«Прощай, Азбука»
методическая разработка (1 класс) на тему

Махонина Марина Валентиновна

Внеклассное мероприятие для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchay_azbuka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: «Прощай, Азбука»

Цели:

Формировать у учащихся положительное отношение к школе;

Развивать мыслительные и творческие способности учеников; совершенствовать коммуникативные свойства устной речи;

Воспитывать у учащихся чувство уверенности в себе и желание демонстрировать свои достижения.

Ход праздника:

В празднично украшенный зал входят дети. Звучит песня «Аз, Буки, Веди».

Учитель:  Сегодня, друзья, в торжественный час

                       Особая книга сдружила всех нас.

                       Та, от которой начало наук,

                       Нас молча учила трудиться.

                       Все началось с её добрых букв –

                       Теперь мы читаем страницы!

- О какой книге идет речь?  (Об азбуке)

Дети исполняют песню «Азбука». Выходят чтецы:

1-ый: Было у всех желанье

            Научиться, скорее читать.

            А с чего начинали ребята,

            Мы хотим вам сейчас рассказать.

2 и 3, 4 и 5 складывают руки так, будто они сидят за партами. Когда читают свои слова, руки опускают.

2-ой: Звуки свистели  и звуки шипели,

           Гласные громко песенки пели.

           Составляли предложенье,

           Находили ударенье.

3-ий: В нашем классе, не в лесу,

           Громко звали мы лису.

           Закричали мы: «Лиса!»-

           Зазвенели голоса.

           Это мы искали все

            Ударение в «лисе».

4-ый: Мне подумалось: а вдруг

            Прибежит лиса на звук?

5-ый: Мы её на парту сзади

            Рядом с Костиком  посадим:

4-ый: «Посиди у нас, лиса!

5-ый: Подождут тебя леса!»

Группа детей исполняют песню «Урок» с несложными движениями.

Учитель:  Праздник начинается,

                      Гости улыбаются,

                      А дети постараются

                      Сегодня показать:

                      Все – чему учились,

                      Все - к чему стремились,

                      Потому  что есть у нас,

                      Что вам рассказать.

.Учитель: Мы с вами отправляемся в далекую страну Букварию

Слайд№2

Друзья! Страны Букварии

Нигде на карте нет

Но все к стране Букварии

Стремятся с детских лет!

Слайд№3

Азбука или алфавит появилась на свет благодаря двум монахам Кириллу и Мефодию. Они придумали славянскую азбуку более 1000 лет назад. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор.

Учитель: Путешествие по стране продолжается. Но мы должны с вами показать, что мы знаем.

 -Вам вопрос: На какие группы делятся буквы русского языка? ( Гласные, согласные и безгласные). Расскажите о гласных, пожалуйста.

 Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кровати ребенка баюкать,

 Но не желают свистеть и ворчать.

Слайд№4

Но тут всего 4 буквы. Назовите, каких гласных нет?

-Проверим! (Открывает буквы)

-Буквы, расскажите о себе.

( Дети читают стихи и показывают домики с буквами, выполняют несложные движения, выстраивая домики в одну улицу)

Каждый знает: эта буква

Самая хвастливая.     (Я)

 Ходит пешком

Калач с посошком.  (Ю)  

      Хоть она проста на вид,

Но начинает алфавит.    (А)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо.     (ы)

Ева гребнем причесалась-

В нем три зубчика осталось.  (Е)

Буква  Е передохнула,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула

Получилась …  (Ё)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек: три?

А какая буква?    (И)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла

Покатиться бы могла.    (О)

Над лугами в синеве

Пролетает буква «Э».

      Это ласточка весной

      Возвращается домой. (Э)

       Ученик учил уроки,

       У него в чернилах щёки. (У)

      Учитель:

–Спасибо! Какая славная улица у вас получилась! А наше путешествие продолжается, и попали мы в район согласных.

Слайд№5

- На какие группы можно разделить согласные? (Дети называют)

-Но нам нужно на улицу парных согласных. Проверим!

Но опять букв мало …(Дети добавляют)

Слайд№6

Посмотрим, все ли верно.

-Слушаем вас, буквы.

Чтецы с разноцветными картонными ладошками, на которых написаны буквы. Читая стихи, ребята хлопают в ладошки).

Вот посмотрите - кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу.  (Б)

Панцирь носит черепаха.

       Прячет голову  от страха. (П)

       Ветер свищет в чистом поле,

       Волком воет он на воле. (В)

       Всем известно без подсказки:

       Буква «Ф», как ключ из сказки,

       Никогда его у нас, не отнимет Карабас. (Ф)

       Гриб растёт среди дорожки –

       Голова на тонкой ножке. (Г)

       Кот ловил мышей и крыс,

       Кролик лист капустный грыз. (К)

       Дятел жил в дупле  пустом,

       Дуб долбил, как долотом. (Д)

        Таракан живёт за печкой,

        То-то тёплое местечко. (Т)

       Жук упал и встать не может,

       Ждёт он, кто ему поможет. (Ж)

       Посмотри на букву «Ш» -

        Буква очень хороша. (Ш)

        «З» не просто завитушка,

         «З» -  пружинка, крендель, стружка. (З)

         Села мышка в уголок,

         Съела бублика кусок.(С)

         Учитель: Молодцы! Вот так аплодисменты!

-А нам нужна сейчас аллея звучных (звонких) согласных.

-Ваш выход!

Выходят чтецы с бумажными цветами, на которых написаны нужные буквы. В ходе выступления из них составляется букет.

  Алфавит продолжит наш

       Буква «Л» - лесной шалаш. (Л)

       Мёд в лесу медведь нашёл,

         Мало мёда, много пчёл. (М)

         «Н» -  натянутая сетка,

         Сетку держат очень крепко. (Н)

         Роет землю серый крот –

         Разоряет огород. (Р)

         Букву «Й» зовут «И – кратким»

         «Й», как «И» в твоей тетрадке,

         Чтобы  «Й» не спутать с «И»,

          Сверху галочку пиши. (Й)

Учитель: – Замечательный букет получился у звонких согласных!

            Слайд№7

Учитель: Продолжим наше необычное путешествие. Следующая остановка – Переулок Шипящих.

Выходят ребята с бусинками, на которых написаны шипящие.

 А Шипящие согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Даже фыркать и свистеть.

Им не хочется звенеть!

Слайд№8

Вам слово, Шипящие!

(Дети читают стихи и «собирают» бусы)

 Жук упал и встать не может,

       Ждёт он, кто ему поможет. (Ж)

       Посмотри на букву «Ш» -

       Буква очень хороша. (Ш)

       Щёголь щётку уважает,

       Щёткой щёголь пыль счищает. (Щ)

       Да, вы правильно решили:

      «Ч» мы пишем, как   четыре,

       Только с цифрами, друзья,

       Буквы путать нам нельзя. (Ч)

       Цапля важная, носатая,

       Целый день стоит, как статуя. (Ц)

Учитель:

– Какие нарядные бусы получились у шипящих. А почему некоторые бусины синие, а другие какие-то зеленые? (Всегда мягкие и всегда твердые)

Физкультминутка «Хлопушка»

Учитель: Я произношу фразу, а хлопают те, кто относит себя к этой категории:

-хлопают все присутствующие

-хлопают все, кто любит вкусно поесть

-хлопают те, кто ни разу не опаздывал на уроки

-хлопают те, кто любит каникулы

-хлопают те, кто карамель любит больше шоколада

- хлопают те, у кого отличное настроение.

Учитель: Шли мы шли и пришли…  Ой, это тупик беззвучных букв.

Слайд №9 (Тупик беззвучных звуков)

-Ваш выход, господа беззвучные!

Выходит ученик с бейсболкой, спереди которой приколот  ь, а сзади – ъ. Читая стихотворение, он надевает бейсболку задом наперед.

 Мягкий знак живёт беспечно,

       Он без кепки ходит вечно, (Ь)

        А упрямый твёрдый знак

        Кепку носит -  только так. (Ъ)

   Учитель: Продолжаем движение! Что у нас дальше?

     Слайд№10

-Ой! Заблудились мы и оказались в Неграмотных землях! Надо как-то выбираться!

Слайд№11

–Вы узнаете  этих героев? ( Буратино и Мальвина). Как  называется сказка?  («Золотой ключик»)

-Мальвина дала задание: написать слова. Но Буратино не может, он ленился на уроках. Давайте ему поможем. Я назову слова, наши буквы выходят и составляют эти слова, а все остальные их читают!

Игра « Живые буквы» слова: письмо, книга, дружба.

- Молодцы! Помогли Буратино.

Слайд№12

-Теперь  Незнайка просит помощи!

«Мне, ребята, помогите!

Букву нужную верните!»

Слайд№13,14,15.

 – Как вы думаете, ребята, почему эти герои не могут выполнить задание? (Они не слушали на уроках, плохо учились). Верно, они даже сказок не читали. Снова просят помощи.

Слайд№16      Сказки читаете?

                         Названия знаете?

                        Тогда не зевайте.

                        А нам помогайте!

                     Укатился он из дома

               По дороге незнакомой…

                 Ты узнал его, дружок?

                 Это самый непослушный,

               Говорливый, простодушный и  румяный…

                                                         («Колобок»)                                                                                                                                          

Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)

          Удивляется народ: едет печка, дым идёт,

    А Емеля на печи ест большие калачи!

    Чай сам наливается по его хотению,

    А сказка называется…    («По щучьему велению»)

          Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

    Он сам, того не ведая, несёт её домой.

    Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!

    Названье этой книжки… («Маша и медведь»)

        Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое…

     Плачет дед, плачет баба, но их утешает…  («Курочка Ряба»)

     Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Ну, отгадайте, как звали ее?      (Красная Шапочка.) 

Учитель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Это потому, что в нашем классе нет таких учеников, как в песне «Чижик и Зойка».

Исполняется песня «Чижик и Зойка».

Учитель: Пора двигаться дальше.

Слайд№17

-Мы попали в царство Буквоешки.

-Что ж, давайте поиграем и слова пособираем

Слайды№18,19,20.21,22,23.

Молодцы! Теперь новое испытание.

Слайд№24

-Вы, ребята,  посмотрите  и ошибки все найдите!.

-И злая бабушка Яга всех отпустит нас тогда!!

      Слайд№25 Молодцы!

Слайд№26

И осталось нам совсем чуть-чуть

Чтобы выйти на светлый путь.

 Вы уж, дети, постарайтесь

Вас прошу – не ошибайтесь!

 Слово левое читайте, а противоположное

                                  по значению

                                             называйте.

(работают по слайду №26)

  Слайд№27

Ура!!! Мы, наконец, вернулись в страну Букварию!

Слайд№28

Главный документ в этой стране – Алфавит.  Его надо знать наизусть. Кто желает прочитать? (читают хором).

- А все ли здесь буквы? Каких нет? (ы, ъ, ь)

- Букв в русском языке 33. Все они стоят по порядку. Каждая имеет свое имя - название и постоянное место. Кто на празднике был самым внимательным и заметил, что про одну букву не сказали ни слова? Что это за буква? (Х).

Учитель: (читает с шариком в руках, на котором написана буква Х, в конце стихотворения шарик лопается – салют).

Посмотрите – буква «Ха» на хвосте у петуха.

Убежал петух сердито – нами буква позабыта.

Ах! И ох! И Эх-эх-эх!

Эта буква – громкий смех!

Звучит песня «Алфавит».

   Учитель:      Вы прочитали Азбуку от корки и до корки.

                     Вам по чтению сегодня ставлю всем «пятерки».

                     Позади нелегкий труд слогового чтения.

                     И теперь без передышки прочтете любые книжки!

Выходит Азбука.

Азбука:

Учились все по мне всегда.

Я книга ваша – азбука.

Рисунки, буквы, точки,

Коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про реки, звёзды и моря –

Не обойтись вам без  меня.

С вами очень подружиться

Мне хотелось с первых дней,

Чтоб могли вы научиться

Книжки все читать скорей.

Я – учитель и помощник,

Первая ступень в пути.

Много книг прочтёшь ты в жизни,

Так смелей теперь иди!

Для учебника награда –

Чтобы помнили тебя,

Внукам с гордостью сказали:

«Это азбука моя!»

Слайд№29

Мы простимся с Азбукой и рукой помашем

И спасибо 10 раз дружно хором скажем!

Вручение дипломов «Азбуку прочел!»

Звучит песня «Прощание с Букварем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощай, Азбука!"

В этой методической разработке вы найдёте материал для проведения последнего занятия по "Азбуке".  Благодаря подобранному материалу дети надолго запомнят этот день. В разработке встретятся сказоч...

Праздник "Прощай, Азбука!"

Театрализованное представление, подготовленное к завершению  работы над "Азбукой". Стихи. Конкурсы....

Прощай, азбука!

Урок прощания с азбукой для 1 класса...

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Праздник «Прощай, Азбука!»

Праздник в 1 классе...

Праздник "Прощай, Азбука".

Сценарий праздника прощания с Азбукой....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....