Хлеб - всему голова
методическая разработка (2 класс) по теме

 

Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Хлеб -  всему голова» для учащихся 2-ых классов.

Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.

/Зал украшен плакатами и рисунками о хлебе, вырезанными из картона хлебными колосками и плакатами с  пословицами и загадками о хлебе; приготовлена выставка книг на тему «Хлеб – всему голова». Организована выставка репродукций картин: «Ужин трактористов» А. Пластова, «Хлеб» Т. Яблонской, «Сбор колосков» Л. Ройтер и др. Подготовлена стенгазета с интересным материалом о хлебе, с рецептами блюд из черствого хлеба./

Подготовлена на отдельных столах выставка булочных изделий.

На передвижной магнитной доске помещен эпиграф к данному внеклассному мероприятию:

«Хлеб, каравай

Сытный, насущный, единый.

Бьет через край

Дух молодой и былинный.

Добрый наш хлеб –

Тульский, кубанский и курский, -

Ты словно герб славной

земли нашей Русской».

 


 

/Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в зал входят учащиеся, гости праздника. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль./

Мальчик

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Девочка

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

                                                               В.Бакалдин

/Звучит музыка. Дети преподносят гостям хлеб-соль./

Ведущий.

Доброго здоровья, гости дорогие! Сегодня по старинному русскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом-солью. История хлеба неотделима от истории человечества. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, с самой жизнью. Недаром у многих народов хлеб, как солнце и золото, обозначались одним символом – кругом с точкой посередине. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь  кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Есть только одно слово равнозначное слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ».

В одном из очерков я прочитала: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

Выходят дети в костюмах Колосков.

Колосок 1-ый.

Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человеческими руками.

Колосок 2-ой.

Он их теплом, как их добром, пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом, в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Колосок 3-ий.

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле».

Колосок 4-ый.

Ты вырастешь, и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете».

Ведущий.

Мы знаем, что хлеб имеет очень давнюю историю. Как ты пришел к людям, Хлеб?

Колосок 1-ый.

Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди бродили по полям и лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать  и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски.)

Колосок 2-ой.

В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

Колосок 3-ий.

Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 4-ый.

А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущий.

Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Так же уважительно относились и относятся к труду тех, кто создает хлеб. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали уважительно, полными именами – Иван, Федор, Петр.

А знаете ли вы, как называют человека, который выращивает хлеб? Хлебороб. Раньше этих людей называли хлебопашцами. У слова «хлеб» очень много родственных слов. Хлеб, хлебец, хлебушек, хлебный, хлебороб, хлебопашец, хлебозавод, хлебопекарня, хлеборезка, хлебобулочный, хлебоуборочный, хлебохранилище.

Точно, с исключительной полнотой оформил народ свое отношение к хлебу. Шлифовалось оно  веками и стало словом из поговорки, пословицы, присказа.

-Хлеб на стол – и стол на престол!

-Хлеба ни куска – и стол доска…

-Будет хлеб, будет и обед.

-Без соли, без хлеба – худая беседа.

Я объявляю конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок. В этом конкурсе могут принять участие учащиеся, наши гости, подняв руку.

-Хлебушка - всему свету дедушка.

-Будет хлеб – будет песня.

-Плох обед, когда хлеба нет.

-За хлебом – все добро.

Хлеб – от земли, сила – от хлеба.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Без соли, без хлеба половина обеда.

Баловством хлеба не добудешь.

Все от хлеба-батюшки.

Ведущий.

Ну а теперь немного отдохнем, проведем физминутку. Представьте огромное хлебное поле, колоски колышет ветерок, все дышит солнцем, теплом радостью. Улыбнемся и проведем небольшой комплекс под музыку.

Ведущий.

Вы прекрасно знаете пословицы и поговорки, а знаете ли вы и умеете ли отгадывать загадки о хлебе.

1.Какое море за селом                                             2.Он на солнышке стоит

Волнует ветерок?                                                        И усами шевелит,

В нем волны можно собирать,                              Разомнешь его в ладонях,

Укладывать в мешок.                                                 Золотым набит зерном.

/Поле/                                                                               /Колос/

3.Мнут и катают,                                                          4.В поле росла,

В печи закаляют,                                                          Под жерновом была,

А потом за столом                                                       Из печки на стол

Нарезают ножом.                                                        Караваем пришла.

/Хлеб/                                                                                /Пшеница/

5.Что две недели зеленится,                                 6.Я пузырюсь и пыхчу,

Что две недели колосится,                                     Жить в квашне я не хочу.

Что две недели отцветает,                                     Надоела мне квашня,

Две недели наливает,                                                              Посадите в печь меня.

Две недели подсыхает? /Рожь/                          /Тесто/

7.Кольцо не простое,                                                 8.И комковато, и ноздревато,

Кольцо золотое,                                                           И кисло, и ломко,

 

Всем на загляденье…                                                 А всех милей.

Ну и объеденье! /Бублик/                                      /Хлеб/

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)

А теперь мы все попадаем в театр. Театр необычный. Актерами выступают дети. Давайте вспомним, как зрители ведут себя в театре. /Ответы детей./

Инсценировка белорусской сказки «Колосок».

Ведущий.

Какой же путь прошло зернышко, чтобы петушок мог испечь пирог?

Испокон веков было принято на Руси потчевать гостей пирогами. Пирог – праздничный хлеб, само название происходит от слова «пир» - праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог: к приезду дорогих гостей – «Хлеб да соль», к свадьбе – обрядовый « каравай», к появлению в доме новорожденного – «Бабкины пироги».

Каравай  - истинно русский хлеб. Все знают, какой он должен быть на именины и «ширины», и «вышины». Но прежде всего – это особый, богато украшенный хлеб – каравай.

Ну а мы проведем с вами игру-хоровод «Каравай-каравай…»

Ведущий.

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех,

«Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!»

(Дети идут по кругу. Один ребенок – в центре. Он водящий.)

Все: Как на Колины именины

Испекли мы каравай (дети останавливаются)

Вот такой вышины (приподнимают руки)

Вот такой нижины (приседают)

Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг)

Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг)

Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай! (прихлопывают в ладоши)

Водящий.

Я люблю, конечно, всех, ну а … больше всех!

Игра повторяется 3 раза, темп убыстряется.

Ведущий.

А кто из вас знает, какие машины помогают людям при посадке хлеба, его сборе? /Тракторы, комбайны, хлебоуборочные машины./

Куда везут собранную пшеницу и рожь? /На элеватор./

Что делают на элеваторе?

Куда поступает мука?

Что делают, используя муку?

А раньше, когда не было этих машин – помощников, люди пахали землю плугом. /Демонстрация плуга./

Сколько людей работает, чтобы мы с вами ели вкусный душистый хлеб. /Показать выставку./

Хлеб можно видеть белый, серый, черный. На хлебозаводах делают специальный хлеб для подводников и космонавтов. В космосе крошки разлетаются и могут попасть в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают в виде крохотных булочек на «один укус», герметически упакован, хранится долго. Но так было не всегда. /Звучит музыка./

В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от голода погибло людей почти в 40 раз больше, чем от авиабомб и снарядов. Город был окружен войсками фашистской Германии. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Норма рабочего составляла 250 граммов, для всех остальных – 125 граммов хлеба. /Показать./ Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, целлюлоза.

В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

«В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм».   /Рождественский Р./

Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Если мы с вами проведем простой подсчет, то получится следующее: если каждый ученик за один день не доест или выбросит 50 граммов хлеба (показать кусочек), это составит по школе 35, да 35 буханок хлеба!

«Хлебом дорожи настолько, чтобы знал и класс твой весь. Постарайся брать лишь столько, сколько можешь сразу съесть!»

Хлеб – достояние народа, обилие хлеба – один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.

Колосок 1-ый.

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

И он отдыхал, накрытый холстом.

Колосок 2-ой.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка –

Ни крошки, ни крошки, ломоть – до конца.

Колосок 3-ий.

На свете я видела хлеба немного.

Его отмеряли так скудно, так строго.

Его заливали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – пайком.

Колосок 4-ый.

С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом

Он все же казался желанней всего,

И матери тяжко и тайно вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Колосок 5-ый.

На свете я видела хлеба разливы:

Мешки, бункера, элеваторы, нивы,

Он золотом лился, волною бежал,

Горой на токах деревенских лежал.

Колосок 6-ой.

И если примечу кусок в небреженье,

В грязи природной, в дорожной пыли,

То самое первое сердца движенье –

Поднять это чудо Земли и спасти.

Колосок 7-ой.

Зреет тучей золотой новый урожай.

Каждый колос наливной крепко уважай.

Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,

Надо в поле уберечь каждый колосок!

Колосок 8-ой.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Колосок 9-ый.

Хлеб – это жизнь.

Недаром хлеб называют насущным.

Вот поэтому наш девиз:

«Бережно относись к хлебу!

Ведущий.

Мы заканчиваем наш праздник «Хлеб – всему голова». Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили свой труд, чтобы мы свободно могли купить любое хлебобулочное изделие. Хлеб всегда будет жив и одушевлен нашей памятью. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для нас, как энергия солнца, как свет и воздух, потому хлеб и бесценен.

Хлеб – всему голова. Хлеб будет – все будет!


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....