Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Внеклассное мероприятие "Масленица".

    Черкасова Вера Геннадьевна

    Важно чтобы дети через игры  ,песни изучали обычаи и традиции нашего народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие « Масленица».

    Ведущий :

    Последняя неделя перед Великим постом называется сырной седмицей-«Масленицей».

    Это самый весёлый праздник ,любимый  у русского народа. Каждый день имеет  своё название, за каждым днём закреплены определённые действия и обычаи.

        Главное блюдо Масленицы –это блины. Первый блин на Масленице – за упокой. Его кладут  на окошко ,  «для душ родительских» со словами:

    -Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!(это делали взрослые ,у которых родители уже умерли).Иногда этот блин отдавался нищим, чтобы они поминали усопших.

         Дети же всю неделю катались с гор и веселились, взрослые к ним присоединялись позже, примерно со среды или четверга. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодёжи -найти пару.

          Центральной фигурой была Масленица – кукла из соломы ,которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали в сани и везли на

    Гору с песнями: встречали  с ней Масленичную неделю. А в воскресение – «прощенный день»- устраивали проводы Масленицы. Собирали дрова ,а вечером сжигали чучело на костре.

         Сегодня мы с вами пришли на пир Масленицы, угостимся блинами  и постараемся вспомнить и весёлый праздник .Я. вам предлагаю отправиться по сырной седмице.

    Ведущий:

    Первый день назывался «Встреча».

    (Дети встают в пары и выходят в зал, первый ученик несёт куклу из соломы Масленицу, поют песню ).

    Ученики:

    Солнце красно пригревает

    К нам Масленицу зазывает.

    Ой, приди красавица,

    Праздник этот нравится.

    Ведущий:

    Второй день назывался «Заигрыш». Заигрывали люди с весной ,ждали тёплых деньков.

    Ученики:

    Весна, весна –красна

    Прейди ,весна с радостью,

    С доброй радостью,

    С великой милостью:

    Со льном высоким

    С корнем глубоким,

    С дождями сильными,

    С хлебами обильными.

    Ведущий:

    Чтобы весна дождями не скупилась и хлебами уродилась,  мы весну заиграем.

    Давайте вместе с весной поиграем русскую народную игру «Коза-дереза».

    Ученики: (хором).

    Коза- дереза

    На базаре была.

    Купила косу

    За свою слезу.

    Побежала моточком,

    Виляя  хвосточком.

    Ты, коза –дереза,

    Лубяные глаза,

    На что тебе коса?

    Солист: Сено косить.

    Хор: А на что тебе сено?

    Солист: Коровок кормить.

    Хор: А на что коровки?

    С.: Молочко доить.

    Хор: А на что молочко?

    С: Сырцы лепить.

    Хор: А на что сырцы?

    С.: Пастухов кормить.

    Хор: А где пастухи:

    С.: На войну ушли?

    Хор: А где война?

    С.: Посреди гумна.

    (Как только солист заканчивает свои слова ,он должен догонять детей из хора. Кого он поймает тот будет солистом т.е «Козой –дерезой».

    Ведущий .

    Третий день назывался « Лакомка». В этот день обязательно «лакомились» блинами.

    Ученики:

    Исполняют песню « Блины».

    Мы давно блинов не ели .

    Мы блинов захотели.

    Ой, блины, блины, блины

    Вы блины мои.

    Ведущий.

    Четвёртый день назывался «Разгуляй», в этот день к гуляниям детей присоединялись взрослые.

    Ученики исполняют танец «Топотушки».

    Веселей-ка

    Бей ногами.

    Бей ногами

    Пляши с нами!

    Этак! Так! (Пяточка)

    Да вот так! (Носочек)

    Эдак! Так!(Три притопа).

    Ещё так!  ( Три хлопка).

    Ведущий:

    Пятый день назывался «Тёщины вечеринки».

    В этот день зятья гостили у своих тёщ, поевши блинов взрослые шли кататься м горы.

    Взрослые тоже любили играть в разные игры.

      Игра « Матушка-весна».

    Эта старинная игра начинается со считалки, эта считалка помогала без сор разделить игроков на две команды6

    :

       Ученики считаются:

    Под горою у реки

    Живут гномы-старики.

    У них колокол висит,

    Серебряный  звонит:

    Диги, диги, диги, дон,

    Выходи из круга вон!

    Пары играющих ,берутся за руки поднимают их вверх,  получившиеся « ворота» цепочкой проходят  и поют.

     

    Идёт матушка- весна,

    Отворяйте ворота.

    Первый март пришёл-

    Всех детей провел.

    А за ним апрель-

    Отворил окно и дверь.

    А уж как пришёл май-

    Сколько хочешь,  гуляй.

    Кто оказался в «ловушке у ведущих выбирает себе одно из ведущих, как только за ведущими собираются команды ,начинается перетягивание команд.

    Ведущий:

    Шестой день назывался «Заловкины посиделки».

    Очень любили  в этот день проводить конкурс на лучшую певунью частушек.

    (Проводится конкурс).

    Ведущий:

    Седьмой день назывался « Прощеный         день». В этот день люди стремились очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощение.

    Ученики:

    Прости меня матушка,

    Прости меня батюшка!

    За непослушанье

    За лишнее понуканье.

    Прости меня Варюшка,

    Прости меня Марьюшка!

    За проказы шалости,

    За глупые малости.

    Участники кланяются гостям и друг другу. Уходят из зала ,чтобы сжечь куклу  Масленицу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)

    В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...

    Внеклассное мероприятие, посвященное Международному Женскому Дню 8 Марта

    Целью данного мероприятия является воспитание уважительного отношения к мамам, желание помочь им, создать теплый нравственный климат между матерями и детьми. ...

    Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"

    При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...

    Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

    Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

    Интегрированное внеклассное занятие: «Математика. Внеклассное чтение».

    Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....