Праздник "Прощай, АЗБУКА!"
материал (1 класс) по теме

Сценарий праздника "Прощай, АЗБУКА!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Прощание с азбукой».

Составила учитель начальных классов МБОУ «ООШ №57»

Ефимова Светлана Александровна

Учитель:  (СЛАЙД 1)

- Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.

На доске рисунки.

Учитель:

– Какой вид транспорта перед вами? (СЛАЙД 2)

Дети:

- Водный.

Учитель:

- На чем будем путешествовать?

Дети:

- На корабле, так как нас много.

Учитель:

- А на каком корабле – мирном или военном?

Дети:

- На мирном.

Учитель:

- Что с собой возьмем?

Дети:

- Еду, воду, фотоаппарат...

Учитель:

- Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно загадки.

  • Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.        (Книга)                

  • Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только станут в ряд,

Сразу вдруг заговорят.           (Буквы)

  • То я в клетку,

То в линейку,

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?         (Тетрадь)

Учитель:

- Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки?

Дети:

- Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.

Учитель:

- На доске написаны слова. Подберите нужное слово к схеме.

(Учитель показывает звуковую схему слова "моряк".)

На доске: (СЛАЙД 3)

Матрос      Моряк         Радист

Боцман      Капитан      Штурман

Дети:

- Это слово моряк.

Учитель:

- Вот мы и на корабле, но капитан не открывает дверь, пока не отгадаем это слово.

На магнитной доске: АЗБУКА

(буквы перевернуты) (СЛАЙД 4)

– Пошел ты в школу первый раз,

Принес ее ты в первый класс.

Дети:

- Азбука.

Капитан:

- Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь.

Стук в дверь: вбегает Пират.

Учитель-

- Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?

Дети:

- Пират.

Пират:

- Зачем вы тут собрались? Как вас много!

Дети:

-Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой!

Учитель:

- Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила.

Ученик 1.

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Ученик 2.

Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

"Умею я теперь читать!"

Ученик 3.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну прочитай еще страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Пират:

- Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!

Дети:

- Конечно, мы очень рады, что тебе понравилась Азбука.

Пират:

- Спасибо! Давайте, ребята, пойдем в каюты.

На доске:    КАЮТА   (СЛАЙД 5)

Учитель:

- Ребята, а что такое каюта на корабле?

Дети:

- Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа. (СЛАЙД 6)

Учитель:

-Сколько слогов в этом слове?

Дети:

- Три.

Учитель:

- Какой слог ударный?

Дети:

-Второй.

Учитель:

- Определите, сколько букв и звуков в этом слове?

Дети:

- Пять букв, шесть звуков.

Учитель:

- Почему звуков больше, чем букв?

Дети:

- Буква ю обозначает два звука [й] и [у].

Учитель:

- Какие еще буквы и когда обозначают два звука?

Дети:

- Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков.

Учитель:

- Среди этих букв есть целое слово. Найдите его.

Дети:

- Я

Учитель:

- Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на алфавит. Какая буква на первом листе? (СЛАЙД 7)

Дети:

- Буква а.

Учитель:

- А какая на последнем?

Дети:

- Буква я.

Учитель:

- Почему буква я последняя в алфавите?

Дети:

- Мы не знаем.

Учитель:

-Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.

А эта буква оттого

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд последний.

Не могут ждать у нас в стране

Почета, славы, чести

Те, у которых "я" да "мне"

Стоят на первом месте.

Народ толково и не зря

Расставил буквы букваря.

Вот и вам ни в коем случае нельзя хвастаться.

Пират:

- Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите!

Учитель:

- Да что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, у нас букв?

1. В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.

- Ну- ка буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас все заговорят!

2. Гласные тянутся с песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(Входят «гласные»)

Буква А сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Буква Е есть в слове «ель»,

Заметает ель метель.

Буква Ё  есть в слове «ёж»

Ты легко её найдёшь.

Буква И

И - игрушки,

И -  игра.

Любит игры детвора.

Буква О

О – похожа на колечко,

Словно шёрстка на овечке.

Буква У.

Замычит бурёнка : «Му-у!»

Узнаёте букву У?

Буква Ы есть в слове «бык»,

Травку бык щипать привык!

Буква Э.

Этот дом похож на ваш-

У него один этаж.

 Буква Ю.

Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала!

Буква Я.

 Ты твердишь всё: «Я да я!

Всех умнее я, друзья!»

Не забудь, что буква Я –

Самая последняя!

Учитель:

-Ну ка гласные встаньте в пары!

(а-я, о-ё,  е-э, у-ю, ы-и)

Учитель:

- Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить слово!

- Что не получается!

-  А почему?

- Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.

(Входят «согласные»)

3. А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Буква Й.

Йогурт из малины

Самый наш любимый!

Буква Л.

Лето, ливень, листопад,

Я любой погоде рад!

Буква М.

Букву М узнал я рано,

Ведь она есть в слове «мама»!

Буква Н.

Н – весёлый Новый год,

Скоро в гости к нам придёт!

Буква Р.

Р – рычит, как будто рысь,

Эй, меня остерегись!

Буква Х.

Веселится буква Х:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Буква Ц.

Кап-кап-кап – за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква Ц , как будто цапля

На одной ноге стоит.

Буква Ч.

Чашки, чайник, сладкий чай,

Что за буква? Отвечай!

Буква Щ.

Буква Щ есть в слове «щит».

От удара он трещит!

Буква Б.

По полю барашек белый

Тёмной ночью брёл несмело.

Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»

Узнаёте букву Б?

Буква В.

Буква В есть в слове « вол»,

Я её легко нашёл!

Буква Г.

Что за грохот? Что за гром?

Букву Г принёс нам гном.

Зацепился он за гвоздь

И упал наш бедный гость!

Буква Д.

Буква Д, как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Буква Ж.

Узнаёшь знакомый звук?

Буква Ж жужжит, как жук.

Буква З.

З  звенит, словно звонок,

Нас  торопит на урок.

Буква К.

Буква К, как куколка

Славненькая буковка!

Буква П.

П- прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

Буква С.

С- свистит, словно свисток,

Удирайте со всех ног!

Буква Т.

Взял я толстую тетрадь,

Буду букву Т писать.

Буква Ф.

Я в лесу нашёл фиалку-

Только рвать фиалку жалко!

Буква Ш.

Я шуршу, как будто шина

Есть я в слове и «машина».

И собой я хороша!

Вы узнали букву Ш?

Учитель:

- Согласные,  найдите свои пары!

( пары: б-п, в-ф,г-к, д-т, з-с,ж-ш.)

- А вы почему не в парах?

Буквы:

-А мы только звонкие!

-Мы только глухие!

(«буквы» уходят, появляются «Ь» «Ъ»)

Учитель:

-А вы почему такие грустные?

Буквы Ъ и Ь:

-Вы про нас забыли!

Учитель:

-Мы исправим ошибку. А что вы про себя расскажете?

Твёрдый знак:

Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль, меня теряют!

Мягкий знак:

Я – мягкий знак.

Меня найдёшь

И в слове « льёт»

И в слове «дождь».

Пират:

- Молодцы, буквы! Ребята, что-то есть уже хочется. Не пора ли нам обедать? Капитан зовет всех.

Учитель:

- Ребята, к кому за едой будем обращаться на корабле?

Дети:

- К коку.

Учитель:

- А как называется столовая на корабле?

Дети:

- Камбуз.

Учитель:

- Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем.

На доске:   (СЛАЙД 8)

Уха

Макароны по- флотски

Хлеб

Чай

– Что такое уха и макароны по-флотски?

Дети отвечают на вопросы.

– Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб?

Дети:  (СЛАЙД 9)

- Невелик кусок пирога, да стоит он много труда.

– Хлеб к обеду в меру бери –

Хлеб драгоценность – его береги.

– Хлеб – всему голова.

Пират:

- Ох, и наелись! Что скажем коку за обед?

Дети:

- Спасибо.

Капитан:

- А теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, исполним школьные частушки.

Ученик 1:        Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

Ученик 2:      Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

Ученик 3:        Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

Ученик 4:        Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

Ученик 5:        Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом "проглочу"!

Ученик 6:        Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Капитан:

- Ну а теперь – все по местам!

На доске: (СЛАЙД 10)

Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. У штурвала наш капитан Денис. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!

Учитель:

- Прочитайте текст. Перед вами картинки. Расставьте их по порядку, чтобы они соответствовали этому тексту.

Дети выполняют задание.

– Что такое СОС?

Дети:

- Сигнал, обозначающий, что в море с кораблем случилась беда.

Учитель:

- Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым спасем корабль.

Дети находят изученные орфограммы.

Капитан:

- Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю! Ребята, наш радист принял радиограмму. Прочитайте ее.

На доске: (СЛАЙД 11)

Внимание! Сказочная викторина! Доскажи словечко.

Учитель:

- В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

«Сказочная викторина»

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)

2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

10. Луковый мальчик. (Чипполино.)

11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

Учитель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

  • Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй)

  • Вылез крот на белый свет

И сказал ежу …         (привет)

  • Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … (пожалуйста)

  • Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте … (добры)

  • Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо: - Меня … (извините)

  • Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите … (до свидания)

  • Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо).

Учитель:

- Ребята, пока мы еще на корабле, радист разрешил передать привет родителям, которые находятся далеко на суше и очень переживают за вас.

Дети передают привет родителям.

– Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.

Учитель:        Азбуку прочли до корки

Всем по чтению «пятерки».

Одолели вы науку медленного чтения

И теперь вам выдают удостоверения.

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!

(выдача удостоверений)

Ученик:        Потрудились мы немало,

Много слов мы прочитали,

Позади нелегкий труд,

Впереди нас книги ждут.

Ученик:        Сегодня праздник необычный:

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

Ученик:        До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придет.

Все ученики хором:        Спасибо, тебе, Азбука!

Здравствуй, Литературное чтение.

Дети исполняют песню «»Прощай, букварь».