Внеклассное мероприятие "В гостях у тетушки Медуницы"
методическая разработка (1 класс) по теме

Внеклассное мероприятие для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«В гостях у тётушки Медуницы»

                1 класс

Учитель: Торгова Наталья Борисовна

Цель:

- активизировать представления детей о луге как природном сообществе, познакомить с цепями питания, расширить знания учащихся о растениях и насекомых луга;

- развивать познавательную и творческую активность учащихся

- воспитывать бережное отношение к растениям и животных .

  Оборудование: доска, картинки цветов, насекомых, птиц, животных, элементы экологических знаков, ножницы, клей, декоративные цветы. Мультимедийный проектор, экран,  магнитофон.

Вход под музыку

Медуница 

В небе радуга-дуга

Опустилась на луга.

В поле солнышко играет.

Оживилось все вокруг

И цветы в росе сияют

Тихим, ласковым огнем.

Здравствуйте мои цветики-цветки.

- Здравствуй, тетушка Медуница. (учащиеся)

Когда идёшь на луг,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.        

        

 Девочки

Выглянуло солнышко, блещет на лугу.

Я навстречу солнышку по траве бегу.

И ромашки белые рву я на бегу.

Я веночек сделаю, солнышко вплету.        

- Тетушка, а вы не скажите, где растут самые красивые цветы?

Медуница        

- Зачем они вам?

Девочка

-Как  зачем? Чтобы веночки сделать, маме цветы подарить.

Медуница 

А растут они и в лесу, и на лугу, и даже в горах.

Девочки

А что такое луг?

Медуница

Хорошо, я вам обязательно расскажу о луге и о тех, кто живет на нем.

Давай пройдёмся медленно по лугу,

«Здравствуй», - скажем, каждому цветку.

Я перед ними должна поклониться,

Не для того, чтобы срывать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Что растёт на лугу?

 ( по строчно дети)

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер кашка!

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Медуница

Цветы – состоят из частей. А ну-ка цветочки, соберите цветок и расскажите про свои части.

(Вызываю по одному. Дети  собирают на доске разрезанный цветок)

(корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).

- А для чего нужны цветы?

Девочки

 Для букетов и веночков.

Вот на луг мы все пошли.

Хоровод цветов нашли.

Хоровод цветов красивый!

Только я к цветку рукой,

Слышу голос вдруг

Цветочки

Постой!»

Нас сорвёшь- завянем мы,

 Бросишь на дороге.

Нас затопчут, изомнут машины и ноги.

Ты не рви нас пожалей,

Мы порадуем людей.

Расцветём, солнцем согреты,

Пусть подольше длится лето!

Медуница

А ну,  мои цветочки, скажите ,  для чего вы нужны?

(ответы детей)

Много достоинств у цветов ( красота,  цветы делают воздух чище, а некоторые цветы используются как лекарство)

Луг, как сказочное царство,

Здесь кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

Я вас познакомлю с некоторыми.

Ромашки

Загадка    (слайд- загадка)

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Слайд- цветок)

Кто меня не знает,

Луговой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок.

Мы под тёплым ветерком,

Шепчем и качается.

И в букете, и в отваре

Очень многим нравимся.

Динь-дон, дили-дон,

От простуды вас спасём.

Разбрелись мы по лугам,

Мы растём и тут, и там.

Песня ромашек

«  У нас произрастает несколько видов ромашки. Она помогает не  только от простуды... Среди них есть ромашка аптечная, её терпеть не могут мыши. Если в вашу кухню стали наведываться эти грызуны, то их визиты легко прекратить. Для этого достаточно посыпать пол и полки пахучими сухими соцветиями аптечной ромашки».

Гвоздика                         (слайд- ребус)        

                                            слайд -цветок

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелками гвоздями.

Полюбуйтесь дикими алыми (гвоздиками)

Когда настанет вечер,

Лепестки свернет цветок:

«До утра!» До новой встречи!

И погасит огонёк.

Луговые  гвоздики в народе называли диким мылом (корень этого растения мылится). А в медицине гвоздика является эффективным средством в борьбе с многочисленными заболеваниями и получила название «цветок богов».

Одуванчик     (слайд- загадка)

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

                           слайд –цветок

А я скромный полевой

Одуванчик белый.

Лишь подует ветерок,

Полечу я смело

На поля и на луга,

Там бы поселиться.

Чтобы летнею порой

Желтым нарядиться.

Песня одуванчика

Медуница

Отвар из листьев одуванчика способствует повышению силы и снимает усталость. А настои из корня одуванчика применяют при лечении желудка, кожной сыпи.

Корень его возбуждает аппетит. Едят его и животные и не болеют. Нельзя без нужды рвать этот цветок!

Когда вы нюхаете одуванчик, нос у вас становится жёлтым.

 Почему? (пыльца, она мелкая  как пыль).

 А еще в цветах есть вкусный сок- нектар. Прилетит пчела попить, испачкается в пыльце, потом полетит на другой цветок за другим нектаром, отряхнет там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся семена с пушистыми- парашютиками.

Зачем нужны семена – парашютики?

Медуница

ЛЮТИК (слайд)

Расцветает доверчиво

Прямо у ворот-

Солнцем налитой

Лютик золотой.

Медуница

Название «лютик» происходит от слова «лютый» - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик - растение ядовитое. Все части растения - ядовиты. Например, следует избегать попадания на ранки, порезы, царапины. Довольно популярно было использование лютика при головных и невралгических болях, подагре, ревматизме. Сильно действующее на кожные покровы, очень хорошо греет спину.

КОЛОКОЛЬЧИК

(Слайд-ребус)

Серебристый звон звучит,

Прямо к солнышку летит.

Песенку поет друг мой,

Колокольчик голубой.

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон.

Легкий-легкий, тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

(Слайд-цветок)

Песня колокольчиков

Медуница

В хорошую погоду днем цветки широко раскрыты. Но едва заморосил дождь, упали первые капли- они наглухо закрываются. И на ночь запираются эти колокольчики, не пропуская внутрь ночную влагу, росу. В народе издавна любили этот цветок не только за красоту, но и потому, что считали целебным, до сих пор его иногда называют приточной травой (от слова "приток" - недуг, болезнь).

Около 150 видов колокольчиков. Есть среди них оригинальный  (растут цветки в 7-8 этажей- один под другим). А есть колокольчик, который среди многих насекомых пользуется большой популярностью. Ночью холодно, выпадает роса. Намокают крылышки насекомых, окоченевают они от ночной прохлады.

         Все колокольчики  подлежат охране- очень уж активно уничтожают их люди- огромные охапки набирают они, причем нередко вырывают цветы прямо с корнями. Многие виды колокольчиков занесены в Красную Книгу.

Что такое Красная книга?  

( показать Красную книгу)

Физминутка

Мы цветочки, мы цветочки.

Ждём мы солнышка восход.

Куда солнышко повернётся,

Туда цветочек повернется.

Мы, как бабочки летели,

На цветочек мы присели.

Ушло солнце на покой,

Побежим и мы домой.

Фиалка (анютины глазки)            слайд- загадка

(Слайд-цветок)

На солнечной лужайке я расцвела.

Лиловенькие ушки я подняла.

В народе говорят:

«В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед».

Но всякий мне поклонится

И бережно возьмёт.

Медуница

Настой из фиалок — прекрасное отхаркивающее средство,

Василёк  (слайд-загадка)

В траве густой, зелёной

Он выглядит нарядно,

Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелек,

Но кто его не знает?

Ведь это … ВАСИЛЕК

        

Как у речки, у реки

Засинели васильки.

Вперемешку с колосками

Смотрят синими глазами.

Середина- жёлтый цвет,

А листочек- синий.

Васильковые глаза

У моей России.

(Слайд-цветок)

Песня васильков

Медуница

      Из листьев получают краску для шерсти и шелка. Медонос. Отличается большой медоносностью и даже в засуху дает пчелам обильный взяток нектара и пыльцы. 

В народной медицине применяется издавна. Наружно настой цветков применяют в виде глазных капель и примочек при глазных болезнях. Лечебная трава василька лугового обладает мочегонным, желчегонным, противовоспалительным, обезболивающим действием. Настой корней используется при поносах. Свежие растения в виде припарок прикладывают к больным частям тела при ломоте. Для устранения отеков присыпают их порошком сухих листьев этого растения.

Девочки

Спросили мышек,

Весёлых крошек:

- Скажите, мышки:

Тут чей горошек?

Сказали мышки:

  1. Тут наш горошек,
  2. Такой кудрявый,
  3. Такой хороший!
  4. Пусть он невкусный,
  5. Пусть он несладкий,
  6. Но в нём мышата

Играют в прятки.

О каком цветке мы говорили?

(Слайд-цветок)

Песня мышиного горошка

Медуница

Растение кормовое и медоносное с продолжительным периодом цветения. В народной медицине применяют как мягчительное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство.

Незабудки (слайд-загадка)

Голубой лужок,

Голубой бережок,

Голубеет всё вдали-

Какие цветы зацвели?

Песня незабудки

(Слайд-цветок)

Голубою светлой  капелькой

В луговой  цветной узор

Незабудка солнцем вкраплена,

Словно бусинка  в ковёр.

Репейник (слайд- загадка)

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

Песня репейника

(Слайд-цветок)

Медуница

Прекрасный медонос — с одного гектара зарослей пчёлы могут собрать до шестисот килограммов мёда. Лопух большой — одно из широко применяемых в народной медицине растений. В большей степени используют корни, реже листья и плоды. Свежие листья используют как жаропонижающее средство, при ревматизме и для заживления ран. Корни применяют в народной медицине в форме настоев, отваров, настоек при ревматизме, подагре как диуретическое и потогонное средство, наружно — при экземах, фурункулёзе. Отвары и настой корня на оливковом или персиковом масле (репейное масло) применяют наружно для лечения кожных заболеваний и укрепления волос при облысении.

КЛЕВЕР                                    ( слайд)

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки белой, кашки розовой,

Кашки алой- не сочтёшь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветёт,

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.

(Слайд-цветок)        

Песня клевера

Медуница

Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки сразу, с налету, тяжелому шмелю. Сядет шмель и тщательно обследует всю головку, опуская хоботок по очереди в каждый цветок  и доставая нектар. Так он и опыляет цветки, перенося пыльцу с одной головки на другую. Сладкий нектар находится в цветках клевера. За этот сладкий нектар и прозвали клевер кашкой. Клевер опыляют только  шмели.

ТАНЕЦ ЦВЕТОВ

        

Медуница        

- Почему нельзя рвать цветы? (Они не успели дать семена)

Девочки

- Тетушка Медуница,  но ведь ты  собираешь цветы для лекарства.

Медуница

Но я знаю несколько правил, что сохранить на лугу цветы на следующий год.        

«Следует точно знать лекарственное растение это или нет.

БЕРИТЕ ровно столько, сколько нужно, зря не рвите.

А так же , какие части растений полезны: у одних берутся только цветки, у других- листья, у третьих- стебли.

 И собирать каждый цветок надо в определенное время.

Если на лугу вы встретите одиночное растение, не собирайте и там где мало их тоже.»

- Цветочки, а как вас нужно собирать? Почему? ( нельзя рвать руками, можно вырвать с корнями, надо отрезать ножницами).

Девочки

 А как же праздники, на которых дарят цветы?

Медуница

Цветочки,  подскажите, что же делать?

(Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком)

Медуница

- Как вы думаете цветы и травы- это луг?    (показываю на доску)

Кого же не хватает на нашем лугу?

Пчёлы

Танец пчёл

На лугу ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты.

Все цветы мы облетаем -

Те годятся, эти — нет.

Быстро в чашечки ныряем

И с добычей вновь на свет…

Медуница

Пчёлы главные опылители луга. Для получения ложки меда ( 30 г ) 200 пчел должны во время взятка собирать нектар в течение дня. Примерно столько же пчел должны заниматься приемом нектара и обработкой его в улье. Пчела в улье исполняет «круговой» танец, если она нашла источник корма на небольшом расстоянии от пасеки. «Виляющий» танец пчелы сигнализирует о медоносе или пыльценосе, находящемся на более отдаленном расстоянии.Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать до 4500 вылетов и взять нектар с 6-10 млн цветков.

- Для чего нужно опылять вас- цветы?

Божья коровка

Стихи девочки

Я разжала кулачок,

А в руке сидит жучок,

Спинка красная в горошек,

До чего же он хороший!

На ладошке посидел...

Зажужжал, и улетел.

Таней божьей коровки

Я летать умею ловко,

Божья пестрая коровка.

Крылья красненькие в точках,

Словно в черненьких кружочках.

В яркой праздничной рубашке

Я спасаю урожай.

Я – полезная букашка,

Ты меня не обижай!

Медуница

- Почему насекомое получило такое название? ( Божья коровка также безобидна и беззащитна: не кусается, не царапается).

 Защищается только тем, что выпускает желтое молочко. Поэтому и называют её коровкой. Тля  основная еда. А тля не только истощает растение, высасывая все соки, но и загрязняет своими выделениями листья, как бы душит растение.

Выходят девочки и ловят бабочек.

Загадка  (Девочки)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела, он вспорхнул и улетел.        

Медуница

Зачем вы их ловите?

Девочки

Для  коллекции.

Танец бабочек

Расту червяком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,

Но теплой весной я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю.

Знают все, кто я такая,

Эти крылья мне к лицу.        

Летом на лугу порхаю,

Пью нектар и ем пыльцу.        

На цветочек я похожа,

Только он летать не может,        

Так летает лапочка

Непоседа-бабочка.

Медуница

- Чем питается бабочка? (нектаром)

 Бабочка достает нектар с помощью длинного хоботка, который скручивается в виде спирали.

Цветок всю ночь готовит "мед",

И бабочку сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу...

И бабочка несет ее, и вот –

Цветок увял, и зреет плод.

        

-Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет)

-Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)

-Почему цветы не могут жить без бабочек? (Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.)

-Кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга.)

Медуница ( давайте превратимся все в бабочек)

Физминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают-

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились

На цветочек приземлились.

Кузнечик (выход под музыку)

Из травы, с зеленой кочки
Раздается странный звук,
Будто рядом молоточки
Выбивают тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек.
То в траве застрекотал
Маленький кузнец –

Я с цветочка на травинку,

Я с травинки на былинку,

На листок среди цветов

Прыгать я всегда готов.        

Я полезное насекомое, я поедаю тлей, мелких гусениц и других вредителей. И если вы будите рвать  растения, мне негде будет жить.

Медуница

А что случится, если будут  ловить кузнечиков?

(размножатся вредные насекомые, тля и  красивые цветы умрут).

Медуница

На лугу живут и птички, и звери. Девочки, как вы думаете какие? Цветочки помогите и жильцов луга назовите.

        

Давайте найдём на нашем лугу связи.  Но помните все связи или пищевые цепочки начинаются с растений.( цветы- пчёлы, трава-тля-кузнечик- птица, …)

ИГРА(Это ты, это я

Для природы мы друзья)

Будем луг оберегать,

Его глазами изучать.

Летом на лугу гуляем

И цветочки собираем.

В траве полёвок мы нашли,

Понаблюдали и ушли.

Гнездо в траве мы увидали

И с птенцами поиграли.

Мы цветочки собираем,

Сачком бабочек гоняем.

        

Поджигаем на лугу

Весною старую траву.

Мы любуемся цветами,

Не срываем их с корнями.

Мы костёр не разжигаем,

На землю мусор не бросаем.

Экологические знаки

Какие правила поведения на лугу вы знаете?

Соберите экологические знаки ( нельзя топтать цветы, нельзя рвать цветы, не ловить насекомых).          Вызываю по 2  человека на знак).

Нельзя поджигать траву. Почёму?

Сложные вопросы (ответы на слайде)

- Какое растение помогло изобрести колокол? ( 1500г. в Италии решили сделать цветок из меди- так появился колокол)

- Зачем в непогоду цветы смыкают свои лепестки? (Чтобы пыльца не намокала)

- Почему кролики, которых  часто кормят одуванчиками , почти не болеют?

- Почему одуванчик в некоторых местах называют «молочником»? ( сок у одуванчика белого цвета)

- Сок какого растения в прошлом применяли вместо горчичников? (лютик едкий)

Медуница

-Цветочки мои расскажите, что вас беспокоит.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Вами понято было едва ли.

Беззаботно топтали вы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В вас молчало разумное «Стой!»,

Вам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Вы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели...

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Они нам продлевают радость встреч,

Откладывают  время расставанья.

Мы душу и цветы должны беречь

От хищных рук, от зла и процветанья.        

Девочка

Что же это получается?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты?!

        

(Все цветочки  и насекомые построились)

Звучит песня Ю.А. «Не рвите цветы…»

Учащиеся поют припев:

«Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядна земля.

А вместо букетов дарите:

Васильковые, незабудковые

и ромашковые поля!»

Девочки

- Мы всё поняли, дорогие цветочки.

 Вас собирать мы не будем, если только не на лекарство, да и только правильно.

- Мы лучше будем рисовать вас или  делать искусственные цветы.

Я думаю, маме они тоже понравятся.

Медуница

Для Вас дорогие гости,

цветочки приготовили подарок.

Лечебный луговой чай.

Приглашаю всех на чай

Пей его, здоровье поправляй

И нас с цветами не забывай.

Музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "В гостях у русской народной сказки"

ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество, расширить знания о русских народных сказках, вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными; Формировать и развивать по...

Внеклассное мероприятие "В гости к осени"

Сценарий опубликован на сайте Фестиваля "Открытый урок"...

Театральное кафе "В гостях у Тетушки Совы". Праздник детей и родителей

Мы придумали этот праздник весной. Идея работы по творческим группам вместе с родителями очень понравилась детям. Родители сначала восприняли ее "со скрипом". Но в процессе подготовке кол...

Внеклассное мероприятие во 2 классе "У рыженькой красавицы в гостях"

Осень играет с детьми, загадывает загадки, кроссворд. Дети поют частушки об осени, танцуют с листьями, показывают сценку  "Репка на новый лад"....

Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у Осени"

Форма проводимого мероприятия нетрадиционная - праздник. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу ...

Конспект открытого клубного часа во 2 «б» классе. Тема: «В гостях у тетушки Алёны».

Данный конспект клубного часа разработан для детей, обучающихся во 2 классе....