Школьный проект КОЛОДЕЦ
материал по теме

Денисенко Лариса Леонидовна

В рамках проведения акций по благоустройству школьной территории, мной, классным руководителем и родителями был придуман и осуществлен проект по благоустройству школьного двора. Здесь есть цели, задачи. сроки реализации, и все необходимые расчёты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игра «Птичьи трели»

для учащихся 2-3 классов

Цели мероприятия. 

  1. Воспитывать любовь к природе.
  2. Познакомить с зимующими птицами нашего края. Научить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.

Задачи мероприятия. 

  1. Расширение экологических представлений младших школьников.
  2. Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.
  3. Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Оборудование: компьютер, мультимедиа

Ход занятия

Организационный момент

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о птицах. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости.

Вед  Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

ВЕД  Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

ВЕД    Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.

И сегодня мы поговорим о братьях наших  меньших  - птицах.

Ведущий. Сегодня у нас играют две команды, которые продемонстрируют свои знания о  птицах.

За первым столом команда:                                       За вторым столом команда:

        «Синички»                                                                         «Ласточки»

Ведущий: 1 конкурс «Угадайте, как меня зовут?»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах. Команды отвечают хором (на экране появляется  картинка-отгадка с изображением птицы).

Эта птичка никогда
Для птенцов не вьёт гнезда.
Сядет где-то на суку
И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»

 

Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!»

 

Стрекотунья, белобока,
Наша сплетница… 

 

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её…

 

Прилетают к нам зимой,
Им не нужен летний зной.
Грудка ярче, чем заря,
У красавца…

 

Маленький певец лесной,
Как прекрасен голос твой!

 

 

Конкурс 2. «Собери и объясни пословицу о птицах».

Три представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой слова перепутаны местами. Нужно восстановить пословицу и объяснить её смысл

 

Конкурс 3. «У кормушки». А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?

(Ведущий  загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и прикрепляет на кормушку.)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает
( Воробей.)

Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ...
(Снегири.)

У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
( Сова. )

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)

Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)

Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
( Ворона.)

Вот сколько птиц прилетело на кормушку.

Конкурс 4. Какой корм дадим каждой птичке?

(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.) 

  1. воробей- зерно
  2. снегирь - ягоды рябины
  3. дятел - насекомых
  4. синица - насекомых, сало, зерно
  5. сова - мыши
  6. ворона – зерно

 Конкурс 5: «Исторический» Угадать о какой птице идет речь

1.Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу « нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)

2.Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимся клювом и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут лежать годы без изменения. (Клёст) 

3.В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее имя этой птицы. ( Кукушка)

4.А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни .У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании его зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас? (Козодой)

  

Конкурс 6. "Барометр природы"
Ведущий:
Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).
2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).
3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).
4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)
5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).
7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).
8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).
9. Вороны садятся на снег (к оттепели).
10. Чайки ходят по песку,
Моряку сулят тоску,
Села чайка на воду,
Жди ...(хорошую погоду).

Ведущий. Сегодня мы много говорили о птицах. И последний наш конкурс 7 «Назови птицу.» письменно

1.Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи.)

2.Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)

3.Какую птицу называют лесной кошкой? (Сову. Охотиться ночью.)

4.Кто летает быстрее всех? (Стриж.)

5.Кто летает дальше и выше всех? (Орел.)

6.Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерева, рябчики.)

7.Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

8.Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка.)

А сейчас мы вместе с вами перенесёмся в зимний лес, чтобы понаблюдать за жизнью птиц зимой.

Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. Только слышно где-то на дереве стучит неугомонный дятел. Маленький воробей сидит нахохлившись на ветке. Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы (рисунок с изображением синицы). Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу (рисунки синиц). Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего.

Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев.

Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток, сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом.

Летом самка кладёт 10-15 яиц, насиживает их в течение двух недель.

Кормят своих птенцов оба родителя, принося в гнездо корм 300-350 раз.

Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду где есть кормушки, синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой, они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько корма, сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой.

По соседству с синицами можно встретить поползня. (Рисунок птицы.)

То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка – поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает.

Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато - серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых.

Кроме этих птиц  лесах остаются на зимовку : тетерева, глухари, куропатки (показываю рисунки).

Это промысловые птицы.

Промысловая птица - является предметом промысла, человек охотится на неё, употребляя в пищу мясо.

Ребята, а каких  зимующих птиц у нас вы знаете?

Остаются у нас на зиму:( вороны, сороки, воробьи,, совы) Их называют зимующими птицами или оседлыми. Эти птицы живут в наших местах  весь год, они не улетают на юг.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

Почему кормушки для птиц надо каждый год устанавливать в одном и том же месте?

Итог мероприятия.

Что интересного, нового вы узнали о птицах?

Что вам больше всего понравилось?

М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.

Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.

Наше мероприятие подошло к концу.



Предварительный просмотр:

70летию Сталинградской битвы посвящается

«Святая земля Сталинграда»

Открытый классный час

Подготовил и провёл   кл рук 9Б класса   Л.Л.Денисенко

Февраль 2013г

Классный час  с презентацией и музыкальным видеороликом

на тему «Святая земля Сталинграда»

Цель: формирование у молодого поколения чувства патриотического сознания, причастности к героическому прошлому Родины, гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне.

Задачи: понять значение Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне, помочь детям увидеть силу и величие русского солдата.

Слово учителя:

 Сталинград – это город, у стен которого в годы Великой Отечественной войны во многом решалась судьба человечества. Подвиг нашего народа и его Вооруженных сил спас человечество от фашистских варваров, он не померкнет в веках. Сталинградская битва – одна из крупнейших битв второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. 12 июля 1942 года фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. 14 июля в ней было объявлено военное положение. 23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 

От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.
Следы врага – развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не видно солнца в черном небе
На месте улиц – камни и зола.
В зное заводы, дома, вокзал,
пыль на крутом берегу,
Голос Отчизны ему сказал
– Город не сдай врагу,
Верный присяге русский солдат
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался рыча.
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.

- Время героев обычно ты кажешься прошлым.
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.

- Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть и славу, и долгую добрую память
Время героев, а что ты оставило нам?

- Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни-
Радость работы на мирной, счастливой земле.

Ребята, сегодня мы вновь будем говорить о легендарных страницах истории нашей страны о Сталинградской битве.

Довоенный Сталинград  

Тезисы выступления:

Город (до 1925 года - Царицын) основан в XVI веке. К 40-м годам XX века Сталинград превратился в один из крупных промышленных центров страны. Накануне войны в нем проживало около полумиллиона человек и насчитывалось свыше 120 промышленных предприятий.

Стратегическое значение Сталинграда определялось двумя важными факторами: его оборонным потенциалом и географическим положением. В городе работал знаменитый в 30-е годы тракторный завод, который давал стране 50% тракторов. В 1940 году на его базе начинается производство танков Т-34. Важное оборонное значение имела продукция заводов "Красный Октябрь", "Баррикады", "Судоверфь" и др.

Сталинград являлся и крупным транспортным узлом с магистралями в Среднюю Азию и на Урал. По Волге велась транспортировка бакинской нефти в центральные районы страны.

  1. Начало войны

О начале войны сталинградцы узнали в 12 часов дня 22 июня 1941 года. На крупных предприятиях и на центральной площади прошли массовые митинги.

В тот же день тысячи добровольцев явились в военкоматы, требуя немедленной мобилизации в действующую армию. Районные военкоматы приступили к набору военнообязанных 1905-1918 годов рождения. Набирается народное ополчение, которое достигает к середине июля 1941 года 50 тысяч человек.

В октябре 1941 года начинается строительство оборонительных рубежей, рытье щелей для укрытия населения от бомбовых ударов. На промышленных предприятиях города развертывается соревнование рабочих, выполняющих свою дневную норму на 200%. Оборонные предприятия перевыполняют задания по выпуску танков, брони, освоению новых видов вооружений.

Вводится карточная система снабжения населения основными продуктами питания.

  1. Бои в излучине Дона

Вед.2: Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Мы не просто вспоминаем день войны,
Не для слез и мемуаров вспоминаем.
Люди мира вспоминать о нем должны.
Мы об этом всей Земле напоминаем!

17 июля 1942 года авангардные части 6-й немецкой армии вступили в бой с частями 62-й и 64-й армий. Историческая битва началась.

Стратегическая инициатива принадлежала вермахту. На его стороне было преимущество в авиации и танках, автотранспорте и общей численности войск. Советская сторона несла тяжелые потери.

Первоначальный замысел командования вермахта сводился к тому, чтобы охватывающими ударами окружить советские войска в большой излучине Дона, выйти в район Калача и затем прорваться к Сталинграду. Однако в результате стойкой обороны, контрударов наших 1-й и 4-й танковых армий план противника был сорван. Вермахту пришлось перейти к обороне, которая продолжалась до подхода новых сил - 17-го и 11-го армейских корпусов. Ударная группировка вермахта значительно усилилась посредством включения в ее состав 4-й танковой армии, первоначально нацеленной на Кавказ.

В период с 5 по 10 августа противник добивается серьезного успеха. Он прорывает оборону советских войск и выходит на ближайшие подступы к Сталинграду.

Однако замысел врага овладеть с ходу Сталинградом потерпел крах.

  1. На ближних подступах к городу

К середине августа 1942 года Сталинградскому и Юго-Восточному фронтам противостояли 6-я пехотная и 4-я танковая армии вермахта, а также 8-я итальянская армия, всего около 39 дивизий.

В этот период гитлеровцы продолжают наступление. Им удалось захватить важный плацдарм на левом берегу Дона и к исходу 22 августа 1942 года значительно его расширить. На следующий день 14-й немецкий танковый корпус перешел в наступление на поселок Рынок. Ударная группировка вермахта пересекла все междуречье и к 16 часам 23 августа достигла Волги в районе поселков Латошинка, Акатовка, Рынок севернее Сталинграда. Немецкие танки появились в районе тракторного завода и начали его обстреливать. Положение для обороняющихся стало критическим, но никто не помышлял о сдаче города.

  1. Бомбардировка Сталинграда в августе 1942 года

23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.

В этот же день 14-й танковый корпус 6-й немецкой армии прорвался к Волге в районе поселка Рынок и отрезал 62-ю армию от остальных сил Сталинградского фронта.

23 августа 1942 года - самая скорбная дата в истории Сталинграда.

  1. . Чтобы победа была за нашей армией, каждый защитник Сталинградской битвы становился героем, не думая о том, что он герой. Славные дела отважных чудо-богатырей, собранные воедино и принесли нашей Родине победу в этом великом сражении. Нет достойней и мужественнее тех людей. Сражались все: от мала до велика! Сколько молодых ребят осталось лежать в Сталинградской земле!
    ( Звучит музыка)
    Выходит 1-й ученик:
    Мальчик лежал посредине России,
    Всех ее пашен, дорог и осин.
    Что же ты, взводный, докажем, осилим,
    Вот он, фашист, докажи и осиль.
    Вот он, фашист, оголтело и мощно,
    Воет его знаменитая сталь.
    Знаю, что это почти невозможно,
    Знаю, что страшно, но все - таки встань.

    2-й ученик:
    Встань, лейтенант, слышишь, просят об этом,
    Вновь возникая из небытия.
    Дом твой, пронизанный солнечным светом,
    Город, Отечество, мама твоя.

    1-й ученик:
    Встань, лейтенант, заклинают просторы,
    Горы и реки, снега и цветы.
    Нежная просит девчонка, с которой
    Так и не смог познакомиться ты.
    Просит далекая средняя школа,
    Ставшая госпиталем с сентября.

    2-й ученик:
    Встань, чемпионы двора по футболу,
    Просят тебя, своего вратаря.
    Просит высокая звездная россыпь,
    Горы, излучины каждой реки.
    Маршал приказывает и просит,
    Встань, лейтенант, постарайся, смоги.

    3-й ученик:
    Глядя значительно и сурово,
    Вместе с землею и небо скорбит,
    Просят деревни, пропахшие гарью,
    Солнце как колокол в небе звучит.
    Просит из будущего Гагарин,
    Ты не поднимешься, он не взлетит.
    Просят твои не рожденные дети.
    Просит история, и тогда -

    Все вместе:
    Встал лейтенант и шагнул по планете,
    Выкрикнув не по уставу: «Аида».

    1-й ученик:
    Встал и пошел на врага, как вслепую,
    Сразу же сделалась влажной спина.
    Встал лейтенант, и наткнулся на пулю,
    Большую и твердую, как стена.

    (Звучит песня «Он не вернулся из боя».)

    2-й ученик:
    Вздрогнул он будто от сильного ветра,
    Падал он медленно, как нараспев.
    Падал он долго. Упал он мгновенно
    Он даже выстрелить не успел.
    И для него наступила сплошная и бесконечная тишина,
    Знаю я, чем кончилась эта битва,
    Знаем мы, и чем кончилась эта война.

    1-й ученик:
    История свидетельствует, что отважные защитники Сталинграда достойно выполнили свой долг перед Родиной, их героизм будет жить в памяти народов мира как ярчайший пример непревзойденного в истории войн мужества и отваги.
    Память о них не должна померкнуть со временем, мы должны помнить, чтобы не повторилась никогда подобная битва.

    Битва за город. Разгром врага и его капитуляция

Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии - 62-я и 64-я. Они приняли на себя основной удар. Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника.

13 сентября 1942 года немецкие войска начали штурм города. Через две недели изматывающих боев они овладели центром города, но основную задачу - захват всего берега Волги в районе Сталинграда - не выполнили.

Бои не прекращались даже в ночное время. Советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.

19 ноября началось контрнаступление советских войск в районе Сталинграда. 23 ноября соединения Юго-Западного и Донского фронтов встретились в районе Калач, Советский, Мариновка. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

В начале января началась операция по ликвидации окруженной группировки. К концу января войска вермахта, несмотря на отчаянное сопротивление, были расчленены на две части - северную и южную. 31 января 1943 года был пленен командующий 6-й армией фельдмаршал Паулюс с его штабом и капитулировала южная часть окруженной группировки. 1 февраля 1943 года после сокрушительного удара нашей артиллерии сдалась и северная часть. 2 февраля 1943 года в 16 часов закончилась Сталинградская битва.

Выдавались и редкие периоды затишья между боями. Многое необходимо было успеть за это время: покурить, обсушиться, привести в порядок форму, пообедать, написать письмо домой, просто поговорить с товарищами.

Обобщался боевой опыт. Именно в эти минуты родилось главное тактическое изобретение 62-й армии - штурмовая группа, небольшая по численности, подвижная, отлично вооруженная, способная эффективно вести ближний бой.

Несмотря на всю свою ожесточенность, битва не парализовала духовную жизнь бойцов-сталинградцев. "Интерес к послевоенному устройству колхозов, к будущим отношениям между великими народами и правительствами был в Сталинграде почти всеобщим. "...Почти все верили, что добро победит в войне и честные люди, не жалевшие своей крови, смогут строить хорошую, справедливую жизнь." (Гроссман В. Жизнь и судьба. М., 1989. С. 171.).

Военные действия уничтожили практически весь жилой фонд города - около 42 тысяч зданий. Многие иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград, искренне полагали, что он не подлежит восстановлению.

Город был практически пуст. В шести городских районах, в которых до войны проживало около полумиллиона человек, на 2 февраля 1943 года насчитывалось полторы тысячи жителей. Жизнь в городе едва теплилась. Люди жили в подвалах, блиндажах, землянках, в развалинах домов.

Территория города была напичкана минами, снарядами, неразорвавшимися авиабомбами.

За 2,5 года после завершения битвы саперами обезврежено свыше 300 тысяч мин, более миллиона снарядов и свыше 100 тысяч бомб. Эти последствия войны и в настоящее время напоминают о себе.

  1. Город после сражения

После завершения битвы население Сталинграда стало быстро увеличиваться за счет горожан, возвращающихся к родным пепелищам, и отрядов добровольцев-строителей. В марте 1943 года в Сталинграде уже проживало 55 тысяч жителей, в июне - около 150 тысяч, а в сентябре - 210 тысяч человек.

Горожанам пришлось столкнуться с огромными трудностями. Отсутствовало не только сносное жилье, но и пища, одежда, обувь, топливо. Полностью было уничтожено городское коммунальное хозяйство. За водой приходилось ходить на Волгу. Разрушению подверглась вся сеть медицинских учреждений - больницы, амбулатории, поликлиники. Передвигаться по городу можно было только пешком, поскольку трамвайные пути и шоссейные дороги были взорваны. Но люди не впадали в отчаяние, так как обрели главное - право на жизнь.

АЛЕКСАНДР КОМБАТОВ. НЕ ПРЯЧЬТЕ ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ

Не прячьте память о войне
Войне Великой за свободу
Хвала и честь моей стране,
Российскому народу.

Не забывайте о войне
Когда бы не спросили.
В любой заморской стороне
Пусть чтят мою Россию.

Не прячьте память о войне,
Не оскверняйте лик «Победы»
Коль не желаете стране
Нажить иные беды.

Не прячьте память о войне
И не бросайте слов на ветер,
Вранья наслушались вполне
И мы, и наши дети.

Не прячьте память о войне,
Не искажайте факты, даты.
Оплатят нам сполна, вдвойне
В живых оставшиеся солдаты.

Спасибо скажет рядовой
И маршал, и полковник
Все те. Кто дрался под Москвой
С чумой проклятой темной.

Не прячьте память о войне,
О славе, о солдатской
Победу кто ковал стране
В шинели и одежде штатской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения в 3 классе по книге В. Каверина «Два капитана» в рамках школьного проекта «Год с книгой. В. Каверин. Два капитана».

16 декабря я  пригласила педагогов на открытый урок чтения в 3 «б» классе, который назывался «23 будущих капитана». Урок по роману В. Каверина «Два капитана» проходил в рамках общешкольного проек...

школьный проект "Распорядок дня"

Проводился проект с учащимися 1,2 классов коррекционной школы - интерната №2. План реализации проекта, проведение, результат....

ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДНЕЙ ПАМЯТИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПОЭТА И МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ...

ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДНЕЙ ПАМЯТИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПОЭТА И МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ...

Фестиваль творческих проектов «Группа года - 2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта « Лабтэйко»!

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и з...

Региональный этап конкурса "Уроки Победы 2023". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"

Региональный этап конкурса "Уроки Победа". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"...

Фестиваль творческих проектов «Группа года-2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта «Лабтэйко», в номинации «Актерское обаяние».

В сказках о животных отражены поучительные уроки, которыми руководствовались и должны руководствоваться люди. Так, в сказках осуждается хвастовство и хитрость, высмеивают глупых и ленивых. Сказки учат...