Сценарий праздника "Прощание с Азбукой".
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Дубкова Елена Владимировна

Сценарий содержит сценки, частушки, стихи, литературную викторину, песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

             

Цель:

- обобщить знания учащихся о буквах русского алфавита в занимательной форме;

- развивать речь, память, мышление;

- воспитывать у детей интерес к совместной деятельности; уважительное отношение друг к другу, радость творчества совместного дела

Знают девочки в классе и знают мальчишки:

Мы сегодня очень рады

Всех приветствовать гостей.

Всех  знакомых,  незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник вас.

Знают взрослые и дети

И шахтёр и водолаз,

Что трудней всего на свете

Самый первый школьный класс.

Дети поют на мотив песни «Топ – топ».

Топ – топ, топает малыш,

С мамой по дорожке милый стриж.

А в его руке портфель большой:

В школу первый раз малыш пришёл.

Топ – топ, топ – топ,

Очень нелегки.

Топ – топ, топ – топ,

Школьные шаги.

Первый  класс – это первый задорный звонок.

Первый класс – это первый серьёзный урок.

Это шумная, радостная переменка.

Первый класс – это первая школьная книжка.                                                     

                                                                                                                         

Азбука. Здравствуйте, мамы,  здравствуйте папы! Привет, мальчики, и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!

Только в школу вы пришли –

Встретилась я с вами.

Дни учёбы потекли,

Стали мы друзьями.                                                                                                                1

Я учила буквам вас,

И письму, и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А ещё терпению.

Вас сегодня не узнать:

Стали бойко вы читать,

Очень грамотными стали,

Поумнели, возмужали,

И хочу сказать сейчас:

Рада я, друзья, за вас!

( Обращается к учителю.)

А где же мои помощники – буквы?

Учитель. Не волнуйся, дорогая азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немного волшебница. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.

Шарма, фарма, туквы , муквы,

Дети, превращайтесь в буквы.

( Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита.)

Учитель. Уважаемая Азбука! Принимай парад букв!

АБВГДЕЖ – прикатили на еже.

ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.

ПРСТУФХ – оседлали петуха.

ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мы здесь, друзья!                                                          

Буква А –

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света,

А похожа на ракету.

В – ватрушка, Б – баранка,

Это пекарь спозаранку

Выпекает в жаркой печке                                                                                                        

Булки, бублики, колечки.

Где? Когда? Всегда мы любим,

Задавать вопросы людям.

Год за годом, день за днём

Г и Д – друзья во всём.

Если енот в ежевику полез,

Еле спасём от иголок его.

Ежели ёж в ежевику полез,

То неизвестно  - кто  кого.                                                                                                        2

Ж –ж –ж –жужжит бедняжка жук:

В сеть поймал его паук.

З –з –з – запел комар сердито,

Он задаст сейчас бандиту.

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт,

Игрушка не простая –

Индюшка расписная.

Костя Лапкин пьёт компот,

Клоун Ли смешит народ,

Катя лес рисует мелом –

Каждый занят важным делом.

М и Н найдёшь в малине,

В мине, в манке, в магазине.

Много слов – известно всем –

Не сказать без М и Н.                                                                                            

О, друзья! Я так люблю

Олю, Олечку мою.

И сейчас желаю Оле

Быть отличницею в школе.

Мы соседи в алфавите

Как красивы, посмотрите.

На двоих у нас три ножки,

Где купить для них сапожки?

Сережа Тарасов нам очень знаком,

Мы в его имени полном живём.

Знайте, друзья, и большие, и малые,

Что буквы С, Т – это инициалы.

Улитка просит уточку:

Закинь – кА в речку удочку.

Уточка закинула –

Уклейку рыбку вынула.

Ф – фырчит всегда, как филин,

Х – хохочет простофилей.

Но всегда дружить готов

С ними Федя Худяков.

Вы узнали Ц и Ч?

Мы примчались на мяче.

Цапля, чайка и циркач                                                                                                             3

Тоже любят игры в мяч.

Ш и Щ – родные сёстры,

Различить их очень просто:

Носит Щ всегда с собой

Этот хвостик небольшой.

Полезные мы с вами буквы,

Но есть у нас одна беда:

Бываем мы всегда строчными,

А вот большими – никогда.                                                                                    

Эхо слышно тут и там,

Эхо ходит по горам.

 - Эхо, спустишься сюда?

Отвечает эхо: «Да!»

Юнга -  будущий матрос

Южных рыбок к нам привёз.

А на грядке у юнната

Поспевают экспонаты.

Посмотрите на меня,

Разве я не хороша?

Не худющая, как я?

И не толстая, как Ш!

Ножку вправо отведу

К букве я соседней,

Не хочу теперь в ряду

Я стоять последней.

(обращаясь к Азбуке)

Книжка первая моя,

Пожалей ты букву Я,

Разреши минут хоть пять

Первой в азбуке стоять!

Азбука.

Ай – ай – ай, мне очень стыдно

И за алфавит обидно.

Как ты можешь, буква Я,

Подводить сейчас меня?

В алфавите всем известно:

Хвастунишкам тут не место!

Знают буквы все отлично:

Якать просто неприлично.

Буквы людям всем нужны,                                                                                                       4

Этим буквы и дружны.

Дело тут совсем не в месте.

(все вместе)

Дело в том, что все мы вместе!                                                                                                                                                    

Азбука. Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением.

Песня «Учиться надо весело».

Мудрая пословица гласит: « Мало уметь читать, надо уметь думать». Буквы приготовили для ребят и родителей загадки. Постарайтесь их отгадать.

Инсценировка  стихотворения «Загадочные буквы».

А – лягушку проглотил (аист)

Л – тележку покатил (лошадь)

Д – откроем и войдём (дверь)

Ш – на ёлке мы найдём (шишка)

О – жужжит и больно жалит (оса)

П – в лесу деревья валит(пила)

В – чирикает на ветке (воробей)

Т – рычит на нас из клетки ( тигр)

М – спасается от кошки (мышка)

Ц – в горшочке на окне ( цветок)

Н – приятный любит запах ( нос)

К – на мягких ходит лапках ( кошка)

Щ – усердно чистит зубы ( щётка)

З – велит надеть нам шубы ( зима)

Ч – с собою домик тащит ( черепаха)

Э – откликнется из чащи ( эхо)

С – по шерстке мы погладим (собака)

Ё – мы к празднику нарядим ( ёлка)

И – в лесу на курьих ножках ( изба)

Г – лежит у нас в лукошке ( грибы)

Ф – мерцает огоньком ( фонарь)

Ю – завертится волчком (юла)

Е – в лесу с куста мы ели ( ежевика)

Р –вокруг луны летает (ракета)

Х – к обеду на столе ( хлеб)

Я – на каждом корабле (якорь)

Учитель. Пришла пора превращаться  буквам в учеников.

«Шарма, фарма», - я скажу,

Покажу пять пальчиков.

Буквы, превращайтесь

В девочек и мальчиков.

( ребята снимают шапочки)                                                                                                                                                                                                              

Азбука: А вот сейчас мы и проверим, смогут ли они отгадать мои загадки про сказки. Только уговор такой – дослушать загадку до конца и по моей команде хором назвать отгадку.                                                                                                                                       5

Помощница старенькой бабушки,

Совсем не боится волков,

В корзинке её есть оладушки

И шесть с творогом пирожков.

Она просто прелесть и лапочка,

Зовут её … (Красная Шапочка)

Танцевальный выход Красной Шапочки под музыку.

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Я узнала, что у вас сегодня праздник и пришла к вам в гости. В свою корзинку я спрятала буквы и сейчас проверю, как вы их выучили. Отгадайте, про какую букву моё стихотворение.

(Каждая отгаданная буква достаётся из корзинки и прикрепляется на доску)

  1. Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок. (А)

  1. На прямую палочку

Справа села галочка. (К)

  1. Посмотри на колесо –

И увидишь букву … (О)

  1. У лягушки Лушки –

Ножки – попрыгушки.

Квак – шлёп! Квак – шлёп!

И в болотце с кочки хлоп!

Чтоб журавль её не съел,

Лушка стала буквой … (Л)

  1. Вместе Паша и Егор

В поле ставили шатёр.

Прямо возле шалаша,

И шатёр стал буквой … (Ш)

Ребята, а теперь попробуйте составить из этих букв очень важное слово (школа).

Молодцы! Я пришла к вам с друзьями, которые помогали вам на уроках в школе. Отгадайте, кто такие. Я вам буду показывать зашифрованные слова, я вы найдите те предметы, которые нужны в школе.

Показывает карточки; при каждом отгаданном слове выходит ученик 1-го класса с плакатом данного предмета.

ПВпеналК (пенал); АТЕТРАДЬБ (ТЕТРАДЬ); ОазбукаМО (азбука); МЛИНЕЙКАНС (ЛИНЕЙКА); ПКАРАНДАШГ (КАРАНДАШ)

Молодцы, ребята! Спасибо вам за помощь, мои маленькие помощники!                        

Красная Шапочка : А теперь давайте посмотрим  инсценировку сказки "Терем-теремок" на школьный лад.

Ученик - рассказчик:                                                                                                               6

Стоит терем-теремок,

Он не низок, не высок.

Есть замочек у него,

Видно, нет там никого.

Я замочек отомкну

И у терема спрошу:

- Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Нет ответа, всё молчит.

Теремок пустой стоит.  

Вот сюда идет пенал.

Пенал.  

Ах, куда же я попал?

Вот так терем-теремок,

Он не низок, не высок.

Эй, замочек, отомкнись!

Кто живет здесь, отзовись!

Нет ответа, не слыхать.

Буду здесь жить-поживать!

Ученик – рассказчик.

Азбука потом пришла,

Речь такую завела.

Азбука.

Стоит терем-теремок,

Он не низок, не высок.

Эй, замочек, отомкнись!

Кто живет здесь, появись!

Ученик – рассказчик:

Вышел на порог пенал,

Азбуку к себе позвал.

Пенал.

Будем мы с тобой дружить,

Будем здесь с тобою жить!

Ученик – рассказчик.

Тут тетрадки прибежали,

В теремок проситься стали.

Тетради.

В школе детям мы нужны,    

С вами вместе жить должны!

Ученик – рассказчик.

В теремочке потеснились,                                                                                                       7

И тетрадки поместились.

Карандашики бегут -

В теремочке все их ждут,

Пенал крышку приоткрыл                                                                                                                              

И к себе их пригласил.

Появилась и пятерка,

А за нею и четверка -

Тоже к терему спешат,

В нем пожить они хотят.

Вдруг плетутся двойка с единицей,

В теремочке просят потесниться.

Но пенал суровый на пороге снова.

Пенал. Вы не торопитесь,

Вы нам не годитесь.

Мы сюда не пустим вас,

Убирайтесь сей же час!

Двойка. Подождите, не спешите,        

Нас отсюда не гоните.

Единица. Отвернемся на минутку -        

Вы поймете нашу шутку.

(Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.)

Все:  Вот теперь мы рады вам,

Заходите в гости к нам.

Ученик – рассказчик.

Вот замочек щелкнул,  

В портфеле все примолкли.

                           Появляется школьник.

Школьник:    

Я портфель сейчас возьму,

В свою школу с ним пойду.

Я хочу прилежным стать

И пятерки получать!

Учитель:

Всех на свете он добрей.

Лечит он больных зверей.

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …. (Айболит)

Учитель. А вот к нам в гости  еще один герой!                                                                      8

Доктор Айболит.

Я доктор, книжкин друг, лечу не зверят, а книжки.

Да-да, не удивляйтесь, книжки! Они тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют, не стонут, не жалуются. Но они страдают. Начинают бледнеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. Я подклеиваю ее, расправляю странички, делаю новый переплет.

Чтобы это не произошло, нужно запомнить:

Королева Книга прислала вам напутствие (памятка выдаётся каждому  )                                                  

Я - книга! Я - товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной:

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Страницы пачкать - не годиться.

Опять загнул мои листы!

Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Бери книгу только чистыми руками.

Оберни книгу, вложи в нее закладку.

Не перегибай книгу при чтении.

Не загибай страницы.

Не делай в книге пометок.

Если книга порвалась, подклей ее.

- Я думаю, что если вы будете беречь книги, много читать, то они станут вашими лучшими друзьями.

Ребята, а знаете ли вы весёлые  частушки?  Я их очень люблю.

 Веселые частушки.

1. Мы – весёлые ребята,        

В первом классе учимся.

Пропоём мы вам частушки,

Может, что получится!

2.  Мы в нарядах нынче новых,      

И у всех счастливый вид.

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!                                                                                                                     9

3. Раньше мамы нам читали

Про зайчат и про лису.

А теперь читаем сами

Про любовь и про луну.

4.  Разбудите меня ночью,  

В самой серединочке.

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

5. С азбукой кто не в ладу –

С тем я дружбу не веду!

У меня характер крут:

Уважаю с детства труд!

6. «Сотню» слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом проглочу!                                                                                                                                 10

7. Ну, а прописи у нас –  

Просто загляденье!

Мы рисуем там зверят

И пишем предложения.

8.  Мы простимся с азбукой  

 И рукой помашем.

 И «спасибо!» десять раз

 Дружно хором скажем!

9. Не печалься, Азбука!  

Лучше нету книжки.

Передам тебя теперь я

Младшему братишке!

10.  Мы пропели вам частушки,

Как сумели, от души!

Хороши наши частушки!

И мы тоже хороши!

Учитель. Ребята научились читать и писать, а знают ли они вежливые слова?

(ребята старшеклассники читают стихи)

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе…(утро)

                                                                                                                                                  10

Если в ночь случилась встреча,

Говорим мы…(добрый вечер)

И всегда при расставанье

Говорите…(до свиданья)

Уезжает кто-нибудь-

Пожелайте…(в добрый путь)

Попал я в дедушку мячом

И закричал: «А я причём?»

Но, досчитав до 30,

Сказал: «ну дедушка,…» (прости)

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из – за угла.

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова…(извините)                                                                                    

Если дарят в день рожденья

Вам конфеты и печенье.

Карандаш, альбом и книжку

Или мягкую мартышку,

Не молчи, как в речке рыба,

Говори друзьям…(спасибо)

За день и ночь, за солнца луч,

За небо, чистое и туч,

За звёзды, утро и зарю

Ты говори…(благодарю)

Учитель. Молодцы, первоклассники! Не подвели Азбуку.

Ребята!

Знаю, любите вы сказки,

Ведь они нам так нужны!

( обращаясь к ученикам и их родителям)

Что ж, проверим ваши знанья –

Оправдаем ожиданье!

Моё первое слово, ваше второе –

Так мы узнаем имя героя.

Итак, внимание! Начинаем,

Имя дружно называем.

(Учитель называет первое слово, а дети и родители – второе.)

                                                                                                                                               11

Царевна – Лебедь,

Змей – Горыныч,

Иванушка – Дурачок,

Соловей – Разбойник,

Добрыня – Никитич,

Иван – Царевич,

Золотой –Петушок,

Шамаханская – царица,

Карабас – Барабас!

                                                                                                                                                Учитель.

Пришла пора отдохнуть. Давайте  ребята  исполним  песню «Научи нас веселиться».

Если птицы распевают тут и там,

Если бабочки расселись по кустам,

Научи нас веселиться,

Покажи нам, как резвиться,

А мы будем делать так же. Как и ты.

(После 1-й,2-й и 4-й строк – по два хлопка в ладоши.)

Если выучил урок ты на зубок

Да к тому ж ещё товарищу помог,

Научи нас веселиться,

Покажи нам, как резвиться,

А мы  будем делать так же, как и ты.

(После 1-й, 2-й и 4-й строк- по два щелчка пальцами.)

Если дома ничего ты не учил,

Если двойку на уроке получил,

Научи нас плакать, плакать,

Научи нас ахать, ахать,

А мы будем делать так же, как и ты.

(  После 1-й, 2-й и 4-й строк – дети берутся руками за щёки и, покачивая головой, произносят «Ай!», «Ай!»)

Если маме всю посуду перемыл,

И ни чашки, ни тарелки не разбил,

Научи нас веселиться,

Веселиться и гордиться,

А мы будем делать так же, как и ты.

(После 1-й, 2-й и 4-й строк – два удара руками по коленям.)

Если в космос ты отправился во сне,

Если бегал ты вприпрыжку по Луне,

Покажи, как ты резвился,

Как резвился,  веселился,

А мы будем делать так же, как и ты.

(После 1-й, 2-й и 4-й строк – два удара в ладоши.)                                                             12                                        

                                                                                                                         

Учитель. Ребята нам на праздник пришли телеграммы, но без подписей. Давайте вместе угадаем кто их прислал.

(учитель читает телеграммы, дети называют произведение и автора)

«Спасите! Нас съел серый волк…» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят.»)

«Очень расстроена! Нечаянно разбила яичко…» ( Мышка из сказки «Курочка Ряба».)

«Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки…» (грязнуля из стих. К. И. Чуковского « Мойдодыр»)

«Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби…»(волк из сказки « Лисичка сестричка и серый волк»)

«Дорогие гости, помогите! Паука – злодея зарубите!» (муха – цокотуха из сказки К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»)                                            

«Пришлите ,пожалуйста, капли: мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»(Цапли из сказки К.И.Чуковского «Телефон».

Азбука( устало)

Ох, довольно, я устала.

Вижу, сказки знаете,

Верьте, дети, доброте –

И не прогадаете!

Ну  что же, в дорогу, девчонки, мальчишки,

Вас ждут чудеса на пути,

Возьмите с собою любимые книжки –

Они вам помогут идти!

Учитель.

Вам книга поможет к высотам добраться,

На дно океана спуститься не раз,

Но, помните, необходимо стараться,

Чтоб счастье, удача поверили в вас!

                                                                                                                           

Подведение итога:

Учитель.

- Давайте вспомним, что вам говорил Доктор, чтобы вашим книгам жилось хорошо?

Я думаю, вы вспомните, что говорил вам Доктор Айболит, обернёте книги, вложите в них закладки и будете беречь своих новых друзей.

Рефлексия.

Возьмите «Круг настроений»

                                                                                                                                                   13

«Зелёный» (я молодец, мне интересно); «жёлтый» ( мне интересно, но я не очень уверенно себя чувствую); «красный» (мне было не интересно, я устал)

А закончим праздник  песней.

Песня (На мотив «Голубого вагона»)  

       1. Да, минутки быстро убегают вдаль,

Встречи с ними мы уже не ждём.

Расстаёмся мы с тобою Азбука,

Буквы все с собою заберём.

Припев: 

               Солнышко ласково в небе улыбается,

               Детские песенки слышим там и тут.

                Дружные, дружные девочки, мальчики

                Радостно учатся, весело живут.

2. Праздник наш сегодня завершается,

С Азбукой простились мы сейчас.

Наши мамы пусть не беспокоятся,

С радостью мы ходим в первый класс.

Припев:

               Солнышко ласково в небе улыбается,

               Детские песенки слышим там и тут.

                Дружные, дружные девочки, мальчики

                                      Радостно учатся, весело живут.

Ведущий: Дорогие первоклассники! В народе говорят: «Азбука – ступенька к мудрости». Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости. Всего вам доброго!

(под песню «В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки!» учащиеся покидают зал)

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                     14

                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Сценария праздника " Сказочная Азбука"

Герои  сказок (первоклассники)  собрались в уютном  светлом зале и проводят Праздник Букваря. Гости восхищаются талантом и артистизмом маленьких первоклассников.Они благодарят своих учи...

Сценарий праздника "Спасибо, Азбука, за то, что научила нас читать!""

Данный сценарий можно использовать при подготовке праздника "Прощание с Азбукой", а отдельные элементы -  на уроках русского языка и литературного чтения....

Сценарий "Праздник Любимой Азбуки"

Сценарий праздника для 1 класса....

Сценарий праздника "Прощай, азбука!"

Сценарий праздника для учащихся 1 класса. Сценарий очень интересный: содержит стихи, песни. На праздник приходит много сказочных персонажей, роли которых исполняют учащиеся 5 класса....

Сценарий праздника "Прощай, Азбука"

Игровой и занимательный материал для проведения праздника....

сценарий "Прощание с Азбукой"

материал разработан с учетом малой наполняемости учащихся в 1 классе...