"Нравственные основы устного народного творчества"
занимательные факты (4 класс) на тему

Анохина Татьяна Петровна

Театрализованное действие "Пришла коляда накануне Рождества". Игры на празднике "Русские народные игрища".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennye_osnovy_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Нравственные основы устного

народного творчества»

                                     Выполнил:

                                            учитель начальных кл.

                               Анохина Т.П.

                                МБОУ  Волченковская СОШ                        

                                   2010г.

                                         

    Оглавление

Раздел 1 « Нравственные основы устного народного творчества».

  1. Введение.
  2. Теория вопроса.
  3. Результаты.

Раздел 2. Практическое применение.

    2.1 Театрализованное действие. « Пришла коляда накануне Рождества»

    2.2 Игры на празднике « Русские народные игрища».

   

Раздел 3. Выводы.

Введение

     Устное  народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Это эпос – произведения повествовательного рода: песни о памятных событиях истории, героях, разнообразные сказки, предания об основании городов, рассказы о жизни выдающихся людей. Это и народно-песенная лирика: песни сопровождали разные обряды- свадьбы, похороны, праздники. Наконец, это и драма: о Петрушке, хороводные игры, изображавшие попавшего в тенета зайца, сеяние проса, спор за невесту.  Все виды и роды когда- либо существовавших, а также ещё продолжающих существовать в народном быту непрофессионально созданных эпоса, лирики и драмы в совокупности и образуют то, что именуется устным  творчеством народа или фольклором.

       Область в которой проявилось творчество народа, необычайно обширна. В литературах всех народов мира

Фольклор был той почвой, на которой возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество.

А.М.Горький развернул и обосновал тезис о коллективности фольклора, получивший признание и развитие в советской науке. Он писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается « коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что « гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса.

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.  Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка сделали  фольклор важным средством воспитания и обучения. Устное народное творчество- величайшее достояние национальной  культуры каждого народа.

          1.2.Фольклор русского народа.

  В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

       Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками многочисленными произведениями малых жанров.

                           Малые жанры

Колыбельные  песни. Колыбельные песни  в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить- « говорить».  Старинное значение  этого слова- « шептать». Такое название колыбельные песни получили

 не случайно: самые древние из них  имеют прямое отношение к заговорной поэзии. « Дремушка- дрема, отойди ты от меня!»- говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив звали дрему к малышу:

                            Сон да дрема,

                            Приди к Ване в голова,

                            Сон да дрема,

                            Накатись на глаза.

Потешки.  Потешки переходят в песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (« Ладушки» и « Сорока»). В этих играх есть уже наставление, « урок». В « Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького ( мизинец), но лентяя:

                            Зачем дров не колол,

                             Воды не носил?

Прибаутки.  Детям в первые годы жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином-« прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

                                     Коза муку мелет,

                                     Козёл засыпает.

Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события. Это в полной мере отвечает активной натуре ребенка.

                                      Дон, дон, дон!

                                     Загорелся Кошкин дом.

                                     Бежит курица с ведром-

                                     Заливать Кошкин дом.

Жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, скороговорки.

 Детский фольклор- своеобразная кладовая народа.

Жеребьёвая сговорка появляется, когда  играющим надо разделиться на две партии. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок: Наливное яблочко или золотое блюдечко? ( Из сказки)

« Грудь в крестах или голова в кустах» ( Пословица).

     Немало  народной выдумки внесено и в считалки.

Считалка- рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий.

У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Из слов,  составляющих считалку, сплеталось какое-то содержание, а вскоре появились и «сюжетные» положения.

                                      Катилось яблоко

                                       Мимо сада,

                                       Мимо сада,

                                       Мимо града.

                                       Кто поднимет,

                                       Тот и выйдет.

Дразнилки. Дразнилки- вид творчества, почти всецело развитый детьми. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шёл на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки. Клички и обидные прозвища в детской среде в известной мере смягчались.

                                       

                                      Архип - старый гриб.

                                       Ябеда - беда, тараканья еда.

Скороговорка. Безобидной и весёлой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз- это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова:

              На дворе- трава, на траве-дрова.

Загадки. Загадка развивает в ребёнке догадливость, сообразительность, указывает на особые признаки и свойства, которые присуще только загадываемому предмету.

Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы

и ответы занимательны для детей всех возрастов.

Освоение речи  во всём её богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: « Нет друга - ищи, а нашел- береги», « Не спеши языком, торопись делом». Пословица  тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с чётким композиционным членением суждения на их части.

Народные поговорки- это широко распрастраненные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку.

                     1.3. Результаты

Произведения  устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь, имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека во имя Родины, воспитывают любовь и уважение не только к своему народу, но и к братским народам и другим народам мира, вселяют уверенность в торжество справедливости, укрепляют веру в счастливое будущее.

                Практическое применение

2.1.Театрализованное действие. « Пришла коляда накануне Рождества»

Цели: расширить представление детей о праздниках русского народа; развивать кругозор, создать среду для развития позитивного опыта общения.

   На сцене декоративно-художественное оформление праздничной деревенской улицы. На театральном круге расположены фасады крестьянских изб, в окнах горит свет, театральный круг вращается, и перед зрителями меняются декорации. Актеры- колядовщики идут по улице, подходят к первому дому и поют колядки.

Колядовщики. Уродилась коляда

                            Накануне Рождества.

                             За горою за крутою,

                             За рекою за быстрою,

                             За горою за крутою,

                             За рекою за быстрою

                             Стоят леса дремучие,

                             Во тех лесах огни горят,

                             Огни горят пылающие.

                             Вокруг огней люди стоят,

                             Люди стоят, колядуют:

                             « Ой, коляда, коляда,

                             Ты бываешь, коляда,

                              Накануне Рождества».

                             Славите, славите,

                             Сами, люди, знаете:

                             Христос родился.

                             Ирод возмутился,

                             Иуда удавился,

                             Мир возвеселился!

Декорации меняются, колядовщики подходят ко второму дому.

                              Коляда, коляда,

                              Накануне Рождества.

                              Коляда пришла,

                              Рождество принесла.

                              Коляда, коляда,

                              Горе не беда.

                              Как пришла коляда-

                     

                             На селе праздник родства!

Колядовщики.    Коляда, коляда,

                               В небе уж взошла звезда,

                               К нам катит на Святки,

                               Подпалила пятки.

                               Коляда, коляда!

                               Ты подай пирога!

                               Или хлеба ломтину,

                               Или денег полтину,

                               Или курицу с хохолком,

                               Петушка с гребешком,

                               Или сена сноп –

                               Или вилы в бок!

                               Будете нас дарить,

                               Будем нас хвалить.

                               А не будете дарить,

                               Будем вас корить.

  На сцене декорации, создающие интерьер избы, в центре – русская печка, сундук. По бокам – ширмы и лавки.

 Колядовщик.   Пошла коляда накануне Рождества,

                            Накануне Рождества,

                            Из ворот в ворота,

                            Посреди двора остановимся,

                            Остановимся и поклонимся.

 Тетка Пелагея, выйди к нам, поговорить надо!

 Пелагея.  Сказывайте, чего надо!

 Колядовщик.  Ходили – Христа славили, вот и до тебя добрели.

                           Кишка, лепешка,

                           Свиная нока,

                           В печи сидела,

                           На нас глядела,

                           В кошель летела!

                           Тетка, тетка, не скупись,

                           Свиной ножкой поделись!

                           А еще лепешкой,

 Пелагея.           Нету, девоньки, нету, красивые,

                           Уж старая я стала:

                           Ножку спрячу в сундучок

                           И не дам вам пятачок!

 Колядовщики. Да ты что, тетка Пелагея! Посмотри на себя, какая ты у нас молодая да веселая. Пусти нас в избу попеть, поплясать.

 Пелагея. Ишь чего захотели, пусти их в избу.

 Колядовщики. Пусти, пусти. 

 Пелагея.            А сколько дадите-то?

 Колядовщики. А сколько хотите?

 Пелагея.            Дров возок,

                            Да пшеницы мешок,

                            Меду туесок,

                            Да сала кусок,

                            Хлеба полпуда,

                            Да гороха блюдо,

                            Варенья  склянку,
                           да сметаны банку!

 Колядовщики. Ой, тетушка дорогая, мы тут ходили – колядовали. Да в мешок все поклали, что есть в мешке – забирай себе!

 Хозяйка берет мешок, взвешивая на руках.

 Колядовщики. Тетушка Пелагея, смотри, сколько у тебя гостей собралось (показывают на зрителей), чем угощать будешь?

 Пелагея. А что, угостить у меня нечем? Кого песнями, стихами, а кого и пирогами. (Выносит корзину с  пирожками.) Угощайтесь гости дорогие! А ну, девицы-красавицы, помогите мне. (Девушки раздают зрителям пирожки.)  Давайте пирожки с пользой кушать, кушать да песни слушать!

 Выступление фольклорного ансамбля.

 Пелагея.         Теперь игра – не развлеченье,

                          А с большим значением:

                          Чтоб был долог колосок,

                          Чтобы вырос лён высок.

                          Прыгайте как можно выше,

                          Можно прыгать выше крыши!

 Проводится русская народная игра «Скакалка».

 Пелагея. А какое Рождество без ряженых! Кто самый быстрый и нечего не боится? А ну ко мне в хату – будем рядиться!

 Проводится конкурс «Ряженых». Тетка Пелагея открывает свой сундук с разными вещами. Участники конкурса под музыку должны оригинально и быстро нарядится, выигрывают все участники конкурса.

 Пелагея. Ну вот, мальцы ушли, теперь, девоньки, гадать будем. Неси, Любаша, квашонку. Женихов выбирать будем. Кто первый?

-Я!

Первой девушке надевают на голову  квашню и раскручивают.

Девушки.            Куют кузнецы

                             Золотые венцы.

                              Кому мы поём,

                             Тому честь воздаём!

                              Куда пойдешь,

                             Там жениха найдёшь!

Девушка идёт.

Девушки. А кто там живёт? Да, Федька рыжий!

Первая девушка. Не хочу я его!

Пелагея. Ой, девоньки, а может, и мне какого дедушку нагадаете. Я слыхала, за рекой дедки живут богатые, гребут золото лопатою!

Девушки надевают квашенку на голову Пелагеи и раскручивают.

Пелагея. Кто там живет?

Девушки. Дед Никанор, рябой и плешивый!

Пелагея. Тьфу на вас, девоньки! Греха с вами наберешься! А ну, гости дорогие, кто хочет из вас поиграть, счастье попытать. Кто поймает валенок, тот получит приз. Неожиданно появляются ряженые, которые мажут всех сажей.

Ряженый.           Эй, боярышни красивые!

                             Эй, девицы неспесивые!

                             Двери шире распахните

                             И гостей  к себе пустите!

Пелагея. Ну, буде, охальники, побаловались и довольно. Совсем мне гостей распугали.

Ряженый.            Мы пришли к вам не с помехою,

                              А с весельем и потехою!

                               У меня, у веселого Прошки,

                               Игр да забав полное лукошко!

                               Собирайся, детвора,

                               Ждет вас русская игра!

 

Проводится русская народная игра « У дядюшки Трифона».

                                 Ай, да мошки, топотушки!

                                  Попляшите-ка, девчушки!

                                  Вы вот этак да вот так-

                                  Не жалейте свой башмак!

                                  Ну на радостях плясать

                                   Да частушки запевать.

Проводится конкурс « Частушки».

Пелагея.                     Людям всем мы желаем добра,

                                     Золота и серебра!

                                     Пышных пирогов, мяконьких блинков!

                                      Маслица коровья!

                                       Доброго здоровья!

           

                             Игры на празднике  

                       

                  « Русские народные игрища»

                                       

                                      Хоровод

Хоровод – русская народная игра- это движение по кругу с пением и пляской, вообще цепь вставших по кругу людей- участников общей забавы. Известны хороводы обрядовые и необрядовые, игровые и плясовые, круговые и некруговые. Формы движения ребят в хороводе- это круг, полукруг, шеренга, цепочка, спираль. Хоровод на Руси вечером водили самые достойные девушки. Значит, возможен и некий конкурс ведущих хоровод и конкурс на право вести хоровод. В хоровод можно и нужно включать массовые народные игры, прежде всего ритмические хороводные.

                         Русские посиделки

Посиделки, как форма общения людей, помогают понимать и на себе испытывать прелесть русского фольклора: народной песни, частушки, мудрость загадок, побасенок, очарование народной сказки, былины. На посиделки можно взять с собой рукоделье, вязание. Можно заварить чай и посушить сухарики. Специальных ведущих здесь может не быть, но какие-то заводилы необходимы. Не имеет значения, кто первым запоет песню, начнет сказку с продолжением, будет задавать, участникам вопросы. Программа посиделок рождается как бы сама собой, как это было когда-то. Но каждый из ребят должен придумать для посиделок что-то свое, личное. Можно продемонстрировать « сочиненные» сарафаны, кокошники, банты в косах, русские юбки с украшениями. Здесь место русской « Матане», русскому переплясу, можно провести конкурс русских матрешек- этаких живых больших кукол. Словом, программа посиделок может быть произвольной, но приближенной к быту и культуре

Русского народа.

                                Выводы

 Сейчас век НТР, но мы не должны забывать традиции Русского народа. В школе надо обязательно проводить праздники, утренники, турниры, классные часы, связанные с устным народным творчеством. Русский костюм, обряд, песня, частушка-все это родное, близкое сердцу. У ребенка проявляется чувство гордости за свою Родину, любовь к Родине. Только так  мы можем вырастить настоящих патриотов, борцов.

                             

                               

 

                       

МОУ  Волчёнковская средняя общеобразовательная школа

Самостоятельная работа

«Духовные и нравственные основы русской                                                                   традиционной культуры»

«Русская народная игра. Базовые и культурные ценности народной игры» 

 Выполнил слушатель: Анохина  Татьяна Петровна

Преподаватель: Кандидат педагогических наук,

Доцент Каршинова Любовь Владимировна

2010

 

Подвижная игра – естественный спутник  жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ  жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстрой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,  находчивость,  волю и стремление к победе. Передовые представители культуры  (К. Д  Ушинский, Е. А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г. А. Виноградов и др.) еще до Великой октябрьской  социальной революции,  заботясь о просвещении,  образовании и воспитании широких народных масс,  призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы  и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического, воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: люби и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширения кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех  психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условноигровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Например, игра  «Гуси-лебеди»

Гуси-лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

-  Да, да, да,

-  Гуси-лебеди! Домой!

-  Серый волк под горой!

-  Что он там делает?

-  Рябчиков щиплет.

-  Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в  дом, волк пытается их поймать.

Пойманные выходят из игры. Игра кончается,

когда почти все гуси пойманы. Последний

оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый,

становится волком.

 

Правила игры.

Гуси  должны « лететь» по всей площадке.

Волк может ловить их только после слов: « Ну, бегите же домой!»

Большое воспитательное значение заложено в

правилах игры. Они определяют весь ход игры,

регулируют действия и поведение детей, их

взаимоотношения, содействуют формированию

воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках

которых ребенок не может не проявить воспитываемые

у него качества. Например, в игре « Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только  после слов наседки: « Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости находчивости.

В народных  играх много юмора, шуток, соревновательного задора они часто  сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, считалками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Так, например, зачины, которые по определению русского фольклориста Г.А.

Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому  способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре.

Катился горох по блюду.

Ты води, а я не буду.

……………………….

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически  развитой , активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми,  педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и   неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

"Нравственные основы устного народного творчества"

1. Театрализованное действие "Пришла коляда накануне Рождества".2 .Игры  на празднике "Русские народные игрища"....

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а ...

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

в презентации рассказывается  и показывается о значении устного народного творчества для маленьких детей...

Исследовательская работа "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание школьников"

Работа по нравственному воспитанию младших школьников. Выполнил обучающийся 4 класса Данилов Артур...

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)

Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....