"Прощай Азбука"
классный час (1 класс) по теме

Павленко Оксана Владимировна

Дорогие ребята, родители! В нашем классе снова праздник. А отмечаем мы нашей большой школьной семьёй  первую победу – завершение изучения первой школьной книжки «Русской азбуки». Игры, ребусы, стихотворения, инсценировка: «Овсянка». Сценка по рассказу Н. Сладкова «Овсянка» – все это было у нас. В конце мероприятия всем вручили удостоверение «Прочёл Азбуку».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka.docx23.63 КБ
Binary Data flipchart_na_azbuku.flipchart2.32 МБ

Предварительный просмотр:

- Мы закончили изучать нашу первую книгу и наше путешествие сегодня посвящено именно ей:

        Сели на странички

        33 сестрички.

        Сели рядом не молчат

        Нам задачки говорят. (азбука) – Акростих.

- Мы закончили изучать с вами Азбуку. Поздравляю вас с этой школьной победой. Мы сегодня совершим путешествие в страну Литературию и узнаем, хорошо ли вы изучили Азбуку, всю ли прочитали внимательно и что вы для себя открыли нового. А для этого предлагаю интересный маршрут.

        - Дорога длинная и сложная  и на пути будет много препятствий, но я думаю вы все с ними справитесь. Готовы? Тогда вперед!

        ФЛИП 1. - Отправляемся от нашей остановки Азбука. В народе говорят: «Азбука – ступенька к мудрости.»

- Кто помнит, как появилось слово «Азбука»? (1000 лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда «аз», а буква Б – «буки». Из этих названий «аз» и «буки» и получилось русское слово «азбука». Слово «алфавит» пришло к нам из греч. языка. В греч. языке первая буква называлась «альфа», а вторая – «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит»).

        - Наша первая остановка: Буквоград. ФЛИП 2. Жители этого города – буквы. Стихотворение про буквы (1 ученик - начало, 2-й ученик - гласные).

- Расселите  гласные буквы по указанным адресам.

Улица Мягкая – я, и, е, ё, ю.

Улица Твердая – а, э, о, ы, у.

- В каких случаях гласные с Мягкой улицы обозначают два звука? (после гласных, в начале слова и после ъ и ь знаков).

Стихотворение про согласные (3 ученик).

И нам надо их расселить по указанным адресам. ФЛИП 3.

        Улица Парная–б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

        Улица Непарная – н, м, л, р, й, х, ц, ч, щ.

- Почему некоторые буквы сине-зеленые, некоторые синие (ж, ш, ц – всегда твердые), а некоторые - зеленые (ч, щ, й – всегда мягкие)?

        - Следующая остановка – город Слогов. ФЛИП 4.

-1) Переставьте слоги так, чтобы получились слова: ракета, магазин, зеркало, заяц, лиса, телефон, азбука.

2) ФЛИП 5.Расселите слова в домики: в левый домик слова, состоящие из двух слогов, а в правый- из трех (змея, медведь, голубь; лягушка, машина, белочка).

Следующая остановка – город Слов.

Инсценировка: «Овсянка» Сценка по рассказу Н. Сладкова « Овсянка». (читают ребята).

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь- сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! - Добавил Саша.

- И я люблю! - Сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это - с молоком?

- Да так. А ещё хороша с молоком или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?!

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов- сян- ка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне- мою овсянку слушать!

- А потом ко мне- мою овсянку кушать!

 И друзья побежали.

- Почему мальчики не поняли друг друга? Как называются такие слова? (многозначные).

Это слова-близнецы. Они похожи как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы.

- Какие вы знаете многозначные слова? (ручка,  иголка, лисичка, земля, колокольчик,  кисть, кран, ключ, лук).

Следующая остановка – ФЛИП 6.- город Пословиц.

1). Вставь пропущенные слова:

Кто много _____, тот много ____.

Семь раз _____, один раз _____.      (знает, читает, отрежь, отмерь, ищи, береги)

Друга _____, а найдешь _________.    

2). Исправь ошибки: ФЛИП 7.

Без труда не вытащишь окуня из пруда.

Мученье - свет, а не мученье - тьма.

Семь раз отмерь, один раз откуси.

Не имей сто рублей, а имей сто долларов.

Знай меньше, а говори больше.

Поспешишь – людей огорчишь.

Следующая остановка – Грамотейка.

1). Догадайтесь-ка ребята, ФЛИП 8

Отчего ежы, ершы

Щюки ,чяйки и волчята

Рассмеялись от души?   (Дети выходят к доске и исправляют ошибки).

2). Исправь ошибки: ФЛИП 9

У коли жывет собака полкан. коля учит собаку служыть. Коля и полканПришликреке.

3). Поставь ударения, чтобы высказывания стали верными: ФЛИП 10

Сто сорок и сто сорок будет 200 сорок.

Сто сорок и сто сорок будет 280.

Следующая остановка – город Ребусов. ФЛИП 11, ФЛИП 12.

        Последняя остановка – Сказочный город.

1). Узнай героя сказки:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор…  (Айболит, К.Чуковский)

2). Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком

Очень просто и недлинно

Он зовется…. (Чиполлино, Дж.Родари)

3). Я на балу никогда не была

Чистила, мыла, варила, пряла.

Когда же случилось попасть на бал.

То голову принц от любви потерял.

А я башмачек потеряла потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто тут подскажет?   (Золушка, Ш.Перо)

4). Он и весел, и не злобен этот милый чудачок.

С ним хозяин дядя Робин и приятель пятачок.

Для него прогулка – праздник и на мед особый нюх

Это плюшевый проказник медвежонок…  (Винни Пух)

5). Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена …. (Крокодил, Э.Успенский).

4). Теперь проверим, как хорошо вы помните названия сказок. У меня они перепутаны. Исправьте ошибки. ФЛИП 12

«Снежная принцесса»

«Мальчик и Карлсон»

«Желтая кепочка»

«Спящая бабушка»

«Илья-царевич и серый волк»

«Конь-горбун»

«Стойкий железный солдатик»

Молодцы, ребята! Все города проехали и вот мы с вами в стране Литературии. Здесь посылка с телеграммой: ФЛИП 13. «Дорогие дети! Поздравляю вас с праздником! Читайте больше книг, тренируйте память, развивайте ум, закаляйте характер – ведь вы – будущие ученики старшей школы! Любите книгу! Она поможет вам в жизни!  Королева Литература.  

Дети читают стихи.

АЗБУКА (акростих)

Алфавит – наш лучший друг,

Знают все на свете.

Букв есть множество вокруг,

Учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать,

Азбуку должны все знать.

Стихотворение про буквы:

1 ученик. Любимый русский алфавит

 Из букв и звуков состоит.

 А, Б, В, Г, Д, Е, Ж...

 Дальше знаете уже.

 Звуки с вами говорим,

 Произносим и кричим,

 Шепчем, воем, слышим...

 Буковки мы - пишем,

 Можем их нарисовать,

 Напечатать и прислать!

 То есть звуки только слышим,

 Ну а буквы только пишем!

 Теперь поговорим о звуках –

 Ведь звуки – целая наука!

2 ученик. Что такое гласные?

 Ох, пока не ясно мне!

 Объясните поскорей,

 Чтобы стал я поумней!

 «Голос» называли «глас» -

 Вот и гласные у нас:

 А, О, И, Е, У, Я, Ы –

 Голосом протянем мы.

 Иль, к примеру, буква Ё -

 Тянем голосом её.

 Гласные зачем нужны?

 Для чего они важны?

 Нету гласных - нет слогов,

 Без слогов не будет слов.

 Вместе повторим, друзья:

 Десять гласных знаю я:

 А, Я, У, Ю, О, Ё, И,

 Е, Э и, конечно, Ы !

3 ученик. А кто согласен с гласными?

 Конечно же, согласные!

 Мы с громким шумом их произнесём,

 Мы голосу поможем языком,

 А иногда зубами,

 И нёбом, и губами.

 Звуки те согласные

 Все такие разные:

 Они бывают Звонкие –

  (М, Л, З, Ж, Р, Н,)

 Бывают и глухие –

  (С, Ш, П, К, Ф, Х,)

 Есть твердые и мягкие,

 Бывают и другие...

 Вот, давайте, например

 Приведем такой пример:

 Ш и Щ – мы шипим,

 С – как будто свистим,

 М – мычим,

  Р – рычим...

 Ж – жужжим,

 З – зудим,

 Стало легче понимать?

 Будем верно отвечать?

 Гласные, согласные...

 Милые, прекрасные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощай, Азбука!"

В этой методической разработке вы найдёте материал для проведения последнего занятия по "Азбуке".  Благодаря подобранному материалу дети надолго запомнят этот день. В разработке встретятся сказоч...

Праздник "Прощай, Азбука!"

Театрализованное представление, подготовленное к завершению  работы над "Азбукой". Стихи. Конкурсы....

Прощай, азбука!

Урок прощания с азбукой для 1 класса...

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Праздник «Прощай, Азбука!»

Праздник в 1 классе...

Праздник "Прощай, Азбука".

Сценарий праздника прощания с Азбукой....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....