Сценарий внеклассного мроприятия: "День птиц"
классный час на тему

Александрова Ирина Геннадьевна


Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия:

«День птиц»


Цель занятия: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Задачи: 

  1. активизировать знания детей о перелётных птицах, о внешнем виде, питании, повадках;
  2. развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;
  3. воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

План занятия:

  1. Орг. момент
  2. Стихотворения о весне и птицах.
  3. 1 задание «Узнай птиц» 
  4. Сообщения учащихся.
  5. 2 задание «Отгадай загадки»
  6. Игра
  7. 3 задание «Живые синонимы»
  8. 4 задание. Вопросы.
  9. 5 задание «Веришь не веришь»
  10. 6 задание «Птичьи разговоры».
  11. 7 задание «Найдите ошибки»
  12. 8 задание Игра «Прилетели птицы».
  13. 9 задание. «Как быть?»
  14. Подведение итогов


  1. Организационный момент

(Звучит музыка Грига «Утреннее настроение». На фоне музыки учитель читает стихи)

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Бегут  и будят сонный брег

Бегут и блещут, и гласят.,.

Они гласят во все концы

- Весна идёт! Весна идёт!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперёд..,

Весна идёт, весна идёт!

(Звучат голоса птиц)

Весна идет!
Рассеялись туманы -
Кто знает, где теперь их пелена
И вновь видны луга, поля, поляны.
Весна идет!
В наш край идет весна!
Весна идет!
Уже расцвел подснежник -
Зовет весь мир очнуться ото сна
Снимают горы белые одежды.
Весна идет!
В наш край идет весна.

То вдруг прольется ливнем бурным,
То хлынет золотом с высот,
То облаком почти скульптурным
Себя у окон пронесёт.

- Здравствуйте дорогие ребята! Мы поздравляем Вас с весенним праздником – Днем птиц. Птицы – это песнь и полет. Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год.  Вместе мы все встречаем весну. Весну встречают и птицы, которые зимовали рядом с нами. И мы старались им помочь, как могли: повесив, кормушки, мы их подкармливали. Ваша помощь не останется без ответа, птицы обязательно по-своему отблагодарят вас за заботу. И сегодня мы поговорим о птицах, об этих удивительных, прекрасных обитателях нашей планеты

  1. Стихотворения о весне и птицах.

(выходят учащиеся.)

1

Где ты, солнышко, проснись,

Где ты скворушка, вернись,

Сыпать снег зима устала,

Кап, кап, кап, весна настала!

2

Кораблики по лужицам

Бегут, бегут, бегут,

И травка зеленеет

везде: и там и тут.

3

Теплу и солнцу рады

Березка и сосна

Домой вернулись птицы

Домой пришла весна.

4

Самой раннею весной

Запоет певец лесной

Это зяблик распевает,

Про любимый край родной.

- Наша природа красива и разнообразна всегда. Но каждое время года имеет свои особенности, неповторимые черты. На смену зиме приходит весна со своей сочной зеленью, радостным пением птиц. Скоро зашумят весенние дожди, умоют землю, и она станет еще прекраснее, еще моложе. И все вокруг оживет, зазеленеет.

- Сколько чудесных явлений, незабываемых впечатлений дает нам весенняя природа.

Только надо видеть эту прелесть! Удивительное, прекрасное рядом с вами!

-  Давайте вспомним: какая весна бывает? Какая она придет? (ранняя, солнечная, долгожданная, теплая, приветливая, красная, яркая, дождливая).

- Назовите её действия? (наступает, грядет, собирается, улыбается, воодушевляет, завораживает, расцветает, освежает, шагает, приближается и т. д.). 

- С чем же весна придет? (с песнями птиц, с дождями, с солнышком ярким, с весенними говорливыми ручейками и т. д.).

 - Как, когда она может прийти? (внезапно, неожиданно, скоро, быстро, торопливо и т. д.)

- Ребята, давайте попробуем пригласить к нам на праздник Весну. Все дружно позовем: «Весна – красна! Приходи к нам!»

- Посмотрите ребята, к нам пришла телеграмма. Давайте прочитаем ее.

«Дорогие ребята, меня, Весну, в ваши края не пускает злая Зима. Помогите мне, поддержите моих друзей – птиц. Выполните все задания и помогите птицам прилететь в ваши края. А птицы на своих крыльях принесут и меня. Весна»

- Поможем Весне и птицам?

- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия птиц.

- «Синь-синь!»- посвистывает синица. «Чи-чи! Чи-чи!»- вторит ей чиж. «Гра-гра!»- представляется грач. «Сквор-сквор!»- поют скворцы.

  1. 1 задание «Узнай птиц» 

А сейчас первое задание от Весны. Узнайте, какие птицы изображены на слайде.

-Давайте послушаем выступления ребят.

  1. Сообщения учащихся.

1) С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.
Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

2)Характерное свойство подавляющего большинства птиц - способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.
Перо - чудо искусства природы.

3)Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира - африканский страус.. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу. Самые маленькие птицы в мире - колибри.


4) И кажется, весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.

5) А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв.

- Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом, Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке. И в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от нашего дома, надо знать. шумят, галдят. Кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (звучит запись птичьих голосов).

  1. 2 задание «Отгадай загадки»

Может и разбиться,

Может и свариться,

А захочет - в птицу

Может превратиться. (Яйцо.)

 

«Гуль-гуль-гуль», - мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь... (голубей).

 

Пароход идет по Волге,

Над водой дымок повис,

И по всей речной дороге

За кормою - стая птиц.

Наблюдают пассажиры

Их стремительный полет.

Эти птицы окружили

Белоснежный пароход.

То над мачтой пролетают,

То садятся на волну...

Погоди, когда поймаю,

Подарю тебе одну. (Чайки.)

 

Как-то вышел я с ружьишком на охоту

И заметил: кто-то бродит по болоту.

Вижу: ноги - настоящие ходули! –

В воду темную болотную шагнули.

А потом, как эти птицы полетели,

Им во след и вы бы тоже поглядели.

Не сороки, не вороны, не синицы.

Вы не знаете, какие это птицы? (Журавли.)

 

Журавли ведь это были на болоте

Вот кого я нынче видел на охоте.

Эта птица не простая:

Днем его не встретишь ты,

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днем любой его обидит:

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам,

Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы,

И глаза его сверкают

Как зеленые шары. (Филин.)

  

Что за домик на березе

С круглой дырочкой в доске?

Есть такие и в колхозе,

Есть и в городе Москве.

Готовят дом для птицы-друга,

Когда летит она к нам с юга. (Скворец.)

 

В камышах она живет,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! - и нет одной квакушки. (Цапля.)

 

Не за морем птица эта –

Возле нас с тобой живет.

Дом потише выбирает

И гнездо на крыше вьет. (Аист.)

- «Куда это птицы улетают каждую осень?»- издавна спрашивал себя человек. В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов.

- Например, в 18 веке один натуралист утверждал, что птицы улетают…на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

- Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.

- Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья.

- Куда же летят птицы? (Во время рассказа на карте учитель отмечает маршруты птиц)

-  Учёные выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку.

-  Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например, во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам.

-  Самые длинные перелёты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров. Всё это мы узнали от учёных, исследующих жизнь пернатых.

  1. Игра

Хлопайте – если название цветка, 
Машите руками – если название птицы,
И помолчите – если название дерева

(Дятел, ромашка, берёза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василёк, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, аист, пальма, цапля, колокольчик).

  1. 3 задание «Живые синонимы»

- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите...

1. Могучий, как... (орел).

2. Вольный, как... (птица).

3. Мудрый, как... (ворон).

4. Вороватый, как... (сорока).

5. Важный или спокойный, как... (гусь).

6. Важный или надутый, как... (индюк).

7. Верность... (лебединая).

8. Любовь и нежность... (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).

10. Длинноногий, как... (журавль).

11. Большеглазый, как... (филин).

12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

- На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает 100 миллиардов.
- Птиц можно встретить и в угольных шахтах, и на вершинах гор, в джунглях, городах и пустынях, над океанами и на вечных льдах. Куда бы мы ни бросили свой взгляд, мы всегда увидим птиц.

  1. 4 задание. Вопросы:

- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

- Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

- Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)

- У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов)

- Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье - круглое с крышкой)

- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)

- Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)

- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

- Птицы отличаются удивительной красотой и разнообразием окраски, еще немало тайн и загадок остается в их повадках и образе жизни. А какое великое чудо любви к родине они демонстрируют, возвращаясь в родные края, преодолев тысячи километров. И сейчас мы познакомимся с вами с удивительными факты из жизни птиц. 

  1. 5 задание «Веришь не веришь»

1. Верители вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да.)

2. Верители вы, что у куропатки есть специальное приспособление - щиток из перьев, которое называется седло? (Нет.)

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет.)

4. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица - это королек? (Нет.)

5. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет.)

6. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да.)


- Издавна птицы привлекали внимание человека своим прекрасным мелодичным пением. Своим пением они радостно приветствуют начало нового дня, выражают свои чувства и настроение. 
- Чирикая, щебеча, каркая, пернатые призывают других птиц или вызывают противников на бой, выражают свою радость или страх, предупреждают об опасности или проявляют любопытство и удивление. Птицы разных видов чудесно понимают друг друга.

  1. 6 задание «Птичьи разговоры».

 Кто как разговаривает?  

Гуси        -       гогочут       

Журавли     -   кричат

 Утки     -       крякают        

Вороны     -    каркают                 

Голуби      -    воркуют       

Совы    -     ухают     

  1. 7 задание «Найдите ошибки»

Для перины и подушки 
Мягкий пух дают лягушки.
(Не лягушки, а утки, гуси)

Под клювом огромный для рыбы карман 
Имеет умелый рыбак - пеликан.
(Все верно)

Слышишь крики пастуха? 
Гонит в стадо петуха.
(Не петуха, а корову)

Спят ночами утки 
В конуре иль будке.
(Не утки, а собаки)

Глаза у сов, как бусинки,
Яркие, малюсенькие.
(Не у сов, а у синиц)

В строй цыплятки все встают 
И идут скорей на пруд.
(Не цыплята, а утята)

  1. 8 задание Игра «Прилетели птицы».

- А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи... (Дети хлопают)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи - это насекомые.

Учитель. Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают)

Учитель. Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают)

Учитель. Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают)

Учитель.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи.

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы...

- Все вы молодцы!

- Птицы приносят природе и человеку огромную пользу, потому что они уничтожают вредных насекомых, помогают опылять культурные и дикорастущие растения, способствуют распространению плодов и семян. А сколько удовольствия получает человек от общения с птицами, наслаждается их мелодичными пением. 
- А теперь, ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе нашу планету без птиц. Если исчезнут птицы, то человек и весь животной мир погибнет. И чтобы этого не случилось, чтобы не произошло экологической катастрофы на планете Земля, мы должны беречь и охранять наших пернатых друзей, помогать им в зимнее время. 

- Птицы нуждаются в вашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц? А чем вы их кормите? (Ответы детей).

- Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьёв.

-  Конопля – универсальный корм для всех птиц.

-  Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.

-  Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.

-  Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечётки, снегири, чижи, щеглы, синицы.

-  Ягоды рябины, бузины, черёмухи очень любят снегири и свиристели.

-  А так же сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.

  1. 9 задание. «Как быть?»

Разбор жизненной ситуации.

- Расскажите, как поступите вы в такой проблемной ситуации. Вы можете выбрать один из предложенных вариантов ответа, или предложить свое решение проблемы.

За правильный ответ «прилетает» птичка.

1 ситуация.

За домом на земле вы увидели птенца, который не может далеко улететь, а пролетев 1-2 метра, садится на куст и кричит.

Варианты ответов:

  • Взять птенца домой и покормить, а потом отпустить.
  • Это подлёток. Птенец, который вылетел из гнезда, но летать только учится. Рядом с ним будет кто-то из родителей. Его нельзя трогать.
  • Посадить в клетку.

2 ситуация

Гуляя в поле, в кустах нашли гнездо с птенчиками.

Варианты ответов:

  • Гнездо упало. Попробуем его  поднять на дерево
  • Посмотрим птенцов, погладим, покормим и уйдём.
  • Гнездо и птенцов трогать не будем. Сразу отойдём. Родители прилетят и покормят птенцов.

3 ситуация.

В окно класса влетел стриж. Лежит на полу и никуда не летит.

Варианты ответов:

  • Отнести птицу к ветеринару.
  • Полечить её, накормить, напоить. Может потом полетит.
  • Взять в руки и поднести к открытому окну. Стрижи не умеют взлетать с земли.

4 ситуация

У вас на балконе ласточки строят гнездо.

Варианты ответов:

  • Сломаю гнездо, чтобы по утрам своим криком меня не будили.
  • Буду наблюдать за их работой
  • Насыплю им крошек. Пусть едят.

5 ситуация

У вас на даче скворцы клюют  черешню.

Варианты ответов:

•Черешни хватит всем. Пусть едят. А потом помогут нашему саду - избавят его от вредителей.

  • Пострелять их из духового ружья.
  • Поставить чучело.

  1. Подведение итогов

- Что дали птицы человечеству? Вот несколько ответов. Сопереживание полёта. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено. Краски, пение, движение, вдохновение, победу над силой тяжести, глубокое ощущение свободы и радости. Каким скучным местом был бы мир без птиц! Но число птиц катастрофически уменьшается. И одним орнитологам с этой бедой не справиться. Сколько дел, посильных каждому из нас. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже немало. Очень важно чтобы птицы такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

- Что интересного вы узнали о птицах? Что запомнили? Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню птиц "Здравствуй,птичья страна!"

Конспект мероприятия ко Дню птиц, для учащихся 2-го класса. Цель : экологическое воспитание, расширение кругозора, проверка знаний и эрудиции....

Сценарий внеклассного мероприятия ;Покормите птиц зимой!"

Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами  и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно м...

Сценарий внеклассного мероприятия "Зимующие птицы нашего края "

Сценарий мероприятия  для  учащихся начальной школы. Цель:  Расширить знания учащихся о зимующих птицах  нашего края и учить проявлять заботу к ним.Проводится в занимательной ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Заклички птиц"

Внеклассное мероприятие из серии "Настоящее прошлого - настоящее будущего"...

Сценарий внеклассного мероприятия "Зимующие птицы"

Сценарий внеклассного мероприятия...

Сценарий внеклассного мероприятия "Покормите птиц зимой!"

Древний философ Конфуций сказал: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу». Так давайте почаще смотреть в ...