Методические разработки внеклассных мероприятий
методическая разработка по теме

Мошкина Марина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_posidelki.docx23.2 КБ
Microsoft Office document icon scenariy_ktd_my_vse_takie_raznye.doc85.5 КБ
Файл maslenica.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Осенние  посиделки

Цели: воспитывать интерес и любовь к фольклору ;формировать знания об осенних явлениях   природы; познакомить детей с древним обычаем, обрядом, сопровождавшим окончание жатвы; оказывать на детей эмоциональное воздействие.

Форма: фольклорный праздник для детей и родителей младшего школьного возраста.

Оформление: пол усыпан листьями .Организованы выставки детских рисунков и осенних букетов.

Музыкальный материал: русские народные песни «Тонкая рябина», «Осень на порог», «В хороводе мы были», «На горе-то калина».

                                 Ход праздника.

Ведущий 1 :Поворотило лето на осень .Подул ветер-осенщик, принес с собой осенину- пасмурную, холодную погоду. А уж дождь полил - все лужи налил. Журавли на юг потянулись. «Колесом дорога»,  -кричат дети, чтобы те вернулись весной обратно.

Ведущий 2: Осень в который раз шуршит листьями по усталой земле. Одна за другой янтарными свечами загораются на опушке березы. Смотришь и удивляешься многообразию ощущений, переменчивости осенних картин…

                                  Исполнение песни «Осень на порог»

Ведущий 1: Окончив жатву, убрав последнюю копну с поля, праздновали на Руси праздник «Осенины». Дети забирали последний сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы. Они пели осенние песенки, желая хозяевам добра, сытости, призывая осень с ее щедрыми богатыми дарами.

                 Дети исполняют песенки – осенинки.

                        Осень, осень на порог!

                        Осенинщикам – пирог!

                        За наше терпение

                        Всем у угощение!

                        Мы пирог поели- еще захотели.

                        Осень, осень,

                        Сноп последний носим.

                        Приходи с ливнем.

                        С хлебом обильным,

                        Со льном высоким

                        С корнем глубоким,

                        С толокном, обмолокой,

                        Золотым венцом.

Ведущий 2: Наступает обильное, щедрое на угощение осеннее время с румяными яблоками, пышными пирогами. Издавна на Руси переход то осени к зиме отмечался промыслом, заканчивались полевые работы, устраивались посиделки. Вот и мы с вами вспомним один из старых русских обычаев.

                Выбегают два скомороха.

Скоморох 1:Добрый день, гости званые и желанные! Люди старые и молодые, женатые и холостые!

Скоморохи вместе: Милости просим  на осенние посиделки!

Скоморох 2: Всех приглашаем! Душевно встречаем!

                Ребята читают стихи об осени русских и кубанских поэтов.

                Виталий Бакалдин «Осенние страницы»

                        Распустила рябина косы,

                        Золотые склонила пряди.

                        Проплывает неслышно осень

                        В хороводном своем наряде.

                        Паутина в согретом небе.

                        Кот на солнце зевает сладко.

                        Залихватски надвинув гребень,

                        Ходит кочет вокруг  хохлатки.

                        Тыквы тяжко лежат на крышах.

                        Редких тучек прозрачна пряжа.

                        И разносится: «Коля! Миша!

                        Вот завеялись….

                        Что ты скажешь…»

                        Мальчуганы бегут босые.

                        По карманам – шафран из сада.

                        Двор осыпан,

                        Весь мир осыпан

                        Светлым золотом листопада.

                        С.Улитина «Осень»

                        Листья на асфальте словно звезды

                        Ночью неожиданно зажглись,

                        Листья на асфальте словно слезы-

                        Плачет угасающая жизнь.

                        Плачет, плачет, тихо угасая,

                        Начиная светлую пору,

                        Осень, словно девочка босая,

                        Листья рассыпает на ветру.

                Плавные, как лодочки в тумане,

                Падают спокойные они,

                Их никто жалеть уже не станет,

                Гаснут тихо звездные их дни.

                        Гаснут. Кружит с листьями повсюду

                        Смутное предчувствие беды.

                        Только остаются, точно чудо,

                        Листьев желтых детские следы.

Скоморох 1: В осеннее ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет и снизу метет.

Скоморох 2: А сейчас мы вспомним некоторые приметы осени, которые люди знали с давних пор.

Осенние приметы:

Дым стелется- значит быть непогоде.

Дым столбом - к хорошей погоде.

Бабье лето ненастно - осень сухая.

Осенью тихая вода - хорошая зима, шумная - морозы, метели.

Если журавли полетят на Покров ( в октябре ), будет мороз.

Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

Скоморох 1: Может быть, вы, гости дорогие, вспомните, что говорят об осени пословицы  и поговорки?

( Проводится конкурс - ребята перечисляют пословицы и поговорки об осени.)

Скоморох 2: Ну и молодцы наши гости! А теперь настала пора встретить осенние месяцы.

 Выходят ребята в костюмах, символизирующих месяцы осени

«Сентябрь»: Обо мне говорят: « В сентябре одна ягода горькая, да и та рябина».

«Октябрь»: Меня называют грязником. В народе обо мне говорят: « Октябрь ни колеса, ни полоза не любит».

«Ноябрь»: А обо мне говорят так: « В ноябре зима с осенью борется».

«Сентябрь»: А теперь, гости  дорогие, отгадайте наши загадки.

(Осенние месяцы раздают гостям загадки написанные на осенних листьях)

  1. Дождлива да сытна. (Осень)
  2. С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Лист)
  3. Над рекою, над долиной

Повисла белая холстина. (Туман)

  1. Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)

5.Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

  1. Крупно, дробно зачастил

Всю землю напоил. (Дождь)

6.Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.(Облака)

7.Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев,

   Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат.  (Подсолнух)

8. Пришла без красок и без кисти, да перекрасила все листья .  (Осень)

Ведущи1:: Красива осень и богата! Заканчивая полевые работы, издавна на Руси водили хороводы. Последний снятый с нивы сноп наряжали в сарафан, украшали лентами и бусами, а вокруг него водили хоровод.

Исполняется песня « В хороводе были мы» с инсценировкой

«Октябрь» :Осенью отмечают не только праздник урожая…Многие отмечают свои именины и мы хотим подарить в подарок именинникам веселый танец.

(Учащиеся исполняют веселую «Кадриль»)

Ведущий 2: Конечно, что за посиделки без песен, без танцев, без частушек….Дорогие гости, я знаю, что многие из вас знают и любят веселые, задорные русские частушки. Прошу вас показать ваше мастерство!

        Частушки-нескладушки

Хорошо пропели песни,

Милые подружки,

Только что за посиделки

Без частушки?

На осеннем на лугу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе

Помирает со смеху.

Я сегодня не в порядке,

Завтра лучше наряжусь:

Дыни на ноги одену,

Кукурузой подвяжусь.

Взял землицу я в аренду,

Чтоб построить там фазенду.

Посадил арбуз и дыню,

А теперь ищу рабыню.

Мой миленочек не плох-

Посадил он мне горох.

Ну, а я для Сенечки

Сею в поле семечки.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла-

Я не удержалась,

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулась я назад:

Сапоги мот лежат.

Вам частушки мы пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья, мы с частушкой

К вам приедем еще раз!

Ведущий 1:А сейчас я предлагаю вспомнить замечательные стихи, посвященные осенней поре. Послушайте небольшой поэтический концерт.

(Проводится конкурс на лучшего чтеца)

Ведущий 2: Какая разная осень…И веселая, солнечная, и грустная, унылая…Каждый поэт видит ее по – своему.

Ведущий 2: И в русских народных песнях осень бывает то печальной красавицей, то искрящейся радостью щедрой хозяюшкой. Давайте послушаем.

( Звучат русские народные песни )

Ведущий 1: Я вижу, что наши гости хорошо отдохнули, повеселились…Теперь самое время для соревнований. Приглашаю выйти на середину зала две команды по пять человек.

( В конкурсах принимают участие представители учащихся разных классов)

Игра-конкурс «Осень»

  1. Кто больше соберет шишек…
  2. Определите названия грибов.
  3. Переберите шишки, отделив еловые от сосновых.
  4. В помещении спрятаны шесть кленовых листьев. Найдите их.
  5. Соберите осеннюю мозаику.
  6. Спляшите русский народный танец.

Ведущий 2: Вот и подошли к концу наши посиделки. Надеюсь, вам всем было весело и интересно.

Ведущий 1: Прощаясь с вами , мы ждем новой встречи.

Скоморохи: А вот и чай пожаловал, горячий, бодрящий. Пейте с вареньем для хорошего настроения!

(Девочки разносят чай и пироги гостям )

Скоморох 1:Люди добрые, послушайте, потом не говорите, что не слышали грамоту!

Скоморох 2: « Грамота, писанная в лето…ноября, затейниками осеннего праздника. Сей грамотой подтверждаем, что дорогой гость посетил наши «Осенние посиделки». Был встречен улыбкой ласковой, душу согрел у огонька нашего и обрел множество друзей. Гость унесет от нас память добрую, ибо все тепло сердец своих и щедрость души наши затейники отдали « Осенним посиделкам». Волею судьбы стали гости нам дороги. Двери нашего дома всегда для них открыты. Коли будет мимо дорога. Не обходите нашего порога!»

(Скоморохи вручают каждому классу маленькие «грамотки» на память о посиделках)



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

Методическая разработка

КТД

«Мы все такие разные»

Подготовила: классный руководитель 2 «Б» класса

Мошкина Марина Николаевна

2011 год


Коллективное творческое дело

«Мы все такие разные»

Цель: обучение культуре межнационального общения, способствовать воспитанию толерантности, познавательного интереса к изучению обычаев и традиций других народов; воспитание любви к своей малой Родине.

Ход мероприятия

Ведущий1

Здравствуйте гости жданные,

Званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и с любовью,

С хлебом – солью! С хлебом – солью!

Ведущий 2

Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.

Ведущий1

Хлебосольством и радушием

Знаменит Кубанский край,

Для гостей и песни лучшие,

И медовый каравай.

Ученица

О Кубань, держава могучая!

Я горжусь, что ты моя страна.

Ты на свете самая лучшая,

Навсегда тебе предана я.

Ученик

Нет на свете места уютней,

Нет людей добрей и милей,

Чем в стране моей величавой

На Кубани родимой моей.

 Ведущий 2: А наша кубанская семья действительно богатая на национальности. Есть здесь  русские корни и  украинские, армянские и адыгские,  чеченские и черкесские.

Все они сейчас собрались,

Расселись на скамейках

Чтоб принять участие

В народных  посиделках

Ведущий 1:

У Кубани, у реки

Проживают казаки.

Петь, плясать все мастера

Взрослые и детвора.

Ведущий 2. Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку культуры своей Родины, изучать ее, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть: и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой.

         Ведущий 1 .Кубань богата традициями. Перемешались русский и украинский говоры, перемешались армянские и адыгейские традиции. Много у кубанского народа напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь – таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них – это деревенские посиделки!

Ведущий 2. В будни, в свободное от работы время, в кубанских станицах и на хуторах собирались на посиделки.

Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушками. Посоперничать  в потехах и забавах.

Стихотворение « Посиделки»

1 ученик

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2 ученик

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

ВЕДУЩИЙ : А какая Россия без русской матрешки!

Хозяйка: Добрые гости всегда в пору!

Заходят девочки, кланяются и говорят:

Мы матрешки, мы сестрички,
Мы девчата- невелички.

Как пойдем плясать, да петь,

Вам за нами не успеть!

                ( Танец матрешек)

Ученица

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по « сусекам»

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!!

Ученик

Если вы в « своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Ведущий 1 . Хотели бы вы на таких посиделках побывать, да своими глазами все увидеть? Ну, тогда, закройте глаза и считайте все до 10……

         Ведущий 2: Оказались мы с вами в кубанской хате. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.

(Хозяйка хлопочет у печи)

Хозяйка: Дом вести - не головой трясти,

         Все надо припасти.

Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти)

Ведущий 2. Посиделки устраивались  в каком-либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть и рассказать какую-нибудь бывальщину

 Хозяйка: Загадаю я вам , ребятки, загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

– Правильно, ребята! Весной. Такой теплой и радостной, солнечной весной. Хороша Весна-красна! Много света, радости несет нам она. На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Хозяйка. Что девчата приуныли?!

Давайте весну-красну встречать,

Песнями величать.

        ( исполняется песня « Веснянка» )

Ведущий 1.– Молодцы, ребята! Садитесь на свои места. После такого хоровода Весна смело войдет в свои права, порадует нас с вами цветами, солнцем и веселым птичьим пением.

Хозяйка. Друзья, знаете, за что я люблю март? За обилие праздников, символизирующих приход самой прекрасной (любвеобильной) поры — весны. День сурка, праздник цветущей сакуры, Мэрцишор ….Но есть и наш с Вами праздник, который поистине имеет звание славянского — Жаворонки. У  русского народа существует поверье, что 22 марта по новому стилю из теплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок.

  Ведущий 2.Подобно тому, как мы ассоциируем людей, которым не спится вечно по утрам, с жаворонком, так и с приходом Жаворонка весна пробуждается ото сна, скидывает с себя белую шубу, украшает себя мохнатыми ветками вербы, ежедневно принимая себе в подарок бесконечное количество подснежников. Потому-то эта птица и прекрасна, и не менее желанная, чем сама весна.

– В народе говорят: «если на сороки увидел скворца – весна у крыльца»

 Ведущий 1.Или: «Сколько проталинок – столько и жаворонков». По традиции на Жаворонки обычно пекли  из теста «куликов и жаворонков» с распростертыми крылышками (показать плакат). Эти птички как бы летящие, с хохолками, с глазками-изюминками. Считается, что испеченные птицы, должны были вызвать прилет настоящих птиц и ранний приход весны. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Хозяйка.        Выходи народ, становись у ворот

Весну закликать, зиму провожать.

Ведущий– Представьте себе, что перед нами течет река. Так и в старину, люди собирались на высоком берегу реки, поднимали вверх испеченных «жаворонков». Считалось, что чем выше поднимешь «жаворонка», там ближе к солнышку, а значит и весне. И ускоряя приход весны, пели весенние песенки-заклички.

– Давайте, ребята, покличем Весну!

Дети выходят на импровизированную полянку и в хороводе исполняют весенние песенки-заклички.

1 Полно,беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять-пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

2 Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

3 Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

4 С черной смородиною,

С грушами, со яблочками!

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!

5 Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Уроди лён высокий,

Рожь, овёс хороший!

Хозяйка.После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:

Как жаворонок высоко летал,

так чтобы и лен твой высокий был.

Какая у моего жаворонка голова,

так чтобы и лен головастый был. –

 Вот какие они замечательные у нас получились. Разбирайте их, угощайтесь и угощайте гостей!

 Хозяйка.Не знаю как у Вас, но во мне эта птица пробуждает мое славянское начало: доброту, широту души и желание повеселиться…. Шучу, конечно, насчет последнего… Хотя в каждой шутке есть доля шутки!

                                ( хозяйка поет песню « Самовар» )

 Ведущий 2.А еще существует древний обычай в этот день покупать птиц в клетках и непременно тут же выпускать их на волю.

 Ведущий 1. Культура и обычаи  некоторых народов похожи на русскую. Ближе всего к русской культуре– культура  славянских народов (белорусов и украинцев). – Можно сказать, что между культурой русского народа и украинского нет границ!

 Хозяйка – Я знаю, что у нас есть ребята и других национальностей. Расскажите,  как у вас встречают Весну?

(гости Украины)

 Приход весны в Украине связан с целым рядом интересных народных обрядов. 14 марта, празднуют день Евдокии. И с ним также связано действо встречи весны, который называют гуканья весны. Звали весну так: Ой весна, весна, днем красна, что ты с нами, весна, принесла?

Ранее в день Евдокии молодежь собиралась за селом или городом на лугу, опушке. Здесь водили хороводы. Народная пословица говорит: «Там, где хоровод ходит, там жито родит». Молодежь пела обрядовые песни: гаивки и веснушки. Некоторые из них дошли и до нашего времени.

Прослушивание украинской народной песни « Веснянка»

А еще закапывали в землю горшок с кашей. В народе считали, что за зиму земля проголодалась, ее нужно накормить. Поэтому в землю закапывали горшок. Хоронили его обязательно под березой - деревом, которое одним из первых просыпается весной.

У славян и у многих других народов  особое отношение было к аисту. К этой птице  было принято относиться , как к благодетельным предкам, которые заботятся об оставшихся на земле потомках, существовали разнообразные способы получить их помощь.

На Благовещение к прилету птиц выпекали специальные хлебцы с изображением аистиной ноги. Детям доверялось подбрасывать их вверх, обращаясь к птице с просьбой об урожае. У южных славян дети приветствовали аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами. В Полесье просили у него урожая, приговаривая: «Бузьку, бузьку, на тобі галіопу, а ти мені дай жита копу, на тобі борону, а мені дай жита сторону, на тобі серпа, а мені дай жита снопа».

Галиопой (или жаворонками) называлось обрядовое печенье в форме птицы. Просили у аиста и ветра при зное во время жатвы: «Іванько, Іванько, зашли нам трохи вітру, бо не здюжимо жати». Считалось, что если молодая девушка ранней весной увидит первый раз пару аистов, то выйдет в этом году замуж, а если одиночного, то останется в девичестве.

На Украине крестьяне верили, что в дом, на котором появилось его гнездо, придет счастье и согласие, в семье не будет ссор, дети вырастут здоровыми, хозяина усадьбы ждет хороший урожай на поле и в саду. Село, в котором поселилось много аистов, могло рассчитывать на богатый урожай и не бояться засухи.

         Для славян аист – божья птица-защитница. Например, истребляет жаб, в которых превращаются ведьмы, а гнездо его охраняет от всех злых духов. С идеей подачи благ связаны и украинские народные песенки об аистах (лелеках). Например:

Бузьку Iване,

Дай менi сметани –

Я ж ноги помащу,

За тобою полечу.

Бузько Микола,

Крутися довкола.

Завтра раненько

Буде тепленько.

Чорногузе-дядьку,

Зроби менi хатку

I ставок, i млинок,

I цибулi грядку,

– Лелеко, лелеко!

До осенi далеко?

– Як замовкнуть жаби,

Як померзнуть баби,

Тодi осiнь настане,

Теж їсти не стане,

Полечу в кращий край,

На той рiк дожидай.

Аналогичны приведенным песенкам и загадки, в частности:

Летiв птах через дах,

Сiв на воротях в червоних чоботях.

Якi ноги заввишки, такий нiс завдовжки.

Хату на хатi має, всiм жабам рахунок знає.

На вершку палати хатина,

А там пан високий.

...Скоро, очень скоро прилетят на Украину «человечьи» птицы аисты, недолго ждать осталось. Кувыркаться ли при виде их и просить ли о чем-нибудь – каждый волен решать сам, но то, что их появление – само по себе радость, это несомненно. Так ведь?

Расскажем Вам сегодня о национальном празднике «Мэрцишор», который отмечается на Украине и Молдове. Существует множество вариаций легенды, связанной с появлением мэрцишора. Вот лишь некоторые из вариантов.

 Легенды рассказывают: в конце февраля солнце пригрело землю. Потекли ручейки. Появились проталинки. На окраине села, у опушки леса, из-под колючих стеблей перекати-поле выглянул белый цветочек.

Рассердилась зима на такую смелость подснежника, нагнала вьюгу, запорошила землю снегом, заморозила цветок. Но весна решила его спасти. Разгребая руками снег, она уколола палец о колючку. Горячая кровь обагрила снег, согрела и оживила подснежник.

Так соединились белый и красный цвета, ставшие символом прихода весны, символом молодости, красоты, щедрой доброты и любви.

Каждый год 1 марта люди прикрепляют к левой стороне груди искусно сделанные красно-белые цветы - мэрцишоры. Их носят целый месяц, а 1 апреля до восхода солнца вешают (на счастье) на ветку фруктового дерева.

Девушки соревнуются в искусстве изготовления мэрцишоров.

Эти миниатюрные украшения могут быть в виде цветов, колокольчиков, бусинок, человечков, сердечек, но обязательно в красно-белой гамме. Дарят их друг другу с пожеланиями счастья, любви, удачи во всех делах, как символ наступившей весны, новых надежд.

По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится.

Вот такие  мы славяне!

( И мы приготовили для вас  подарки)

Хозяйка. Много за столом гостей, много услышишь разных новостей!

Издавна на Северном Кавказе сосуществуют, взаимопроникая и обогащаясь, множество культур населяющих его народов. – Для казаков, с давних пор поселившихся на Тереке и Кубани,   законодателями кавказской «моды» были кабардинцы, черкесы и другие адыгские народы. Кабардинский конь, черкеска, бурка, их манера скакать на лошади, владеть оружием долгое время служили образцом и для казаков. Например, в Масленицу в кубанских станицах наряду с приготовлением блинов и галушек обязательно устраивались скачки, джигитовки. Некоторые казачьи танцы по темпераменту и темпу исполнения со временем становилось трудно отличить от горской лезгинки.

Другая  традиция – куначество (от тюркского слова «кунак» – гость). Слово изначально связано с обычаем гостеприимства. Но со временем стало обозначать понятие, больше близкое по значению к «другу», «побратиму». Казаки и горцы нередко встречались и вместе решали проблемы взаимоотношений между родами, семьями, экономические, культурные вопросы, совместно проводили  национальные праздники.

Праздник Навруз-байрам, история которого насчитывает более трех тысяч лет, стал неотъемлемой частью культуры многих кавказских народов. . Этот праздник сродни европейскому Новому году. "Как встретишь Навруз, так и будешь жить весь год" - говорится на Кавказе. Чем не русская поговорка «Как новый год встретишь, так его и проведешь?» Навруз  - это древний  обряд встречи нового года, обряд обновления природы, который у горцев ассоциируется с весной. История праздника  связана с днем весеннего равноденствия. Праздник символизирует пробуждение земли и готовность ее к урожаю, а также пробуждение всего живого.

 Значение этого праздника близко и представителям других национальностей, проживающих  на Кавказе, ведь он призывает всегда жить в согласии и дружбе, проявлять уважение друг к другу, к людям старшего поколения, оказывать бескорыстную помощь больным, одиноким и сиротам, всем без исключения, нуждающимся во внимании и заботе. Перед наступлением Навруза каждый человек должен был попросить прощение у друзей, близких, соседей за нанесенные обиды. Считалось хорошим знаком заключить в этот день брак или мировое соглашение. «Мир и любовь» - вот символ Навруза.

Согласно древним поверьям Востока, человек был создан при участии четырех стихий - воздуха, огня, воды и земли. Эти стихии и отражены в атрибутах Навруза и его ритуалах.

У тюркских народов приход весны олицетворялся победой света над тьмой. Потому один из главных атрибутов Навруза - костер. Пламя несет в себе очищающее значение. Одна из традиций праздника - загадать желание и перепрыгнуть через догорающий костер 7 раз, тогда все загаданное непременно сбудется.  В поговорках и песнях Навруза огонь выступает в качестве пожирателя зла и всех недугов. Прыгая через костер, люди отдают огню все плохое, оставляя его в уходящем году.

В память об усопших и как дань уважения к прежним поколениям в праздник Новруза зажигают свечи.

В канун торжества хозяйки пекут национальные сладости - шагербуру, пахлаву  и делают хончу - поднос с сухофруктами, орехами и крашеными яйцами. . Одна из традиций праздника Навруз, каким бы изобильным ни был праздничный стол, - центр его обязательно должно украшать блюдо с зелеными ростками пшеницы и крашеными яйцами. Эта традиция перекликается с христианской традицией встречать весенний праздник Пасхи такими же зелеными ростками и крашеными яйцами. В день Навруза принято ходить друг другу с поздравлениям и в гости.

 На празднике Новруз  певцы и музыканты демонстрируют свои таланты, а девушки на

выданье- красоту и хозяйственность.

Пришел Навруз, весна пришла,

Природа  ярко расцвела.

Все рады празднику вокруг

И каждый здесь

и брат и друг.

Праздник радостно встречаем

Мы в республике родной.                                              

Поздравляем, поздравляем

Всех в Наврузом и весной

В гости к нам Навруз пришел,

Всем нам стало хорошо.                                                                  

Мы танцуем и поем,

Дружно, весело живем.

                        ( исполняется кавказкий танец)

Пусть свет лучезарной звезды этого  сказочного праздника сопровождает Вас на всем жизненном пути и дарит свое тепло радужными улыбками счастья, шелестом весенних лепестков приносит в Ваш дом только добрые вести, рассыпается с небес золотым дождем удачи,волнует хрустальным прикосновением живительных родников земли, услаждает слух райским звучанием песен о любви, дружбе, мире и радости!!!

Существует поверье, что с приходом этого праздника на землю спускаются добрые ангелы-фаришта, которые дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежду. Но ангелы, по легенде, не посещают дома, в которых затаилась вражда. Отсюда важный ритуал Навруза - необходимость простить долги, забыть все обиды и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться.

 Главный день праздника - первый, 21 марта. В последующие тринадцать дней принято ходить в гости, посещать родственников, покупать и сажать саженцы молодых фруктовых деревьев, собираться веселыми компаниями на природе.

( творческая работа)

-     Ребята, в честь весеннего праздника, мы предлагаем вам посадить дерево «Толерантности». Возьмите каждый свои листочки и прочитайте, что по вашему мнению, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, чтобы наши отношениия     стали  как можно толерантнее.

Ведущий: Ну, гости дорогие, пора и честь знать, Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.

1 гость: Стол "спасибом" красится.

2 гость: Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.

3 гость: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.

4 гость: Спасибо, этому дому, пойдем к другому.

Ведущий: Вот и шуткам, прибауткам конец,

 А кто здесь был, да нас слушал - молодец!

-Хозяйка. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Добро пожаловать к столу.

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна



Предварительный просмотр:

Методическая разработка фольклорного праздника «Масленица» разработанная учителем начальных классов МОУ-СОШ № 9 Мошкиной Мариной Николаевной.

Цели: продолжить расширять знания детей о фольклоре, народных традициях; развивать активность; создать детям радостное настроение; формировать интерес к народным песням и играм; продолжа воспитывать детей на лучших традициях народного творчества.

Форма: фольклорный праздник.

Музыкальное оформление:  народные песни « Ой, Масленица», « Как на тоненький ледок….», песня – хоровод « Метелица», песня «Как зима с весною повстречалась».

Масленица - один из самых любимых в народе праздников.

Масленица издавна славилась своим весельем, хлебосольством. Древний смысл праздника был в том, чтобы сегодняшним изобилием вызвать еще больший достаток в будущем.

        По красоте, поэтичности, озорству, веселью – это самый продолжительный из праздников.

        На  Руси  Масленица длится целую неделю и каждый день имеет свое название.

1-й день (понедельник) – « Встреча» - встреча Масленицы. Девушки и парни брали соломенное чучело и ходили с ним по деревне.

2-й день (вторник) -  « Заигрыши» - этот день посвящен молодежи. Начинались игры, гулянья.

3-й день (среда) – « Лакомка». Лакомились блинами.

4-й день (четверг) – « Широкий четверг». В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, водили хороводы.

5-й день « Тещины вечерки». Говорили: « Хоть тещины блины сладки, да тещ угощают на Масленицу зятьки».

6-й день « Золовкины посиделки».

7-й день « Прощеный день». День проводов Масленицы

В это воскресенье люди просили у всех прощения за нанесенные обиды:

« Прости, сыми с меня вину!»

« Прости, если что неладного между нами вышло».

« Прости меня грешного,  на Великий пост».

        Наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, не держать зло.

        Это очень хороший, древний обычай, не следует забывать о нем. Вспомните о нем в воскресенье и попросите прощения у тех, кого обидели, у своих родителей.

                                Давайте начинать праздник!

        Сегодня мы постараемся соединить все дни недели. Будем – петь, плясать, веселится и играть!

        Ведущие:

        - Здравствуйте ,гости дорогие! Маленькие и большие!

        - Здравствуйте, гости! Милости просим!

        - К нам на праздник поспешите, с нами  спойте  и спляшите1

        -Что за праздник? Что за праздник?

        - Не слыхали о нем разве?

        Будет праздник здесь большой, встретятся Зима с Весной!

Зиму песнями проводим, спляшем с нею в хороводе.

А весну весельем встретим, словом ласковым приветим!

Маслена неделя в школу к нам пришла!

На пенечек села, блинчики поела…

Другим закусила, на веселье пригласила.

Ой, ребята, та - ра – ра! Выходите со двора!

Зиму провожаем, Масленицу отмечаем!

Уходи, Зима, с дороги, уноси скорее ноги!

Приходи, Весна - Красна,  принеси скорей тепла!

Приходи погода ясная! Приди солнышко красное!

Учитель:

- Ну что, ребята, будем  Масленицу встречать, к себе зазывать!

                        ( выходят  скоморохи)

1-й скоморох                Милости просим,

                                Будьте, как дома,

                                Вся территория Вам знакома.

                                Матушку зиму отпраздновать нужно

                                И проводить, как положено, дружно!

2-й скоморох                Нам везде надо успеть-

                                И сплясать, и песню спеть!

                                Съесть корзину пирогов

                                Да с три короба блинов!        

                                Мы избу беленую

Чисто подметем,

Ой, тоску зеленую

Мы не пустим в дом!

Холод да метелицу

Прочь прогоним мы,

Эй, встречай с весельицем

Проводы зимы!        

3-й скоморох                Что ни лес, ни трава

                                Расстилается

                                Под ногами лежат

                                Расстояньица

                                Неоглядны российские

                                Стороны

                                Режут землю свою

                                Плуги – бороны.

                                А землица лицом

                                Рябоватая,

                                А земля то  людьми

                                Богатая.

                                И в плечах, и в руках у них

                                Силища.

                                Будут нынче народные

                                Игрища.

                                Что ни лес, ни трава

                                Расстилается

                                Праздник Масленицы

                                Начинается!

                        ( продолжают ведущие)

Ведущие:  Масленица в городах, станицах,

                В праздник надо веселиться

                Песни петь, с горы кататься,

                И, конечно же, смеяться.

- Здесь друзья мы не случайно, но скажу Вам для начала: «Много все мы игр знаем, с Вами мы сейчас сыграем! Новую игру, друзья, покажу сегодня я!»

Учитель:

        - Подождите, не спешите, вы игру не заводите! Посмотрите все вперед, кто- то в гости к нам идет!

                        ( под музыку заходит Зима)

Зима:

        Здравствуй, весь народ честной!

        День сегодня не простой!

        Я пришла проститься с Вами!

Скоморохи:

        Отмечаем нынче мы

        Праздник проводов Зимы!

        Недовольства, скуки нет!

        Наш, Зима, тебе привет!

Зима:

        К вам пришла я в старинном кокошнике,

        В кружевном сарафане сама.

        Бью челом я Вам гости хорошие,

        Я – Зима!

        Вместе с Русью живу я в былинах,

        И, как ей, мне немало веков…

        То я сплю на пуховых перинах,

        То кружусь над куделью ветров.

        Я сурова, а все меня любят

        Я морозна, а все меня ждут.

        И я знаю, что добрые люди

        Проводить меня с честью придут.

        Русский снег – это вечная книга,

        Много помнит он, много хранит,

        Снег стал мягким, как хлеба коврига,

        Скоро первый ручей зазвенит.

Учитель:

        Погоди, Зима прощаться,

        И с народом расставаться!

        Мы еще хотим играть и

        Загадки отгадать!

Зима:

        А вы знаете загадки о зиме? И сможете их отгадать?

        Ну, тогда слушайте!

        Он черной тучей был сначала,

        Он белым пухом лег на лес

        Покрыл всю землю одеялом

        А по весне совсем исчез.  ( Снег)

        

        Чтобы осень не промокла

        Не раскисла от воды,

        Превратил он лужи в стекла,

        Сделал снежными сады.   ( Мороз)

        Его весной и летом

        Мы видели одетым

        А осенью с бедняжки

        Сорвали все рубашки,

        Но зимние метели его в меха одели.    ( Дерево зимой)

        Что за стол среди берез

        Под открытым небом?

        Угощает он в мороз

        Птиц зерном и хлебом.  ( Кормушка)

        Ветви белой краской разукрасит,

        Бросит серебро на крышу вашу.

        Теплые весной придут ветра

        И ее прогонят со двора.   (Зима)

        У нас под крышей белый гвоздь висит,

        Солнце взойдет, гвоздь упадет. ( Сосулька)

Скоморох 2.

        Солнце греет все сильней

        Капают  капели.

        Поглядите на людей -

        Лица посветлели.

        Приближается Весна

        В зеленом убое

        И воспрянет ото сна

        Вся природа  вскоре.

        Весна идет

        Спешит весна

        В далеком громе ледохода.

        Мы ждем тебя Весна – Красна,

        Желанная невеста года!

Песня  « Как  Зима с Весной повстречалась»

( под песню заходит Весна)

Весна:

        Я пришла сюда из послезавтра

        На последний хоровод Зимы.

        Сказочник наверно, постарался,

         Чтобы с нею повстречались мы.

        Белый цвет закрашу я в зеленый

        И подснежник первый посажу.

        И, конечно, как всегда влюбленным

        Имена любимых подскажу!

Зима:

        Время проводов настало,

        До свидания, люд честной.

        Погуляли с Вами мало,

        Ну, да встретимся зимой.

        Принимай, Весна, правленье,

        Ключ тебе в награду!

        Ты сердца людей, в волненье

        Приводи и радуй!

 ( передает ключ)

Зима:

        Прощайте, люди, и простите.

        На зиму зла вы не держите!

        Желаю Вам добра и света,

        И лишь тепла весной и летом!

Ученица:

        Прощай, Зима, прости ты нас,

        Что рады мы весне сейчас!

        Что нынче нам весна милее

        Что о тебе мы не жалеем.

        Счастливого пути желаем,

        На север с миром отпускаем!

        Ждем тебя через годок,

        На осенний на листок!

Зима:

        В свои права, Весна вступай!

        Природой править начинай.

                ( уходит)

Весна:

        Пусть на щеках румянится

        Весенняя заря.

        Ведь девицей – красавицей

        Зовут меня не зря.

        Лучами солнца знойного

        Снега я растоплю,

        Для вас ковры зеленые

        Повсюду расстелю.

        Пойду я, люди добрые,

        По пашням по садам,

        Всю силу плодородия

        В награду вам отдам.

        Сверкай же, солнце красное,

        Потоками звеня,

        Встречай же праздник радостный,

Родимая земля!

Скоморох:

        Всем сегодня будет жарко,

        Хоть не очень жарко днем.

        Здесь аукцион подарков

        Мы сейчас для вас начнем.

        Вот подарок первый сорт-

        Персональный , вкусный торт.

Учитель: Весна – начало земледельческих работ. А вы знаете пословицы о труде? Проверим! Я буду говорить начало пословицы, а вы конец.

        Ученье – свет… (а не ученье – тьма)

        Не красна изба углами …(а красна пирогами)

        Маленькое дело лучше… (большого безделья)

        Не сиди, сложа руки …(не будет скуки)

        Труд человека кормит…(а лень портит)

Ну, ребята, чтобы Весна полноправно вступила в свои права, а Зима не оставила нам морозцев, будем зазывать Масленицу!

                        ( Зазывалки)

Ученик:

        А мы масленицу встречаем

        На горушке поджидаем,

        Маслом гору  поливаем, сыром гору натираем,

        Блинами гору устилаем,

        Приходи скорей. Широкая Масленица!

Ученица:

        Душа ль, ты моя , Масленица,

        Сахарные твои уста,

        Сладкая твоя речь.

        Приезжай ко мне в гости,

        На широкий двор,

        На горках покататься,

        В блинах поваляться.

Ученик:

        Уж ты, моя Масленица,

        Красная коса, русая коса,

        Тридцати братьев сестра,

        Трех матушек дочка,

        Приезжай ко мне во тесовый дом

        Умом повеселиться,

        Речью насладиться.

Ученица:

        Приезжай, честная Масленица,

        Широкая Боярыня

        На семидесяти семи санях

        На широкой лодочке

        В город пировать!

                ( Под музыку заходит Масленица)

Учитель:

        -Здравствуй, сударыня Масленица, праздник зимы холодной, праздник весны ясной!

Масленица:

        Дорогие друзья земляки,

        Честь и слава, и гордость России!

        Вы в делах  и в  труде велики.

        Имена ваши очень простые

        Михаилы, Иваны, Петры, Николаи,

        Егоры, Кириллы…

        Шли в атаку, взрывали мосты,

        Не жалея ни жизни, ни силы.

        Дорогие друзья- земляки,

        Анны, Марьи да Анастасии

        Ваши души, кК мир широки,

        Вы - надежда и совесть России

        Землю эту любили, как мать,

        Не жалея для Родины жизни

        И умели всегда понимать

        Все великие думы Отчизны,

        Дорогие друзья- земляки!

        Ни межи нас, ни села не разнят.

        И поэтому с легкой руки

        Открываю заслуженный праздник.

        Он корнями уходит в века,

        Силу, удаль людей умножая,

        Праздник памятный издалека,

        Открывающий путь к урожаю.

        Праздник мира и поля, и трав,

Праздник душ человечьих свободных,

Праздник  масленичных забав,

Русских игр да игрищ народных.

Эта речь моя – не напрасленница,

Будет зиму провожать – Масленица!

- Низко кланяюсь я вам, дорогим моим друзьям!

А вы знаете, что праздник Масленицы длится ровно неделю, 7 деньков!

И всю неделю можно есть блины! Блин – это символ солнца, он такой же круглый, а солнце – символ возрождающейся жизни, так как пришла весна, с солнцем все начинает расти! О блинах сложено много поговорок. Кто из вас их знает?

                        ( Поговорки)

        Без блинов – не Масленица, как без пирогов не именины!

        Блин – добро не один!

        Блин – брюха не портит!

Масленица:

А еще на масленицу есть хороший обычай: прощеное воскресенье!

Дети:

Да – да! Мы знаем! Зима от нас  уходила и прощения попросила!

Масленица:

В это воскресенье люди просили у всех прощения за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не следует забывать о нем!

Учитель:

Давайте  продолжать наш праздник!

Лето для старания, а зима для гуляния!

Скоморох:

        Может мысль спесивая

        Но в России, тут

        Самые красивые

        Девушки живут.

        Хочет кто понравиться,

        Милого любя,

        Выходи красавица,

        Покажи себя.

                ( Девочки танцуют хоровод)

Скоморох:

        Хочешь победить подружку,

        Спой веселую частушку.

        Приз дадим универсальный

        Интересный, музыкальный

                ( Исполняются  частушки)

Учитель:

        В старину на Руси  ни один праздник масленицы не обходился без игр и забав. Давайте и мы  вспомним русские забавы!

Скоморох:

        Все понятно без вопросов.

        Все вопросы позади.

        Эстафета водоносов

        Водоносы, выходи!

                        ( Проводятся шуточные соревнования)

Учитель:

        А еще на Руси была такая игра: « Бой петухов»

                        ( Проводится игра)

Масленица:

        Ну, что ребятки, пока вы отдохнете, я вам еще обычай расскажу!

                        ( Вносят  чучело масленицы)

        На масленичной неделе принято было делать чучело из соломы, наряжать его в девичий наряд.

Обращались к нему как к живому существу, то гостья дорогая. То девица красная. В последний день праздника чучело сжигали, разбрасывая пепел  по земле, чтоб был хороший урожай!

        Вот такие были обычаи на Масленицу!

- Чучело я вам дарю, предайте чучело огню1

Сожгите его сами, спалите со словами:

« Загорись , костер, запылай огонь.

Уходи зима, приходи, весна!

Прощай, зима, прощай, Масленица!»

        А мне нужно печь зажечь, да блинов для всех испечь!

        Как с масленицей проститесь, так блинами угоститесь!

                        ( Масленица уходит)

Ведущий 1:

        Ребята, где проводы русской зимы, там и блины!

Ведущий 2:

        Праздник наш завершаем!

        Всех за стол приглашаем!

        

        

                                
































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник урожая"

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим – пребольшим. В садах росли диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у светофора"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....