Праздник "Птицы - наши друзья"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Паршина Наталья Александровна

Данный праздник проводится в рамках реализации программы «Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся». Одним из направлений этой программы является «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде» . Сценарий содержит стихи о птицах, загадки, частушки, игры, инсценировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_ptitsy_nashi_druzya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 Г. БОДАЙБО

                     СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

                                                                                         Подготовила и провела

                                                                                     Паршина Наталья Александровна

        учитель МОУ СОШ № 4

2014год.

"Птицы — наши друзья"

Цель:  закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку; о бережном отношении к птицам; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: шапочки с изображением птиц, маски зверей, корзинка для белочки, мешочек для мышки, красные бусы, «дерево с кормушкой», рисунки с изображением птиц, карточки с названием птиц, маленький мячик для игры, обручи; фонограмма песни «Лесной марш», фонограмма для частушек, звукозапись «Голоса птиц».

Пояснительная записка.

  Данный праздник проводится в рамках реализации программы «Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся». Одним из направлений этой программы является «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде» Работая над этой проблемой,  была запланирована цепочка дел:

  • Чтение рассказов о природе (В.Бианки, Э.Шим, М.Пришвин).
  • Экскурсия на Станцию юных натуралистов, внеклассное занятие «Животные заповедника «Витимский».
  • Классный час «Птицы нашего края».
  • Изготовление кормушек.
  • Участие в конкурсе «Листовка – аппликация «Птицы – это красота и тайна».
  • Праздник «Птицы – наши друзья».
  • Участие в конкурсе «Усы. Лапы. Хвост» и т.д.
  • Экскурсия в лес.

   Для реализации намеченных дел были привлечены родители, налажена связь с СЮН и Детской библиотекой.

    Праздник "Птицы — наши друзья" проводился в марте для ребят 2-го класса в условиях классного кабинета.

    При подготовке к празднику ребята читали рассказы о птицах, рисовали птиц, делали маски и шапочки с изображением птиц и зверей, изготавливали декорации, разучивали стихи, песни, готовили инсценировки. Во время праздника разучили игры «Чив, чив, воробей!» и «Вот птица!».

    При проведении праздника параллельно решались проблемы экологического воспитания младшего школьника и эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни.

Ход праздника

1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

                        (Дети поют песню “Лесной марш”).

Ведущий:

Здравствуй, здравствуй, красавица весна!

Птичий домик у нашего окна;

В этом домике сегодня веселье,

У крылатых жильцов новоселье!

     Наступила весна. В природе строгий порядок. Всё в ней крепко накрепко связанно: Живут по строгим законам и растения и насекомые, рыбы, птицы и звери. Сегодня речь пойдёт о жизни наших “братьях меньших” – птицах.

(Звучит запись “Голоса птиц”)

Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.

2.Вспоминаем, каких знаем птиц

Ведущий:

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит, плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица).

-  Ребята, а каких вы птиц знаете?

(Дети называют птиц и прикрепляют на доску свой рисунок с изображением птицы)

Вот теперь даже стало веселее, столько гостей к нам прилетело.

А сейчас  отгадайте, о каких птицах загадки.

Загадки.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля
Узнаёте. Это ...

(Цапля).

В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку ... ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать...

(Кукушка).

В лесу, под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель!”
И ставит подпись...

(Дятел).

Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет станет жутко
Вздрогнет сонная трава.
Это ухает ...

(Сова).

Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора ?
Такая всем морока,
Когда трещит ...

(Сорока).

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья  хрипловатая –
Известная персона
Птица эта ...

(Ворона).

Девиз у нас у всех один:
Мы край родной наш сохраним
Леса в обиду не дадим
Мы сохраним всех птиц,
Мы прочитаем много книжек,
В беде поможем всем птенцам
Чтоб веселей жилось и им и нам!

Ведущий:

Предлагаю вам вернуться в осень и послушать разговор.

3.Инсценировка.

Гуси-лебеди

–  Гуси-гуси!
–  Га-га-га!
–  Есть хотите?
–  Да-да-да!
–  Поищите же тогда!
–  Мы искали, мы в воду ныряли, но ничего не достали!  Трава полегает, вода замерзает, холода наступают.
–  Что же делать вам, гуси?
–  Улетать за синие моря, за высокие горы, в теплые края!
–  Ну, летите же тогда!

4.Игра

Ведущий: Сейчас предлагаю сыграть в игру. У каждого есть карточка с названием птицы, надо определить перелётная это птица или зимующая. Подойдите все ко мне. По моему сигналу «Осень наступила» - «зимующие» прячутся в гнёзда (обручи), а «перелётные» улетают в зал.  

5.Разговор о зимующих птицах

Ведущий: К концу сентября большинство птиц покидают свои родные места. Птицы, которые остаются зимовать, прилетают ближе к жилью человека, где могут найти себе пропитание. Ведь зима для пернатых –  самая тяжелая пора. Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Поэтому надо позаботиться об их зимней подкормке. Ведь большинство птиц гибнет от голода, а не от холода.
–  Как же мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Дети: Мы можем запасать корм, делать кормушки, подкармливать птиц.

1. Покормите птиц зимой, 
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

2. Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать –
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.

3. Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Ведущий: Давайте вспомним правила кормления птиц.

–  Птиц надо кормить регулярно, т. е. каждый день. Особенно нужна им поддержка людей в метели и морозы.
–  Во время подкормки птиц не сорите, не оставляйте газеты, коробки, пакеты.
–  Корма дают немного и только то, что они едят: семена дикорастущих трав, кустарников, подсолнуха; корки хлеба, кусочки несолёного сала, ягоды рябины, пищевые отходы.

1-й ребенок.

Эй, вороны, снегири!
Сороки, синицы, воробьи!
Птички милые, привет!
Прилетайте на обед!

2-й ребенок.

Крошек хлебных накрошим,
Вкусных зерен вам дадим.
На кормушках ваших
Вам положим каши!

3-й ребенок.

Мы кормушки смастерим,
Птиц накормим, напоим!

6. Инсценировка    Сказка "Как лиса птицам помогала".

  Над поляною сорока 

 Пролетает невысоко

Любопытна эта птица:

Знает, что в лесу творится.

Ведущий: Именно Сорока рассказала мне вот эту сказку.

 Сорока: Увидела лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их.

Лиса:  Какие красивые. Сделаю - ка я из них себе бусы!

(сделала яркие бусы и надела на шею .) Очень красиво получилось. 

 Сорока: А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали. Решили звери помогать птицам. 

Мышка: « Пи- Пи – Пи» я вам  зерна принесла.

Белка: А я орешками с вами поделюсь

Лиса : А я решила бусы рябиновые отдать. Жалко  с такой красотой расставаться, Да только без птичьего пения скучно   в лесу.

Сорока: Вот такая история.

7.Разговор о пользе птиц 

Ведущий: А чем полезны птицы?

  • Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
  •  Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
  • Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
  • Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей.
  • Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
  • Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

8.Инсценировка.

Ведущий: А кто же это?

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует.
(Воробей).

1-й ребенок.

Прыгает и кружится
Воробей по лужицам.
Перышки взъерошены.
Хвостик распушил,
 
Песенкой веселою
Ребят всех насмешил.

2-й ребенок.

Киньте крошек воробью,
Он споет вам песнь свою.

Воробей.

Чик-чирик, чик-чирик.
Жить с людьми я так привык.
 

9.Игра «Чив, чив, воробей!»

        Каждый из игроков называет себя деревом или кустарником. Первый говорит :

- Чив,чив! Сидел воробей на берёзе, слетел воробей на яблоню!

Только он это скажет, «яблоня» продолжает:

- Чив,чив! Сидел воробей на яблоне, слетел воробей на осину.

«Осина» сразу же отзывается и т.д.

Если игрок замешкается, не сумеет быстро сказать , на какое дерево  или куст слетел воробей, он отдаёт фант, который позже нужно будет выкупить.

10.Разговор об охране птиц.

Ведущий: Вот мы и вспомнили,  какую пользу приносят нам птицы. Давайте вспомним, какую пользу люди могут принести птицам. Какие правила мы всегда должны помнить.

(Ответы учеников).

Ведущий: Послушайте, кто же это к нам возвращается ?

1. Журавли летят,
На всю Русь кричат:
Гу-гу-гу –
Не догнать никому!

2. Утки летят,
На всю Русь кричат:
Ути-ути –
Домой с  юга мы летим!

3. Ласточки летят,
На всю Русь кричат:
Фить-фить,
Родного дома не забыть!

Ведущий: Не следует тревожить птенцов в гнёздах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птичка не бросила своё гнездо, а выводила птенцов.

 1.Гнездо на ветке – птичий дом
Вчера птенец родился в нем
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй!

11.Игра «Вот птица!»

Сегодня мы говорили о птицах, предлагаю проверить, какие названия птиц вы запомнили. Для этого сыграем в игру «Вот птица!»

    Все встают в круг. Один из играющих начинает игру.

 Он берёт в руки любой маленький предмет,

передаёт этот предмет своему соседу справа и говорит:

-Вот птица! Что за птица?

Сосед принимает предмет и быстро,

не задумываясь отвечает, например:

-Орёл! 

С этими словами он передаёт предмет

 своему соседу:

-Вот птица! Что за птица?

- Воробей ! - немедля отвечает тот.

И так далее пока участники игры могут

называть птиц.

Кто замешкается –выбывает из игры. И ещё одно правило: название одной и той же птицы во время игры нельзя повторять. Каждый раз должна появляться новая птица.

12.Заключение

Предлагаю завершить наш праздник весёлыми частушками о птицах.

1.Если б не было весны,

Не было бы и воды

Если б птичек не было,

Песен тоже б не было!

2.Курли, курли,  курли ли, 

Летят, летят журавли!

Курлы – си, курлы – си,

По Руси! По Руси!

3.Кукушечка,  кукушечка,

Серая рябушечка,

Покукуй в лесу: ку-ку-

Сколько лет я проживу?

4.Ты сорока-белобока,

Научи меня летать,

Ни высоко, ни далёко,

Чтобы солнышко видать.

5.В небе солнышко играет

Лучиками светит.

И синичка не грустит-

Думает о лете!

6.На кормушку прилетел

Воробьишка серенький,

Вкусных зёрен поклевал,

Никого не обижал!

7.Вот снегирь  прилетел

В красненьком кафтане

Он на птичек поглядел:

«Поем вместе с вами!»

8.А вон около берёзы

Ворона важно ходит

Она тоже  не зевает-

Быстро крошки подбирает!

9.Птицы, звери и леса-

Наши верные друзья.

Вы запомните, ребята,

Обижать нам их нельзя!

Ведущий:

Ребята, большое всем спасибо! Мы много говорили о помощи птицам. Пойдёмте к нашим кормушкам и угостим птиц праздничным обедом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы - наши друзья.

Презентацию можно показать детям в 1 классе на уроке, на внеклассном мероприятии для ознакомления с птицами родного края, их повадками, питанием, местах проживания....

Презентация "Птицы - наши друзья"

Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....

конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"

Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Классный час "Животные - наши друзья"

Цель данного мероприятия: привить любовь и ответственное отношение к "братьям нашим меньшим"...

Птицы - наши друзья

Методическая разработка...

Птицы - наши друзья

Актуализировать знания детей о птицах...