Праздник «Прощание с Букварем».
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Грачева Ирина Юрьевна

Внеклассное мероприятие:

Праздник «Прощание с Букварем».

Провела Грачева И.Ю.

 

Цели:

-Обобщить знания учащихся,

-прививать интерес к предмету,

-развивать внимательность, наблюдательность, орфографическую зоркость.

 

Оборудование:

-Раздаточный материал,

-телеграммы от сказочных героев,

-компьютер,

-интерактивная доска,

Презентация.

 

1.Орг. момент.

2.  Вступление.

Учитель:   

В поезд знаний торопитесь

Вы на поезде помчитесь

От границы до границы

По степям до синих гор

На зеленый светофор.

В школу он спешит сейчас

К нам на праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник-

Это каждый знает.

Мчится поезд — первоклассник,

Скорость набирает.

Прибавляет по пути к трем четыре, два к пяти.

Чуть пеналами гремит,

Чуть губами шевелит,

Изучая алфавит.

Так садись в счастливый поезд,

Покаряй скорей науки, сил не тратя зря.

Нынче в нашей школе — праздник!

Славный праздник Букваря!

 

Дорогие ребята  и наши любимые мамы, папы, бабушки! Сегодня мы собрались такой дружной семьей на праздник «Прощания с Букварем». Этот праздник особенный, ведь он бывает раз в жизни, первый и последний раз. Мы радуемся знаниям, которые получили, читая Букварь. Мы немножко волнуемся, так как расстаемся со своим первым другом — Букварем. Но ведь это и праздник! Пусть всем будет интересно и весело на нем. А в гостях у нас сегодня Мальвина и ее друзья.(Буратино)

 

1 М. - Внимание! Внимание! Наш праздник начинается.

 

1 Б.  (быстро входя в класс, не обращая внимания на детей)

–      Ой, Мальвина, а я тебя искал!

 

2 М. - Что ты, Буратино, мне сейчас некогда, видишь, я занята.

 

2 Б. - Мальвина, а почему здесь так много ребят? Здесь театр? Как я  

      вовремя пришел!

 

3 М.  - Нет, здесь праздник у первоклассников.

 

3 Б.  - Праздник, а какой? Ой, я сейчас сам угадаю. У вас День знаний — 1 сентября.

 

Дети хором — Нет.

 

4 Б. - А, тогда Новый год!

 

Дети хором — Нет!

 

4 М. Нет, еще рано отмечать Новый год, Буратино. Ребята, Буратино-то школу променял на театр. Помните? Вот он и не знает. Давайте ему скажем, какой у нас праздник.

 

Дети — У нас праздник «Прощания с Букварем».

5 Б.  - А-а-а, теперь понятно. А можно мне посмотреть Ваш праздник?

 

Дети  - Да!

 

1 П. - А можно я тоже буду участвовать в празднике?

 

Дети   - Да!

 

3.Исполняется песня «Учат в школе».

 

4.Сценка.

Учитель: Один раз поспорили буквы между собой: - Кто главнее?

 

А  - Я самая главная буква! А — начало алфавита.

                                               Этим я и знаменита!

 

Б — А почему самая главная ты? Ну-ка ребята прочитайте это слово, только меня не называйте (УКВА).Вот видите, самая главная буква Б, потому, что с нее начинается слово БУКВА.

К — Тут я слышу ищут главную букву. Вот я и пришла, чуть не опоздала, а то какой  без меня праздник.

 

Б — Да с чего ты взяла, что самая главная ты?

 

К — Потому, что я самая красивая.

 

Р — Вот глупости! Например, в слове РОЗА ты совсем не нужна.

 

К — Зато я нужна в слове кубик.

 

У — Дорогие мои, все ваши споры напрасны, Без меня вам тут не разобраться. Без буквы У слово КУБИК будет просто КБИК. Так что извините, но важнее меня вам все равно не найти.

 

Ь — Милые буквы, не нужно спорить, потому что каждая из нас самая важная и самая красивая. И никакая книжка не может быть написана, если там не будет хватать хоть одной буквы.

 

Учитель: Конечно, дорогие буквы, вы все одинаково важны. Встаньте ровно, и все увидят, что получится. (БУКВАРЬ).Не забудьте ваше место.

 

А — Никому не будет тесно.

 

В - По порядку становись!

 

5. Входит Букварь.

 

Букварь: - А вот и я, мои друзья. Я очень рад встрече. А знаете ли вы, что мне уже больше 1000 лет, и создали меня наши далекие предки — славяне, братья Кирилл и Мефодий? В старину первые буквы.  алфавита назывались аз и буки. Отсюда и пошло название «Азбука», «Букварь». Раньше говорили «Аз да Буки, а там и науки».

 

-  А вы, знаете, кто первый напечатал русскую Азбуку?

 

Это был Иван Фёдоров.

  Иван Федоров был великий человек, основатель книгопечатания в России. Он первый напечатал русскую азбуку. Это было давно, более 400 лет назад. Тогда еще не умели печатать книги, а переписывали их от руки гусиным пером. На эту работу уходило много времени. И вот Иван Федоров задумал организовать в Москве типографию. Он всё делал сам. Сам смастерил станок для печатания, сам набирал эти буквы и печатал. Сначала он работал в Москве, а потом поехал в Литву и там продолжал своё дело.

  Много лет спустя после его смерти, в 1909 году, ему поставили памятник в Москве.  За то, что он так усердно работал на пользу людям.

 

Б. - Очень интересно.

 

Букварь.

 

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На моих живут страницах,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы.

Очень я прошу ребят

С ними подружиться.

 

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы.

Очень просим всех  ребят

С ними подружиться.

 

Букварь уходит в сторону. Входят буквы.

- Войско мое славное, стройся! 

 

А Б В Г Д Е Ж   -          ПРИКАТИЛИ НА ЕЖЕ
 

 

З И К Л М Н О    -    ДРУЖНО ВЫЛЕЗЛИ ВСЕ В ОКНО
 

 

П  Р С  Т  У  Ф  Х    -      ОСЕДЛАЛИ ПЕТУХА

 

 

 

Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю Я  -   ВОТ И ВСЕ ОНИ ДРУЗЬЯ!

 

 

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

 

 

Букварь.   Гласные, здесь?

 

Дети-гласные  - Здесь!

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

 

Букварь  - Согласные, здесь?

 

Дети-согласные — Здесь!

 

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть

Даже фыркать и шипеть

Но не хочется им петь.

 

Букварь — Буквы не обозначающие звуков, здесь?

 

- Я слышал, что ребята приготовили стихи о буквах.

 

Учащиеся:

«А» начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко

 

Буква «Б» с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

 

Спать отправились подружки.

Взяли пышные подушки.

«Р» - одну, а буква «В» - две.

 

«Г» - узнаешь без труда:
Очень горбится всегда.

 

«Д» стоит, и  очень  твердо.

 

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

 

Посмотри на букву «Ш»,

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать «Е» и «Ё».

 

Это «Ж», а это «К»,

Целый жук и полжука.

 

«З»  На эту букву  посмотри,

Она совсем как цифра  три.

 

«У» - сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

 

Это «Э» - с открытым ртом

И с большущим языком.

 

«Е» и «Ё» родные сестры

Различать сестер не просто.

Но у буквы «Ё» - две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

«И» надела поясок,

«Н» надела поясок.

Буква «Н» надела ровно,

Буква «И» - наискосок.

 

Алфавит продолжит наш

Буква «Л» - лесной шалаш.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я — это мы».

А между тем получилась буква «М».

 

Посмотри на колесо -

И увидишь букву «О».

 

Чтобы «О» не укатилось -

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю».

 

Букву «П» в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, ну-ка, не ленись,

Подойди да подтянись.

 

Шел конь, подковами звеня,

Как будто «С» - следы коня.

 

 «Т» - в антену превратилась

И на крыше очутилась.

 

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой «Ф».

 

«Х» все ходит, ходит, ходит-

Места что ли не находит?

 

 

Да вы правильно решили,

«Ч» мы пишем как четыре.

 

Вот какие «Щ» и «Ц»

С коготками на конце.

Коготок — царапка-

Как кошачья лапка.

 

Эти буквы каждый знает -

Звука не обозначают,

Могут только показать.
Как согласные читать.

 

Вот и доехали друзья,

Мы до последней буквы «Я».

Буква «Я» всегда была

Всем и каждому мила.

Но советуем, друзья,

Помнить место буквы «Я»,

Народ толково и не зря

Расставил буквы букваря.

 

Учащиеся:

Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком,

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь

Войдешь в любую сказку.

 

Прочтешь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

Тебе чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я».

 

Букварь — смотр войска от «А» до «Я» закончен. Буквам занять свои места.

 

Учащиеся:

Дружат гласные с согласной,

Составляют вместе слог.

Ма и ма а вместе МАМА

К нам явились на урок.

 

Если слоги встанут рядом -

Получаются слова.

Ты и ква,  а вместе ...тыква,

Со и ва, а так ...сова.

 

Ми-ла  мы-ла   ру-ки   мы-лом.

Ма-ма   ка-шу  ва-рит   нам.

Чтоб скорей и легче было

Все читали по слогам.

 

Я бросила куклы,

Играть не хочу,

Мне некогда очень, я буквы учу.

Из них я сама составляю слова,

Из них написала

«трава» и «дрова».

Дрова на траве, трава на лугу.

Теперь, как большая, читать я могу.

 

Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом ни о новом

Мы не знали б ничего.

 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать.

 

6. Вопросы «Читаем-отвечаем».

 

А сейчас мы проверим, насколько прилежно вы занимались на уроках обучения грамоте.

 

1. Вспомни любую скороговорку.

 

2. Когда мы так говорим «Как корова языком слизала»?

 

3. Сколько букв в алфавите?

 

4. Сколько гласных букв в алфавите?

 

5. Сколько согласных букв в алфавите?

 

6. Назови буквы, не обозначающие звуков.

 

7. Назови всегда твердые согласные.

 

8. Назови согласные всегда мягкие.

 

9. Прочитай слово в обратном порядке.  «КОТ».

 

10. Сосчитай, сколько букв в слове «СОЛЬ», а звуков?

 

11. О чём нужно помнить, когда пишешь название реки?

 

12. Отгадай загадку: «Падают с ветки золотые монетки».

 

13. Прочитай слово в обратном порядке: «ЛЕТЕЛ».

 

14. Вспомни загадку и загадай ее ребятам.

 

15. Какое правило нужно вспомнить, перед тем как напишешь слова ЛЫЖИ, МЫШИ.

 

16. Сколько букв в слове «ЮЛА», а сколько звуков?

 

17. Составь из слогов «ША» и «СА» имя.

 

18. Как определить количество слогов в слове?

 

19. Скажи три раза скороговорку: «Змея шипит, а жук жужжит».

 

20. Назови гласные, обозначающие мягкость согласных звуков.

 

21. Какие гласные в начале слова обозначают два звука?

 

22. Прочитай слово наоборот «СОН».

 

23. Составь новое слово из букв слова «ШИШКА».

 

24. Сколько слогов в слове «БУКВАРЬ».

 

25. Какое правило нужно вспомнить, перед тем как напишешь слова ЩУКА, ЧУДО?

 

26. Сосчитай, сколько гласных в слове «УЧЕНИК».

 

26. Какие правила оформления предложения знаешь?

27. Придумай слово в слове.

 

28. О чём нужно помнить, когда пишешь имена?

 

29. О чём нужно помнить, когда пишешь кличку животного?

 

30. О чём нужно помнить, когда пишешь название города?

 

31.  Какое правило нужно вспомнить, перед тем как напишешь слово ЧАЩА?

 

Букварь. - Да ребята.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ!

Но когда с умом, толково

Их поставишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово.

И с тобой поговорят.

 

7.  М. А сейчас мы поиграем. Поставьте ребята буквы в четкий ряд, чтобы получились понятные  слова.

 

ШАКОЛ (школа), ГАНИК (книга), КАССЛ (класс)    Хвалит ребят.

 

8. Б. - Подумаешь, ребята все заранее, наверное, выучили, а теперь хвастаются. А вот посмотрим, как они загадки отгадают.

 

Нет конца у строчки,

Где стоят три точки...

Кто придумает конец,

Тот и будет молодец.

 

Букварь:

33 богатыря

К нам пришли сюда не зря.

Изучая их секреты,

Ты найдешь на всё ответы,

Но скажи-ка нам пока,

Как зовут их ?  (азбука)

 

Б.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

Этот доктор... «Айболит)

 

 

П.— Ирина Юрьевна, посмотрите, что-то родители загрустили. Может им тоже загадать загадки?

– Мылом, мылом, мылом,  мылом

Умываясь без конца,

Смыл и ваксу и чернила с неумытого лица.

До сих пор лицо болит

Кто он  … (Мойдодыр)

 

Внимательнее родители!

 

М. А теперь загадка ребятам.

 

Он  весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин — мальчик  Робин,

И приятель — Пятачок

Для него прогулка — праздник,

И на мед особый нюх,

Этот плюшевый проказник

Медвежонок... (Винни-Пух)

 

П. А теперь опять родителям.

 

Известно без сомненья всем

Кого мы здесь не спросим,

Что по таблице 6 х 7

Конечно будет (42)

 

Б. А теперь загадка ребятам.

 

Всех он любит неизменно

Кто б к нему не приходил

Догадались? Это Гена,

Это Гена... (Крокодил).

 

П. А теперь опять родителям.

 

Лихо мерили шаги

 Две огромные ноги,

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

Дяди Степы каждый шаг

Описал поэт … (Михалков)

 

9. Букварь. Родители давно закончили школу и многое забыли, а ребята многому научились: читать, писать. Но серьезно  нужно относиться и к устной речи, а иначе вот что может получиться.

 

Учащиеся:

Неизвестно как случилось

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

 

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной».

 

 

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

 

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

 

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

 

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

 

Сели в ложку и — айда!-

По реке туда-сюда!

 

Врач напомнил дяде Мите:

-Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

 

Мальвина. - Вот какими внимательными нужно быть. Вроде бы 1 звук  перепутал, а изменился смысл всей фразы!

 

10.  М. А бывают и такие случаи:

 

Учащиеся:

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша.

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка,

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши,

Слова простые наши

На русском языке.

 

 

И все, что можно внятно

Сказать для всех понятно

Красиво, чисто, ясно,

Как люди говорят,

Наш Саша так корёжит,

Что сам понять не может.

Произнесет словечко

И сам тому не рад.

 

Он скажет- « До свидания».

А слышится «до здания»,

Он спросит - «Где галоши?»

А слышно - «это лошадь».

Поймешь едва-едва.

И буквы он глотает

И целые слова.

 

 

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать,

Как-будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

 

Мальвина: Ребята, старайтесь и будьте внимательными!

 

11.Физкультминутка.  Игра «Хлопалка».

- Я произношу фразу, а хлопают только те дети, которые причисляют себя к заявленной категории.

·  Хлопают все присутствующие.

· Хлопают только те, кто любит вкусно поесть.

· Хлопают только те, кто научился читать.

· Хлопают только те, кто не бегает на переменах.

· Хлопают только те, кто ни разу не опаздывал  на уроки.

· Хлопают только те, кому нравится учиться.

· Хлопают только те, кто любит читать.

· Хлопают только те, кто любит каникулы.

· Хлопают только те, кто во время чтения узнают много нового.

· Хлопают только те, кто любит шоколад больше, чем мороженое.

· Хлопают только те, у кого отличное настроение.

 

12. П. Читая, вы и сами становитесь умнее, сильнее, добрее. Сегодня не все книжные герои смогли прибыть к вам на праздник. Они прислали телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Давайте вместе разгадаем, кто прислал эти телеграммы.

 

Спасите! Мы хотели приехать ,но нас съел серый волк…

(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)

 

Приехать не могу. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…

(Мышка из сказки «Курочка-ряба».)

 

 

Прибыть на ваш праздник нет возможности, от меня сбежали брюки…

(Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского.)

 

Всё закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби, а без него никуда…

(Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».)

 

Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!..

(Муха-цокотуха из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».)

 

Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!..

(Цапли из «Телефона» К. Чуковского.)

 

13. М. –А вы знаете многих сказочных героев?  Предлагаю поиграть в игру «Как зовут сказочного героя?». Согласны?

 

·  Появилась я  в чашечке цветка,

   А была я чуть больше ноготка.       (Дюймовочка).

 

·  Лучший в мире друг Малыша. Самый упитанный мужчина, в самом расцвете сил. (Карлсон)

 

· Летела стрела и попала в болото,

   И в этом болоте поймал её кто –то.

    Кто, распростившись с зелёною кожей,

    Сделался милой, красивой, пригожей?   (Василиса Прекрасная).

 

· Я большой друг   Чебурашки.     (Крокодил Гена).

 

·   Кукла с голубыми волосами      (Мальвина).

 

14. Б. –А ребусы вы разгадывать умеете?

 

15. Учитель.  Ну что ж, пришло время поблагодарить Букварь за то, что он для вас сделал, чему научил. Букварь, дети хотят тебя поблагодарить.

 

Дети.

Тридцать три родные буквы

Изучили к январю,

И за это все ребята

Благодарны букварю.

 

Потрудились мы немало.

Ведь по правде говоря,

Русской грамоте начало

На страницах букваря.

 

Мы прочтем любые книги,

Разберемся в словаре,

Потому что всюду буквы

Те же, что и в букваре.

 

Мы книгу эту полюбили

И в ней все буквы изучили.

И можем радостно сказать

«Теперь умеем мы читать!»

 

Беру букварь в последний раз,

Несу букварь в просторный класс.

И дорогому букварю я говорю:

«Благодарю!

Ты книга первая моя,

Теперь читать умею я.

На свете много книжек есть.

Все книги я могу прочесть!»

 

16. Дарим дипломы.

 

Букварь  - Спасибо ребята. Вы так хорошо рассказывали стихи про буквы, отвечали на вопросы, разгадывали загадки и ребусы. Мне очень у вас понравилось. Вижу, что не зря вы носили меня в портфеле. Пора мне с вами прощаться. Я ухожу, а на смену себе принес новую книгу, по которой Вы будете дальше учиться. (Передает книгу Мальвине).

 

Мальвина. (Держа книгу и показывая на нее рукой).

–      Эта книга хороша, интересна и нужна.

 

   И картинок много есть,

   И полезного не счесть.

  Тут и сказки, и рассказы,

  И стихи, и басни есть.

  За короткое нам время

  Просто все не перечесть.

 

Дети (хором) — Будем с книгой мы дружить, будем книгой дорожить!

 

17. Учитель: Пришло время предоставить слово нашему библиотекарю Ирине Викторовне.

 

Библиотекарь:

 

Ты идешь в библиотеку

Чтоб побольше прочитать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать.

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не смогли бы

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным

Всем мы классом шлём…

 

ВСЕ:    Привет.

Книг заветные страницы

Помогают людям жить

И работать и учиться

И отчизной дорожить!

 

-И я приглашаю вас записаться в библиотеку.

 

18. М. Но помните правила пользования книгой:

                                                                                                                                                                                                      1.  Берите книгу чистыми руками.

2.      Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.

3.      Не кладите в книгу карандашей и других предметов. От этого рвется переплет.

4.      Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.

5.      Не читайте книгу во время еды.

6.      Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.

 

Учитель: Подошел к концу наш школьный праздник. Благодарю сказочных героев, что пришли к нам на праздник. А первоклассникам желаю хорошей учебы, отличных отметок и радостного настроения от встречи со школой, с классом, с ребятами и учителями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prazdnik_bukvarya.pdf319.85 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с букварем

Мероприятие,  где  используется  много  игр,  игровых  моментов, обобщаются  знания  учащихся  об  алфавите...

Сценарий праздника "Прощание с букварем в начальной школе"

Воспитательная работа занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Особенно это заметно в начальной школе. Учителя начальных классов, проводя то или иное мероприятие, обращают внимание на с...

Сценарий праздника прощания с букварем «АБВГДейка – волшебная страна»

Сценарий праздника прощания с букварем«АБВГДейка – волшебная страна»...

Праздник прощания с букварем

Праздник прощания с букварем...

Сценарий праздника "Прощание с букварем"

Праздник проходит в легкой и непринужденной обстановке, дети с удовольствием выполняют все задания героев....

Сценарий праздника "Прощание с букварем", 1 класс.

Сценарий праздника с приложением необходимых для проведения материалов....