Сценарий утренника в 1 классе "Прощай, Азбука!"
методическая разработка (1 класс) по теме

Этот материал можно использовать для проведения  праздника  в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_proshchay_azbuka.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий утренника в 1 классе «Прощай, Азбука!»

Цели:

-повторить изученные звуки и буквы;

-развивать речь, память, мышление;

-воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам

Звучит музыка «Чему учат в школе»
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас немножко грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, самостоятельно прочитанной книгой – «Русской Азбукой». Поздравляю вас с первой школьной победой: вы выучили все буквы русского алфавита, вы научились читать по вашей первой учебной книге. Давайте всем расскажем, чему нас научила Азбука? (согласие детей)

Сегодня мы с вами  совершим путешествие в страну «Литературию». Нам очень нужно попасть в город «Читайск». Сейчас мы с вами ещё находимся  в стране Букварии , в городе Алфавитинске.  Но на пути  у нас с вами много препятствий, трудностей и много встреч с различными сказочными персонажами. Итак, готовы к путешествию! (ответы детей)

Учитель: Ого, а вот и первые сложности ….

Преграда первая.

На пути лес, а это владения старичка – лесовичка. Слышала я, что он очень любит порядок. А ещё у него в друзьях ходит Эхо.

Старичёк –лесовичёк : Для того, чтобы выполнить мои  задания, нужно кое-что вспомнить о гласных …. И не только.

 

- С какой буквы начинается алфавит?

(ответы детей) С буквы  «А»

Какой кончается?

  (ответы детей) Буквой «Я»

А какие вы знаете звуки … а!? (ответы детей)

Учитель: действительно звуки бывают разные:  гласные и согласные.
Лесовичёк предлагает вам поиграть в игру. Если слово будет начинаться с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседайте.


Утка, сыр, конь, арбуз
Овца, школа, лимон, карась
Малина, удочка, игра, жало
Дом, кукла, окно


(дети читают стихи про «необычные» гласные буквы)

Есть особые друзья,
Например, как «А» и «Я».

Позовёшь погромче – «Я»!
Тут как тут примчится «А».

Если долго тянешь – «Ё»,
То в ответ услышишь – «О».

Вслед за пухлой букой «Ю»
Прибежит худая «У».

Прозвучит за буквой «Е»
Непременно буква «Э».

Дружат буквы, посмотри,
«Ы» спешит за буквой «И».

Эти буквы, между прочим,
Можно петь с утра до ночи.  
Звуки сами плавно льются,
Буквы гласными зовутся.


Молодцы, ребята!

Учитель. Ребята, посмотрите. Из владений старичка – лесовичка мы с вами благополучно выбрались  на  опушку леса. Кто это там вдалеке (ответы детей)… это Мальвина опять пытается хоть чему- нибудь научить Буратино.

Преграда вторая.

Мальвина девочка строгая  и очень любит вежливых детей.(вспомните вежливые слова)

Она предлагает вам сыграть в игру «Доскажи словечко»

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче …                                                               (здравствуй)

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу …                                                                        (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …                                                                     (пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте …                                                         (добры)

Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо: - Меня …                                             (извините)

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите …                                                              (до свидания)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить …                                                                      (спасибо).

Молодцы!

Преграда третья.

Буратино тоже хочет показать свои знания.

Предлагает вам сыграть в игру «Буквы заблудились»

1. Жучка будку не доела,

Неохота, надоело. (Булку)

2. Жил в саду один чудак,

Разводил в саду он лак. (Мак)

3. Написал письмо я зайке,

Но забыл приклеить  арки. (Марки)

4. На поляночке весной

Вырос зуб молодой. (Дуб)

5. Усатый кит сидит на печке,

Выбрав тёплое местечко. (Кот)

6.На виду у детворы

крысу красят маляры! (Крышу)

7.Закричал охотник:

 «Ой, двери гонятся за мной!» (Звери)

8.Тает снег, течёт ручей,

 на ветвях полно врачей! (Грачей)

9.Сели в ложку и – айда

– по реке туда-сюда! (Лодку)

10. Синеет море перед нами,

летают майки над волнами. (Чайки)

11.Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

но зато ему потом на крючок попался дом. (Сом)

12.Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном:

обязательно примите десять цапель перед сном». (Капель)

13.Мы собрали васильки,

на голове у нас щенки. (Венки)

Молодцы! Идём дальше.

Преграда четвёртая.

Учитель. На пути у нас с вами болото, как бы нам на водяного не наткнуться … ну вот, вспомнишь его, а он тут как тут.

Водяной. Просто так я вас не пропущу. Придётся мои  задания выполнять .

А для начала проведите-ка, ребята, перекличку.

Учитель. Давайте прочитаем  ему стихи о буквах, которые мы с вами знаем. А то водяной не верит  в то,  что вы их знаете. (Дети читают  стихи о буквах  и показывают красочный рисунок)

В азбуке этой —
Увидите сами! —
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они,
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Буквы — мохнатые,
Буквы — пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые,
Злые,
Наземные,
Водные —
Кто же они?
Догадались?
— …………!
(животные)

А

Аист хвалится гнездом:
"Я построил славный дом!
Из травы да веточек
Для любимых деточек".

Б

Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.

В

Волк смотрел сегодня в небо
И увидел вертолёт.
Захотелось волку тоже
В удивительный полёт.

Г

Гусь принес гвоздику в клюве -
У гусыни юбилей,
Ей сегодня ровно годик.
Ты, гусыня, не старей!

Д

Дятел строит дом на ветке,
Чтоб жилось комфортно деткам.
Ведь у дятла каждый год
Новых птенчиков приплод.

Е

Шёл домой енот с рыбалки,
Нёс в корзиночке ершей.
Будет славная ушица
Для енотов-малышей!

Ё

Ёжик яблок наколол
На свои колючки.
Будет много пирогов
Для любимой внучки!

Целый день работал ёжик,
Подметал листву с дорожек.
Только подметет все кочки -
Снова падают листочки.

Ж

Мне очень нравится ЖИРАФ —
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа — он ведь выше всех —
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву —
И не всегда досыта…
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он не прав!

З

Какая лошадка не ходит в упряжке?
Какая лошадка родится в тельняшке?
Вот это задачка! Вот это загадка!
Смотри на картинку - вот эта лошадка

И

Индюки всегда сердиты,
Смотрят хмурым взглядом.
Не дразните индюков
И не стойте рядом!

Й

А дальше по порядку
Я назову И - и краткое.

К

К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.

Л

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.

Лось с лосихою в лесу
Продаёт сапожки.
Предлагает всем купить,
Чтоб согрели ножки.

Любит лосиха лосёнка,
Любит лисица лисёнка.
Мамочка львица
Львёнком гордится.
А для лягушки
Её лягушонок
Лучший из лучших...
Подумаешь, львёнок

М

Мишка бурый взял корзинку,
Чтоб малину собирать.
Будет всех детей любимых
Он малиной угощать.

Н

Носорог на всех в обиде,
Все красавцы здесь в лесу,
У него лишь только рог
Появился на носу.

Есть чему тут удивиться -
Клюв огромный, сверху рог.
Да, не зря такую птицу
Называют "носорог".

О

Сказала птахе птаха:
"Я вся дрожу от страха.
Взгляни на этого орла -
Клюв крепкий, два больших крыла.
А взгляд суровый, строгий.
Скорей, уносим ноги!"

П

Пчелка трудится весь день,
Петушку и клюнуть лень.

Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

Р

.Короткий хвост у кисочки,
Зато на ушках кисточки.
Все звери знают: берегись,
Коль на охоту вышла рысь!

С

В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.

Т

 Тигрица тигрёнку купила на лапки
Тёплые тапки, домашние тапки.
Очень тигрёнок нравится маме, -
В тапочках и в полосатой пижаме

Взгляни, дружок, на этого кота,
От ушек и до кончика хвоста
У тигра полосатый рыжий мех.
Среди кошачьих тигры больше всех.

У

Улитку в угол отправила мама,
Улиточка в угол отправилась прямо,
Всё утро упорно ползла до угла,
Но даже и к вечеру не доползла.

Ф

Филин ухает над лесом,
Над зелёным полем.
Всех врагов во тьме он видит,
Страж ночной в дозоре.

Фрак купил сегодня филин.
До чего же расфуфырен!
Он под флейту и фагот
Танцевать решил фокстрот.

Х

Наш Хомяк раздул две щёчки,
Хоме не до дрёмы.
Он горох за щёчки спрятал
И несёт до дома.

Ц

Цапля спит всегда в болоте,
Не надо ей подушек.
Любит тину, сырость, слякоть,
Кушает лягушек.

Ч

Черепахи-домоседы,
Ходят в гости с домом.
Носят домик свой на спинке,
Ходят по знакомым.

Ш

Шмель вчера нашёл на травке
Шёлковый шнурочек.
Он его привяжет к санкам,
Чтоб возить всех дочек.

Шмель полосатый, пушистый
Сидел на цветочке душистом,
Лапками перебирал -
Сладкий нектар собирал.

Щ

Щекотал щегол щегла -
Просто в шутку, не со зла.
"Что же! - щурится щенок, -
Щекотка - это не щипок

Какой щегол красавец!
Недаром говорят -
Щегла щеглом назвали
За щегольской наряд".

Ъ

Въехал твёрдый знак в капусту,
Раздавил коренья.
Нарушать не надо
Правила движенья.

Ы

Ы... Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.

Мышь нашла головку сыра,
В сыре дырочек не счесть.
Сыр в нору везёт проныра,
Хочет поскорее съесть.

Ь

ЛосЬ, оленЬ бегут по лесу.
Зашибут рогами.
Им рога нужны такие
Для борьбы с врагами.

Э

Это кто такой высокий,
Шея длинная торчит?
Эму - страус длинноногий -
На посту всегда стоит.

Эму летать не умеет, ребятки.
Но побежит - засверкают лишь пятки.

Ю

Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день
Лежит ТЮЛЕНЬ,
И ему
Лежать не лень!
Жаль,
Тюленье прилежание —
Не пример для подражания!

Я

Ясным днём ящерица
На ягоды таращится.
"Явно в ягодке - червяк!
Вот бы съесть его... Но как!"

Учитель.

Есть на белом свете дом.
Обитают буквы в нём.
Буквы прописные,
Буковки строчные,
Книжные, тетрадные,
Очень аккуратные.
Невелик и прост на вид,
Дом зовётся
–  (дети хором) АЛФАВИТ.
Славно буквы там живут,
Любят свой нелёгкий труд:
Составлять за словом слово,
Без ошибок и толково,
Выводить за фразой фразу,
Не запутавшись ни разу!

(стихи читают дети)

Тридцать две родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Водяной. Ну, ладно, идите. Таких умных ребят задерживать не буду.

Учитель. Как же нам повезло, у водяного сегодня хорошее настроение .

Преграда пятая.

Ребята, давайте-ка  по - быстрее  уйдём  с этого болота, что-то нехорошо у меня на душе. (На пути появляется Кикимора)

Ну вот  опять придётся задания выполнять, только уже прихоти кикиморы …

Слышала она, как вы читали стихи, да что-то ей не понравилось … глуховата наверное стала, не всё расслышала.

Кикимора. А вы знаете, для того чтобы выразительно читать предложения, передавать интонацию и настроение, в русском языке есть очень важные помощники – знаки препинания. (Напоминает Кикимора) Отгадайте-ка мои загадки!

Бурным чувствам нет конца,

Пылкий нрав у молодца.

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

А у точки есть подружка,

Очень славная девчушка,

предлагает отдохнуть,

Чтоб потом продолжить путь.

(ответы детей)

Физкультминутка.

Теперь можно немного отдохнуть,  давайте повеселимся и посмеёмся.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ? (уч-ся отвечают и показывают)

Курица (кудахчет).

Воробей (чирикает).

Сорока (стрекочет).

Лев (рычит).

Кузнечик (стрекочет).

Рыба (молчит).

Преграда шестая.

 Учитель. А куда же нам теперь идти, Кикимора так напугала, что   дорогу   я и позабыла. Ой, ребята, а кто это бежит к нам навстречу ….. так это же домовёнок Кузя! Посмотрите, как он запыхался, наверное, от бабы Яги  опять сбежал … и то верно. Помощь нам его нужна, без него дороги не найти. Ребята, а ведь домовёнок такой сказочник. Вот что он нам предлагает.

Домовёнок Кузя. Вы знаете  очень много сказок. Отгадайте название сказки.

1. Сидит в корзине девочка, у Мишки за спиной.

Он сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)

2. А теперь про чей- то дом, разговор мы заведём.

В нём богатая хозяйка припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно, этот дом сгорел дотла (Кошкин дом).

3. Перед волком не дрожал, от медведя убежал,

А лисице на зубок, всё ж попался …   (Колобок).

4. Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом.  (Лиса и журавль).

- Вы правильно назвали сказки. Попробуйте так же правильно назвать героев сказок. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте вторую.

Кощей…бессмертный

Василиса…Прекрасная

Братец…Иванушка

Сестрица…Алёнушка

Змей…Горыныч

Баба…Яга

Мальчик…с пальчик

В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда.  

«Сказочная викторина» от Домовёнка.

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)

2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

10. Луковый мальчик. (Чипполино.)

 Так вы все-все буквы знаете? И прочитали много книг?  Тогда помогите  отгадать, кто прислал эти телеграммы.

Спасите! Нас съел серый волк…

Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…

Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки…

Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби…

Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!..

(ответы детей)

Преграда седьмая .

Придётся нам идти к Бабе Яге, Домовёнок знает только дорогу до её избушки ….А вот и она. (Появляется баба-Яга)

Баба Яга предлагает вам сложные и коварные загадки.  Если отгадаем, то пойдём дальше, если нет, то придётся возвращаться.

Конкурс «Прочти загадку, назови отгадку»

(детям раздаются напечатанные на карточках загадки)

 Учащиеся их читают про себя, затем читают вслух и говорят отгадку.)

     Окраской – сероватая,

     Повадкой – вороватая,

     Крикунья – хрипловатая,

     Известная  персона

     Это  есть  . . . ? (Ворона )

2.  Как  надела  сто  рубах

     Захрустела  на  зубах. ( Капуста)

3.  Непоседа  пёстрая

     Птица  длиннохвостая,

     Птица  говорливая,

     Самая  болтливая. (Сорока)

  4.Сверху  зелено, внизу  красно,

   В  землю  вросло. ( Морковь)

  5.  С  хозяином  дружит,

       Дом  стережёт;

        Живёт  под  крылечком,

        Хвостик  колечком. ( Собака)

   6.  Я  не  будильник, но  бужу,

     Я  с  бородою  и  в  шпорах.

     С  большою  важностью  хожу

     И  вспыльчив, словно  порох. ( Петух)

7.  Пишет  он,  когда  диктуют,

     Он  и  чертит, и  рисует,

     А  сегодня  вечерком

     Он  раскрасит  мне  альбом. ( Карандаш)

 8.  Мчусь, как  пуля  я  вперёд,

      Лишь  поскрипывает  лёд,

      И  мелькают  огоньки.

      Кто несёт меня . . . ? (Коньки)

9.  Сам  алый, сахарный –

     Кафтан  зелёный, бархатный. ( Арбуз)

Баба – Яга. Молодцы, ребята. Хорошо умеете разгадывать загадки…

Но это ещё не всё, чтобы идти дальше вы должны мне помочь … стара я  стала, да  как буквы пишутся, позабыла, письмо хочу сестре написать, а как не знаю …Ничего не выходит. Напишите вы мне буквы то эти.

Говорим мы звуками,
Ну а пишем - буквами.
Если знаешь, как сказать,
То попробуй написать!

 ( Достаёт листочки, на  которых  написаны части слов и букв. Детям предлагается дописать письмо.)

                                                                                                           

Учитель: Да  это  же  буквы. Вот, что  от  них  осталось!

Ребята, допишите  буквы  алфавита.

Я, надеюсь, вы  хорошо  знаете  алфавит, пишите  печатными буквами.

(Баба Яга благодарит ребят.)

 Преграда восьмая.

Ура,мы можем идти дальше. Вот , вот и мы в замке …. На пути к замку появляется Золушка .

Золушка. Дорогие ребята, чтобы попасть в город Читайск, вам нужно разгадать ребусы. Знаете, что это такое? ответы (зашифрованное слово)

Здесь  были  слова. Но  Буквовед  перевернул  их. И  вот  что  получилось: (показывает  карточки)

        АМАМ, АПАП, ГУРД, МОД, КИНЕЧУ, АТОБАР, АЛОКШ, КОРУ

А вот и долгожданные ребусы….


  

ППпП

П

Молодцы ребята! Теперь вы можете пересечь границу страны Литературии  и войти в город Читайск.

Учитель. Ребята! Идёмте в замок. Путь свободен!

Вручение дипломов

Учитель.

 Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению – пятерка!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения…
И теперь без передышки,
Вы прочтете любые книжки.
Так что в путь, дружок, не робей!
Не грусти, не жалей,
Что закончил Азбуку.
Я желаю всем вам
Унестись в эту неведомую даль,
Научиться дружить
И в беде помогать,
И решительными быть.

(стихи читают дети)

До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придет.

Вот и закончена Азбука
Буквы мы знаем 
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру в ней учила нас
Русская речь,
И мы ее будем
Любить и беречь.

Учитель А теперь я хочу познакомить вас с одним из жителей города «Читайск» – это «Литературное чтение». Надеюсь, вы подружитесь. Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по которой вы научились читать. Мы прощаемся с ней как с добрым, умным другом.


Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книжкой ладить и дружить.
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить.

Все ученики хором:        Спасибо, тебе, Азбука!

Здравствуй, Литературное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Сценарий утренника "До свидания, азбука!"

Цели:  1.  Закрепить знание алфавита, умение читать, считать в пределах первого  десятка; формировать у учащихся стремление в активной интеллектуальной деятельности; продолжить работу н...

Сценарий утренника "Спасибо Азбуке"

Разработка посвящена празднику окончания изучения первой учебной книги Азбуки....

Сценарий утренника «Прощай, Азбука!»

Внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся 1 класса. Проводится по окончании изучения азбуки....

Сценарий утренника " Прощай, Азбука!"

Подготовила учитель начальных  классовКоротышева Юлия Юрьевна...

Сценарий утренника " Прощание с Азбукой"

Сценарий утренника " Прощание с Азбукой" содержит стихи, песни, сценки , игры....

Сценарий утренника «Спасибо, Азбука, тебе…!»

Утренник «Спасибо, Азбука, тебе…!» по произведениям К.И. Чуковского...