Пушкинский бал
план-конспект на тему

Ячменёва Екатерина Александровна

Сценарий праздника, посвященного памяти А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogi_pushkina.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

«Пушкинские дороги».

Сценарий праздника, посвященного памяти А.С. Пушкина.

/На сцене полосатая дорожная будка, уходящие вдаль верстовые столбы./ /Звучит мелодия песни «Однозвучно гремит колокольчик» как тема дороги./

/Вступление/

/Выходит группа ребят, они становятся свободно и читают стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина»./

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё еще горит нам светоч тот,

Всё гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,                                                

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

1–й чтец

Наш праздник посвящен Александру Сергеевичу Пушкину.

2-й чтец

Давайте вместе пройдем дорогами его жизни, его творчества.

Дороги детства.

3-й чтец

Дороги Пушкина… (Тихо звучит тема дороги). Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние – больше похожие на реки. Дороги вечного странника, вечного путника.

4-й чтец

А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.

/Выносят столик. На нем подсвечник, лист бумаги, перо./

/Чтецы делятся на две группы и отходят в стороны./ /Звучит или исполняется детьми песня «Буря мглою небо кроет»./

Выходит няня в сопровождении нескольких детей, одетых в русские народные костюмы./ /Няня усаживается у столика, начинает вязать. Дети рассаживаются вокруг: у стола, рядом с няней, на полу./

5-й чтец

Я сам не рад болтливости своей, 
Но детских лет люблю воспоминанье. 
Ах! умолчу ль о мамушке моей, 
О прелести таинственных ночей, 
Когда в чепце, в старинном одеянье, 
Она, духов молитвой уклоня, 
С усердием перекрестит меня 
И шопотом рассказывать мне станет 
О мертвецах, о подвигах Бовы... 

6-й чтец


От ужаса не шелохнусь бывало, 
Едва дыша, прижмусь под одеяло. 
Не чувствуя ни ног, ни головы.

1-й чтец

Не старая ли няня, или, как ее называл сам Пушкин, мамушка, совсем не похожая на древнегреческую покровительницу поэзии Музу, вручила Пушкину свирель?

2-й чтец

И зазвучала Поэзия… Дети…

В вечерней тишине

 Являлася веселою старушкой

 И надо мной

 Сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой

 Ты, детскую качая колыбель,

 Мой юный слух напевами пленила

 И меж пелен оставила свирель,

 Которую сама заворожила.

Няня (обращается к мальчику, сидящему за столом).

Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.

(Мальчик берет перо, пишет под диктовку): «Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю. Целую. Арина Радионовна».

Дети по – очереди читают:

Подруга дней моих суровых, 
Голубка дряхлая моя, 
Одна в глуши лесов сосновых 
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы 
Горюешь, будто на часах, 
И медлят поминутно спицы 
В твоих наморщенных руках. 
Глядишь в забытые вороты 
На черный, отдаленный путь: 
Тоска, предчувствия, заботы 
Теснят твою всечасно грудь...

/К няне подходят воспитанники подготовительной группы./

Один из них

Не грусти, нянюшка, послушай наши песни.

/Дети поют русские народные песни./

3-й чтец

Он няню мамой называл,

Он называл ее голубкой.

А ветер сыпал снежкой

Пути в деревню заметая крупкой.

4-й чтец

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке,

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок.

5-й чтец

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки?»

6-й чтец

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

Дети наперебой просят няню: «Няня, расскажи же нам сказку!»

Няня: 

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого, подслушан он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая, что одним куском оденет; третья, что с первого года родит тридцать три сына. Царь женился на третьей».

/Выходят воспитанники второй группы, разыгрывают инсценировку «Сказки о царе Салтане». (Можно показать любой отрывок по выбору)./

/Звучит мелодия песни «Тройка мчится, тройка скачет», слышен звон колокольчика. Участники первой части, кроме чтецов уходят./

Дороги отрочества и юности.

1-й чтец

Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей.

2-й чтец

Это были пркрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви.

Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался сюда, в Царское Село.

Царское Село

3-й чтец

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,

О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчество сливалось

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой.

4-й чтец

Веди, веди меня под липовые сени,

Всегда любезные моей свободной лени,

На берег озера, на тихий скат холмов!..

Да вновь увижу я ковры густых лугов,

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере, средь блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей.

5-й чтец

Другой пускай поет героев и войну,

Я скромно возлюбил живую тишину,

И, чуждый призраку блистательному славы,

Вам, Царского Села прекрасные дубравы,

Отныне посвятил безвестный музы друг

И песни мирные и сладостный досуг.

6-й чтец

Здесь навсегда переплелись дороги будущего поэта Дельвига и мореплавателя Матюшкина; министра Горчакова, сделавшего блестящую карьеру, и Вильгельма Кюхельбекера, «особо опасного государственного преступника»; много лет бывшего на каторге, блестящего артиллерийского полковника Есакова и декабриста Пущина…

/Выходят лицеисты; ученики подготовительной группы./

1-й лицеист.

Тесная дружба связывала Пушкина и Вильгельма Кюхельбекера. Кюхля, как ласково называли Вильгельма лицеисты.

Кюхля

2-й лицеист

Служенье муз не терпит суеты; 
Прекрасное должно быть величаво: 
Но юность нам советует лукаво, 
И шумные нас радуют мечты... 
Опомнимся — но поздно! и уныло 
Глядим назад, следов не видя там. 
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, 
Мой брат родной по музе, по судьбам?

1-й лицеист

Лицеисты жили весело, часто подшучивали друг над другом, а чаще всего доставалось Кюхле.

Писатель за свои грехи!

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

/Все лицеисты смеются, первый разводит руками, как бы говоря: «Ну что с ними поделаешь!»/

3-й лицеист

Любимый друг Пушкина, Антон Дельвиг, тоже давал повод к насмешкам, потому что был ленив и любил поспать. Однажды Дельвиг, не выучив, как обычно, урока, спрятался под кафедрой и уснул.

Тут же родились веселые стихи:

4-й лицеист

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

5-й лицеист

Лицеисты понимали и ценили шутку…

1-й лицеист

Пожалуй, все кроме Кюхли: он был невероятно обидчив.

5-й лицеист

Да, обиды были, но недолгие, вот как об этом пишет Пушкин в строках, посвященных еще одному близкому другу, Ивану Пущину.

Товарищ милый, друг прямой,
    Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
    Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
    Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
    И тотчас помиримся.

2-й лицеист

Начальство стремилось выстроить лицеистов по их успехам: первым номером шли Горчаков или Вольховский.

3-й лицеист

Пушкин был 18-м, 19-м, а потом и ниже…

2-й лицеист

Лицейская братия решительно отвергла табель о рангах.

/Все вместе весело поют и смеются./

Этот список сущи бредни.

Кто тут первый, кто последний,

Все нули, все нули,

Ай, люли, люли, люли.

/Разыгрывается сцена «В математическом классе»./

Преподаватель Карцов

Пушкин, к доске! Решите, пожалуйста, алгебраическую задачу.

5-й лицеист

Мнется у доски. Что – то молча пишет, зачеркивает, снова пишет, стирает, опять что-то пишет.

Карцов (с нетерпением). Что же вышло? Чему равняется икс?

5-й лицеист (улыбаясь).

Нулю.

Карцов

Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи.

4-й лицеист

Но не все уроки были такими скучными и кончались нулями в табеле. На лицейских дорогах Пушкина встретили прекрасные учителя и наставники.

6-й лицеист

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

2-й лицеист

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

3-й лицеист

Любили лицеисты и первого директора лицея В.Р. Малиновского, человека чрезвычайно образованного и умного. Он часто беседовал с лицеистами, приглашал к себе в гости. Вот уже кончились уроки, и лицеисты на балу: слушают музыку, танцуют. Выходят девочки, лицеисты их приглашают, танцуют Полонез. Две девочки играют на фортепиано, лицеисты слушают.

1-й лицеист

Быстро промчались лицейские годы 6 лет позади.

2-й лицеист

Усердно помолившись богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

3-й лицеист

Да, Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости. Но, расставаясь с друзьями, он желал им только согласие в новой для них жизни.

4-й лицеист

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

5-й лицеист

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

6-й лицеист

Они покидали Царское Село с грустью и радостью. Печально расставаясь с друзьями, они были уже все устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви. Расставаясь с лицеем, с Царским Селом, они уносили в сердцах его дух, дух вольности и братства.

1-й лицеист

Друзья мои, прекрасен наш союз!

2-й лицеист

Он как душа, неразделим и вечен.

3-й лицеист

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

4-й лицеист

Куда бы нас ни бросила судьбина.

5-й лицеист
И счастие куда б ни повело.

6-й лицеист
Всё те же мы: нам целый мир чужбина.

Все вместе
Отечество нам Царское Село.

/Звучит музыка. Все уходят./

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

                                А.С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Пушкинская литературная гостиная

О Пушкине,сказки Пушкина....

Пушкинский бал

Разработка включает следующие сцены:1."Нравится нам 19 век"2.Древняя Греция3. "В садах лицея"4.Сцена бала в лицее5. "Стрекоза и муравей"6. История любви великого поэта"Чистейшей прелести чистейший обр...

Пушкинский бал

Данное мероприятие проводится в пришкольном летнем оздоровительном лагере для детей от 7 до 11 лет. Предварительно к мероприятию готовятся танцы, игры и песни....

Пушкинский бал (сценарий)

«Пушкинский бал»2 классучитель Немазанникова Наталья Юрьевна. ЦЕЛИ:Познакомить с биографией А. С. Пушкина; с жизнью 18 века: традициями, культурой, историей.Развивать творческие способности...

Блиц -викторина по пушкинским сказкам

Блиц- викторина по произведениям А.С.Пушкина содержит по 3 вопроса к "Сказке о царе Салтане", к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях, к "Сказке о золотом петушке", к поэме "Руслан и Людмила"Мо...

"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна

"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2, Ивантеевка"Цель: пополнить знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта. Воспи...