Празник "День урожая"
методическая разработка (2 класс) на тему

Смирнова Лариса Владимировна

Цели мероприятия:

♦            обобщение  знаний обучающихся  об  осенних  изменениях  в  живой   и  неживой  природе; 

♦            расширение  кругозора детей,  развитие  чувства  ответственности  и  сотрудничества,  эстетического  вкуса,  экологического  мышления, зрительной памяти, воображения, совершенствование умения распознавать овощи по внешнему виду, на ощупь;

♦            организация досуга обучающихся.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_den_urozhaya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ УРОЖАЯ» -

ДАЧНЫЙ  ВИНЕГРЕТ

Цели мероприятия:

  • обобщение  знаний обучающихся  об  осенних  изменениях  в  живой   и  неживой  природе;  
  • расширение  кругозора детей,  развитие  чувства  ответственности  и  сотрудничества,  эстетического  вкуса,  экологического  мышления, зрительной памяти, воображения, совершенствование умения распознавать овощи по внешнему виду, на ощупь;
  • организация досуга обучающихся.    

             Наглядность и оборудование:

  • эмблемы с названиями команд (11 штук);
  • листочки с вопросами (11 штук);
  • бланк№1 (6 штук);
  • бланк№2 (6 штук);
  • пакет семечек, початок кукурузы, яблоко, картофель, лук, помидор, чеснок,  перец, баклажан, свёкла, морковь;
  • анграммы (11 штук);
  • ручки (11 штук);
  • чёрный ящик;
  • платки (4 штуки);
  • поделки из овощей и фруктов, букеты, экспонаты овощей и фруктов для украшения праздника.

Список  использованной  литературы:

  1. Браун Винсон . Настольная  книга  любителя  природы. - Ленинград:  Гидрометеоиздат,  1985.
  2. Волина  В.,  Маклаков  К. Естествознание. – Екатеринбург:  АРТ ЛТД,  1998.
  3. Онегов  А.  Школа  юннатов. - М.: Просвещение,  1998.
  4. Рохлов  В.,  Теремов А.,  Петросов  Р.  Занимательная  ботаника. - М.: АСТ – Пресс,  1999.
  5. Чистякова Т. Н. Экологическое  образование  школьников  на  уроках  и  во  внеклассной  работе. – Смоленск,  2001.

Ход  мероприятия:

Вступительное слово.

        Ведущий 1. Добрый день! Мы рады вновь встретиться с вами после летних каникул. Хоть и длинно лето, но и оно кончилось! И наступила осень.

Янтарная осень начальная,

Срывается лист золотой.

Картина немного печальная

И грусть навевает порой.

Темнеют далёкие ели,

Холодною стала река…

Я помню, как птицы галдели –

Сейчас уж летят в облаках.

                    ( В. Докторов)

        Ведущий 2. Да, красива наша природа в любое время года, но особенно хороша осенью. Это удивительное время года радует нас не только своей красотой, но и своими подарками. А подарки эти овощи, фрукты и ягоды. Вот и у нас на станции юных натуралистов мы отмечаем День урожая ведь каждый из нас любит лакомиться сладким яблоком, сочным арбузом, ароматной малиной.

        Сегодня мы приглашаем вас принять участие в развлекательно-познавательном мероприятии «Дачный винегрет».

Основная часть.

Конкурс №1. «Название команды»

Обучающиеся  делятся  на  команды,  выбирают  капитана  своей  команды.  При  необходимости  можно  провести  жеребьёвку.  Капитаны  команд  подходят  к  столу  и  достают  из  корзины эмблему.  Тот  овощ  или  фрукт,  который  они достанут  будет  названием  команды.

(перцы, огурцы, помидорки, тыковки, яблоки, груши, редиски, малинки, вишенки, морковки, репки).

Конкурс №2. «Доскажи словечко»

Ветки голые стучат,            Гнёзда чёрные пусты,

Галки чёрные кричат,         Меньше сделались кусты.

В тучах редкая просинь,     Ветер листья носит,

Наступила …    (осень)       Наступила …   (осень)

Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила …    (осень)

Конкурс №3. «Что  перепутал  поэт?»

У  меня  на  грядке  крокодил  растёт!

А  в  соседней  речке  огурец  живёт!

Осенью  на  грядке  крокодил  поспел!

Огурец  в  речушке  всех  лягушек  съел.

Ох,  боюсь,  ребята,  что  за  этот  год

Вырастет  на  грядке  толстый  бегемот.

А  в  соседней  речке  прямо  на  крючок

Попадётся  сочный,  спелый  кабачок!

Ох,  когда ж  на  грядке  будет  всё  в  порядке!

Конкурс №4. «Чудо – дерево»

        К дереву прикреплены листочки, на обороте которых написаны вопросы. Каждая команда должна выбрать себе листочек и ответить на вопрос.

  1. Куда осенью исчезают бабочки?   (прячутся в щели, под кору деревьев).
  2. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши?   (у зайца).
  3. Как готовятся к зиме муравьи?   (закрывают входы и выходы муравейника).
  4. Какие садовые цветы до первого снега цветут?   (астры).
  5. Листья каких деревьев осенью краснеют?   (осина, рябина, клён).
  6. Какой овощ на 90% состоит из воды?   (огурец).
  7. Кто собирает яблоки зимой?    (ёж).
  8. Какие деревья листву сбрасывают зелёной?   (ольха и ива).
  9. Назовите  самые  распространённые  овощи  нашей  местности. (картофель, огурец, свёкла, помидор, морковь).
  10. Какая  культура  имеет  самый  крупный  плод?   (тыква).
  11. Как  правильно  ухаживать  за  овощными  культурами?

Конкурс №5. «Вспомнить  всё»

В  этом  конкурсе придётся  вспомнить  фрукты  и  овощи  родного  края  и  других  континентов.  Для  каждой  команды  выдаются  бланки  с  признаками  овощей  и  фруктов.  Их  задача – заполнить  бланки  в  течение  5  минут.

Варианты  бланков:

Бланк №1

Приведите  примеры  овощей,  фруктов,  ягод, пряных  трав:

А) Кислые  и  зелёные:

1 –

2 –

3 –

Б) Жёлтые:

1 –

2 –

3 –

В) Фиолетовые:

1 –

2 –

3 –

Бланк  №2

Приведите  примеры  овощей,  фруктов,  ягод,  пряных  трав:

А) Сладкие  и  зелёные:

1 –

2 –

3 –

Б) Оранжевые:

1 –

2 –

3 –

В) Горькие:

1 –

2 –

3 –

Конкурс №6. «Чёрный  ящик»

В чёрном ящике лежат овощи и фрукты.  Каждой  команде  предлагается  определить  по  описанию  загаданный  овощ,  фрукт.

Чёрный  ящик №1.

В  черном  ящике  лежит  некое  лакомство,  созревающее  на  хорошо  известном  растении.  Родина  этого  растения – Мексика.  В  1874 году  академик  Северинин  в  книге  «Царство  произрастания»  писал:  «Сее  растение  почитается  способностью  исцелять  раны.  Наибольшее  потребление  семени  есть  в  пищу.  Из  него  можно  получать  масло,  пережженные  семена  имеют  запах  кофея  и  производят  наливку  почти  столь  же  приятно».  Что  за  лакомство  лежит  в  чёрном  ящике?  (Семечки  подсолнечника)

Чёрный  ящик  №2.

В  17  веке  в  Египте  её  называли  турецкой  пшеницей,  в  Италии  её  сегодня  называют  гранотурко.  Один  из  испанских  конкистадоров,  участвовавших  в  завоевательном  походе  в  Мексику,  писал:  «На  полях  росли  какие-то  странные  растения,  высотой  более  1 метра.  Казалось,  что  они  из  чистого  золота,  а  листья  из  серебра».  Эта  культура  по  распространённости  находится  на  3-м месте  в  мире  после  пшеницы  и  риса.  На  своей  родине,  в  Мексике,  она  известна  под  названием  майе.  Как  она  называется  у  нас?  (Кукуруза)

Чёрный  ящик  №3.

В  чёрном  ящике  лежит  плод,  употребляемый  в  свежем,  сушёном  и  мочёном  виде.  Этот  плод  принадлежит  двудольному  растению.  Дикие  предки  его  растут  на  Кавказе  и  в  Средней  Азии.  Плоды  полезны,  содержат  вещества,  выводящие  из  организма  ядовитые  тяжёлые  металлы.  О  каком  растении  идёт  речь?  (Яблоко)

Чёрный  ящик  №4.

В  ящике  находится  один  незаменимый  продукт  питания.  «Земляными  яблоками»  называют  в  народе  это  растение.  Родина  его – Южная  Америка.  Когда  оно  впервые  попало  к  нам  в  Россию,  модницы  использовали  для  украшения  его  цветки,  и  только  позже  люди  оценили  его  главные  качества.  Это  растение  в  18 веке называли «чёртовым  яблоком».  В  Италии  это  растение  называют  «тартуфоли»,  во  Франции – пом  де  тер».  Европейцы  впервые  узнали  его  в  1537 году.  Что  в  ящике?  (Картофель)

Черный  ящик  №5.

В  черном  ящике  лежит  талисман,  который  носили  на  груди  средневековые  рыцари.  Ему  приписывали  чудесные  свойства:  якобы  он  способен  предохранять  воина  от  стрел  и  ударов  мечей.  Философы  древности,  разрезая  этот  загадочный  объект  поперёк,  объясняли  своим  ученикам  строение  вселенной,  то  есть  он  был  наглядным  пособием  при  изучении  астрономии.  Во  все  времена,  у  всех  народов  ему  приписывались  лечебные  свойства,  ведь  даже  его  запах  предохраняет  от  заболеваний.  (Лук)

Чёрный  ящик  №6.

Родина  этого  растения – горные  районы  Перу  Эквадора  в  Южной  Америке.  В  России  его  впервые  стали  выращивать  в  Одессе.  Его  ближайшие  родственники  ядовиты.  На  языке  ацтеков  это  растение  называется  «Томатль».  Что  в  чёрном  ящике?  (Томат)

Чёрный  ящик  №7.

Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не заболели. В этом растении содержится большое количество фитонцидов, поэтому мы используем его во время эпидемии гриппа. Этот овощ – родной брат лука.   (Чеснок)

Чёрный  ящик  №8.

Первые путешественники, попавшие в Индию, увидели, что люди еду не солят,  а посыпают едкой «красной солью». Прошло время, и индийское растение разошлось по всему миру. Чем заботливей человек ухаживал за ним, тем крупнее и слаще становились стручки. От горького овоща родился сладкий. Из него делают много блюд. Если устроить состязание овощей, кто из них богаче витаминами – чемпионом бы стал именно этот овощ.   (Перец)

Чёрный  ящик  №9.

Если не веришь, что этот овощ ягода, разрежь его и увидишь: у него, так же как у черники, в сочной мякоти множество мелких семян. В древности его не ели, так как он был очень горьким. Но им лечились, прикладывая к больному зубу вареный овощ. Сотни лет человек ухаживал за ним, и горечь уменьшилась. Этот овощ приобрел свой особенный острый вкус и неповторимый цвет.  (Баклажан)

Чёрный  ящик  №10.

Это – древний овощ. Она росла в садах египетских фараонов 2000 лет назад. И то фараоны её не ели, а лишь любовались ее красивыми листьями. Лишь тысячу лет спустя впервые попробовали корешок этого овоща и убедились, что он очень вкусный. С тех пор этот овощ любят во всем мире, в том числе и у нас в России.   (Свёкла)

Чёрный  ящик  №11.

Её выращивают уже около 2000 тысяч лет. Если бы мы попросили  показать нам овощ, выращенный в Азии, то он был бы фиолетового или желтого цвета, а у нас она оранжевая, потому что в ней много витамина А, который необходим и взрослым, и детям.   (Морковь)

Конкурс №7. «Верите  ли  Вы,  что…»

Верите  Вы,  что…

  • …варенье  можно  варить  из  кабачков – ДА;
  • …родина  чая – Китай – ДА;
  • …лещина – ничто  иное,  как  обычный  орешник – ДА;
  • …позеленевший  клубень  картофеля  наиболее  вкусный – НЕТ;
  • …в  Древней  Руси  основной  овощ – репа – ДА;
  • …вещества,  содержащиеся  в  чесноке  и  луке  способны  убивать  микробов – ДА;
  • …самый  редкий  овощ  в  России  картофель –НЕТ;
  • …овощи,  выращенные  на  своём  участке  мыть  перед  употреблением  не  обязательно – НЕТ;
  • …детям  до  2-х  лет  фрукты  противопоказаны – НЕТ;
  • …подмороженные  ягоды  рябины  становятся  ядовитыми – НЕТ;

Конкурс №8. «Ловкачи»

        В одной куче лежат картофель, морковь, свёкла и яблоки. Это задание будут одновременно выполнять четыре команды по одному представителю от каждой. Их задача – с завязанными глазами разобрать овощи и фрукты по отдельным кучам.

Конкурс №9. «Анаграмма»

        Необходимо решить анаграммы и исключить лишнее слово.

  1. ЛТАИПДСО   (листопад);
  2. ДЖЬОД   (дождь);
  3. НЕСГ   (снег);
  4. ОЖУЙРА   (урожай);
  5. ЕЯСТНЬБР   (сентябрь);
  6. АРМТ   (март);
  7. БКРОЯТЬ   (октябрь);
  8. НЯЬОБР   (ноябрь).

Заключительная часть

        Ведущий 1. Вот и подходит к концу наш праздник. Мы с вами продуктивно потрудились, собрали богатый урожай и теперь с лёгкостью ответим на любые осенние вопросы.

        Ведущий 2.

  • Осенью цветут цветы?   Да
  • Осенью растут грибы?   Да
  • Тучки солнце закрывают?   Да
  • Колючий ветер прилетает?   Да
  • Туманы осенью плывут?   Да
  • Ну а птицы гнёзда вьют?   Нет
  • А букашки прилетают?   Нет
  • Звери норки закрывают?   Да
  • Урожай все собирают?   Да
  • Птичьи стаи улетают?   Да
  • Часто-часто льют дожди?   Да
  • Достаём мы сапоги?   Да
  • Солнце светит очень жарко?   Нет
  • Можно детям загорать?   Нет
  • Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?   Да.

Ведущий 1. Дорогие ребята, спасибо за ваше внимание, участие в конкурсах. Желаем вам стать настоящими овощеводами, садоводами и выращивать хорошие урожаи. До встречи в следующем году!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник урожая"

Внеклассное мероприятие для 1 класса "Праздник урожая". Знакомит учащихся с кубанскими традициями и обычаями....

Праздник УРОЖАЯ

Конспект и подборка стихов для проведения осеннего праздника....

Тест " Урожай "

Правописание безударных гласных непроверяемых ударением ....

Праздник урожая.

Утренник в разновозрастной группе малокомплектного детского сада.Действующие лица: Девочка, Мальчик, Баба Яга, Осень....

Праздник урожая "Щедрая осень"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-2 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник урожая"

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим – пребольшим. В садах росли диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами....