Пушкинская литературная гостиная
план-конспект по теме

О Пушкине,сказки Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкинская литературная гостиная

Здравствуйте дорогие друзья! Мы собрались сегодня в литературной гостиной. А Что такое гостиная? От какого слова происходит это слово? В начале 19 века, в аристократических кругах русского общества появилась  традиция собираться вместе для общения. В гостиных читали стихи, слушали музыку, играли в игры, говорили обо всём на свете. А мы сегодня собрались, чтобы поговорить о человеке, чьё имя знаем с детства. Этого поэта называют солнцем русской поэзии.

Это имя – знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

Это имя – веселое рвенье,

вдохновенье ночного труда.

Нестареющее вдохновенье,

Не сгорающее никогда.

Великий русский поэт А. С. Пушкин родился  6 июня 1799 года на   одной из окраинных улочек Москвы В немецкой слободе ( ныне ул. Баумана).

« Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами из которых искры так и сыпались. – так описывает маленького Александра одна из современниц.

Отец поэта Сергей Львович Пушкин был отставной военный старинного рода ,но не богат. Он был светский человек, острослов, страстный любитель поэзии. Мать Надежда Осиповна характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений. Часто мать  раздражало всё: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти ,его непонятная сложность.

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру, так недостовавшие ему материнскую любовь и ласку. Это няня Арина Родионовна. И бабушка Мария Алексеевна.

Арина Родионовна. крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ. Она была большая мастерица петь и рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, она окала. Няня знала очень много сказок и преданий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково « матушкой».

Стих –е  « подруга дней моих суровых».

Интерес к литературе пробудился у А.С.рано. Этому способствовала вся атмосфера родительского дома. У Сергея Львовича бывали виднейшие поэты и писатели – Карамзин, Батюшков, Жуковский. Дядя Пушкина  -  тоже поэт читал свои стихи и басни. Мальчик, забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее и вслушивался в разговоры взрослых.  В 9 лет Пушкин уже пробовал писать басни, пьесы. Эти ранние опыты не сохранились, но мы знаем о них из воспоминаний сестры поэта.

Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына  только что основанный Царскосельский лицей. Лицей располагался в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском селе. Пушкин провел здесь 6 лет. Четырехэтажное здание лицея было соединено с Екатерининским дворцом. На 3 этаже располагался актовый зал – здесь – 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия.  Здесь же Пушкин на публичном Экзамене читал сои стихи  перед Державиным. Первый пушкинский лицейский курс состоял из чрезвычайно даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры

Комнаты лицеистов находились на 4 этаже. – небольшие узкие « Кельи»,как называл их Пушкин, очень скромно обставлены -   конторка, комод, железная кровать, комод, стол для умывания, зеркало. Александр жил в комнате под №14. Потом, став взрослым свои письма к друзьям – лицеистам он подписывал №14.

Ближайшими друзьями Пушкина были: - справедливый, смелый Иван Пущин, восторженный, одержимый стихами – Вильгельм Кюхельбекер « Кюхля», добродушный, медлительный Дельвиг. А Пушкина называли – француз, егоза.

Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам. Эту пылкую дружбу верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни привело,

Всё те же мы : нам целый мир чужбина;

 Отечество нам – Царское Село.

« 19 октября.»Пушкин очень любил свою родину, умел глубоко чувствовать её красоту.  Из всех времен года Пушкин более всего любил осень.

 Сказочным чертогом выглядит осенний лес, расписанный волшебной кистью сентября. Особенно красив он в ясный, яркий день. Казалось, без устали бродил бы в нём. В лес входишь, как в храм, празднично разубранный. Лист потёк – посыпался, и шорохам нет конца.

« Унылая пора , очей очарование…»

  Сначало незаметно, украдкой, а потом всё громче заявляя о себе, подкралась осень. Небо всё чаще затягивается лохматыми облаками, из которых вот – вот посыплется снег. Деревья роняют последние листья

 Ученик читает стих А.С.Пушкина “Уж небо осенью дышало”

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
с печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Осенью Пушкин чувствовал необычайный, особенный подъём творческих сил.

И с каждой осенью я расцветаю вновь,

Здоровью моему полезен русский холод.

К привычкам бытия вновь чувствую любовь.

Чредой слетает сон, чредой находит голод.

Легко и радостно играет в сердце кровь.

Желания кипят –

Я снова счастлив, молод.

 И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображением.

И пробуждается поэзия во мне.

Душа стесняется лирическим волнением..

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец свободным проявлением.

И тут ко мне идет незримый рой гостей.,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу мне бегут.

И пальцы просятся к перу, перо  к бумаге –

Минута – и стихи свободно потекут.

Произведения Пушкина живут в наших сердцах, в нашей душе. Вы, конечно любите его замечательные сказки. Пушкин не мог не написать свои сказки.  То ,что с детства запало в душу поэта рано или поздно должно было отозваться. Образы, возникшие в  в детском воображении перешли в сказки. Удивительные сокровища.

Его сказки – это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта.

Недаром многие композиторы обращались к творчеству А.С. Пушкина.

В  гостиных играли в игры .И  мы сейчас поиграем в лото, но не простое ,а литературное. Играют все дети. На столе лежит кубик и  6 групп вопросов.

Играющие по очереди выходят к столу и бросают кубик. Ведущий задаёт вопрос из той группы, цифра которого совпала с гранью кубика. Правильно ответивший на вопрос получает жетон и право выйти к столу ещё раз, но потом. Не ответивший на вопрос - выбывает.

Сказка о золотом петушке.

1.К кому обратился царь

Дадон с просьбой о помощи? ( к мудрому звездочёту

  1. Что обещал царь Дадон

мудрецу в награду за петушка( волю первую твою я исполняя,ка свою.)

3. Сколько времени никто не беспокоил царство
Дадона?

(«Год, другой проходит мирно, Петушок сидит все смирно». 2 года.)

4.        Откуда пришла беда в царство Дадона?

(«Видит, бьется петушок, Обратившись на восток».)

5.        «Царь скликает третью рать... » Что такое рать?

(«Царь к востоку войско шлет...».)

6.        Сколько сыновей было у царя Дадона?

(«Что за страшная картина! Перед ним его два сына».)

7.        Сколько времени пировал царь Дадон в шатре
царицы?

(«И потом, неделю ровно, Покорясь ей безусловно, Околдован, восхищен, Пировал у ней Дадон».)

8.        Кто встретил царя Дадона на пути к дому?

(«В сарачинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый, Старый друг его, скопец», Мудрый звездочет.)

9.        Как отблагодарил царь Дадон мудреца за по
мощь?

(«Царь хватил его   жезлом

По лбу: тот упал ничком, да и дух вон».)

10.        Какими словами заканчивается «Сказка о зо
лотом петушке»?

(«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».)

Вопросы Второго конверта

  1. За какую плату согласился работать Балда у попа( за три щелчка)

  1. Когда договорились о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай вареную полбу». Что та кое полба?( каша из пшеницы . Полба – особый вид пшеницы.

3 Как работал Балда? ( работает за 7 досветла всё у него пляшет.Печь затопит.полосу вспашет

4.         Как попадья учила попа Балду без расплаты
отправить? ( закажи Балде службу, чтобы было ему невмочь. А требуй, чтоб он исполнил её точь в точь.)

5.За сколько лет должен был собрать Балда об рок с

чертей?( Лучше не надобно дохода, да  есть у них недоимки за 3 года.

Кого послал старый бес соревноваться с Бал
дой в хитрости? («... вышлю к тебе внука».)

  1. Как Балда перехитрил бесенка в первый раз? («Пошел Балда в ближайший лесок, Поймал двух зайков, да в мешок».)
  2. Когда Балда сказал бесенку эти слова: «Глупый ты бес, куда ж ты за нами полез?» (Когда «Бедненький бес под кобылу подлез».)
  3. Как Балда перехитрил бесенка во второй раз? («Да жду вон этой тучки;

Зашвырну туда твою палку,

Да и начну с вами, чертями, свалку».)

10.        Слово «балда» имеет значение «дурак», «тупи
ца», бестолковый. А почему А. С. Пушкин дал сво
ему герою такое имя? (Ответы ребят.)

Вопросы  третьего  конверта «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»

1.        Сколько лет рыбачил старик?

(«Он рыбачил тридцать лет и три года».)

  1. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку? (2 раза.)
  2. Кем предстала перед стариком старуха в пер вый раз? (Столбовой дворянкой.)

  1. Сколько времени была царицей старуха? («Вот неделя, другая проходит». Две недели.)
  2. Когда народ над стариком посмеялся? (Когда пришел кланяться старухе-царице. «Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука — Не садись не в свои сани!»)

  1. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.)
  2. Сколько раз холил старик к рыбке с просьба ми? (Пять раз.)
  3. Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами?

(Первый раз. «Море слегка разыгралась». Второй раз. «Помутилось синее море». Третий раз. «Не спокойно синее море». Четвертый раз. «Почернело синее море». Пятый раз. «На море черная буря».) (За ответ приз и жетон.)

9.        Почему рыбка отказалась сделать старуху вла
дычицей морскою? (Ответы детей.)

10.        За что рыбка наказала старика и старуху?

Вопросы  четвертого  конверта

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

1.        «Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».

Чей это портрет?

2.Какое приданое приготовил царь своей дочери?

3.Кому отдала царица приказ: «Весть царевну в глушь лесную, И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам».

  1. Чем угощали царевну семь богатырей?

  1. Кто дал царевне отравленное яблоко?

  1. Кличка собаки семи богатырей. За правильный ответ — приз и жетон.

7.        К   кому   обращался   королевич   Елисей   с
просьбой о помощи?

8.        Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав,
что его невеста умерла?

(«И пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз».)

  1. От чего умерла мачеха?

Вопросы   пятого   конверта

«Сказка о царе Салтане, ...»

  1. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?

  1. Какой величины родился ребенок у царицы?

3.        О чем думал царевич, когда они с матерью
оказались
на воле?

(«Сын подумал: добрый ужин Был бы нам однако нужен».)

4.        Какими  словами  встречала царевна Лебедь
Гвидона
у моря?

(«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?»)

  1. В кого превращался князь Гвидон, чтобы пови дать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
  2. «А комар-то злится, злится -

И впился комар как раз Тетке прямо в правый глаз.» Какой тетке? (Поварихе.)

7.        Почему «... ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой, Около царя сидят — Четырьмя все три глядят»? (Бабариха смотрит двумя глазами, повариха — левым, а ткачиха — правым.)

8.        Какую песенку пела белочка «при честном при
всем народе»? («Во
саду ли, в огороде.»)

у. Почему «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят царя пустить Чудный остров навестить»? (Ответы ребят.)

10. «Царь глядит — и узнает... В нем взыграло ретивое!». Что такое «ретивое»? (Сердце

 Ну что ж, подведём итоги нашего лото. Кто набрал 6 жетонов? Медаль Знатоку сказок

Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен. Изумительно ярко, звонким стихом  написаны сказки. Давайте послушаем  несколько отрывков из них.

Ребята приготовили и другие стихи Пушкина.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание с самого раннего детства. О Пушкине можно говорить очень долго. Восхищаться его произведениями, переживать вместе с его героями. Он всегда в нашей душе и в нашем сердце. У каждого из нас свой Пушкин. Что можно сказать в заключение... Любите Пушкина, учите Пушкина, а главное читайте Пушкина. А сейчас вторая часть  нашей гостиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....