Классный час "Необычные приключения в Стране хорошего тона"
классный час (3 класс) по теме

Василенко Людмила Алексеевна

 

Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;

развивать навыки культурного поведения и речевого общения;

установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_v_strane_vezhlivogo_tona_3_klass.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Необычные приключения в Стране хорошего тона"

Подготовила:

Василенко Л.А

Цель: привитие культуры поведения, речи, общения младших подростков.

Задачи:

усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;

развивать навыки культурного поведения и речевого общения;

установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Конспект классного часа

Вступительное слово .

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодняшний классный час необычный, мы постараемся разобраться в путанице, которая произошла в Стране хорошего тона.

Эта страна знакома вам с детства. Вы и не замечаете, как ежедневно путешествуете по ней. В раннем детстве вас учат дома, в детском саду, в начальных классах, как правильно жить в этой удивительной Стране хорошего тона. Становясь постарше, вы, незаметно для себя, начинаете задавать себе вопрос: "Как окружающие относятся к вам?"

Вот с разрешения этого вопроса мы и будем "распутывать" клубок загадок Страны хорошего тона. А начнём мы с вами с песни М. Матусовского и В. Шаинского «Вместе весело шагать»

Слайд 1. « Необычные приключения в Стране хорошего тона"

Учитель. Тема нашего классного часа "Необычные приключения в Стране хорошего тона"

Учитель.  Сегодня мы будем работать над культурой поведения, речи, общения подростков. Для этого постараемся усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми; развивать навыки культурного поведения и речевого общения; постараемся установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; будем воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Слайд 2. "Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость".Сервантес.

 Учитель.  Сервантес писал: "Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". И действительно, вежливость- это не только умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику, но и знание речевого этикета.

  Ученик. В автобусе и классе, и в шуме дискотек

 Ты должен быть прекрасен и чуток, человек!

 Но, делая уступки, ты резко не дели

 Одежду и поступки, и помыслы свои.

 Случается нередко - и это не секрет -

 Красивой этикеткой сменяют этикет.

 И вроде всё в порядке, и всё как у людей,

 Но это только прятки от совести своей.

Учитель. Ребята, скажите мне, что такое "этикетка"? (дети отвечают на вопрос ученицы)

Да, верно, это информация о вещи.

 А что такое "этикет"? (ответы учеников) Это манеры, умение вести себя в обществе, воспитанность.

Слайд 3 «Театральные подмостки»

Первая сценка, её обсуждение. Действующие лица: десятиклассник, первоклассник.

Десятиклассник: Прикидываете, тащусь я вчера на подоконнике, а тут подкатывает кругляшка из 1 "б" и чешет...

Первоклассник: Здравствуй, Саша, как дела?

Десятиклассник: У! Дела воще моща!

Первоклассник: Что- что?

Десятиклассник: Да классно, говорю, шо один фитиль такое сморозил: подкатывает к шкету, дай, говорит, мотик погонять, сел и почесал, а тут мент, а он давай выпендриваться. Варежку разинул да как дерябнется - сам с фингалом, мент чуть не с катушки, а мотик шмякнулся. Во ржачка была, клёво, да?

Первоклассник: А что, там лошадь была?

Десятиклассник: Какая лошадь?

Первоклассник: Ну та, которая ржала.

Десятиклассник: Да ты ничего не понял. Один фитиль....

Первоклассник: Без свечи?

Десятиклассник: Ну, конечно же, без...

Первоклассник: А что это за фитиль такой?

Десятиклассник: Да парень такой длинный подкатил к шкету...

Первоклассник: К какому шкету?

Десятиклассник: Да шибзик такой, вот с таким шнобелем.

Первоклассник: С кем, с кем?

Десятиклассник: Да не с кем, а с чем - нос у него такой. Сел и почесал...

Первоклассник: У него, наверное, чесалось что-нибудь?

Десятиклассник: Да нет, попилил он!

Первоклассник: И что, распилил?

Десятиклассник: Что распилил?

Первоклассник: Как что, мотик!

Десятиклассник: Чем?

Первоклассник: Ну этим... Шнобелем!

Десятиклассник: Да нет! Шнобель был у шкета, а у фитиля фингал. Ему бзик в голову ударил, он кочевряжился, варежку разинул, вот и дерябнулся! Теперь-то ты понял?!

Ученик: Да, теперь он понял, что ты абсолютно не знаешь русского языка. Помнишь, как у Гоголя: "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькает, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величавая красота... Редкая птица долетит до середины Днепра..." А не твоём языке-бзике это прозвучало бы так: "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не бормотнется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не секёшь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит".

Учитель:Что мы можем сказать о десятикласснике Саше Н.? (выслушиваются ответы).

Слайд 4.  «Нельзя засорять нашу речь»

Итак, мы делаем вывод о том, что такие слова засоряют нашу речь, искажают и делают её непонятной!

Однако иногда даже хорошие слова могут обидеть. Приглашаю выйти ... (выступление учеников).

Вторая сценка. "Обыкновенные слова". Действующие лица: брат и сестра.

Сестра: Витя, сходи за овощами, и вот еще тебе дело: вымой, пожалуйста, посуду.

Витя (буркнул недовольно): Вот еще!

Сестра: Да ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею обед сварить.

Витя (растягивая слова, передразнивая): Ну и пожалуйста!

Сестра: Витя, подумай, что ты говоришь? Мне очень надо поскорее выполнить мамину просьбу.

Витя (недовольно): Подумаешь, очень надо.

Учитель: Ребята, скажите, почему брат обидел сестру, ведь он употреблял в речи обычные слова? (ответы ребят)

Обыкновенные, хорошие слова могут стать обидными! Это зависит от того, какой смысл вкладывает человек в сказанное!

Третья сценка

"Мир в семье всего дороже"

Действующие лица: Автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.

Автор: Жили-были Дед и Баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да курочка-невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный на совет

Собрал Внучку с Бабкой Дед.        

Дед: Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?        

Внучка: Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Автор: Начался тут сыр да бор

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед: Ты балда!

Бабка: А ты дурак!        

Автор: Начался такой скандал -

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка: Ну ни как не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Внучка и Бабка: Что наделала ты, Ряба?        

Автор: Дед не плакал, как ни странно,

Вывернул с дырой карманы.

Дед: Нету денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже!        

Учитель: Да, мир в семье всего дороже.

Четвертая сценка. "Петина болезнь" Действующие лица: доктор, мальчик Петя.

Доктор: Заходи, больной.

Петя: Я не больной, у меня только горло:.

Доктор: Что горло? Болит?

Петя: Хрипит.

Доктор: Что ж, посмотрим. (Дает ему градусник, берет лист бумаги и пишет).

- Как же тебя зовут, Птичкин?

Петя: Петя.

Доктор: В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В третьем"вы".

Доктор (удивленно): Вы! Что это за "вы"? Не знаю я такого класса. А дружно вы живете в вашем классе?

Петя: Жутко дружно и весело:

Доктор (приподняв очки, удивленно): Жутко? И весело? А учитесь хорошо?

Петя: Порядок! Особенно девчонки жмут! Их учителя в пух и прах хвалят!

Доктор: А ты как учишься?

Петя: Клево! Вот только вчера по физ-ре "двойку" схватил:

Доктор: О, это ужасно! Такие слова: "клево, по физ-ре:" Тут явно болезнь, но только не горла, а языка и головы. Покажи, пожалуйста, язык.

(Петя открывает рот и говорит: "А-а-а").

Доктор (смотрит в рот): Покраснение, правда, есть. Но оно скоро пройдет. Вот примите сейчас (подает пузырек и ложку).

Петя(берет пузырек, читает по слогам): "По 5 капель после приема пищи". (Пьет и пищит).

Доктор: Петя, что с тобой? Почему ты пищишь?

Петя: На пузырьке написано "пищи", вот я и пищу.

Доктор: Вот чудак! Ты не только говорить, но и читать не умеешь. Написано: "после приема пищи". Мой тебе совет - лучше учиться.

Слайд 5. Нужен словарь!

Ежедневно для общения друг с другом мы используем устную речь. Однако не всегда говорящие задумываются над правильностью данной речи. Нарушение правил произношения ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и неграмотной. Помочь здесь может только орфоэпический словарь. Обращайтесь к нему почаще.

Учитель. А сейчас послушаем частушки о вежливых ребятах в кавычках.

Частушки

  1. Заиграй-ка, балалайка,

 Балалайка – три струны!

 Подпевайте, не зевайте!

 Выходите, плясуны!

  1. Тетя Сима попросила

 Слазить Витю на чердак

 «Извините тетя Сима,

 Я вам вовсе не батрак».

  1. Коля ссорится с друзьями

 В ход пускает кулаки

 У задиры под глазами

 Не проходят синяки.

4. В поезд входят три юнната

 - Ух, народу сколько тут!

 - Занимай места, ребята,

 - А то бабушки займут!

5. Говорит лентяйке мать:

 - Убери свою кровать!

 - Я бы, мама, убрала.

 Только я еще мала!

6. Петя ловко ловит рыбу,

 Может лодки мастерить,

 Только «здравствуй и спасибо»

 Не умеет говорить

7.Ты играй повеселее

 Балалайка в три струны!

 Подпевайте, кто умеет,

 Не стесняйтесь, плясуны.

 Слайд 6. Мы в кинозале.

Просмотр отрывка мультфильма.

 Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из м/ф "Зеркальце" и ответить на вопрос: "Можно ли сказать, что человек, употребляющий этикетные слова, всегда прав, честен, искренне вежлив и воспитан?" (ответы ребят) Когда человек хочет получить выгоду, он льстит, говорит неискренне, и о таком человеке мы не скажем, что он воспитан и вежлив.

Слайд 7. Домашнее задание.

Человек, с которым у тебя много общего, но вряд ли ты с ним будешь откровенным (товарищ)

Установленный порядок поведения (этикет)

Поступки, совершаемые нами ежедневно (привычка)

Внутреннее осознание добра и зла; твой главный судья (совесть)

Твой выбор в конкретной ситуации (поступок)

Достоинство, то, что вызывает уважение (честь)

Знание правил поведения в обществе (воспитанность)

Слайд 8. Мы культурные и вежливые дети.

Учитель.   Улыбнемся друг другу , пожелаем всего л хорошего и закончим наше мероприятие песнкой В.Шаинского и М.Пляцковского «Улыбка»

Итог классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Правила хорошего тона.

Внеклассное мероприятие для детей 2 класса, которое поможет учителю повторить с детьми правила хорошего тона, вежливые слова, узнать новые исторические факты....

Классный час Правила хорошего тона "Будь всегда вежливым"

Классный час в 3 классе "Будь всегда вежливым"...

Классный час «Приключения в Стране дорожных знаков»

Классный час«Приключения в Стране дорожных знаков»...

Классный час «Правила хорошего тона»

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет....

Классный час " Правила хорошего тона"

Классный час "и Правила хорошего тона"...

Внеклассное мероприятие на тему: «НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СТРАНЕ ХОРОШЕГО ТОНА»

ЦЕЛЬ: ПРИВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, РЕЧИ, ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ:–   усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;–   развивать навыки культ...

Конспект классного часа. 2 класс. Тема: "Правила хорошего тона".

Конспект классного часа. 2 класс. Тема: "Правила хорошего тона"....