Это было давно, да и время рыцарей ушло.          

        Волшебница. Да, я знаю – 21 век на дворе, но неужели рыцари в 21 веке перевелись? Как думаете, ребята?

        2-я девочка. Рыцарь! Есть в этом слове что-то очень нежное и отважное, грустное. Ах, как бы хотелось увидеть живого рыцаря!

        

(Волшебница незаметно машет волшебной палочкой. В класс  под звуки музыки входят рыцари-мальчики  с мантиями на плечах и шпагами в руках. На голове у них шляпы. Мантии рыцарей окрашены в красный, зеленый, синий и желтый цвета.)     

        

Рыцари. Здравствуйте (раскланиваются по сторонам), честь имеем представиться:

        Рыцарь - Отважное сердце.

        Рыцарь-Холодная голова.

        Рыцарь - Твердая рука.

        Рыцарь - Добрая душа.

        Рыцарь - Острая шпага.

        Рыцарь - Верности и Чести.

        Рыцарь - Зоркие глаза.

Рыцарь – Благородное сердце.

Учитель. Дорогие друзья! Судить турнир любезно согласились наши милые, очаровательные и обаятельные дамы, которые организовали Совет милых дам.

        Милые дамы, прошу занять места (звучит музыка «За милых дам»).

А теперь  прошу познакомиться с полномочиями Совета милых дам: все конкурсы оцениваются по пятибалльной системе. Совет может присуждать баллы рыцарю за волю к победе,  за проявление типично рыцарских черт: самоотверженность, благородство, удаль.

(Звучит труба глашатая. Обязательный рыцарский ритуал – клятва.)

Учитель. Внимание! Наш турнир объявляется открытым.

Рыцарь. Мы, рыцари без страха и упрека, перед дамами наших сердец и всеми присутствующими дамами торжественно даем клятву: быть мужественными и смелыми, отважными и благородными, быть честными и добрыми, правдивыми и верными.

Все вместе хором.         Клянемся!

                                         Клянемся рыцарями быть,

                                         Всегда спасибо говорить,

                                         Добрый день, до свидания. –

                                         Нет выше рыцарского звания!

        

Клянемся рыцарями быть,

                        И лень, и грубость позабыть,

                        Учиться этикету,

                         Науку помнить эту!

                                

Клянемся рыцарями быть,

                                В борьбе со злом добро добыть,

                                Невежду разить мечом волшебным

                                И строгим словом, и целебным!

                Клянемся рыцарями быть!

Ученица:  Чтоб в рыцарском турнире победить,

                Очень умным и любезным надо быть,

                За щитами не скрываться,

                Шпаги острой не бояться.

                        Победить в турнире очень нелегко,

                        Здесь сражаются за каждое очко.

                        Начинается сраженье по законам уваженья!

        

(Звучит музыкальная заставка – песня к. П. Аедоницкого «Мужчины». Звук трубы глашатая на сцене.)

 Учитель. Начинается первый тур – «Разрешите представиться» нужно изобразить свой герб, защитить его и объявить свои девизы.

                Соревноваться будут две команде.  Слово предоставляется команде…

        

Девиз первой команды:

        Долой и латы, и забрала!

        Мы рыцари добра и в этом наша слава!

        Пусть переменчив лик судьбы –

        Мы сохраним свои гербы,

        В ученье, в труд, а также в бой

        Всегда бери девиз с собой.

        Девиз второй команды:

        Недаром я зовусь девиз,

        Я не пустяк, и не каприз,

        Я предок зов, я ваша честь,

        И вы сильны, когда я есть…

         Но помни – во славе и в беде

        Ты должен быть со мной везде.

Учитель. Я объявляю второй тур в соревновании, он называется -  «Исторический»

  1. Кого называют рыцарями?

(Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи (латы, кольчуги, шлемы, были вооружены копьем и мечом)).

  1. Чему учили рыцарей?

(В возрасте семи лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам, которые обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом, плаванию, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца.)

  1. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

(Рыцарем в наши дни называют человека, способного на подвиг, самопожертвование ради спасения другого человека. Рыцарь тот, кто может заступиться за слабого и придти на помощь человеку, попавшему в беду. Это тот человек, у которого доброе, но отважное сердце.)

Учитель. Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в поэтическую игру, которая называется « Словарь волшебных слов». Вы будете внимательно слушать и отвечать коллективно.

                Растет даже ледяная глыба

                От слова теплого…(спасибо).

                

                Зазеленеет старый пень,

                Когда услышит …(добрый день).

                Если больше есть не в силах,

                Скажем маме мы …(спасибо).

                Мальчик вежливый и развитый,

                Говорит, встречаясь…(здравствуй)).

                И во Франции, и в Дании

                На прощанье говорят…(до свидания).

        

Учитель. Уважаемое жюри подвело итоги конкурсов приветствия и разминки.

Жюри называет количество баллов. 

Начинается третий тур «Рыцарские манеры»

1-е задание: «Волшебные слова» - сражения на шпагах: за каждый удар – «волшебное слово прощания и пожелания», проигрывает тот, кто не сумеет назвать «волшебное слово».  

        До свидания!

        Всего хорошего!

        Всего доброго!

        До встречи!

        Прощайте!

        Спокойной ночи!

        Доброй ночи!

        Счастливо!

        Всего!

        Пока!

        Бывай!

        Будь!

        Разрешите попрощаться!

        Позвольте попрощаться!

        Разрешите откланяться!

        Позвольте откланяться!

        Ну ладно, я пошел!

 

2-е задание: «Волшебные поступки» - откуда пришел к нам обычай снимать шляпу, когда входишь в дом? 

        

(Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно путешествовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря хозяину: «Я не опасаюсь тебя!» Суровые времена прошли, а обычай, входя в комнату, снимать шляпу остался.

Этим показываем хозяевам, что уважают живущих в нем людей.

И это им приятно.)

           

Откуда пришел к нам обычай снимать перчатку, здороваясь?

        

(С тех же рыцарских времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки, показывая, что в руке у него нет оружия, как бы демонстрируя, что он относится к встреченному доброжелательно, и сейчас, снимая варежку или перчатку, мы показываем встреченному свое расположение.)

Учитель.

3-е задание:  Итак, задачи не на сложенье-

                   Задачи на правила уваженья!

        Назовите допущенные ошибки.

        1 вопрос. Витя и Толя спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Наталья Петровна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Наталья Петровна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались буфет.

        2 вопрос. Дома звонит телефон. Долгое сопение и потом: «А где Аня?»

        3 вопрос. В автобусе:

                - Позвольте мне принести свои извинения. Это я вас только что пихнул.

        4 вопрос. Поздравляя учителя с днем рождения, вы говорите:

                - Держите хвост морковкой!

        5 вопрос. Встав из-за стола после обеда, вы говорите маме:

                - Ну, ладно я пошел к Мише.

Учитель. Каждому человеку приходится в жизни выполнять разные роли: зрителей, покупателей. И здесь человек проявляет свою вежливость или невежливость. Давайте представим себя в той или иной роли и попробуем исполнить ее как вежливые люди.

  1. Ты прохожий, спроси нужную улицу.
  2. Ты зритель, попроси впереди сидящих снять шляпу, так как тебе не видно сцену. 

   Жюри подводит итоги.

Ведущий: четвертый тур. (Звук трубы глашатая.)

Разгадаем кроссворд.

  1. Слово, которое чаще всего произносят при встрече.
  2. Слово, которым благодарят за помощь, подарок.
  3. Это слово благодарности чаще всего произносят воспитанные люди.
  4. Это слово смягчает причиненную боль.
  5. Это слово употребляется при выражении просьбы.
  6. Это слово объединяет все вежливые правила.
  7. Это слово произносят при прощании.

з

Д

р

а

в

с

т

в

у

й

т

е

с

п

а

с

и

б

О

Б

л

а

г

о

д

а

р

ю

п

Р

о

с

т

и

т

е

п

О

ж

а

л

у

й

с

т

а

э

Т

и

к

е

т

д

о

с

в

и

д

А

н

и

я

Учитель. Какое слово у нас получилось по вертикали?

        Все эти важные слова несут доброту. Если человек их часто употребляет в своей речи, значит, в нем есть важное качество – доброта.

  Если мы хотим, чтобы уважали нас, мы сами должны проявлять такое же отношение к окружающим. Если каждый будет помнить про одну истину: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы люди поступили по отношению к тебе», то  жизнь станет светлее, радостнее.

Учитель. Пока Совет милых дам оценивает результаты четвертого тура, болельщики инсценируют стихотворение Я. Бжехви в переводе Б. Заходера «Очень Вежливый Индюк».

Ученики.                

        Объявился в доме вдруг

                        Очень Вежливый Индюк.

                        Раз по 30 в день, не реже,

Он кричал: « Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости –

Поучиться вежливости.

Я и сам, - кричал Индюк, -

Доктор Вежливых Наук.

И жена моя -  пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана,

Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: приду, спасибо.

Ты не будь свиньёй, Свинья,

Ждёт тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло».

Как ни боялся он, однако

К Индюку никто не шёл –

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, Ни Осел.

Посинел Индюк от злости:

« Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды – балды!»

И добавил с высоты

Своего величия:

« Не усвоили, скоты,

Правила приличия!»    

Учитель. (Звук трубы глашатая.) Спортивный калейдоскоп.

Отгадайте загадки из области спорта. Этими видами спорта  могли бы заниматься рыцари.

                

Этой палкой бей смелее,

                Чтоб удар был как из пушки.

                Эта палка хоккея,

                И она зовется…

                        (Клюшкой)

                Как противника в бою,

                Кулаками бью и бью.

                Она не обижается,

                Не сопротивляется.

                        (Тренировочная груша)

                В чистом поле у березки

                На снегу видны полоски.

                Подошла лиса поближе:

                Здесь бежали чьи-то…

                        (Лыжи)

На квадратиках доски

                Короли свели полки,

                Нет для боя у полков

                Ни патронов, ни штыков.

                        (Шахматы)

-Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

  1. Не мешал бы ты игре.

Ты бы лучше отошел

Мы играем в…

                        (Волейбол)

                Силачом я стать хочу.

                Прихожу я к силачу:

  1. Расскажите вот о чем –

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

  1. Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я…

                        (Гантели)

                Эта птица не синица,

                Не щегол и не орлан!

                Эта маленькая птица

Называется…

                        (Волан)

                Один человек на двух лошадях едет.

                        (Лыжник)

                

Ясным утром вдоль дороги

                На траве блестит роса.

                По дороге едут два колеса.

                У загадки есть ответ это мой…

                        (Велосипед)

                Прыгнул вниз, на цветике повис,

                Земли коснулся – цветок свернулся.

                        (Парашютист)

6-й тур. (Звук трубы глашатая. Комплименты.)

Учитель.Давайте говорить друг другу комплименты…

У известного поэта и композитора Булата Окуджавы есть замечательные строчки к песне:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

                        Высокопарных слов не надо опасаться.

                        Давайте говорить друг другу комплименты… 

 Вот как трактуется в толковом словаре значение слова комплимент- это любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Комплимент – это одобрение внешности, ума, поступка, работы. Одобрение – от корня «добр», как и доброта. Значит, добро можно сделать и словом, одобрив что-то в человеке. Комплимент всегда поднимает настроение. Всегда надо помнить, что в каждом человеке есть хорошее.

Дети говорят комплименты

Учитель.  Обмен любезностями.

Ученик.         На веселом этом турнире

                Нас греют ваших глаз лучи.

                Разрешите нам, проказникам,

                Вам сказать  от всей души.

                Да, восхищенье – это мало!

                Ну, хотя для начала,

                Мы вам можем обещать

                Не носиться, не беситься,

                Стать людьми, как говориться,

                Старшим место уступать.

                И всегда пятерки получать.

Ученица.  Если б я мальчишкой стала,

                Я бы тут же перестала

                Привередничать, скучать,

                Обзываться, хныкать, спорить,

                Маму с бабушкою ссорить

                И мальчишек поучать.

                Я б от страха не дрожала,

                Все удары отражала,

                Как бетон или металл.

                Я б врагов своих прощала

                И тебя бы защищала,

                Если б ты девчонкой стал.

Мальчики дарят девочкам цветы, а девочки вручают мальчикам медали.

Учитель. Уважаемые рыцари, я вижу, что среди вас есть сильные, ловкие, великодушные. И сейчас расскажите о своих умениях.

Рыцари.     Я умею фехтовать,

                Меня учили этому с рожденья!

                Врагу уметь отпор давать-

                Это ли не главное наше уменье!

Любуюсь я видом щитов,

                        На флаги смотрю всех цветов.

                        Знамена за ними мелькают

                И все это будто сверкает.

                Народ разбивает палатки

                И весь в предвкушении схватки.

                        Люблю я врагов протыкать

                И копья о шлемы последних ломать.

                Народ свой готов я везде защищать

                И буду до смерти в бою я стоять.

Я с врагами могу бороться,

                        С теми, кто Родине вредит.

                        И люблю, когда восходит солнце,

                                Когда весь мир его теплом залит.

                                                                                                 Учитель. Следующий турнир 7.   «Стрелы Робена Гуда».

        (Конкурс на ловкость и меткость)

Учитель. 8-й тур («От  теории к практике»)

                        

1 ситуация

                «Сервировка стола»

Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны сервировать стол: поставить на стол тарелку, слева  положить вилку, справа нож и ложку, причем вилку и ложку повернуть вогнутой стороной вниз.

2 ситуация

                «Поведение за столом»

От каждой команды приглашается по одному участнику, которым предлагается съесть яблоко.

Неочищенное яблоко держат вилкой и режут на 4 части. Можно придерживать яблоко рукой, но не в коем случае нельзя резать его на весу; сердцевину вырезают, придерживая фрукт на тарелке.

9 тур «Сонеты и серенады»

Учитель. Несмотря на постоянные боевые турниры, походы, рыцари не черствели душой. В минуты затишья они посвящали своим дамам сонеты, пели серенады. Наши рыцари тоже не уступают средневековым и сейчас попробуют сочинить серенаду, используя предложенные рифмы.

Серенада – это воспевание женской красоты, ее душевной привлекательности.

Первое четверостишие ---------цветы

                                ---------ты

                                ---------урок

                                --------не смог

Второе четверостишие  -------вздыхатель

                                --------тоска

                                -------доска

Третье четверостишие --------душа

                                --------не гроша

                                -------любить

                                -------не жить

 

Рыцарь.    Я танцевать умею и люблю,

                Мне нравятся простые звуки вальса.  

                И в танце первым быть хочу,

                Я быть хочу, а не казаться.

Волшебница. Ну, что ж, рыцари! Покажите свое умение танцевать.

                

(Ребята под музыку приглашают девочек на танец)

Рыцари.     Когда-то в средние века

                Повсюду жили рыцари.                

                И жизнь была их нелегка

                В железной амуниции.

        Гордились рыцари собой,

        Мечами и доспехами,

        Играли рыцари судьбой

        И на турниры ехали.

Но вот полтыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь говорят.

        Все вместе. Мы не согласны с этим.

        Учитель. Пока Совет милых дам подсчитывает баллы, я возьму интервью у дам, сидящих в зале. Скажите, каким, на ваш взгляд, должен быть современный рыцарь? Что значит быть красивым?

(Дамы отвечают на вопросы.)

        Учитель. Заключительное слово предоставляется Совету милых дам.

(Совет оглашает свое решение, поздравляет команды рыцарей, награждает их ценными подарками.)

Ученики.  Кто говорит, что умер Дон Кихот?

                Вы этому, пожалуйста, не верьте.

                Он не подвластен времени и смерти.

                Он в новый собирается поход.

                Вся жизнь его невзгодами полна,

                Он носит раны, словно ордена.

                И ветряные мельницы скрипят,

                У Санчо Пансы равнодушный взгляд.

                Ему то совершенно не с руки

                Большие, как медали, синяки.

                К тому ж спокойней дома, чем в седле.

                Но рыцари остались на земле.

           

Учитель. Дорогие друзья! Вот праздник и закончился. Благодарим участников турниров за активную игру. До скорой встречи!

                                                                                                         

                      

        

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Рыцарский турнир вежливости

На данном занятии дети с особыми образовательными потребностями знакомятся с правилами этикета....

Рыцарский турнир вежливости.

Внеклассное мероприятие....

Рыцарский турнир вежливости

Для учеников 4 класса соревнование по вежливости...

Рыцарский турнир вежливости.Внеклассное мероприятие. Работа с родителями.

         Работа с родителями — один из труд­нейших участков деятельности учителя. Эффективность воспитательной ра­боты во многом зависит от его уме­ния находить о...

Рыцарский турнир вежливости

Сценарий праздника "Рыцарский турнир вежливости" в начальной школе....

Рыцарский турнир вежливости

Внеклассное мероприятие...