Праздник "Прощание с Букварем"
методическая разработка (1 класс) по теме

Медведева Татьяна Николаевна

В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся по курсу "Обучение грамоте".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_bukvarya.docx45.22 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Прощание с Букварем»

Учитель: Медведева Татьяна Николаевна

МБОУ «Афанасовская СОШ», Корочанского района

 

Цели: 
1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям.
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.
 

4. Воспитание бережного отношения к книге, стремление к знаниям.

Оформление: класс празднично украшен шарами, на доске надпись «ДО СВИДАНИЯ,    

                         БУКВАРЬ!», увеличенная  обложка «Букваря».

Оборудование: удостоверения;

        

                                                  ХОД     ПРАЗДНИКА

Слайд 1.

Выходят Леший и Баба Яга

Леший:    

Ты что, Яга, довольная такая?
Последний раз была такой ты в мае.
Быть может, ступу починила ты?

Баба - яга (счастливо):   

Нет, лучше.
Ко мне сегодня приезжает Внучка.
Она большая, ходит в первый класс.
Ох, умной вырастет она у нас!

Леший:

Да, бабка, школа - это сила.
Ты, вот, небось, нигде и не училась?

Баба - яга (вздыхает):

Не довелось мне, Леший, постигать науку.
Ни разу не брала я ручку в руку
И книги тоже я ни разу не брала,
И даже нету у меня в избе стола.

Леший (удивленно):

А где же ты ешь?

Баба - яга (пожимает плечами):

Да прямо так, на лавке,
А летом - на подстилочке на травке.
Да ты ведь, Леший, тоже не учился?

Леший:

Я, как и ты, в лесу родился.
Здесь вырос, здесь живу, а школ тут нет.
Хоть мне пятьсот, наверно, лет,
Но букв я до сих пор не знаю.

Баба - яга (махнув рукой, огорченно):

Ну что ж, судьба у нас такая.

Вбегает Внучка.

Внучка:  

Ой, Бабушка, привет. Это Леший? 
А Водяной с Кикиморою где же?

Баба - яга (ворчливо):

Ты с Лешим поздоровайся сначала.
Эх, в школе вас воспитывают мало!

Внучка:

Доброе утро, дядя Леший.

Леший:

Здравствуй.

Внучка:

Какой сегодня день прекрасный!
А я сегодня утром книжку прочитала.

Баба - яга:

Никак ты буквы все уже узнала?

Внучка:

Я алфавит теперь прекрасно знаю.

Леший:

Ты погляди, учёная какая!

Внучка (показывает букварь):

Мне в этом мой букварь помог. (держит в руках Букварь)
Хотите, с вами проведу урок.

Баба - яга ( удивленно):

Не уж -то ты научишь нас читать?

Леший (с надеждой):

И тоже алфавит мы будем знать?

Внучка:

Конечно, разве это сложно?

Баба - яга:

Но мы стары для этого, возможно?

Внучка:

Ну, что ты, бабушка, букварь открой скорей!

Баба - яга (не решается дотронуться до букваря):

Мне что - то боязно!

Леший:

Слышь, бабка, не робей.

Баба - яга открывает букварь.

Баба - яга (тычет пальцем в страницу):

Ого, какой арбуз лежит!
И апельсин хорош на вид.
А что это за буква тут стоит?

Внучка:

С неё все эти начинаются слова.

Леший (рисует в воздухе букву А):

Я понял, это буква А.

Баба - яга:

Ну, Леший, ты умен! А я:
( Плачет.) 
Не научусь я никогда.

Внучка:

Да что ты, бабушка, какая ерунда!
Я вас обоих быстро научу.
Чтоб грамотными были вы, хочу.

Леший и Баба - яга:

Расскажите нам, пожалуйста, чему вас учат в школе?

Внучка:

Конечно, расскажем! Ребята, поможете мне? (да)
Учились мы по-разному, старались и ленились,
Но если по-серьезному, то честно мы трудились.

Слайд 2.

Звучит песня " Чему учат в школе". (поют  Леший, внучка, Баба Яга)

1. Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

2. Поступил я осенью

 В школу, в первый класс

 Я считаюсь школьником

 С первого числа.

3. Изменились наши игры

 Стал серьёзным первый класс

 Икс и игрек, икс и игрек

 В голове у нас сейчас.

4. Мне учиться очень нравится,

 Отвечать я не боюсь

 Я могу с задачей справиться,

 Потому что не ленюсь.

5 . Мы ни капли не устали

 Сколько нового узнали!

 Как садиться, как вставать,

 Как с соседкой не болтать,

 

6. Как здороваться, прощаться,

 Как с пеналом обращаться,

 Как держать в покое руки –

 Нет для нас трудней науки.

7. Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

8. Быстро месяцы летели,

Промелькнул ноябрь , декабрь .

Оглянуться не успели –

А уж солнышко вернулось

В наш весёлый  дружный класс.

9. Потрудились мы немало

Ведь, по правде говоря,

Русской грамоте начало

На страницах букваря.

11.Тридцать три родные буквы

Мы узнали к декабрю,

И за это все ребята

Благодарны Букварю.

Слайд 3.

Леший: А почему не на уроках школьники с утра?

           Почему в парадной форме нынче детвора.

Баба Яга. Сняли с Букваря обложки, и закладок нет…

               Все взволнованы немножко… В чём секрет?

 

Песня «За окном снежинки пляшут»

 За окном снежинки пляшут,

 Сказки зимние даря.

 Первый праздник в первом классе

 Это праздник букваря.

 

 Нашим куклам, нашим мишкам

 Отдохнуть сейчас пора.

 Нам, девчонкам и мальчишкам,

 Дорог праздник букваря.

 

  К новым знаньям, к новым книжкам

 Мы теперь спешим, друзья.

 Здравствуй, праздник, школьный праздник,

 Славный праздник букваря.

 

 Весь букварь мы одолели,

 Потрудились мы не зря,

 Здравствуй, праздник, школьный праздник,

 Славный праздник букваря!

 

Слайд  4.

УЧИТЕЛЬ.  В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря.

     Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать, мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.

 Дети по очереди читают стихи.

12. На свете очень много книжек разных,

 А вот у Букваря отдельный праздник.

 Вы спросите, наверно, почему

 Такая честь досталась вдруг ему?

 

 13. Ну что такого в этом Букваре?

 Его мы открываем в сентябре,

 Когда мы только начали учиться,

 И видим в нём картинку на странице.

 14. Вот на столе лежит большой арбуз.

 Как сладок и приятен он на вкус!

 А рядом с ним три чёрточки видны.

 Зачем здесь нарисованы они?

 

 15. Открыли эту книгу мы едва,

 И сразу же узнали букву А.

 (показывает листок с буквой А)

 Но для того, чтоб книгу прочитать,

 Одной лишь буквы мало знать.

 

1. Составлен алфавит из многих букв.

 Они – основа всех наук.

 И вот вперёд мы двигались упрямо

 И вскоре прочитали слово «мама».

 (показывает листок со словом «мама»)

 

2.Чем больше знали букв, тем больше новых слов

 Прочесть любой из нас был по слогам готов.

 И вот все буквы нам известны стали.

 Мы выучили целый алфавит!

 

3. И уйму слов уже мы прочитали.

 А сколько прочитать ещё нам предстоит!

 Наверное, вовек не сосчитать

 Всех слов, что нам придётся прочитать.

 

4. Но это нас нисколько не пугает,

 Ведь каждый ученик прекрасно знает:

 Учёба – очень интересный труд.

 Нам силу, радость знания несут.

5. Без книг, без знаний не видать нам счастья,

 а от невежества приходят все напасти.

 Кто в детстве книг хороших не читает,

 Тот многих радостей себя лишает.

 

6. Букварь нам в руки ключик к знаньям дал,

 Поэтому Букварь – начало всех начал.

 И говорим мы Букварю: «Спасибо!

 И как мы без тебя прожить смогли бы?»

7. Не можем мы представить жизнь без книг,

 И каждый уже к чтению привык.

8. Сегодня необычный праздник,
Такой бывает в жизни раз.
С Буквариком пришёл прощаться
Весёлый, дружный, первый класс.

                                               Выходит Букварь

Букварь. - Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы меня вспоминали…

 Я – букварь, учу читать
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все, про все
Про реки и моря
И что у неба нет конца
И круглая Земля.
Про космонавтов к облакам
Летавшим много раз
Про дождь, и молнии, и гром
Про свет, тепло и газ.

Учитель: - Ребята хотели сказать тебе «спасибо» за то, что ты научил их читать.

Букварь: - Я очень рад, что вы благодарны мне.  Сейчас проверим ваши знания.

 Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
 Каждый в условленном месте стоит,
 И называются все –
Дети (хором):  Алфавит!

Букварь: Верно. А ну-ка расскажите, что вы знаете об алфавите.

9. Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам,

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

10. Ель, топор, лопата, руки

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

11. Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать.

В колыбельке Алёнку баюкать.

Но не желают  свистеть и ворчать.

12. А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

13. Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША, а вместе МАША.

К нам явились на урок.

Учитель.  Давайте покажем, как вы знаете русский алфавит. Я буду читать стихотворение «Тридцать три богатыря», а вы мне помогайте

/дети хором называют буквы алфавита/  
 
Слайды   5- 19

"Тридцать три богатыря"
 Из-за леса, из-за гор
 Мимо нас во весь опор
 С громким цоканьем копыт
 Скачет русский алфавит.

 Командиры во главе –
 Это буквы... А, Б, В;
 На конях (найдите, где)
Вслед за ними – Г, Д, Е,
 А в тележке Ё, и точки
 Дребезжат на каждой кочке:
 За тележкой – Ж и З
 На рассерженной козе.
Вскачь несется буква И –
 Ишь, какая, посмотри!
 А за ней – Й (краткое)
 (сверху что-то шаткое).
 Копья, латы, к шлему шлем –
 Это едут К, Л, М,
 А за ними мчится Н
 С перекладинкой меж стен.
 Разогнав коней в карьер,
 Пролетают О, П, Р;
Вслед со свистом – С, Т, У,
 Так, что топот на версту;
 Чуть потише – Ф, Х, Ц,
 Ц с крючочком на конце;
 И чуть слышно – три плаща,
 Шелестящих Ч, Ш, Щ.
 За плащами – Ъ (твердый знак),
 Развернув на мачте флаг;
 После знака – буквы Ы:
 «Полюбуйтесь, вот и мы!»
 А поодаль – Ь (мягкий знак)
 Тоже едет кое-как;
 Напоследок – Э, Ю, Я,
 Троечка послед-ня-я.

 Из-за леса, из-за гор
 Мимо нас во весь опор
 С громким цоканьем копыт
 Скачет русский алфавит,
 Буквы все от А до Я –
 Тридцать три богатыря.

14. Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

Песня «Азбука».

(слова З.Петровой, муз. А.Островского)

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!

Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Припев.

Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.

Букварь: Я вижу вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать.  Приглашаю вас провести прощальное путешествие по моей стране Букварии.  

Покажите родителям и гостям свои знания.

Учитель:  Сказок  вы  читали  много, и  хочу вам  предложить

                     О  любимых  русских  сказках  здесь  сейчас  поговорить.

                     Я  вопросы  задавать  буду  по порядку.

                     Ну  а  вы  мне - отвечать. Хорошо,  ребятки?

Не  лежалось  на  окошке,  покатился по дорожке.(колобок)

По  тропе,  шагая  бодро,  сами  воду  тащут  вёдра. («По  щучьему  веленью»)

Красна  девица  грустна,  ей  не  нравится  весна,

Ей  на  солнце  тяжко, слёзы  льёт  бедняжка. (Снегурочка»)

А  деревня  далека,  и  корзина  нелегка.

Сесть  бы  на  пенёк,  съесть  бы  пирожок! (« Маша  и  медведь»)

Отворили  дверь  козлята,  и  пропали  все куда-то. («Волк и  семеро козлят»)

 Ах  ты  Петя – простота,  оплошал  немножко,

Не  послушался  кота,  выглянул  в  окошко. («Петушок-Золотой  Гребешок»)

 Мишка,  мышка  да лягушка  поселились  на  опушке.

Пусть  у  них  немного  места,  но  с  друзьями  жить  не  тесно.(«Теремок»)

 

Леший: А сейчас я задам вам ох и трудное задание. (потирает руки). Слушайте внимательно! В этом задании все названия сказок перепутались. Вот если распутаете сказки, я поверю, что вы изучили Букварь и стали умненькими.

Учитель: Ну, что, ребята, докажем?

Викторина по сказкам

1.   Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (
Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (
Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (
Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (
Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (
Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (
Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (
Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (
Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (
Конек-Горбунок.)
12. Свеколка. (
Репка.)

Стук в дверь. Появляется ШАПОКЛЯК.

Шапокляк: (поёт) Кто людям помогает,
Тот тратит время зря! да –да!
Хорошими делами
Прославиться нельзя! Да –да, да- да!
Пусть вам учебный год
Только гадости несет.
Получайте только 2,
Очень редко – можно тройки.
Бейте окна и витрины,
Не ходите в магазины,
Проводите больше драк, привет, я старуха Шапокляк.

-Что вы здесь собрались?  Что тут происходит?

Учитель: Мы прощаемся с нашей первой книжкой, с Букварем.

Шапокляк: Ха-ха-ха-ха!

Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Докажу, что зря старались,
Лучше б в детсаду остались!
Учитель: Бабушка дети научились не только читать, но и  правильно и красиво писать, придумывать разные истории и рассказы и даже пересказывать.
Шапокляк: Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,
Или могите, забыла, русский я давно учила!
Шапокляк: Вот я вам тут хочу вопросики позадавать, ОХ! И трудные, даже сам Крокодил Гена не смог отгадать. А вы, Чебурашки, точно не отгадаете!

Загадки

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
(Портфель)

Черный Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведет –
Там и след кладет.
(Карандаш)

Черные, кривые от рождения немые,
Сядут в ряд, все заговорят.
(Буквы)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает.
(Книга)

Шапокляк: Рассказали вы так внятно, и теперь мне все понятно.

                      Ну что министру я скажу, как обстановку доложу?
                     Скажу ему, грызут науки, не могут умереть от скуки!

        До свиданье, детвора! Мне домой пора!

Учитель: А сейчас задание для наших родителей. Заскучали наши родители.

 Давайте им зададим несколько вопросов.

Задание  называется: «Детский лепет». По описанию отгадайте, о чем  идет речь.
1. Там много мальчиков и девочек, они получают двойки и пятерки. Им включают музыку, и они становятся умными, добрыми и вежливыми (Школа)
2. Он не умеет читать и писать. Он учится писать, рисовать, клеить, читать книжки.(Первоклассник)
3. На него все бегут. Когда он идет, на нем тихо сидят, слушают, пишут. (Урок)
4. На ней нельзя рисовать, нельзя корябать. Но некоторые даже умудряются за ней спать (Парта)
5. Это бывает и летом, и зимой. В это время можно долго смотреть телевизор или читать книжку (Каникулы)
6. Это маленькое удовольствие. Иногда дети спрашивают, когда она будет, а учитель на них ругается, потому что урок только начался, а иногда на уроке ученик просится в туалет, а учитель говорит: «Когда она была, тогда и надо было ходить» (Перемена)
7. Он говорит, говорит и не перестает говорить даже тогда, когда мы уже устали (Учитель)
8. Его надо всегда носить в школу, даже когда не хочется. Его смотрят родители, учителя его просят, а он иногда теряется (Дневник)
9. Это урок, на который всегда все хотят идти, даже если у них нет для него одежды (Физкультура)
10. На ней надо писать, но мы до нее еще не достаем (Школьная доска).

 

Физминутка. (Игра для всех)

Учитель: А сейчас мы отдохнём. Родители и гости присоединяйтесь к нам.

 Работа в парах.

Учитель: - Ребята, правда, умные у нас родители? А сейчас задания для вас.

                     Мы поиграем в игру  «Винегрет»

Игра «Винегрет»  

- Какие знания и умения мы должны применять при работе в парах, группах?
БУКВАРЬ предлагает ребятам винегрет из букв на тарелках. Из них необходимо собрать слова (на каждой тарелке по одному слову).
1) пенал
2) школа
3) азбука
4) буквы
5) парты

6) ручка

7) урок

Учитель: Следующее задание: Найдите и назовите, какие буквы спрятались!  

Слайд 22.

                                             


 Работа в группах.

Учитель: Следующее задание называется  «Разведчики». Слайд 23.

                                   

Учитель: Следующее задание: ребусы.  Слайд 24.

Букварь: Я очень рад, дети, что вы много знаете и умеете. Учили вас читать ваши учителя, родители, учились читать и вы сами. Но я вас ещё не всему научил. Подождите, сейчас я приведу к вам гостью – свою старшую сестру.

Лит. чтение: 

Здравствуйте, ребята. Рада встрече с вами. Надеюсь, мы подружимся.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
- А сейчас прочтите как меня зовут.

(дети хором читают название учебника)
Слайд 25.

Учитель: Вот и подошло наше путешествие по стране Букварии  к концу. Все испытания, ребята, вы выполнили благодаря своим знаниям полученных на уроках чтения. Но сколько нам еще предстоит узнать! Но это уже другая история.  

 

15. Буквы все мы твёрдо знаем,

Сами пишем и читаем.

Мы простились с букварём,

Книжки новые берём.

1. Любит школу весь наш класс.

Папы, мамы хвалят нас.

Впереди уроков много –

Ждёт нас дальняя дорога.

2. Надо очень много знать:

Рисовать, писать, читать.

Чтобы жить на пользу людям,

Хорошо учиться будем.

3.  Прощай, дорогой, наш Букварь!”

 Хотя расставаться с тобою нам жаль.

Баба - яга:

Спасибо вам, дети, за урок. Теперь и мы научимся читать.

Леший:

На свете много книжек есть,
(обращаясь к Бабе -яге)
Все книжки сможем мы прочесть.

Баба-яга: До свиданье, ребята. Нам пора домой.  Желаем вам хороших успехов в дальнейшей учёбе.

 4. А ты, Букварь наш, отдохни.

 Ты на полке полежи.

  В школу в сентябре опять

  Первоклассники придут.

  И страницами твоими

  В царство грамоты войдут.

 5. Позади нелёгкий труд

 Медленного чтения:

 Нам сегодня выдают

 У-до-сто-ве-ре-ния! (хором)

Букварь:  Прежде чем я покину ваш класс, ребята, вы должны мне дать обещания.
Учитель:  Обещайте бережно относиться к каждому учебнику и каждой книге!
Все:  Обещаем.

Учитель:   Обещайте подружиться с книгой.
Все:  Обещаем.
Учитель:   Обещайте стать активными читателями нашей библиотеки!
Все:  Обещаем.

Вручение удостоверений.         Слайд 26.

Выступление директора школы.

Исполнение песни:            Прощай, букварь!

Слова и музыка Людмилы Мельниковой 

Мой букварь, мой друг надёжный,

Расстаёмся мы теперь.

В новый мир большой и сложный

Для меня открыл ты дверь.

Расстаёмся с букварём,

 Песню мы о нём поём! (2 раза)

Много радостных событий

Ты мне щедро подарил.

К миру радостных открытий

Ты ступенькой послужил.

Расстаёмся с букварём, 

Песню мы о нём поём! (2 раза)

Раскрывал тебя как чудо,

Наступил прощанья срок.

Никогда я не забуду

Первый твой большой урок.

Расстаёмся с букварём, 

Песню мы о нём поём! (2 раза)

Используемая литература:

1.  Волина В.В. Русский язык. - "АРГО", 1996.

2. Волина В.В. Праздник букваря. - М.: АСТ- ПРЕСС, 1996.

3. Предметные недели и праздники/ авт.-сост. И.В. Аверьянова, Н. Н. Лапшина. - Волгоград: Учитель. 2008.

4. Русский язык. 1-4 кассы: занимательные материалы, задания, упражнения/авт.- сост. С.В. Ракитина.- Волгоград: Учитель, 2009.

Интернет- ресурсы:

Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник-игра "Прощание с Букварем"

Праздник "Прощание с Букварем". ...

Внеклассное мероприятие "Прощание с букварем"

Внеклассное мероприятие 1 класс...

Праздник Букваря

Для празднования Дня Букваря на всю начальную школу (2-4 класса) с участием родителей....

первый букварь

Презентация приготовлена к уроку обучения грамоте по теме "Первый букварь". Материал рассказывает о книгах  по которым учились читать как в далеком прошлом, так и в наши дни....

До свидания , Букварь!

Праздник для первоклассников....

Праздник букваря

Прздник о завершении Азбуки в первом классе........

Из Букварии – в Читалию («Прощание с Букварем» для малокомплектной школы)

Работаю в малокомплектных классах, поэтому любое внеклассное мероприятие должно задействовать всех учеников класса. Приходится подбирать материал из различных источников и адаптировать его к условиям ...