Урок - праздник "Прощание с Азбукой !"
методическая разработка (1 класс) по теме

Обобщить знания о изученных звуках и буквах русского языка, развиватьпознавательную активность и творческие возможности детей,  воспитывать бережное отношение к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

муниципального образования г. Армавир

Методическая разработка урока - праздника

"Прощание с Азбукой"

в 1 классе  

                               учитель начальных классов

                   А. В. Тимофеева

                                                                         

Армавир – 2012 г.

ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ.

Цели:

  1. привлечь внимание к книге, обобщить знания учащихся о прочитанных сказках;
  2. воспитание у каждого учащегося активного отношения к окружающей действительности;
  3. развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, стремления к самовыражению;
  4. формирование коллектива.

Оборудование: 

  1. плакаты "Азбука - ступенька к мудрости", "Кто много читает, тот много знает", "Книгу читаешь, как на крыльях летаешь";
  2. ободки с буквами;
  3. персональный компьютер, проектор, интерактивная доска.

Музыкальное сопровождение:

  1. Песня "Тридцать три родных сестрицы"
  2. песня "Азбука";
  3. песня "Чему учат в школе";
  4. музыка к частушкам.

                                                        ХОД ПРАЗДНИКА.

Под музыку дети заходят в класс парами и занимают свои места.

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые, родители! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряжённого труда. Вы преодолели первую ступеньку на лесенке знаний. Первая ступенька на лесенке знаний – это огромный труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьёзной победой.

Первый класс – это первый задорный звонок.

Первый класс – это первый серьёзный урок.

Первый класс – это первая в жизни оценка.

Это шумная, радостная переменка.

Знают девочки в классе и знают  мальчишки:

Первый класс – это первая школьная книжка

Учащиеся 1.Мы сегодня очень рады,
                       Всем ребятам, папам, мамам.
                       Мы приветствуем гостей,

                        Дорогих учителей.

                       2.   Всех знакомых, незнакомых -
                   И серьезных, и веселых.
                          Первый класс, первый класс,
                       Пригласил на праздник вас

                3.     Букв сначала мы не знали,

                      Мамы сказки нам читали,

                 А теперь читаем сами

                           Подружились буквы с нами.

Мальчик: Пусть зовут нас «семилетки»!
Девочка: Пусть не ставят нам отметки!
Мальчик: Не ведем мы дневники!
Девочка: Все же мы.
Все (хором): Ученики!
Мальчик: Любим чистый светлый класс!
Все (хором): Это раз!
Девочка: Там читаем мы слова!
Все (хором): Это два.

Мальчик: Стали мы теперь дружны!

Все (хором): Это три.

Девочка: А в четвёртых, посмотри –

Азбуку уже прочли!

Мальчик: Нашей первой книжке рады все мальчишки!

Девочка: И девчонки с ней дружны.

Все мы с «Азбукой» на  « ты».
Мальчик: 
                   Ну, а в-пятых,
                  Я Лариске,
                  Сам уже пишу записки!
                   И бабуля говорит:

                   «Мой внучонок –
                    Вундеркинд!»


Мальчик.    Ну, какой же я малыш,

                     если я у брата

                     разобрал и сам собрал микрокалькулятор»

Учитель. Ребята! Скажите, а зачем нужно ходить в школу

Дети: Чтобы научиться читать!

Чтобы научиться писать!

Чтобы научиться считать!

(Одна девочка встаёт и хочет уйти).

Девочка: Злата, постой ты куда?

Злата: Я домой!

Девочка: Как домой!

Злата: А мне не нужно ходить в школу. Я умею и писать, и считать, и читать.

                                   И зачем было идти?

                                   Я читаю лет с пяти.

                                   Нужен этот первый класс!

                                   Ухожу домой сейчас.

                                   Попрошу купить компьютер,

                                   Буду целый день играть,

                                   В Интернете пропадать.

Мальчик: Злата, подожди. Это хорошо, что ты так много  умеешь. Но мне кажется, что ты многого                             ещё не знаешь. Ты, например, знаешь, сколько будет, если 835 разделить на 5?

Злата: Нет!

Девочка: А ты знакома с коромыслом, которое умеет летать?

Злата: Нет!

Девочка: А как будет по английски « Я рада вас видеть?»

Злата: А, что всё это тоже учат в школе?

Мальчик: Конечно, и не только это, но и многое другое.

Учитель.                  Подожди, не торопись,

                                  Лучше к школе приглядись,

                                  А уйти всегда успеешь

                                  И включиться в Интернет.

                                  Грамотою не владеешь –

                                  Подключаться толку нет.

                                  Насмешишь ты целый свет!

Злата:    Как же так, ведь я читаю?

              Цифры знаю, буквы знаю!

      Ну, тогда я остаюсь.

Песня «Чему учат в школе

(Презентация к песне о школе)

1.Буквы разные писать

Тонким пёрышком в тетрадь.

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать.

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

2.К четырём прибавить два,

По слогам читать слова.

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

3. Находить восток и юг,

Рисовать квадрат и круг,

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

И не путать никогда острова и города,

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

4. Точки ставить и тире,

И не драться во дворе

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Крепко, накрепко дружить

С детства дружбой дорожить.

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Ученик 2.

В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

"Азбуку" - для всех подарок –

На столах своих нашли.

Ученик 3.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

Ученик 4.

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Ученик 5.

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтеры,

Космонавты и актеры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы.

Ученик 6.

Все когда-то в первый раз

Приходили в первый класс.

Все за партами сидели,

Все на азбуку глядели.

Учитель:   Действительно, все знаменитые люди – ученые, писатели, музыканты и           обыкновенные инженеры, врачи, учителя когда-то учились читать по этой замечательной книге. Сегодня у нас и грустный день и радостный одновременно. Грустный, потому, что мы расстаемся с азбукой. А радостный,  потому, что мы очень многое узнали благодаря ей, научились читать.?

Праздник начался, а самой главной виновницы нашего торжества нет. Ребята, давайте её, позовём.

Учащиеся: Азбука, азбука, где ты?

Звучит музыка, входит азбука.

Учитель. Здравствуй, Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике.

Азбука. Здравствуйте, дети. Спасибо, что вы меня вспомнили и позвали.
            Я – Азбука, учу читать,
            Меня никак нельзя не знать.
            Меня изучите на «пять»
            И сможете тогда,
            Любую книжку прочитать-
             Без всякого труда.

А в книгах есть про всё, про всё

Про реки и моря

И что у неба нет конца,

и круглая земля,

Про космонавтов,

к облакам, летавшим много раз

Про дождь,  и молнии, и гром, про свет,

тепло и газ.

А сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня  изучили, много ли нового узнали.

Учитель: Дорогая, Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике, Будь нашей гостей. А ребята покажут тебе, чему они  научились с твоей помощью.

Ученица:  Мы помним тот звонок веселый,
                  Что прозвенел нам в первый раз,
                  Когда вошли с цветами в школу,
                  В свой самый лучший первый класс.
                  Как встретил у дверей учитель,
                  Наш верный друг на много дней,
                  И шумная семья большая
                  Подружек новых и друзей.
                  Садясь за парту осторожно,
                  Чтоб школьной формы не измять,
                  Мы азбуки свои раскрыли,
                  Раскрыли чистую тетрадь.

Ученица: Мы в школе почти целый год отучились.
                 Вы много успели и много узнали.
                 Писать и считать вы уже научились.
                 И первые книги свои прочитали.
                 А верным помощником в этом вам стала
                 Первая главная книжка.
                 И первые буквы она показала
                 Девчонкам своим и мальчишкам.
                 Буквы потом сложились в слова,
                 Слова – в предложенья и фразы.
                 Огромный и красочный мир тогда.
                 Открылся, ребята, вам сразу.
Показ презентации одновременно с чтением стихотворений.

Ученик:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

Ученик:

Ель, топор, лопата, руки -

В каждой словно слышим звуки.

Звуки эти разные:

ВСЕ ВМЕСТЕ. Гласные, согласные.

Ученица:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Ученик:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

ВСЕ ВМЕСТЕ.

С-с-с... змеиный слышен свист,

Ш-ш-ш... шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж... шмели в саду жужжат,

Р-р-р... моторы торохтят.

Ученик:

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни: МАША!)

К нам явились на урок.

Ученица:

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай: СОВА.

Ученик:

Мила мыла руки мылом,

Маша кашу варит нам,

Чтоб скорей и легче было,

Все читайте по слогам!

Ученица:

Соединили мы два слова -

И предложение готово:

Дождь идет.

Гремит гроза.

Улетела стрекоза.

Ученики:

Мы знаем буквы, знаем слоги

Умеем говорить,  считать и постепенно

По – немногу мы научились все читать.

Песня «Азбука»


Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

    Припев:
        Азбука, азбука.
        Каждому нужна.
        Нам поможет книжки,
        Прочитать она!

Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать,
Без ошибки, точно.

    Припев:
       
Книжки могут рассказать,
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.

    Припев:

Инсценировка рассказа из книги Георгия Юдина  «Как мыша шалил».

Ведущий:

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину.

Мыша

Давай сочинять стихи!

Слушай, что я сочинил:

- Каждый день и каждый час Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей...

Миша (кричит): Малины!

Мыша (растерян): Да при чем здесь «малина»?! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы!»

Миша: Правильно! А теперь я сочиню. А про что? (чешет затылок).

Мыша: Ну, вот про тот мухомор.

Миша: Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

Мыша (испуган): Что ты! Что ты! Мухоморы есть нельзя. В больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора.

- В лесу нет доктора важней, Чем рыжий бойкий... Миша: Айболит!

Мыша: Муравей! Айболит лечит зверей, а муравей - лес!

Миша (с удивлением): Откуда ты все знаешь?

Мыша (важно): Кто много читает, тот много знает. (Раскрывает книгу.)


Учитель: Да, ребята, азбука приобщила вас к великому чуду Земли – грамоте. Без неё невозможно получать знания ни в какой науке.

Азбука: Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы.  Самой развитой страной  в древности была Греция . В ней раньше других придумали буквы. А болгарский учёный  Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян. Они составили две азбуки Кириллицу и Глаголицу. Но глаголица была  трудна  и от неё отказались, а пользовались Кириллицей. Долгое время буквы Кириллицы не были похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы сей час пользуемся. А более 1000 лет назад появилась книга о буквах. Называлась она по названию первых букв азбуки».

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие на паровозике.

Учащиеся читают стихотворения.

1. Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы.
По степям до синих гор,
На зеленый светофор.

2. В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд первоклассник,
Скорость набирает.

3. Прибавляет по пути,
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.

4. Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем зале – праздник!
«До свидания, Азбука!»

Учитель:

 Пары разводит паровоз, зажег два фонаря,

     И мчится с грохотом колес по строчкам букваря

Дети хором: По-е-ха-ли!

Звучит песня паровозика из Ромашкино.

(отрывок из мультфильма).

Путешествие по станциям (презентация).

  1. Загадкино.
  2. Книжкино.
  3. Составляйкино.
  4. Поляна сказок.
  5. Занимайкино.

6.Станция Алфавитная.

Ехали мы, ехали,

 К Азбуке подъехали.

 Живут здесь буквы разные:

 Гласные, согласные.

 

 Алфавит всем знать нам нужно,

 Мы его расскажем дружно

 Буквы-значки, как бойцы на парад,  

 В чётком равненье построены в ряд.

 Каждый в условленном месте стоит,

 И называется он алфавит!

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Б Буква Б проснется рано,
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров!
Богатырь Борис Бобров
 

В

Вот буква В видна вдали—

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

Г

Г — крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу, и в кочергу

Превратить я Г смогу.

Д

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д—труба печная.

Е, Ё

Е и Ё — родные сёстры.

Различить сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Ж

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

З

З»- не просто завитушка,

«З»- пружинка, крендель, стружка. 

И

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

—Три!

А какая буква?

—И!

Й

Букву Й зовут и краткой

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не спутать с И

Сверху галочку пиши.

К

Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он как буква «К».

Л

Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш.

М

Маша, глянь-ка, две горы,

 словно две родных сестры.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Н

На букве Н я как на лесенке

Сижу и распеваю песенки.

О

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она  кругла

Покатиться бы могла.

П

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

— Ну-ка, милый, не ленись—

Подойди да подтянись.

Р

Буква Р — на мачте парус

Вдаль летит — небес касаясь.

Я не РЭ, не РЭ

Хоть пишусь  я «во дворе»

Ты меня найдёшь в горах,

Тундре, речке

Рокочу я громким громом,

И реву звериным

Вот тигриным, например,

Моё имя буква «ЭР»

С

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

Т

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

У

Ты найдёшь сучок в лесу и

И увидишь букву «У».

Ф

Всем известно без подсказки

Буква «Ф» - как ключ от сказки. Никогда его у нас

 Не отнимет Карабас.

Х

Х - забавная  игрушка,

 Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка.

Ветру вольная подружка.

Ц

Буква «Ц»  - внизу крючок . Точно с краником бочок.

Ч

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре,

Только с цифрами, друзья,

 Буквы путать нам нельзя.

Ш

Посмотри на букву Ш—

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Щ

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Ъ

Из ведра не просто так нам воды напиться:

Нужен ковшик – Ъ, чтобы не облиться.

Ы    

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква «ы»

Все мы знать её должны.

Ь

Буква Р перевернулась Ь обернулась.

Э

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

Ю

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось

Получилась … буква  Ю.

Я

Буква «Я» шагает гордо.

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

 - А вы знаете, кто я?

Вы не знаете кто я.

Я не только буква «Я» -

Я и буква, слог и слово!

Азбука: Я несла вам слова, но вот беда,     налетел ветер и   слова рассыпались.

Учитель: Не волнуйся Азбука,  ребята соберут из слогов слова.

Азбука раздаёт конверты и учащиеся собирают слова.

Звучит музыка.

Учитель: Пары разводит паровоз, зажег два фонаря,

И мчится с грохотом колес по строчкам азбуки.

 

Дети хором: По-е-ха-ли !

7.Станция Частушечная.

Частушки:

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

 Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!

В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.

Я, друзья, готов к учебе,
И мой папа говорит:
"Станешь ты, сынок, ученым,
Будешь очень знаменит!"

Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье,
Все с уроками сидят-
Вот семейный наш подряд.

Мама просит, папа просит:
"Принеси отметку пять”.
Вы скажите по секрету,
Где же столько мне их взять?


Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
 

Учитель:

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Скажем прямо молодец!

 Учитель:

Пары разводит паровоз, зажег два фонаря,

  И мчится с грохотом колес по строчкам букваря.

 

Дети хором: По-е-ха-ли!

 Ученица:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти»

Не надо умолять сестрицу:

«Прочти, пожалуйста, страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А просто взять и прочитать

Ученица:

Позади нелегкий труд

Медленного чтения.

Нам  сегодня выдают        Удостоверения!

В том, что азбуку прочли.

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки        

Прочтёте вы любые книжки.

(Выдача удостоверений).

   А сейчас слово предоставляется библиотекарю школы. (Поздравления библиотекаря).

                           
 Учитель: Сегодня Азбука прощается с вами, но буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадях, в письмах, открытках, в афишах и на экранах.

Азбука.

Вы так хорошо пели, читали, рассказывали стихи, отгадывали героев любимых книг. Спасибо вам, ребята! Но делу время, а потехе час. Я привела к вам новую чудесную книгу.

(Входит «Книга для чтения»)

 

Литературное чтение:

Мои дорогие друзья!

День  сегодня такой:

Вы с Азбукой простились

и идёте в путь со мной,

Вместе мы прочитаем тысячи книг!

И каждый из вас гордо  скажет:

Я – ученик!

В дорогу девчонки! В дорогу мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей! Чудесные встречи и добрые книжки ступеньками будут на ней.

Дети:

Прощай, дорогая Азбука,
Расставаться с тобою жаль.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
За все огромное спасибо тебе,
Дорогая Азбука.

Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало
В нашей Азбуке родной.                

                Нам по чтению – пятерка!

                Позади нелегкий труд

                Слогового чтения…

                И теперь без передышки,

                Мы прочтем любые книжки.

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету,

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!

       

А сейчас слово предоставляется библиотекарю школы.

(Поздравления библиотекаря).

Песня «Улыбка».

       

 



.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - праздник "Спасибо Азбуке!"

Урок чтения в 1 классе. Прощание с азбукой....

Конспект урока "Прощание с азбукой"

Коспект урока "Прощание с азбукой" построен в игровой форме. Думаю, что данный конспект можно взять за основу и "перекраивать"для своего класса....

Презентация к уроку "Прощание с азбукой"

Презентация к уроку "Прощание с азбукой" построена в игровой форме ....

Урок- игра по Азбуке "Повторим то,что знаем"

Конспект урока Азбуки по теме "Повторяем то, что знаем"  по обрзовательной системе "Школа 2100".  Урок проводится  в первом классе после изучения  всех букв  русского алфавита...

Урок-праздник "Прощай, Азбука!"

Цели: привить любовь к книге и её создателям; в игровой форме повторить и закрепить знания детей по курсу "Азбука".Королева Ленивия и Клякса похитили принцессу Азбуку. Ребята выполняют задания, спрята...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....