Разработка открытого музейного занятия для младших школьников по теме: «Дети войны»
методическая разработка (4 класс) на тему

Тимофеева Лариса Витальевна

Цель: Формировать гражданскую и нравственную направленность ребят как личности; воспитать уважительное отношение к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению, через наглядное и образное воссоздание событий ВОВ; воспитывать чувство патриотизма, желания, потребности пережить сердцем то, что пережили их сверстники в годы войны; донести до ребят мысль о связи поколений, о том, что мы один народ, что история у нас общая.

Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.

Форма: музейное занятие.

Методы: рассказ-беседа, видеосюжеты.

Оборудование: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), стихотворения, доклад учащейся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Жарковский Дом детского творчества»

и МОУ «Жарковская СОШ №1»

Разработка открытого музейного занятия

для младших школьников по теме:

«Дети войны»

Автор сценария: Макарова Н.Г.

Методист, педагог дополнительного образования

                                                              МОУДОД «Жарковский Дом детского творчества»

Тимофеева Лариса Витальевна,

Учитель МОУ «Жарковская СОШ №1»

                                   Жарковский 2015

Цель: Формировать гражданскую и нравственную направленность ребят как личности; воспитать уважительное отношение к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению, через наглядное и образное воссоздание событий ВОВ; воспитывать чувство патриотизма, желания, потребности пережить сердцем то, что пережили их сверстники в годы войны; донести до ребят мысль о связи поколений, о том, что мы один народ, что история у нас общая.

Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.

Форма: музейное занятие.

Методы: рассказ-беседа, видеосюжеты.

Оборудование: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), стихотворения, доклад учащейся.

Дети войны.

Дети войны...
В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром,
Неумолчный гремит метроном.

  1. «Реквием из песка» (Евгения Симонова). Видеоролик – 9:06

Наталья Геннадьевна: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самом трагическом событии в жизни людей – о войне. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Дети войны – мальчики и девочки - их жизнь могла и должна быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла страдания, слезы, лишения.

Стихотворение Сергея Михалкова «Десятилетний человек» читает Якушев Данила.

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.


Лариса Витальевна:Судьбы детей военной поры похожи. Война стала общей биографией детей той поры. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.

Какие испытания обрушила война на хрупкие детские плечи?.....

1. Дети - труженики тыла

 2. Дети – воины

 3. Дети на оккупированных территориях

 4. Дети в концлагерях

Дети, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.

  1. Видеоролик «Дети войны».

Лариса Витальевна:Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть».

Стихотворение  Платона Воронько «День Победы» читает Ковалев Антон.

Спать легли однажды деды –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет, и нет войны!

Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налётов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть 
летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах.
И отцы в военных формах.
Что с войны пришли домой.
Здравствуй воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник.
Мой спаситель – Красной Армии солдат!

  1. Видеоролик – рассказ малолетней узницы концлагеря.

Стихотворение  читает  Остренков Владислав

Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.

Я уже развеян,

Лечу над Родиной, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница. Родина. Смоленщина.

Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать... —

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка, прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...

Наталья Геннадьевна Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые. 

Стихотворение  Абдулхак Игебаева «День Победы» читает Усов Федор

Мы встречаем день Победы,
Он идёт в 
цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.
И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.
Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

 

Наталья Геннадьевна: Прошли годы…

Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. И им будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.

Я надеюсь, наш рассказ затронул ваши души и сердца. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. А сейчас, в наше время, голос прошлого проявляет себя в лице фашистских организаций и группировок, которые вовлекают в свою деятельность молодёжь и подростков. Так что и в наше время имеет место борьба с фашизмом. И если на вашем пути встретится это зло, я надеюсь, что вы выберете верный путь.

Стихотворение  Георгия Рублева «Памятник» читает Ковалева Елизавета.

Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный 70-летию Великой Отечественной войне на тему: «Дети на войне», 1-2 класс

Рассказать детям 6-7 лет о войне иногда довольно сложно. Данная разработка представляет собой классный час о Великой Отечественной войне -  своего рода "урок мужества". Классный час требует опред...

Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же ...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...

Младшим школьникам о Великой Отечественной войне

Презентация для совместного изучения младших школьников и родителейВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА1941— 1945 гг....

Методическая разработка занятия с младшими школьниками "Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм"

Цель занятия - сформировать у учащихся понятия «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм», научить различать их; дать представление о том, что такое злонамере...

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...