Межсетевое муниципальное мероприятие "Ай да Масленица!"
методическая разработка на тему

Назаренко Светлана Ивановна

Праздник для детей разного возраста( 5-10 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_mezhsetevogo_prazdnika.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка межсетевого праздника

 "Ай да масленица !"

Цели  и  задачи 

  1. Знакомство с русскими народными традициями, традицией празднования Масленицы.
  2. Воспитание уважения к русским обычаям, традициям.
  3. Расширение познавательных интересов, любви к культурным ценностям.
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Формирование интереса к русской кухне.
  6. Создание эмоционального настроя, умения работать в коллективе.

Вступление

Наш сегодняшний праздник посвящен проводам зимы и называется Масленица. Маслена-честная, веселая, широкая — так называли неделю перед Великим постом на Руси. Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике. Сегодня в актовом  зале собрались представители  детского сада № 10, детского сада № 69, школы № 31, школы № 34 – самые быстрые, ловкие, умелые. А судить будут самые объективные представители (представление судей).

Первый день Масленицы: Понедельник - «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне. Дети выносят чучело Масленицы. Поют песню «А мы Масленицу повстречали» и водят хоровод вокруг Масленицы.

Дети устраивают перед Масленицей «бой» снежками. Выходят скоморохи и объявляют  Масленичные  забавы: «Сейчас  будет  очень  весело, потому что пришло время поиграть, весёлой игрой Масленицу потешить». Проводятся игры.

Учащиеся читают стихи про Масленицу. ( 6-7 человек )

Второй день Масленицы - «заигрыши»

С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

А  знаете  ли  вы пословицы  о  труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы заканчиваете:

  1. Ученье свет... (а неученье — тьма). 
  2. Готовь сани летом... (а телегу — зимой). 
  3. Не красна изба углами... (а красна пирогами). 
  4. Маленькое дело... (лучше большого безделья).
  5. Чем дальше в лес... (тем больше дров). 
  6. Не сиди, сложа руки... (не будет в доме скуки). 
  7. Труд человека кормит... (а лень портит).

Участникам  команды  предлагается   поделиться  каким-нибудь рецептом блинов.
Команда получает по 1 баллу за каждую правильно названную пословицу, за оригинальный рецепт блинов команда получает от 3 до 6 баллов.

Третий день Масленицы – называется «лакомка» зять  к теще на блины

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

И продолжит наши выступления  детский  сад № 10

Дети рассказывают стихи и участвуют в викторине загадок

1. Идет Яшка, белая рубашка. (Снег)

2.  Что растет вверх корнем? (Сосулька)

3.  Гуляет в поле – да не конь.
Летает на воле – да не птица. 
(Метель)

4.  Чист, ясен, как алмаз, но дорог не бывает.
От матери рожден, и сам себя рождает. 
(Лед)

5.  Стоит волчище, разинув ртище.  (Колодец)

6.  Днем стекло разбито, ночью вставлено.  (Прорубь)
7.  Летом спят, а зимой бегут. 
(Сани)

8.  Сам иду – и они идут, сам стою – и они стоят,
Стану кормить – не едят. 
(Лыжи)

9.  Без рук, без ног, а в подворотню ползет.  (Ветер).

10. Не крапива, а жжется, не солнце, а печет. (Печка)

Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

На этот день приходилась середина масленой недели. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

С частушками на сцене детский сад № 69 и детский сад № 10

Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день

Ведущий объявляет сбор вокруг Масленицы. Вокальная группа поёт песню «Вдоль по улице ребятушки идут».

Вдоль по улице ребятушки идут,
Вдоль по широкой удалые идут.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Вдоль по широкой удалые идут.

Как на молодцах кафтаны дороги,
Опоясочки шелковые.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Опоясочки шелковые!

Как у девиц златы косоньки,
А сапожки – то сафьяновые.
Ой, жги, ой, жги, говори!
А сапожки – то сафьяновые.

У парнишек шапки бархатные.
Черна соболя околышки.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Черна соболя околышки.

Шестой день Масленицы - золовкины посиделки

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы.

Пора  нам  прощаться с Масленицей. Сейчас она сгорит, а это значит – конец Зиме!»

Дети заводят хоровод вокруг чучела с песней «Гори, гори, ясно». Затем чучело поджигают. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг.

Все хором. Уходи, Зима! Приходи, Весна! Прощай, Зима! Прощай, Масленица!

«МАСЛЕНИЧНЫЙ ПОЕЗД»
для учащихся 5 – 6-х классов

Учащиеся 5 – 6-х классов за месяц проведения мероприятия получают задание – узнать как можно больше о праздновании Масленицы на Руси. Затем ученики формируют команды, которые будут выступать от лица всего класса. В день праздника участники команд собираются в фойе школы, их встречают ведущие – скоморохи. (Приложение 1).
Капитаны команд получают маршрутные листы. (
Приложение 2). Команды отправляются по станциям.

Станция « А ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ОБЫЧАИ?»

Вопросы:

1. Какое самое главное угощение на масленичной недели? С чем это может быть связано?
2. Что символизирует чучело Масленицы?
3. Откуда на Русь пришла традиция – празднования Масленицы?
4. Как называется каждый день масленичной недели ? Расскажите  о каком- нибудь дне подробно.
5. Как называется последний день масленичной недели, с чем это связано?
6. Знаете ли  вы произведения русской литературы, в котором описано, как праздновали Масленицу в России?

Станция: « СПОЙ ПЕСЕНКУ»

Участникам команд  предлагается исполнить подготовленную песню, частушку о Масленице. А также  им  предлагается  текст  песни,  которую  нужно спеть. 
Команда получает за исполнение подготовленной песни от 5 до 10 баллов.

Станция «СМАСТЕРИ ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ»

Ребятам  предлагается   различный   материал  (ткань,  клей,  нитки,  вата, цветная бумага, картон),  из этого материала они должны за 5 минут смастерить чучело Масленицы.
Команда получает от 5 до 10 баллов.

Станция «ЗАИГРЫШИ»

Ребятам предлагаются различные веселые  конкурсы.
На ватмане  каждый участник команды с завязанными глазами должен нарисовать Масленицу.  Начинает капитан команды, дальше каждый участник команды продолжает  рисовать с завязанными глазами. 
Команда за этот конкурс получает  от 4 до 8 баллов.
Побеждает та команда, у которой получится самая красивая Масленица.

Станция «БЛИННАЯ»

Ведущий:  

После прохождения всех станций ребята собираются в фойе школы для подведения итогов и награждения победителей «масленичными» грамотами (Приложение 3).

День третий

МАСЛЕНИЧНЫЙ ПОЕЗД
для учащихся 7 – 8 классов

В игре участвуют команды по 10 - 15 человек. В начале игры все команды собираются в актовом зале, где ведущий объясняет условия игры и выдает маршрутные листы. (Приложение 4)

Станция  «ТРАДИЦИИ»

Ведущий:  Ребята, вы сейчас будете отвечать на мои вопросы, относящиеся к традициям празднования Масленицы. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

Вопросы команде № 1 

  1. Как называется первый день Масленицы?  (Чистая масленица – широкая боярыня)
  2. Как русские люди издавна отмечали этот день? (В понедельник Масленицу Масленка, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу  платья – женское и мужское, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. В этот день полагалось устраивать и раскатывать ледяные горки)
  3. Что являлось кульминацией праздника? (Сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны.)

Вопросы команде № 2 

  1. Как называется второй день масленицы?  (Заигрыш)
  2. Как русские люди издавна отмечали этот день? (На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах ходили ряженые.)
  3. Что являлось кульминацией праздника? (Сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны.)

Вопросы команде № 3 

  1. Как называется третий день масленицы?  (Лакомка)
  2. Как русские люди издавна отмечали этот день?  (В этот день полагалось очень много есть. Повсюду проводились ярмарки, шли народные гуляния. В каждом доме накрывали столы со всевозможными яствами. На первом месте в ряду угощений блины.)
  3. Назовите поговорки третьего дня масленицы. («Не житье, а масленица». «Что есть в печи – на стол мечи!»)

Вопросы команде № 4 

  1. Как называется четвертый день масленицы? (Перелом, разгуляй)
  2. Как  русские  люди  издавна  отмечали  этот  день? (Катание  на  санях по улицам, кулачные бои, поджигание тележных колес и дальнейший спуск их по склонам, борьба с медведем, колядки)
  3. Что являлось кульминацией праздника? (Сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны.)

Станция  «СДЕЛАЙ КУКЛУ»

Каждая команда должна сделать куклу. Заранее учащиеся готовят все необходимые материалы.

Станция  «МУЗЫКАЛЬНАЯ»

Каждая команда должна исполнить заранее подготовленную песню о Масленице. Команда получает от5 до 10 баллов.

Станция  «МАСЛЕНИЧНЫЕ  ЗАГАДКИ»

Станция  «БЛИННАЯ»

Участникам  команды   предлагается   поделиться  каким-нибудь  рецептом блинов.
Команда получает за оригинальный рецепт блинов от 3 до 6 баллов.

Станция  «СПОРТИВНАЯ»

В спортивном зале собираются все команды для участия в масленичном соревновании. Соревнование состоит из трех конкурсов.

Конкурс «Русская метла»

«Кто дальше» – шуточное первенство в метании метлы на дальность.
«Кто быстрее» – бег змейкой на метле между выставленными в зале кеглями.

Конкурс «Три ноги»

Играющие разбиваются на пары, причем каждой паре связывают ноги. Пара на «трех ногах» должна добежать до поворотного флажка и вернуться на линию старта.

Конкурс «Тачка»

Командная эстафета. Каждая команда разбивается на пары. Одному достается роль тачки, другому – водителя, который берет своего партнера за ноги. «Тачка» должна доехать до поворотного флажка и вернуться обратно, где на смену ей уже готова к движению другая такая же «тачка».

После подведения итогов проходит награждение команд «масленичными» грамотами (Приложение 3).

День четвертый

СПОРТИВНЫЙ  ПРАЗДНИК «РУССКИЕ ЗАБАВЫ»
для начальной школы

Команды в составе 8-10 человек от каждой параллели.
Ведущие: учащиеся десятого класса.

Под ритмичную русскую народную музыку дети вбегают в зал и строятся в четыре шеренги (по командам).

Ведущий 1. Сегодня все побывают на празднике, который называется масленица. С давних времен леди весело провожали зиму (отсюда – катания на санках и коньках, снежные бабы и снежки) и ласково встречали яркое весеннее солнце (в его честь было принято печь блины). Не нарушатся традиции и на этот раз: будет и катание на лыжах, на санях – «на тройках», будут и снежки, и «снежные бабы».

Ведущий 2. Сегодня в спортивном зале собрались лучшие представители 1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б, 4А, 4Б – самые быстрые, ловкие, умелые. А судить будут самые объективные представители десятого класса (представление судей).

Ведущий 1.А теперь я загадаю вам загадку, а вы хором на нее ответите: «Два березовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжи и зовут их … (Лыжи).

Ведущий 2.А теперь посмотрим, на сколько точно вы можете исполнять упражнения. Наши консультанты будут наблюдать за правильностью выполнения всех упражнений. (Приложение 5)

День пятый

«ХОРОВОДЫ.  ПРОВОДЫ  ЗИМЫ»

. (Приложение 6).

1 скоморох: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

Межсетевое взаимодействие школ ЮВАО по проблеме введения ФГОС НОО в практику обучения начальной школы.

В 2011-2012 учебных годах  в нашей школе проходил комплекс окружных  семинаров по теме: «Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО». Семинары проводились для з...

Межсетевое взаимодействие школ ЮВАО по проблеме введения ФГОС НОО в практику обучения начальной школы.

В 2011-2012 учебном году в нашей школе проходили окружные семинары по теме: «Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО». Семинары проводились для заместителей дирек...

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учителей, работающих по ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом  «Об образовании в РФ», Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и  основного  общего о...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...