Прощай, Азбука!
методическая разработка (1 класс) по теме

Разработка классного часа для 1 класса с презентацией. Дети узнают историю создания первой  Азбуки, вспомнят имя первопечатника,  увидят фотографии первых рукописных букварей. В презентацию включены развивающие задания, пословицы, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchay_azbuka_1.rar972.56 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Прощай, Азбука!»

Учитель: Сегодня у нас в классе  праздник - «Прощание с Азбукой». Все вы, ребята,  научились читать, прочли свою первую школьную книгу – Азбуку. Я поздравляю вас, дети, с этой первой школьной победой.

Дети читают стихи № 1 - 3

-  В старину буквы «А» и «Б» назывались «аз» и «буки», по названию букв книга была названа «Азбукой».

Слайд № 2.

- Ребята, а кто создал для славянских народов Азбуку? Кто придумал буквы?          

Слайд № 3.

- Первые буквари были рукописными. Они были очень дорогими и поэтому  недоступны простому народу. Простой народ учил азбуку по дощечкам, на которых были нацарапаны буквы.

Слайд № 4.

- А кто напечатал первый Букварь? Кого мы называем первопечатником?

Слайд № 5.

- Посмотрите на первые печатные буквари.  Сравните с современной Азбукой.

Слайд № 6

Дети читают стихи (№ 4 – 5)

- Сколько букв в русском алфавите? Назовём все буквы хором.

Слайд № 7.

Учитель: Что мы делаем с помощью букв?

Ученик: Обозначаем звуки на письме при помощи букв, читаем, пишем.

Учитель: Что делаем со звуками?

Ученик: Слышим, произносим.

Учитель: Разделите буквы русского языка на три группы.

Ученик: Буквы, обозначающие гласные звуки.

               Буквы, обозначающие согласные звуки.

               Буквы, не обозначающие звуков.

Дети читают стихи (№ 6 – 9)

- Сегодня, ребята, Азбука приготовила для вас последние задания. Мы перелистаем последние её страницы и попытаемся справиться со всеми заданиями.

- Чтобы справиться со всеми заданиями, вам нужно будет внимание. Давайте его потренируем.

- Найдите отличия между этими двумя рисунками.

Слайд № 8.

Задание 1.

Слайд № 9.

- Найдите лишнюю букву в каждом ряду.

Задание 2. «Составь слова»

Слайд № 10.

- Прочитайте слоги. Составьте слова из слогов

Задание 3. «Угадай слова»

Слайд № 11.

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну-

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну!

Все они сбежали.

Задание 4. «Соберите пословицу»

Слайд № 12.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Азбука – ступенька к мудрости.

Век живи – век учись.

Кто книги читает, тот много знает.

Задание 5. Игра « Буква заблудилась».

Задание 6. «Загадки»

Слайд № 13.

-  Я хочу проверить, как вы научились читать. Прочитайте загадку и отгадайте.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые,

Встанут в ряд –

Сейчас заговорят. (Буквы)

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт. (Карандаш)

  -  Сегодня, друзья мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

Дети читают стихи (№ 10 – 15)

Слайд № 14.

Учитель: Вы  Азбуку прочли до корки,

Всем  по чтению - пятерки!

Позади нелегкий труд

Слогового  чтения.

Вам сегодня выдают

У-до-сто-ве-ре-ния!

В том, что Азбуку прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Ты прочтёшь любые книжки.

Вручаются удостоверения.

Внимание! Внимание!

Последняя страница:

Азбука  кончается,

Пора нам с ней распроститься!

- Азбука с вами прощается, но просит  не грустить. Она хочет познакомить вас со своей старшей сестрой.

Слайд № 15.

Мы хотим сказать тебе "Спасибо!"

Мы тебя за все благодарим!

Говорим тебе мы: "До свиданья!"

"Здравствуй", - «Родной речи»  говорим .

СТИХИ.

  1. Мы по Азбуке шагали.

По ступенькам – строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

  1. Нам она свои страницы открывала,

    Обучая, развлекая, веселя.

    Знаний нужных нам дала немало!

И теперь мы - лучшие друзья!

  1. Буква к букве – будет слово,

Слово  к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

  1. Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

  1. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В четком равнении строятся в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все - алфавит.

  1. Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

  1. Ель, топор, лопата, руки

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

  1. Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбели Аленку баюкать,

Hо не желают свистеть и ворчать.

  1. А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

  1. Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут!

  1. Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке: "Спасибо!" -

Расставаться нам пора!

  1. Ты книга первая моя,

Теперь читать умею я.

На свете много книжек есть

И все я их могу прочесть!

  1. Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я ее читаю сам -

И в конце, и в серединке

В ней красивые картинки.

Есть стихи, рассказы, песни.

С книгой жить мне интересней!

  1.  Спасибо, Азбука за все,

            Что сделала для нас!

           За слово доброе твое, за стих,

           За первый твой рассказ.

  1. Нас научила ты читать,

     Слова на слоги разбивать.

     Прошли с тобой от «А» до «Я»,

     Теперь  мы лучшие друзья!

Звуки речи

19. Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Произносят и. слышат нас.

20. Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

21. В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

22. Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы

24. Настоящим человеком

Помогают книги стать.

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным

Всем мы классом шлем…

ЗАГАДКИ.

1. В Новый год до объеденья

Он ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он бедняжка,

Его звали ...

2. Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке

Музыканта знает всяк

Его имя....

3. С голубого ручейка

Начинается река

Эту песню пели звонко

Три веселых ...

4. Был он тучкой дождевой,

С Пятачком ходил домой,

И, конечно, мед любил,

Это – Гена ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощай, Азбука!"

В этой методической разработке вы найдёте материал для проведения последнего занятия по "Азбуке".  Благодаря подобранному материалу дети надолго запомнят этот день. В разработке встретятся сказоч...

Праздник "Прощай, Азбука!"

Театрализованное представление, подготовленное к завершению  работы над "Азбукой". Стихи. Конкурсы....

Прощай, азбука!

Урок прощания с азбукой для 1 класса...

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Праздник «Прощай, Азбука!»

Праздник в 1 классе...

Праздник "Прощай, Азбука".

Сценарий праздника прощания с Азбукой....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....