Сценарий мероприятия "Параскева-льняница"
методическая разработка (3 класс) по теме

Чекалова Елена Владимировна

историческая справка о празднике, театрализованное представление, конкурсы по тематике праздника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paraskeva-lnyanica.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения и социальной поддержки

 Саратовской области

ГУ Центр реабилитации «Ударник»

Сценарий мероприятия

«Параскева – льняница»

 (отмечается 27 октября)

Чекалова Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования

2013

Тема: Параскева – льняница.

 

Цели: 

1. Способствовать воспитанию любви к своей Родине;

2. Способствовать воспитанию любви к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи: 

Образовательная: формирование интереса к народной культуре и быту;

        Развивающая:       развитие познавательной деятельности;

Воспитательная:   воспитание чувства уважения к своей Родине.              

Оборудование: 

Компьютерное сопровождение;

записи спокойной музыки для общего фона  праздника;

         записи мелодий из кинофильмов и мультфильмов;

            выставка изделий изо льна и старинной атрибутики;

выставка «Поэзия льна»;

букеты из осенних листьев;

костюмы – сарафаны;

материал для конкурсов;

призы. 

Ход мероприятия

(Звучит фонограмма лирической народной песни)

1. Немного об октябре.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Подходит к концу октябрь месяц. А почему он называется «октябрь» кто – нибудь знает? Это слово заимствовано у римлян. У римлян октябрь был восьмым месяцем, отчего и получил свое название (octo – восемь). У наших предков он известен под именем листопада, подзимника, свадебника. (слайд). 

Но чаще у крестьян именовался он нелестно – грязником, от осенних дождей. (слайд)

Это его досадное свойство отразилось в поговорках:

                        Всем октябрь взял, да мужику хода нет

                        Ни извозом поехать, ни в поле работать.

                        Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Ведущий: Слякотная работа вызывала досаду: крестьянин был обречен на вынужденное безделье. Зато у женщин дел хватало вдоволь. На то и поговорка указывала:

Мни и топчи льны с половины грязника.

Ведущий: В октябре случался и гром. Он служил важной приметой:

Гром в октябре предвещает короткую зиму.

Но октябрьские грозы бывают редко:

В октябре та бабам и работа, что льны приспевают.

2. Основная часть. Параскева – льняница.

( на протяжении рассказа звучит народная музыка )

Ведущий: Сегодня, 27 октября, по христианскому календарю отмечается праздник в честь Параскевы – льняницы. Кто она? Святая Параскева Сербская «ведала» в хозяйстве крестьянина возделыванием льна и всеми последующими делами, связанными с переработкой льна, ткачеством, шитьем разных изделий. Кто же она была эта Параскева?

Преподобная Параскева, жившая в 11 веке, как и многие другие святые, возведенные в канон во времена христианства на Руси, не имела прямого отношения к сельским делам. Хотя Параскева родилась в семье селянина неподалеку от Константинополя, она с юных лет отрешилась от земных дел и забот. Однажды, будучи отроковицей, она услышала в церкви словно для нее прозвучавший голос, который произнес одну лишь фразу из Евангелия Матвея. (слайд).

Голос: Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе.

В ней, уже стремившейся к служению Богу, исчезли последние сомнения. Параскева постриглась в инокини и удалилась в Иорданскую долину и там, в маленькой обители, прожила в непрерывных молитвах всю жизнь, до глубокой старости. Лишь за два года до кончины Параскева вернулась на родину. Ее мощи и по сей день хранятся в Яссах, в храме ее имени. (слайд).

Крестьяне назначили Параскеву Сербскую особой «ведательницей» - «льняницей».

Лен на Руси возделывали с незапамятных времен. (слайд). 

А как это делали? Об этом нам поведают юные мастерицы.

1-я мастерица: Уж я сеяла - сеяла ленок,

                              Я сеяла, приговаривала

                              Чеботами приколачивала.

2-я мастерица: Я полола – полол ленок,

                              Я полола приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

3-я мастерица: Уж я дергала – дергала ленок,

                              Я дергала, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

4-я мастерица: Уж я стлала – стлала ленок,

                              Я стлала, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

5-я мастерица: Я сушила – сушила ленок,

                              Я сушила, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

1-я мастерица: Уж я мяла – то, мяла ленок,

                              Уж я мяла, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

2-я мастерица: Я трепала – трепала ленок,

                              Я трепала приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

3-я мастерица: Ты удайся – удайся ленок!

                              Ты удайся, мой беленький ленок!

                              Лен, мой лен!

                              Белый лен!

4-я мастерица: Я чесала – чесала ленок,

                              Я чесала, приговаривала,

                              Чеботами приколачивала.

5-я мастерица: Уж я пряла – то, пряла ленок,

                             Уж я пряла, приговаривала,

                            Чеботами приколачивала.

Ведущий: Вот таким нелегким путем русские мастерицы получали льняные нити и ткали полотно. Затем шили одежду или изготовляли рушники и другие вещи. (слайд). 

При Петре I льняное производство стало одной из первейших забот государства. (слайд). 

В канун Параскевы – льняницы крестьянки старались намять и натрепать несколько первых вязок льняного волокна. (слайд). 

А в день святой Параскевы несли лен в церковь для освящения. (слайд). 

В этот день не работали. Грешно было прясть, но шить что – либо разрешалось. (слайд). 

А уже на следующий день в каждом дворе вновь начинали мять и трепать льны. (слайд). Следовали мудрому совету: «Мни лен доле, волокна будет боле». У льна все шло в дело. Обтрепанный лен расчесывали, очески пряли. Из грубой, но крепкой очесной пряжи ткали полога, мешковину. (слайд). 

Некоторые льняные изделия старинной ручной работы представлены вашему вниманию на нашей выставке.

3. конкурсы и игры.

Ведущий: А теперь мы немного поиграем. Для этого мы с вами, ребята, разделимся на две команды. Придумайте себе название в соответствии с нашим праздником и назначьте капитана.

1-й конкурс: «Разминка. Загадки».

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Сейчас я проверю, насколько хорошо это у вас получается. Посмотрим, какая команда отгадает больше загадок.

  1. Били меня, били, колотили, колотили, клочьями рвали, по полю валяли, под ключ запирали, на стол сажали. (Лен-пряжа, холст, скатерть) (слайд)
  2. Маленький Данилка в петельке удавился. ( Пуговка) (слайд)
  3. Бежит свинка, вырезана спинка. (Челнок) (слайд)
  4. Маленького роста я, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (Иголка с ниткой) (слайд)
  5. Днем обручем, ночью змеей. (Пояс) (слайд)
  6. Весь мир одевает, сама нагишом. (Иголка) (слайд)
  7. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди) (слайд)
  8. Держится подружка за мое за ушко, стежкою одною век бежит за мною. (Иголка с ниткой) (слайд)
  9. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу-привечу. (Шапка) (слайд)
  10. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка) (слайд)

Ведущий: Молодцы, загадки отгадывать вы мастера. А сейчас переходим к следующему конкурсу.

2-й конкурс: «Собери слово».

      Командам даются разрезанные карточки с буквами: необходимо собрать слово. (Слова: искусство и рукоделие)

 (Во время конкурса звучит народная песня «Трава ль, моя трава…»)

3-й конкурс: Кроссворд».

Кроссворд выводится на монитор компьютера.

Команды разгадывают кроссворд, по очереди отвечая на вопрос ведущего.

1. Чем ведала святая Параскева Сербская? (Льноводство)

2. Как называли крестьяне октябрь (Свадебник)

3. Какое слово пропущено в пословице «…в октябре предвещает короткую зиму» (Гром)

4. В каком виде рукоделия используется челнок? (Фриволите)

5. Где завязывают узел «Жозефина»? (Макраме)

6. При каком царе стало развиваться льняное ремесло? (Петр)

7. Что оставалось после того, как расчесывали обтрепанный лен? (Очески)

8. Что пряли из грубой очесной пряжи? (Мешковина)

4-й конкурс: «Золушка».

(Звучит веселая народная песня)

      Для каждой команды предлагаются смешанные на блюдцах по 25 – 30 зерен гречки, риса и пшена. Необходимо за 5 минут разобрать как можно большее количество крупы в разные блюдца, не рассыпав ее на стуле.

4. Подведение итогов праздника.

Ведущий: А теперь подведем итог конкурсов. Кто у нас победил? Подсчитаем баллы.

      В завершении нашего праздника давайте встанем в круг и сыграем в общую игру:

«Мы - одна семья».

 

Мы – одна семья,

Здесь собрались все друзья

Возьми за руку соседа справа,

Возьми за руку соседа слева.

Мы – одна семья

Здесь собрались все друзья

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Мы – одна семья

Здесь собрались все друзья

Подтолкни соседа справа,

Подтолкни соседа слева.

Мы – одна семья

Здесь собрались все друзья.

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Ведущий: На этом наш праздник заканчивается. Надеюсь, что мы встретимся с вами еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)

Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...

Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна

(сценарий  выступления  агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...

Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»

Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1  класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»

Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...