Комплексный урок "Народные сказки"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Субботина Елена Владимировна

Данный урок подностью построен на творчестве детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_skazki_2.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ лицей «Школа искусств»

Г. Талдом, Московская область

КОМПЛЕКСНЫЙ  УРОК

«НАРОДНЫЕ  СКАЗКИ»

4 КЛАСС.

Учитель начальных классов Субботина Елена Владимировна.

КОМПЛЕКСНЫЙ  УРОК

«НАРОДНЫЕ  СКАЗКИ»

4 КЛАСС.

В начальной школе лицея наряду с традиционными целями формирования базовых знаний и навыков выдвигается цель формирования высокой познавательной мотивации учения, культуры общения, создание условий для воспитания у детей уважения к традициям, истории и культуре русского народа, равно как и к культурному наследию всего человечества. Реализация этих целей осуществляется за счет внедрения в учебный процесс авторской экспериментальной интегрированной программы «Земля родная»,  основанной на литературе развивающего обучения Кудиной-Новлянской.  В центре внимания данного курса лежит интеграция учебных дисциплин с предметами дополнительного образования и воспитательного процесса, а также использования элементов развивающего обучения, изучения английского языка, риторики, народной культуры и декоративно-прикладного искусства.

Цель данной программы – обеспечение современного качества, доступности и эффективности образования на основе сохранения лучших традиций образовательной дисциплины; создание единого образного пространства, основанного на взаимодействии дополнительного образования по видам искусства с общим образованием.

Интегрированный курс знакомит с произведениями искусства и явлениями художественной культуры в определенной системе, способствует приобретению навыков самостоятельного осмысления культурологического материала. Благодаря взаимодействию всех названных звеньев учащиеся могут глубоко и полно освоить программу интегрированного курса. Сделать логичный переход от одного вида искусства к другому.

Отбор и структурирование содержания интегрированного курса создают условия для того, чтобы к концу начального обучения дети владели не только суммой знаний, но и сознательно оперировали связями между ними.

На протяжении всех лет обучения (с 1993 года) учителями разработано множество интегрированных уроков, которые являются практическим выходом огромной работы учителей на разных предметах. Уроки проводятся совместно двумя или несколькими учителями. Участие учителей смежных предметов в качестве соведущего урока или консультантов учащихся (уроки точных наук) обеспечивает высокий уровень его подготовки и равнозначность представленных материалов  для характеристики предмета рассмотрения. В структурном соотношении интегрируемый урок многослоен и вариативен. В нем нет четкого разделения на традиционные этапы, присущие общедидактической схеме урока – проверка домашнего задания, сообщение новых знаний, закрепление, обобщение материала. Все эти учебные материалы вариативно сочетаются в полном или частичном объеме внутри пластов, представляющих собой науку или вид искусства, с позиции которого освещается предмет исследования.  Благодаря этим урокам дети смогли увидеть, как один вид искусства перекликается с другим, могли сравнить народные и классические произведения. Каждый блок интегрированного курса заканчивался именно таким уроком. Для детей это было СОБЫТИЕ. Они готовятся к нему, стараются показать себя и свои знания  на каждом таком уроке.

Урок включал в себя такие предметы как: литература, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыкальное и народное искусство, хореографию. Данный урок был полностью построен на творчестве детей. Необходимо отметить, что каждый комплексный урок проводится по разным структурам. Рассматривая технологии интегрированного урока данный урок можно отнести взаимопроникающей форме организации содержания интегрированного блока. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, в которую органично вплетаются другие виды. Данный урок относится к виду урок – спектакль.

Подготовка по воспитательной работе к данному уроку заключалась в:

  1. Рассказы о театрах:
  • кукольном;
  • теневом;
  • театре одного актера;
  • театре мимики и жестов;
  • о великих театрах мира
  1. Чтение сказок: волшебных, бытовых, о животных.
  2. Работа с родителями по подготовке данного урока.
  3. Организация и проведение поездки в кукольный театр им. Образцова на сказку «Сказка о Царе Салтане…»
  4. Участие в составлении сценария комплексного урока.
  5. Работа с учащимися при подготовки постановок театрализованных представлений.

В данном уроке принимали участие:

Субботина Е.В., Цветкова Л.К., Кондратьева Т.А., Кондратьев И.В., Цыденова Т.Б., Куликова Ж.Н., Полякова Т.В., Чирьева М.С., Крутова Г.Г., Журавлев Б., Куликова С.В.

ОПИСАНИЕ:

  1. Литературное творчество детей ( исполнение сказок )
  2. Инсценировка бытовой сказки;
  3. Кукольный театр;
  4. Теневой театр;
  5. Чтение поэтических и прозаических произведений;
  6. Исполнение народных танцев;
  7. Исполнение классических произведений (хоровые песни)
  8. Творчество детей, выраженное в художественном и декоративно-прикладном искусстве (картины, куклы-скатки)
  9. Рассказы детей о художниках сказочниках, о Георгии Победоносце, о кукле-скатке.

Поэтапное ведение урока учителями, преподающих различные общеобразовательные дисциплины: литература, изобразительное и декоративно-прикладное искусства. В каждом этапе урока были задействованы предметы дополнительного образования: хореография, музыка.

На данном уроке были представлены творческие работы детей по литературе (сказки), детские художественные произведения (рисунки, работы по декоративно-прикладному искусству).

По дополнительному образованию были представлены музыкальные классические произведения и хореографические постановки (танцы).

КОМПЛЕКСНЫЙ УРОК.

НАРОДНЫЕ  СКАЗКИ.

Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве… так начинаются многие сказки.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о мире, добре и зле, о справедливости.

(Исполнение хоровой песни «Сказки гуляют по свету»)

Сегодня мы поговорим о народной сказке. Сказки пришли к нам из глубокой древности. В старину, сидя при лучине люди, складывали сказки и сказывали, передавая их из уст в уста. Поэтому сказка – один из видов устного народного творчества.

Народная сказка в отличие от литературной не читалась, а рассказывалась. У сказок был особый исполнитель – сказитель, сказочник. Сказочник не запоминал все наизусть от слова до слова. Но он «чувствовал» сказку, понимал, как она строится, знал особые сказочные слова и приемы. И это помогало ему сказку сказывать.

Искусной сказочницей была няня А.С. Пушкина Арина Родионовна, ее исполнение очаровало поэта. С теплотой вспоминал свою няню Евгению А.М. Горький. А С.Т. Аксаков оставил воспоминания о ключнице Пелагее, от которой он услышал сказку «Аленький цветочек». Наш земляк М.Е. Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело» вспоминает старую няню, которая рассказывала о Бабе-Яге, костяной ноге, об избушке на курьих ножках. Даже цари при дворах имели искусных сказочников.

Передаваясь из уст в уста, сказка менялась, возникали разные варианты, но все они сочинялись по правилам одного из видов сказок. А какие виды сказок знаете вы? (Бытовая, волшебная, о животных)

Сказки и сегодня рождаются в глубинах народной фантазии. Рождаются новые сюжеты и новые герои. На уроках мы разобрали секреты сказок и сочинили свои. Сможем ли мы показать виды сказок, придуманной вами?

Инсценировка бытовой сказки, исполняется на фоне фортепианного произведения.

СОЛДАТ  И  БАРИН.

В давние времена жил солдат, очень сметливый человек. Который славился тем, что во всяком деле мог найтись, не растеряться. И в те же времена в тех же местах жил другой, богатый, человек, который был хвастуном и считал себя большим умником.

- Меня не обманет даже знаменитый хитрец, - любил повторять хвастун.

Однажды шел он по дороге и увидел издалека солдата, который стоял, прислоняясь к кривой березе. Подошел хвастун к нему и сказал:

- Тебя, дружок, считают ловким, да сметливым. А ну-ка попробуй, перехитри меня!

На это солдат отвечает:

- Почему бы ни попробовать! Я бы тебя перехитрил, но, к сожалению, нет у меня с собой мешка с хитростями. Дома он у меня остался.

- Поди, принеси свой мешок, а я подожду тебя здесь, - сказал барин.

- Я бы охотно пошел, да не могу, - говорит солдат, - Видишь, как береза покривилась? Если я отойду, она повалится.

Хвастуна рассердили эти отговорки, и он крикнул:

- Ступай, неси скорее свои хитрости. До твоего прихода я сам буду подпирать березу!

Ушел солдат, да так и не вернулся. А хвастун, говорят, до сих пор стоит и кривую березу подпирает!

Барсукова Светлана.

Узнали сказку? Почему она называется бытовая?

Раньше сказки сказывались, а лет 100-200 назад их начали записывать, и теперь мы читаем сказки в книжках.

У меня в руках, ребята, волшебная книга-сказка. Как и в любой сказке в этой книге есть главный герой. Вы внимательно слушайте сказку и отгадывайте, о каком герое идет речь. (Звучит рожок, на его фоне читается стихотворение).

В некотором царстве в российском государстве на Вятской земле более 100 лет назад жил-был властитель сказок. Живут в его сказках добрые волшебники, звери, птицы и люди. Юношей он был распорядителем танцев. Большой бант на груди, на левом плече.

Мы с тобою в том герое много странностей откроем.

Не был вовсе он педантом, он любил большие банты.

Кони, котики, ребята – все украшены богато!

Мир причудлив, страшен, дивен – стиль его декоративен.

Пляшут кони, пляшут зайки. Вот петух везет хозяйку.

Небывальщиной полны все страницы той страны.

Кто, скажите, он таков? Это… Юрий Васнецов.

Кем же был Юрий Алексеевич Васнецов? К какому виду изобразительного искусства относятся его иллюстрации? Что такое графика?

Давайте откроем страничку книги и посмотрим, в какую сказку поведет нас Васнецов.

Вот иллюстрация «Конек в гости собрался, разрисован зелеными яблоками, грива и хвост завитые. В розовых бантах, а седло с цветным узором. На седле буква «Г». Это инициал его любимой жены – Галеньки – Галины Михайловны».

А вот котище идет по зимней улице. Ни на кого не смотрит, не слышит как собачонка лает, как баба ему руками машет. Несет он с базара огромную булку подмышкой. На нем розовый бант, на ногах вятские валенки с розовым узором. И пейзаж вятский. Красиво в Вятке зимой. Дома снежными шапками покрыты, из труб дымок вьется. Люди ходят в расписных валенках. Принаряжает Васнецов своих зверюшек. А если зверь золой, его художник не нарядит. Все картинки в его книгах – «Радуга дуга», «Ладушки» - одна большая добрая сказка. Вот таков сказочник Юрий Васнецов.

(Звучит фортепианное произведение, под которое начинается знакомство со следующим художником – сказочником.)

а если немного нам всем постараться,

откроется автор других иллюстраций.

Для каждой картинки нашлось обрамленье,

Как окна узорные в русских селеньях.

Таинственный мир, но почти настоящий

Дворцы, терема, деревни и чащи,

Прописаны тонко детали любые.

Одежда и утварь, цветы голубые.

Здесь добрые силы и темные власти

Надежды и страхи, и вечные страсти.

И кто сей художник, сказать вы могли бы?

Конечно же, знаете – это Билибин.

Чем отличаются иллюстрации Билибина от иллюстраций Васнецова?

А у меня в руках еще одна книга – сказок. (Звучит фортепианное произведение, на фоне которого звучат слова)

В некотором царстве, в российском государстве, на Талдомской земле в 3 лицейском классе жили-были дети: Шумилина Евгения, Галушкин Никита, Крюкова Полина и другие ребята. Больше всего на свете они любили сказки. И вот однажды думали они думали и придумали свои сказки, и проиллюстрировали их. Сейчас я передаю книгу сказок самим детям. Они расскажут нам свои сказки.

(Дети рассказывают сказки собственного сочинения по иллюстрациям к ним, на фоне музыкальных произведений, которые исполняются обучающимися.)

ВОЛШЕБНЫЙ  ГРИБ.

Жили-были мужик да баба, и рос у них сынок Матвеюшка. Здоров и красив был, да только ленивый очень. Вот как-то раз мать просит его сходить в лес по грибы. Неохота Матвеюшке, да делать нечего, кушать-то хочется.

Вот пришел он в лес. Ходит по лесу. А нагибаться за грибами Матвеюшке лень. Решил он посидеть, передохнуть. Стал садиться на траву и вдруг услышал:

- Ой, ой, ой… Ты меня чуть не раздавил!

Матвеюшка глядь, а в траве гриб стоит и человеческим голосом говорит. Матвеюшка от удивления глаза выпучил.

- Ты кто? – спросил он.

- Я – гриб боровик, лесной волшебник! А ты что делаешь в моем лесу?

- Я пришел за грибами, да лень мне их собирать. Раз ты волшебник, сделай так, чтобы грибы сами ко мне в корзинку запрыгнули.

- Хорошо! – ответил гриб – Будь по-твоему. Только запомни, волшебство, как появляется, так и исчезнуть может.

Через минуту в Матвеюшкиной корзине лежали красноголовики, подберезовики, лисички. Обрадовался Матвеюшка и отправился домой. Мать с отцом встречают его, берут корзину, а там… пусто!

- Где же грибы? – спрашивают они сыночка.

- Обманул меня волшебный гриб… - рассказал Матвеюшка, что с ним в лесу приключилось. А родители ему отвечают:

- Грибы исчезли, потому что они волшебные были. Ты же поленился и не нашел настоящих грибов. Ну что ж будем сегодня без ужина.

Лег Матвеюшка спать голодным. Зато на следующий день пошел он в лес, и набрал сам целую корзину настоящих грибов.

Крюкова Полина.

БЕЛОЧКА  И  КУНИЦА.

На дубу сидит сова – большая голова:

Перышки резные, коготочки стальные,

Головой сова вертела, во все стороны глядела.

С дубочка свалилась, в ямку покатилась.

Это присказка, гляди, сказка будет впереди..

Прыгала по веточкам рыжая белочка, деточкам малым орешки несла  и песенку пела:

- В гнездышке бельчатки мамочку ждут, острыми зубками орешки грызут!

А куница, хитрая девица, хотела разорить белочкино гнездо. Прибежала к белочке и поет:

- Я куничка- невеличка, резвым белочкам сестричка! Деткам их подружка – мягонькое брюшко.

Белочка запрыгнула на самую высокую ветку, остановилась, ушки навострила и говорит:

- Динь-дон, динь-дон, колокольчики звенят.

Куница спрашивает:

- А кто скачет?

- Охотнички с ружьями!

Поджала куница хвост и говорит:

- Недосуг мне с тобой, белка, разговаривать!

И ускакала за высокие горы, за темные леса, за быстрые реки. А белочка стала припеваючи жить со своими детками и добра наживать.

Галушкин Никита.

МУЖИК  И  БАРИН.

Жили-были в одной деревне мужик да барин. Захотел барин нанять мужика в работники. Не долго думал мужик, согласился почти сразу. Стал он жить и работать на скотном дворе барина. Всю работу выполнял на совесть, а барин вечно не доволен. Ворчит, ругает мужика. Мужик пуще старается. Барин все больше и больше придирается к мужику.

Пришел срок расплатиться барину с мужиком. Жалко отдавать ему денег. И придумал тогда барин хитрость. Велел мужику с утра идти на речку рыбы наловить, а сам в лодке дырку сделал. Смекнул мужик, что хитрит барин, расплачиваться не хочет. Думает, как бы его перехитрить. Заменил мужик незаметно лодку, отплыл на середину речки и стал ловить рыбу. Наловил много-много рыбы большой и маленькой. Загорелись глаза у барина, когда рыбу увидел. Схватил он дырявую лодку и к мужику на середину речки хотел доплыть. А в лодке вода стала все больше и больше прибывать. Стал барин тонуть и утонул.

Вот так был наказан он за свою хитрость.

Шумилина Евгения.

На Руси сказки не только сказывали, но и показывали.

Есть у нас кусочек глины и немного пластилина.

Яркий ворох лоскутов и театр наш готов.

Мы трудились день-деньской,

Рисовали краской мы героев нашей сказки.

Наступил прекрасный миг, театр кукол вдруг возник.

Ожили звери на руке, на человечьем языке

Они забавною гурьбой позвали в сказку за собой.

(Показывается кукольная сказка, которая озвучивается фортепианным произведением)

ПОЛКАН  И  МУРКА.

Жили-были пес Полкан и кошка Мурка. Жили они дружно. Однажды пошли они в лес за грибами и ягодами. Шли они рядышком. Кошка увидела кустик на котором много ягод, стала собирать. Кустик за кустиком. Так и заблудилась.

Стала кликать Мурка Полкана:

- Ау-ау-ау, Полкан, - но пес не услышал ее.

Насобирал Покан ягод, огляделся, а Мурки-то и нет. Побежал он ее искать. Бежит, видит белочка сидит. Полкан у нее и спрашивает:

-Белочка, ты кошку Мурку не видала?

- Нет, Мурку не видела. А видела, как волк серый с мешком проходил, а в мешке у него что-то барахталось. Может там Мурка сидит? Волки-то они злющие, да вредные. Он вон туда пошел!

- Спасибо, белочка, - ответил пес и побежал дальше.

Шел он шел и встретил зайца. Спрашивает.

- Ты не видели злого волка с мешком? Он мою кошку Мурку утащил.

- Видел, видел. Он вон туда побежал, а в мешке у него кто-то сидел и мяукал. Может это твоя кошка Мурка? Догоняй скорее, как бы худо не было.

- Спасибо тебе, заяц. Побегу скорей, - отвечает Полкан, и дальше побежал.

Бежит Полкан, торопится. На дереве птичка сойка сидит. Спрашивает и ее Полкан:

- Сойка, ты не видела, куда злой волк с мешком побежал, он мою кошку Мурку утащил. Пожалуйста, скажи!

- Видела, видела. Иди прямо по этой тропке, и выйдешь на полянку. На той полянке стоит домик. Там-то и живет злой волк.

Пошел Полкан, вышел на поляну. Видит, и правда домик стоит, а в домике злой волк песни поет. Подошел пес к дому и стучит в дверь.

- Кто там пришел? – волк, спрашивает, - Кто еще пожаловал ко мне на ужин?

А в ответ тишина, молчит пес. Любопытно стало волку, выглянул он из домика. Тут Полкан на него веревку накинул, связал злого волка крепким узлом. Выбежала к нему кошка Мурка, обнялись они и пошли друзья домой.

Лебедева Анастасия.

Сказки о животных самые древние по происхождению. Зародились они у народов, которые жили охотой. Животные делились на покровителя рода и его врагов. А сейчас мы отправляемся в следующую сказку.

Теперь здесь театр теневой откроет мир волшебный свой.

Здесь только тень и только свет, они на все дадут ответ.

Они расскажут сказку нам, где свет и тени пополам.

(Показывается теневой театр, сказка озвучивается фортепианным произведением)

ВОЛШЕБНОЕ  СЛОВО.

В некотором царстве, в далеком государстве жил-был богатырь Никита. Выезжал он на своем верном коне защищать земли Русские. И боялись враги смелого богатыря и не решались на дела темные.

Но однажды из-за черных гор, из-за черных лесов прилетел Черный Змей и отобрал у людей русских силу, радость и веселье. И только смелый богатырь сможет им в беде помочь.Сел Никита на резвого коня и поскакал к своему дедушке за советом, как Змея победить. Как ветер скачет богатырский конь – и приехал он в деревеньку.

-Здравствуй, дедушка!

- Здравствуй внучок! Знаю, зачем пожаловал. Мудрено будет Змея победить, но я тебе помогу. Вот тебе волшебная книга, она тебя из любой беды выручит. А теперь отправляйся в дорогу дальнюю, в земли неизведанные.

- Спасибо тебе, дедушка!

Скачет конь, ветром летит. Вдруг горы крутые на пути. Открыл Никита книгу и увидел волшебное слово.

Ты, высокая гора,

Ты могуча и сильна.

Покажи дорогу мне

Среди скал в могучей тьме.

Очень я тебя прошу,

Русских я людей спасу.

ПОЖАЛУЙСТА.

Послушались горы. Скачет конь, вихрем несется. Вдруг лес густой стоит. Не пойти богатырю. Открыл Никита книгу и опять сказал волшебное слово.

Лес зеленый и густой,

Расступись передо мной.

Очень я тебя прошу,

Русских я людей спасу.

ПОЖАЛУЙСТА.

Послушался лес, расступился. Скачет конь, копытом пыль поднимает. Вдруг река полноводная, да глубокая впереди.

Ты, глубокая река,

Не волнуйся ты пока,

Расступись передо мной,

Ты широкою волной.

Очень я тебя прошу,

Русских я людей спасу.

ПОЖАЛУЙСТА.

И послушалась река богатыря. Увидел тут Никита Черный дворец. Взмахнул мечом и стал со Змеем биться. День бьется, два бьется, а на третий день победил он силу темную. Вышли из дворца вражеского сила, радость и веселье. И вернулись они к людям русским. Смелому богатырю Никите люди русские в ноги поклонились и сказали:

Богатырь ты наш спаситель,

От злого змея избавитель.

Мы тебя благодарим,

И СПАСИБО говорим.

И самая лучшая это была для богатыря Никиты награда.

Галушкин Никита.

Существует много сказаний о злом и страшном Змее Горыныче, и о сильном и смелом Егории Храбром, победившим чудище. Весной, 23 апреля, отмечает народ день Егория Храброго – Георгия Победоносца.

(Показ слайдов и рассказ о Георгии Победоносце.)

Вот так в преданиях и сказках нашел отражение ужасный обычай, который существовал у многих древних народов: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян. Долгие годы они приносили в жертву Великой Матери природе. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живой женщины куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка с беленьким личиком! Так кукла спасла человека.

Эту первую славянскую куклу – игрушку назвали Коллодней (уж не оттуда ли пошла поговорка - ворчалка «Ну, что лежишь, как колода?»). С тех пор обряд приношения жертвы стал похож на забаву. Женщины наряжали полено, поклонялись ему, а потом сжигали и веселились.

Появились и другие куклы-чучела, которые приносились в жертву разным богам. У каждой было свое имя: Морена, Купала, Кострома, Русалка, Ярило. А совсем недавно мы тоже жгли куклу – Масленицу.

Итак, кукла спасла человека, став его «дублером» во время обряда жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничивались: она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед. Теперь она была с ним всю жизнь – с самого его рождения.

Русские крестьяне тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Вместе со свивальником готовили для малыша куклу, которая должна была оберегать малыша всю жизнь. Сворачивали ее из цветных тряпок и называлась она – скатка. Лицо ей не делали. Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух.

Куколка кА бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Такую берегиню дарили не только малышу. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

(Звучит музыка, влетает Змей Горыныч)

не стоять городу Талдому над Дубной – рекой!

Всех огнем спалю, всех в пыль стопчу!

А коли хотите в живых остаться,

Так умейте мен змея принять и угостить.

Буду я к вам раз в месяц прилетать, на лицей опускаться, по красной девушке поедать! Вон какие они тут у вас красивые, да пригожие!

Ох, Змеюшка – Змей, и силен ты, и страшен. Да только мы тебя не боимся! И девушек наших мы тебе не отдадим! А есть у нас куколка волшебная (показывает). Ну, Змей Горыныч, берегись! (раздаются куклы детям). Давайте, ребята, возьмем наших волшебных помощников (все дети произносят слова – заклинания, змей без сил садится на пол)

Ох бедный я, бедный. Пропали мои буйные головушки!

Вот, ребята и пропала сила Змея Горыныча. Но ты, Змеюшка, не печалься. Мы тебе дарим эту куколку. Забавляйся себе на здоровье! Да и гостям нашим подарим по куколке. Чтобы хранила их куколка и от болезней, и от беды, и от темных сил.

(Раздаются подарки гостям, фольклорный ансамбль исполняет танец «Козы»)

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Но чтобы сказка не умирала ее надо рассказывать. Рассказывайте сказки вашим детям, сестрам, братьям, внукам друг другу.